Модные увлечения блистательного Петербурга. Кумиры. Рекорды. Курьезы

Сергей Глезеров, 2022

Эта книга откроет вам удивительный мир блистательного Санкт-Петербурга, рисуя живописную картину закулисной жизни города в начале ХХ века. Вы узнаете, какие кумиры покоряли умы и сердца петербуржцев; какие спортивные рекорды, театральные постановки и произведения искусства не оставляли равнодушными как людей образованных, так и простых обывателей; множество фактов и курьезных случаев, освещенных в журнальной прессе того периода; и много других любопытных сведений о жизни Северной столицы. Издание адресовано самому широкому кругу читателей: школьникам, студентам, историкам, любителям культуры и спорта – всем, кто хочет узнать о Петербурге и его жизни как можно больше. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Всё о Санкт-Петербурге

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Модные увлечения блистательного Петербурга. Кумиры. Рекорды. Курьезы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Гимнастика: «И телом здоров, и душа не слаба!»

«В России, в интеллигентном слое населения, страдающем неправильным питанием, вследствие сидячего образа жизни, при чрезмерной умственной работе и полном отсутствии физической, значение гимнастики особенно велико», — читаем в знаменитом энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона.

В битве гимнастических систем

С очень давних времен гимнастикой назывались вообще все физические упражнения. Только в XIX в. понятие «гимнастика» несколько сузилось и стало определением одного из средств физического воспитания. Тем не менее официальная система физического воспитания дореволюционной России продолжала называться гимнастикой. Она во многом зависела от культурных связей со странами Западной Европы и основывалась на заимствовании гимнастических систем, существовавших там.

Процесс возникновения гимнастических систем проходил в начале XIX в. преимущественно в странах континентальной Европы — Германии, Швеции, Франции и т. д. Правда, понятие «гимнастика» в те времена объединяло не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и другие виды упражнений — бег, прыжки, борьбу, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения и др. Лишь в середине XIX в. наметилось разделение упражнений на гимнастику, спорт, игры и туризм.

Возникшие в Европе гимнастические системы имели общую основу, но каждая из них отражала своеобразие той страны, где она создавалась. Различия проявлялись также в применении снарядов, в средствах, способах, организации и формах проведения занятий. Любопытно, что очень часто гимнастика являлась не столько спортивным занятием, сколько формой проявления общественных настроений.

Так, немецкая гимнастика, появившаяся во второй половине XVIII в., свое широкое развитие получила с начала XIX-го, став одной из форм борьбы за национальное объединение страны. В 1810 г. в Германии возник первый кружок любителей гимнастики, положивший начало турнерскому гимнастическому движению. Активная роль в нем принадлежала Фридриху Яну, считавшему, что с помощью гимнастики немецкая молодежь сможет возродить воинственность древних германцев.

Турнером (от латинского слова «турнаре» — поворотливость, изворотливость) в Германии называли человека, занимавшегося упражнениями на специально оборудованных гимнастических площадках — турнплацах. Занимались немецкой гимнастикой, уделяли много внимания туризму и экскурсиям, военно-игровым упражнениям, развитию воли, физической силы и выносливости, а также воспитанию дисциплины. Немецкая гимнастика пользовалась популярностью в Австро-Венгрии, Италии, Швейцарии, Дании, Голландии.

Одним из мотивов становления в конце XVIII — начале XIX вв. французской гимнастической системы являлся революционный подъем в стране, а затем стремление возродить военную мощь национальной армии после разгрома Наполеона. Не случайно создателем французской гимнастики стал приверженец Наполеона полковник Франциско Аморос, которому поручили работу по введению гимнастики в армии. А сокольская гимнастика, возникшая в Чехии в 1860-х гг. и распространившаяся во многих славянских странах, в первую очередь боровшихся за свое национальное освобождение, обуславливалось усилившейся в то время национально-освободительной борьбой чехов против гнета Австро-Венгерской империи (подробнее о ней будет сказано в параграфе «Русский сокол — для всех русских граждан»).

Широкое распространение во многих странах Европы, в том числе в России, Финляндии и Норвегии, получила шведская гимнастическая система. Ее основателем являлся Пер Линг, по предложению которого в 1813 г. в Стокгольме создали гимнастический институт. Все упражнения, составлявшие шведскую гимнастику, подразделялись на четыре основные группы — педагогическую, военную, врачебную и эстетическую. Причем если в немецкой гимнастике предпочтение отдавалось упражнениям на брусьях и коне, то в шведской гимнастике чаще всего использовались стенка, скамья и бревно.

Кроме национальных гимнастических систем, к концу XIX — началу XX вв. уже не отвечавших новым требованиям времени, стали набирать популярность многочисленные системы индивидуальной гимнастики. Наибольшую известность получили домашняя гимнастика Иоганна Мюллера «Моя система», а также различные разновидности художественной гимнастики для женщин Жака Далькроза и Айседоры Дункан.

Спортивная гимнастика появилась в Петербурге в начале XX в., но отдельные гимнастические упражнения использовались задолго до этого. Еще в 1820-х гг. в Россию проникли немецкая и шведская гимнастические системы. Во второй половине 1820-х гг. гимнастику ввели в военных училищах, а в 1838 г. разработали инструкцию по применению гимнастики в армии. К 40-м годам XIX в. относятся первые серьезные попытки по применению гимнастики в армии.

«Главные снаряды по системе школьной гимнастики капитана Докса».

Иллюстрация из книги «Школьная гимнастика в Голландии, Дании, Швеции и Германии» (СПб., 1875)

В виде эксперимента правительство решило ввести гимнастику в 6-м пехотном и отдельном гвардейском корпусах, причем непосредственное руководство ею осуществлял швед Густав де Паули — ученик Франциско Амороса, вводившего гимнастику во французской армии. После смерти Паули в 1839 г. эту гимнастику заменили шведской системой, но она также не получила в армии широкого распространения.

Впрочем, Паули прославился в России не только деятельностью по введению гимнастики в армии. Кстати, Паули, шведский уроженец, прибыл в Петербург в 1832 г. из Гельсингфорса, где в 1830-1832 гг. содержал частное гимнастическое заведение. В 1834 г. он открыл в Петербурге школу плавания, просуществовавшую всего два сезона, а в 1836 г. — частное врачебно-гимнастическое заведение на Большой Миллионной улице, которое он назвал «гимнастическим институтом». В 1836 г. этот институт посещали 94 человека, в 1838 г. — 80 (из них 43 мужчины и 37 женщин). Применял Паули гимнастическую систему Амороса.

После смерти Паули продолжателем дела стал его соотечественник де Рон. Ему поручили руководство гимнастическими упражнениями в столичных военно-учебных заведениях и в гвардейском корпусе. В 1842 г., с разрешения правительства, де Рон основал гимнастическое общество, а в сентябре 1846 г. устроил частное гимнастическое заведение на Английской набережной, на содержание которого много лет получал дотации от правительства.

Основным направлением деятельности этого заведения было лечебное: по мнению историков, оно являлось первой попыткой в России лечить больных при помощи гимнастики. При этом де Рон взял за основу шведскую систему гимнастики. За посещение гимнастического зала на Английской набережной взималась плата 15 р. в месяц с тех, кто пользовался врачебной гимнастикой, и 10 р. — с посещавших общую гимнастику. Занятия проводились с 8 до 10 часов и с 14 до 16.30. Отдельно проводились занятия с детьми. Впоследствии был организован подобный зал гимнастики в павильоне Инженерного замка под руководством Вальфельта — преемника де Рона.

«Попытку построить научную педагогическую гимнастику сделал П.Ф. Лесгафт, положив в основу своей системы подробное изучение анатомии и физиологии органов движения», — говорилось в энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона.

К концу XIX в. в Петербурге параллельно существовали немецкая и шведская гимнастические системы, причем немецкая постепенно вытесняла шведскую. Некоторое оживление шведской гимнастики началось с 1909 г., это связывалось с блестящей работой группы шведских гимнастов, продемонстрировавших свою гимнастическую систему на российско-шведской выставке спорта, проходившей в Михайловском манеже в 1909 г.

«Вот где творится великое дело светлого будущего»

С 1860-х гг. в России стали появляться гимнастические общества. В Петербурге в 1863 г. первым возникло гимнастическое общество «Пальма». Оно непрерывно и с большим успехом действовало до самой революции. В 1908 г. «Пальма» приобрела в собственность участок земли на Крестовском острове для летних спортивных занятий на открытом воздухе.

«В этом обществе почти исключительное внимание обращено на гимнастику, и за время своего существования оно дало многих прекрасных гимнастов и целый ряд прекрасно тренированных и развитых молодых людей, — говорилось об обществе «Пальма» на страницах журнала «Сила и здоровье» в декабре 1909 г. — Занимаются гимнастикой в этом обществе дети, взрослые обоего пола и даже старики, из которых некоторые уже достигли 80-летнего возраста. Занятия проходят по вечерам: среда и суббота — мужчины, вторник и пятница — женщины, старики занимаются по вторникам от 10 часов вечера. Вот где действительно творится великое дело светлого будущего, вот кому от души можно пожелать успеха, с кого следует брать пример».

Добавим, что в то время почетным председателем общества являлся действительный статский советник доктор философии, профессор Эмиль Густавович Шмидт, а председателем — Николай Адольфович Янсон.

Мужская группа общества «Пальма» выполняет пирамиду. 1913 г.

Фотограф Карл Булла

В начале XX в. в Петербурге существовало немало заведений, специально посвященных занятиям гимнастикой. Одним из первых стала С.-Петербургская школа гимнастики. Днем ее основания считалось 8 марта 1902 г., когда посещение школы разрешили учащимся всех учебных заведений Петербургского учебного округа. По словам заведующего школой, штабс-капитана К. Алексеева, она являлась «результатом моих стремлений к осуществлению занимающей меня мысли об учреждении начальной школы, где бы образование умственное рука об руку шло с образованием физическим».

Первыми вехами в создании школы он считал февраль 1902 г., когда начальник Павловского военного училища разрешил ему использовать для устройства школы гимнастический зал училища; затем март того же года, когда посещение школы разрешили учащимся всех учебных заведений Петербургского учебного округа. И наконец, апрель 1902 г., когда школу торжественно открыли. Ей разрешили пользоваться конным манежем и стрельбищем Павловского военного училища, а также соседним Петровским пехотным манежем.

Руководящим началом штабс-капитан Алексеев считал «высочаший рескрипт» государя Николая II от 10 июня 1902 г., данный на имя управляющего Министерством народного просвещения. В нем говорилось о необходимости «умственного и физического развития молодежи». В свою очередь, управляющий министерством издал 15 августа 1902 г. специальный циркуляр попечителям учебных округов по вопросу о постановке физических упражнений в учебных заведениях под девизом «И телом здоров, и душа не слаба!».

«Санкт-Петербургская школа гимнастики главнейшей своей целью имеет занятия с молодежью самого раннего возраста, — отмечал штабс-капитан Алексеев. — Мы твердо уверены в том, что из таких учеников впоследствии могут выйти и руководители физического образования, действительно образцовые в полном смысле этого слова».

Во главе школы встал «комитет сотрудников», в который вошли мать и братья штабс-капитана Алексеева. Николай и Владимир Алексеевы были штабс-капитанами 1-го Уссурийского железнодорожного батальона, а Иван Алексеев — подпоручиком 3-го Ново-Георгиевского пехотного полка. Кроме того, в комитет вошли несколько классных наставниц, учитель фехтования и другие педагоги.

Первое время занятия проходили по воскресеньям в две очереди: до 6 вечера — для детей («Школьные праздники»), с 6 вечера и до ночи — для взрослых («Вечера для взрослых»). 2 января 1903 г. состоялся 19-й по счету «Школьный праздник», украшенный на этот раз новогодней елкой, а 4 января — 20-й «Школьный праздник» с новогодним костюмированным балом. С 1903 г. начались ежедневные общие занятия, к которым относились прогулки, подвижные игры, танцы, фехтование, строевые занятия, телесные упражнения и т. д. На Крестовском острове, при содействии С.-Петербургского Парусного клуба, школа Алексеева организовала катания с гор, бег на лыжах и гонки на буерах, «работы в снегу и т. п. развлечения».

Первым и самым значимым результатом деятельности Санкт-Петербургской школы гимнастики стали организация и проведение в Петербурге с 27 декабря 1902 по 6 января 1903 г. «Первой педагогической выставки предметов физического образования». Подробно о ней говорится в главе, посвященной спортивным выставкам.

Журнал «Спортивная жизнь» в 1907 г., обозревая «наиболее выдающиеся гимнастические общества» в тогдашнем Петербурге, кроме старейшей «Пальмы», относил к ним С.-Петербургское атлетическое общество (в нем занимались не только атлетикой и борьбой, но и гимнастикой), С.-Петербургское финское гимнастическое общество, кружок гимнастов при Экспедиции заготовления государственных бумаг и т. д. Все эти общества ставили перед собой задачу развивать не только гимнастику, но и содействовать вообще физическому развитию.

Одним из старейших столичных спортивных объединений являлось С.-Петербургское гимнастическое общество. Его основала в 1883 г. группа лучших питерских гимнастов того времени, в том числе А.П. Лебедев, К.Ф. Грюнбуш и Ф.Ф. Флейснер. «Несмотря на определенный индифферентизм русской публики к физическому развитию, обществу удалось достигнуть неплохих результатов, — отмечалось в 1907 г. в «Спортивной жизни». — В настоящее время оно насчитывает в своих рядах 130 действительных членов и до 300 „гостей”. С недавнего времени общество ввело гимнастику для дам и детей, что имело большой успех. Занятия общества в зимнем сезоне, с 1 сентября по 1 мая, проходят в гимнастическом зале на Васильевском острове, угол Большого пр. и 1-й линии, летом общество нанимает дачу в окрестностях Петербурга. Кроме гимнастики, летом организуются также всевозможные игры и занятия легкой атлетикой, а также лаун-теннисом. Зимой и летом общество устраивает прогулки за город, пешком и на велосипедах, зимой на лыжах. Изредка бывают и более продолжительные экскурсии, например, на Иматру, на остров Гогланд и др.».

Рекламное объявление заведения Генри Кирштена. Начало XX в.

Традицией общества являлось ежегодное открытое гимнастическое занятие в ноябре, на которое приглашали «постороннюю публику». Кроме того, каждый год, в середине зимнего сезона для членов общества проводились состязания по гимнастике. Отличившиеся получали награды в виде дипломов и значков-«жетонов».

Еще одной традицией С.-Петербургского гимнастического общества служило ежегодное проведение зимнего бала. В декабре 1907 г. бал прошел в помещении купеческого собрания на Владимирском проспекте. Праздник включал в себя театрализованную часть — пьесу, в которой играли исключительно участники общества, комические куплеты и игру на музыкальных инструментах, а также спортивную — «вольные упражения». Завершился праздник танцами до поздней ночи.

Большое внимание гимнастике уделялось в обществе «Маяк», основанном в 1900 г. американской «Ассоциацией молодых христиан» (подробнее о нем — в разделе, посвященном спортивным объединениям и площадкам). В феврале 1908 г. общество открыло «образцово-показательный» гимнастический зал в своем здании на Надеждинской улице, 35 (ныне — ул. Маяковского).

«Гимнастическое отделение „Маяка” представляет для нас, русских, столько нового и интересного, что настоятельно рекомендуем всем интересующимся физическим развитием побывать там и обратить свое внимание на серьезную постановку этого дела, — говорилось в феврале 1910 г. в журнале «Сила и здоровье». — Петербургская молодежь, оценив эти достоинства, довольно быстро заполнила ту максимальную цифру, на которую был рассчитан при постройке зал».

«Очагом» гимнастики стала учрежденная в 1909 г. в Петербурге Офицерская гимнастическо-фехтовальная школа (в настоящее время ее продолжателем является Военный институт физической культуры Министерства обороны РФ). Точкой отсчета являлось 17 мая 1909 г., когда появилось повеление императора об утверждении Временного положения о Главной гимнастическо-фехтовальной школе. Плановые занятия в школе начались с 1 октября того же года.

Школа появилась из-за необходимости иметь в стране учебный центр наподобие французской гимнастическо-фехтовальной школы. С этой целью петербургский фехтовально-гимнастический зал и преобразовали в Офицерскую гимнастическо-фехтовальную школу. Основной ее задачей являлась подготовка офицеров — сильных физически, проникнутых духом дисциплины и патриотизма.

Из общего количества 1425 учебных часов собственно на гимнастику отводилось только 360. Гораздо больше внимания уделялось владению холодным оружием (650 часов), далее шли теоретические предметы (230), легкая атлетика (100), лыжи (70), плавание (70), практика (40) и спортивная стрельба (5). Из Праги для преподавания гимнастики в школу пригласили одного из лучших чешских «соколов» — Эрбена. Ежегодно школа выпускала до ста преподавателей для армии. В 1908 г. школа разработала новое «Наставление для обучения войск гимнастике», в основе которого лежала сокольская система.

«Эра насаждения здорового спорта»

Серьезное внимание гимнастике уделялось в «Обществе телесного воспитания „Богатырь”», существовавшем в Петербурге с 1904 г. В обществе культивировалось два направления гимнастики — сокольская и шведская. Сокольский отдел превратился впоследствии в общество «Сокол-II», а на основе шведского отдела (курсов педагогической гимнастики) в 1912 г. открылся Институт гимнастики. Его директором стал знаменитый энтузиаст спорта доктор медицины В.Н. Песков, основатель шуваловской школы плавания.

Весной 1911 г. В.Н. Песков, в ту пору старший врач 2-го Балтийского флотского экипажа, вернулся из заграничного путешествия. Главный морской штаб командировал его для изучения постановки врачебной и общей гимнастики в Швеции, Дании, Норвегии, Германии и Чехии. Путешествие было длительным: в частности, находясь в Швеции, Песков прослушал трехмесячный курс в Королевском гимнастическом институте.

«Занятие спортом и гимнастикой — мое любимое дело с самой юности, а потому немудрено, что теперь я отдаюсь этому делу всей душой, — заявил доктор Песков, рассказывая о своей командировке репортеру «Петербургской газеты». — Теперь в России наступает новая эра насаждения здорового спорта».

По словам доктора Пескова, он не являлся сторонником сокольской гимнастики, поскольку большинство снарядов, причем достаточно нецелесообразных, заимствовалось в ней из немецкой гимнастики. Поэтому в своем докладе, представленном после командировки, он предлагал для флота взять за образец систему шведской гимнастики, прибавив к ней упражнения с булавами и флажками, а также ввести при этом в систему физического образования некоторые специально русские упражнения. Эта комбинированная система, по словам доктора Пескова, могла бы положить начало русской системе физического воспитания.

Экзамен членов общества «Богатырь» в гимнастическом зале Второго кадетского корпуса. 1912 г. Фотограф Карл Булла

Важнейшей ее частью Песков считал плавание. «На обучение плаванию надо обратить особенное внимание, — утверждал он, — тем более, что вообще в России по сравнению с другими странами Европы в этом направлении пока еще сделано очень мало…»

Возглавляемый доктором Песковым Институт гимнастики находился на Фонтанке, возле Чернышева моста, в здании купеческого училища. Институт состоял из нескольких отделов — педагогического, гигиенического и спортивного. При этом педагогический отдел служил «для подготовки лиц обоего пола на должность преподавателей гимнастики, танцев, руководителей игр и спортивных учреждений». Программа его занятий включала анатомию и механику движений, физиологию и гигиену, историю и теорию танцев, педагогику и психологию, а также умение оказать первую помощь. В число практических предметов входили гимнастика, пластика, танцы и подвижные игры.

В гигиеническом отделе каждый желающий мог получить рекомендации по «рациональным упражнениям», а спортивный отдел служил для занятий фехтованием, боксом, легкой атлетикой и борьбой. Кроме того, в институте работало детское отделение, в котором преподавались гимнастика, игры и танцы. Институт располагал своей лыжной станцией в Парголово. Второй лыжной базой служил Удельнинский отдел общества «Богатырь», где для учеников института работал бесплатный прокат лыж.

Институт пользовался такой популярностью, что в 1913 г. к началу занятий в него записалось 250 человек. Среди учащихся до половины составляли приезжие, причем многие из них рассчитывали, закончив институт, зацепиться в столице, получив работу в крупных учебных заведениях. Как правило, они не обманывались в ожиданиях: как отмечалось в отчетах института, «все окончившие институт мужчины получали немедленно солидные места». Многие, получив заветный диплом, возвращались в провинцию, где продолжали развивать идеи института.

Бывшие ученики гимнастического института неизменно с благодарностью вспоминали о своих преподавателях, среди которых были представители самых различных направлений — доктор медицины В.Н. Песков, артист императорских театров П.В. Маржецкий, артисты императорского балета А.А. Эрлер-Львова и В.Ф. Львов, а также иностранные специалисты — преподавательница Стокгольмского центрального института

Э.Г. Лейонмарк и сотрудник Копенгагенского центрального института И.Г. Гельгасон. Им помогали ассистенты из числа слушателей, уже окончивших институт.

Деятельность этого заведения заинтересовала городские власти: занятия не раз посещали члены городской комиссии по народному образованию. Бывали тут представители санитарного общества врачей столицы, а также слушатели различных курсов.

Объявление гимнастического института доктора В.Н. Пескова (Института гимнастики) общества «Богатырь» на Фонтанке, 62

Занятия проходили ежедневно: по будням с 7 до 11 часов вечера, в остальные дни с часу дня до 5 часов вечера. В начале и при окончании учебного курса врач института осматривал и измерял занимавшихся. Уже за первый год деятельности института сравнение этих данных показало, насколько полезными оказались занятия. Результаты, как говорится, были налицо: «увеличение размера грудной клетки, увеличение роста за счет выпрямления позвоночника, выправка и, как свидетельствовали собственноручные приписки в книге осмотров, общее улучшение здоровья».

Учитывая такие позитивные итоги, весной 1914 г. распорядительный комитет и педагогический совет «Богатыря» приняли решение о переводе гимнастического института на двухлетний курс обучения. Несмотря на начало Первой мировой войны, осенью 1914 г., хотя и с опозданием на неделю, занятия по новой программе все же начались. Конечно, война не могла не отразиться на делах института. Количество желающих заниматься уменьшилось за счет сокращения числа провинциалов, приехавших в Петербург.

Тем не менее гимнастический институт просуществовал всю Первую мировую войну и дожил до революции, после чего его реорганизовали в Педагогический институт при Наркомате просвещения. В 1920 г. снова преобразовали — в Институт физической культуры общества телесного воспитания «Богатырь». К сожалению, в таком качестве ему удалось просуществовать недолго, — в 1923 г. институт закрыли. По-видимому, аполитичные традиции «Богатыря» не вписывались в новую советскую жизнь.

«Русский сокол — для всех русских граждан!»

На рубеже XIX—XX вв. широкое распространение стала получать сокольская гимнастика. После революции ее заклеймили как буржуазную и контрреволюционную, обвиняли ее в «милитаризаторском духе», хотя многие элементы в дальнейшем были взяты на вооружение отечественной спортивной гимнастикой. Однако сокольство значило гораздо больше, нежели просто вид гимнастики. Оно являлось способом военно-спортивной физической подготовки.

Так что же такое сокольство? Оно появилось в Чехии и стало формой национально-освободительного движения чехов против немецкого господства. Первое сокольское общество возникло в Праге в начале 1860-х гг., но не в целях спорта и удовольствия, а, как отмечали современники, для упорной работы над совершенствованием как физической, так и духовной природы человека и развития высоких гражданских качеств.

Сокольская гимнастика была для чехов гораздо больше, чем спортом. Она означала для них возрождение чешского народа, подъем народного духа. В основу сокольства легли идеи единения и братства, развития нравственного и умственного, сознания гражданского долга и социальных обязанностей, права на национальное самоопределение и свободное культурное развитие. И главное — «единение на почве совместного физического воспитания».

При своем возникновении общество приняло название «Сокол» в качестве символа своих возвышенных стремлений и установило обычай обращаться на «ты» среди членов единой сокольской семьи. Почему именно сокол? Имя гордой птицы использовалось как символ свободы, мужества, независимости.

Во главе первого сокольского общества стоял доктор Мирослав Тырш — культовая фигура для всего сокольства. Выпускник Пражского университета, он занимал должность руководителя общества в течение двадцати лет. В своей книге «Основы физической подготовки» М. Тырш изложил оригинальную систему упражнений, основу ее составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в 50-е и 60-е гг. XIX в. Шписсом. Эту систему М. Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. Все упражнения подразделялись на четыре основные группы:

1. Упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

2. Снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки «атакой» в высоту, прыжки с шестом в длину, упражнения на козле, на столе в длину, на коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями и т. д.); упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

3. Групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

4. Боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

В сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как э в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, были введены музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь. Считается, что именно из сокольской гимнастики выросла современная спортивная гимнастика.

Сокольские упражнения гимнасток общества «Польский сокол». 1907 г. Фотограф Карл Булла

Основными средствами в Сокольской гимнастике являлись упражнения, связанные с применением гимнастических снарядов. Исключительное значение придавалось красоте движений, перестроений и даже костюмов. Все некрасивые движения исключались, практиковались только четкие, точные и внешне красивые положения тела. Применялись всевозможные предметы — палки, шарфы, старинные виды оружия (мечи, щиты, булавы) и т. п. Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения.

За полвека своего существования сокольство широко распространилось в Чехии и среди других славянских народов — поляков, болгар, сербов, хорватов, словаков, а в 1904 г. появился Союз славянского сокольства. Таким образом, сокольство вылилось в ярко выраженную славянскую организацию, которая провозглашала идею всеславянского единения.

В 1904 г. петербургский журнал «Спорт» посвятил сокольскому движению пространную публикацию, начинавшуюся со слов: «Чтобы избежать войны, надо быть к ней готовым. Это простая, известная истина». Сокольство имело к ней самое непосредственное отношение. Было заявлено, что именно сокольство способно готовить настоящих солдат, поскольку спорт имеет «великое общественное значение», вырабатывая драгоценные качества воина — силу, ловкость, смелость, презрение к опасности, глазомер, подвижность и умение побеждать препятствия.

«Пример спортивной организации, нацеленной на военную подготовку, — это чешское сокольство, или гимнастическое общество соколов». Для чехов, где зародилось в XIX в. это движение, оно имело также политическое значение, выступая своего рода формой борьбы, протеста против немецкого господства (Чехия входила тогда в Австро-Венгерскую империю).

«Почему мы не можем создать ничего подобного? — вопрошал обозреватель журнала «Спорт». — Ведь у нас неоднократно рождались идеи о национальных учреждениях на спортивной основе. Но как только они переходили в стадию осуществления, то сейчас же замирали». Так потонул «в болоте канцелярщины» родственный сокольству грандиозный проект князя Ширинского-Шихматова об учреждении «Всероссийской стрелковой дружины».

«Курс сокольской гимнастики».

Петроград. 1917 г.

«Всякий спортсмен полезен на войне, — резюмировал журнал «Спорт». — Но спортсмен дисциплинированный, привыкший к разумному подчинению и умеющий действовать сообща — прямо неоцененный солдат. Это материал, почти готовый к употреблению. Если бы на Руси существовало национальное сокольство, при громадном пространстве страны, при массе ее народонаселения подобная корпорация была бы грозным оплотом русских сил».

В начале XX в. сокольство возникло и в России. Его принесли чешские преподаватели гимнастики. Сперва никто не знал еще об их принадлежности к сокольству, и их воспринимали только как опытных руководителей физического воспитания в учебных заведениях. Они собирали вокруг себя кружки любителей физических упражнений, которые вначале не носили названия сокольских: в Москве — Первое русское гимнастическое общество, в Петербурге — гимнастическое общество «Север». В 1908 г. на базе последнего основали сокольский центр.

В октябре 1911 г. петербургские «соколы» праздновали 75-летие своего вице-президента сенатора Н.А. Султан-Крым-Гирея. По этому поводу он выступил с многочисленными заявлениями в столичной прессе. «Наше сокольское дело идет в России очень успешно, — говорил он. — Несколько лет тому назад у нас не было ни одного „сокола”, а сейчас насчитывается сорок шесть русских сокольских обществ. Из них двадцать одно общество, с разрешения министра внутренних дел, образовало русский союз соколов, и уже возбужден вопрос о присоединении нашего союза к общеславянскому в Праге. В Петербурге „соколов” много, и все мы живем как братья, радостно и дружно».

Гимнастические упражнения спортсменов общества «Сокол» в Михайловском манеже. 1911 г. Фотограф Карл Булла

Одна из сокольских организаций Петербурга существовала в структуре популярного гимнастического общества «Богатырь». Это был «отдел сокольской гимнастики», который включал в себя курсы для подготовки преподавателей, летнюю площадку для взрослых на Большой Спасской улице, детскую площадку в Новом Петергофе (на плацу мужской гимназии имени императора Александра II) и бесплатные детские площадки в городских садах — Юсуповом и Екатерингофском.

На курсах подготовки учителей сокольской гимнастики, кроме непосредственно сокольства, преподавались анатомия и физиология, гигиена, гимнастические системы и теория физических упражнений, оказание первой помощи, а также основы шведской гимнастики.

Массовые вольные упражнения солдат во время смотра сокольской гимнастики.

Красное Село, 2 августа 1909 г. Фотограф Карл Булла

Любопытно, что единственным источником денежных средств у курсов была плата за право быть слушателями, которая составляла два рубля в месяц. За учебный период 1913-1914 гг. курсы принесли пятьдесят рублей прибыли.

Количество сокольских организаций в России стремительно росло, и в 1910 г. возник Союз русского сокольства, а в апреле следующего, 1911, года в Москве прошел первый съезд делегатов этого союза, который установил общие основы русского сокольства. Они выходили далеко за рамки спортивной гимнастики, хотя и было заявлено, что сокольство является «культурным институтом» и совершенно чуждо всяким политическим замыслам.

Во-первых, съезд постановил принять в полном объеме сокольскую идею славянского братства. Во-вторых, он провозгласил, что сокольство в России должно служить одним из элементов соединения племен, населяющих Россию, во имя блага, мощи и роста великого славянского государства. Принципы демократизма, любовь к ближним, сознание гражданского и общественного долга, альтруизм являются основными принципами организации русского сокольничества. Идя навстречу духу времени и прогрессу, оно является культурным учреждением, чуждым всяких политических замыслов».

Кстати, подобные общественно-политические симпатии сокольства служили порой источником раздора среди гимнастических и вообще спортивных объединений. А все потому, что в России сокольская гимнастика нередко противопоставлялась немецкой. Именно так и случилось на петербургском съезде гимнастов в ноябре 1908 г. (в помещениях Петровского коммерческого училища на Фонтанке), объявленного его организаторами всероссийским.

Начался он со скандала: представитель петербургского атлетического общества протестовал против присвоения съезду статуса всероссийского и заявил о своем отказе участвовать в нем. Участник пражского слета «соколов» Стахович также заявил о предвзятости устроенного съезда и его прогерманской, а еще вернее «антиславянской», ангажированности.

В поддержку организаторов попытался выступить представитель петербургского гимнастического общества. «Никакой преднамеренности в составе участников съезда нет, — заявил он, — мы также не преследуем своим съездом никаких политических целей и, в частности, пангерманист-ских. Не срывайте же нам съезд!»

Когда организаторы сделали последнюю отчаянную попытку продолжить мероприятие, назвав его просто «съездом гимнастов», представители «Сокола» и сочувствующие им демонстративно покинули зал. «Кто русский, тому не место здесь!» — выкрикнул один из протестующих. В результате съезд оказался сорван, а оставшиеся делегаты решили созвать новый съезд «в более полном составе».

Один из горячих сторонников сокольства, ученый В.М. Бехтерев, считал, что в нем нет ничего воинственного и сокольство «как организация преследует лишь цели самовоспитания физического и нравственного и потому заслуживает всеобщей поддержки». В своей книжке «Юбилейные дни в Праге и воспитательное значение сокольства», изданной в Петрограде в 1915 г., Бехтерев писал: «Чрезвычайно важно, чтобы сокольство в России явилось всенародным русским сокольством, а не замыкалось бы в узконационалистические рамки; оно должно быть общерусским в широком смысле слова, а потому должно принимать и даже привлекать в свою среду всех, кто поддерживает и развивает русскую культуру».

Русское сокольство установило тесные связи с сокольскими организациями Чехии. Именно в Праге, на родине сокольства, прошел первый всеславянский слет «соколов» (в нем не участвовали только поляки). Он включал в себя народные манифестации, парадный сбор всех славянских «соколов» на площади перед ратушей и массовые спортивные упражнения, в которых одновременно принимало участие 12 тысяч человек.

В.М. Бехтерев

Руководители русского сокольства имели различные точки зрения по вопросу о том, каким быть сокольству в России. Образовалось две партии: националисты отстаивали тезис «сокольство — только для русских», несогласные с ними утверждали: сокольство — для всех российских граждан, причем каждая нация создает свои общества, которые объединяются в один общерусский союз. «Русский „Сокол” должен объединять под своей сенью все русское, все народности Российской империи под общей идеей: все мы братья во славу великой и общей нашей родины — России», — говорили они. Вопрос об «инородцах» не давал националистам покоя, и даже приезд в 1909 г. в Петербург инспектора Сокольской чешской общины Ф. Эрбена, приглашенного для организации офицерской гимнастическо-фехтовальной школы, не смог разрешить конфликт внутри русского сокольства.

«Язва разногласия снова разъедает наше общество», — заявил в докладе на предвыборном собрании петербургского «Сокол-I» представитель группы «соколов-кавказцев» Рубен Мириманианин. «Наши противники говорят: „русский сокол только для русских!” Разве это идеи братства и равенства, проповедуемые Тыршем? Разве это не насмешка над сокольством?» — продолжал он…

К 1914 г. в России в 26 городах было 42 сокольские организации. Как же дальше сложилась судьба сокольства в России? В годы Первой мировой войны уже было не до гимнастики — многие «соколы» ушли на фронт, немало из них геройски погибло на полях сражений. После Февральской революции сокольское движение несколько оживилось, в Петрограде возобновилось издание «Вестника русского сокольства». Однако после Октябрьской революции гимнастика оказалась не в почете. В первое время даже упражнения на гимнастических снарядах запрещались, снаряды выносились из спортивных залов, а иногда и попросту уничтожались как «орудия производства соколов». Союз русского сокольства после революции распался. В 1918 г. возникла инициативная группа для возрождения сокольства и созыва сокольского съезда. Однако программа и деятельность «соколов» не устраивали новые власти, так как те отмежевывались от заданий введенного декретом ВЦИКа Всевобуча (всеобщего обязательного военного обучения) и проводили в жизнь принципы славянофильства. В 1923 г. по предложению К. Радека и Н. Бухарина сокольство объявили нелегальной организацией и закрыли. Свою историю русское сокольство продолжило среди эмигрантов…

Партерные гимнасты

Многофигурные композиции спортсменов, громоздящихся на головах друг у друга, стали одной из визитных карточек физкультурных парадов в нашей стране в 1930-х гг. Замысловатые фигуры, которые складывали спортсмены, призваны были выражать не только спортивные достижения, но и нечто гораздо больше — счастливую жизнь советских людей и их безграничную веру и преданность «партии и правительству». Они стали символом своего времени.

Тем не менее этот вид спорта культивировался в России задолго до 1930-х гг. Свое распространение он получил в начале XX в. под именем «партерной гимнастики». В нашу страну он пришел из-за границы, где на него обратили серьезное внимание и включили в общую программу гимнастических упражнений в виде «живых пирамид» — двойных, тройных и с большим числом участников.

Момент схватки в французском боксе. Справа — Василий Павлович Крестьянсон, слева — М.М. Антонович. 1911—1912 гг.

Фотограф Карл Булла

В России в ту пору в каждом цирке и почти в каждом летнем театре практически всегда ставились номера из партерной гимнастики, однако она воспринималась больше не как спорт, а вид развлечения. «Среди известных нам видов гимнастики меньше всего прививается гимнастика партерная („Par terre”) на земле и без аппаратов, — сообщал в 1909 г. обозреватель журнала «Русский спорт». — Она состоит из упражнений, исполняемых при содействии других участников, из поднятия упражняющегося на вытянутых руках, восхождения на его плечи и т. д. И все это проделывается красиво и эффектно, с таким расчетом, чтобы избежать телесных повреждений».

Одним из первых поклонников партерной гимнастики среди любителей-непрофессионалов в Петербурге стал Василий Павлович Крестьянсон. Он был известен как чемпион России по гимнастике, заведующий гимнастическим отделом петербургского общества народной трезвости в Народном доме императора Николая II, преподаватель французского бокса в атлетическом кабинете И.В. Лебедева (знаменитого «дяди Вани»), курсов шведской гимнастики и атлетики в Петербургском университете, а также как преподаватель «физических занятий» в престижной гимназии Мая.

Именно В.П. Крестьянсон, а также М.М. Антонович, как отмечали современники, ввели этот вид спорта в Петербурге. Они познакомились друг с другом еще в 1890-х гг. в гимнастическом зале Адмиралтейства, где они занимались гимнастикой под руководством известного преподавателя Брашмана. Пройдя в совершенстве его курс, стали заниматься партерной гимнастикой.

При основании С.-Петербургского атлетического общества они вступили в число его участников и впервые выступили в нем в «публичном представлении» любителей. Вскоре Крестьянсон и Антонович заслужили большую популярность среди спортивной публики в качестве партерных гимнастов, выступая часто и с большим успехом на различных благотворительных и спортивных вечерах. За ними укрепилась слава выдающихся любителей этого вида спорта. Оба они завоевали много наград как за партерную гимнастику, так и за «гимнастику на аппаратах».

Преподаватель Василий Павлович Крестьянсон руководит исполнением гимнастических упражнений. 1913 г. Фотограф Карл Булла

«Трудно найти гимнастов лучше и всесторонне развитых, чем партерные гимнасты, — отмечал обозреватель «Русского спорта». — Единственная слабая сторона партерной гимнастики — это необходимая привычка участников друг к другу, так что при выбытии из данного состава гимнастов одного члена упражнения не могут продолжаться до тех пор, пока не будет заменен выбывший участник новым и новые товарищи не привыкнут друг к другу».

По системе Далькроза

Европейской сенсацией начала XX в. стала ритмическая гимнастика — система швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далькроза. Новинка имела ошеломляющий успех во всех странах Европы, добралась она и до России. Изобретение Жак-Далькроза популярно и сегодня, только называется оно теперь иначе — аэробика.

Первоначально идея ритмической гимнастики зародилась в Швейцарии, но наибольшее свое развитие получила на германской почве. Она выходила за рамки просто спортивных занятий: речь шла о возможности воспитания нового гармоничного человека. Появилась идея создания Школы музыки и ритма, которая осуществилась в городке Хеллерау под Дрезденом. Это заведение, открывшееся 22 апреля 1911 г., сыграло огромную роль в пропаганде ритмической гимнастики и стало образцом для других школ ритма, возникших вскоре в Европе: в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне и в других городах. «Мой метод ритмической гимнастики, — писал Далькроз, — стремится к тому, чтобы движение было искусством».

Горячим и убежденным проповедником ритмической гимнастики в России стал князь Сергей Михайлович Волконский, бывший директор императорских театров. Окрыленный увиденным, он приложил много усилий, чтобы донести свои чувства до всего российского общества. Осенью 1912 г. он открыл в Петербурге курсы ритмической гимнастики и начал издавать «Листки курсов ритмической гимнастики».

«Слово „гимнастика” всегда вызывает мысль о воспитании мускулов, — говорил Сергей Волконский. — Нет, наш предмет — не гимнастика при помощи музыки, а музыкальное воспитание путем гимнастики». Князь подчеркивал, что ритмическая гимнастика поможет преодолеть наше традиционно одностороннее интеллектуальное воспитание: «В школе мы за книгой — наше тело бездействует; в спортивных играх тело работает — ум спит. Ритмическая гимнастика воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела».

Сергей Волконский был неутомим в своей пропаганде учения ритмики и нашел немало последователей. Поэт Георгий Иванов вспоминал, как Волконский выступал в артистическом богемном кабаре «Бродячая собака» и, «не стесняясь временем и местом, с жаром излагал принципы Жак-Далькроза». Благодаря энергии и настойчивости Сергея Волконского преподавание ритмической гимнастики в Петербурге ввели во многих престижных учебных заведениях — Смольном институте, гимназии Стоюниной, Реформатском женском училище и т. д., а также в частных группах.

В начале 1913 г. князь Сергей Волконский выступал с докладом на Всероссийском съезде семейного воспитания. «Освобождение и радость — вот основные чувства, пробуждаемые нашими упражнениями, — заявил он. — Ритм — великая сила, обеспечивающая правильность и безопасность движения во вселенной». После доклада состоялась демонстрация детского урока ритмической гимнастики. Однако появление детей на сцене было встречено громким протестом со стороны некоторой части публики. После первого же упражнения раздались негодующие крики из зала: «Довольно! Не надо!» Тем не менее решением большинства собрания показ все же был продолжен. По замечанию газет, последовавшие за демонстрацией прения «отличались страстностью», а некоторые речи и вовсе дышали злобой и раздражением.

«По-видимому, глас Волконского оказался вопиющим в пустыне, на всероссийском съезде по семейному воспитанию система Далькроза успеха не имела, — писала одна из газет. — Большинство наших выдающихся артистов отнеслось к ней отрицательно. Среди публики также раздавалось немало критических оценок».

Не все испытывали восторг от системы Жак-Далькроза. На страницах печати нередко встречались и отрицательные отзывы. «Ритмическая гимнастика — это детская каторга», — заявлял авторитетный московский доктор Буткевич. «Ритмическая гимнастика — дрессированный пляс, — возмущался известный литератор Федор Сологуб. — Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению».

В начале февраля 1913 г. сам Жак-Далькроз пожаловал в Петербург. Причем не один, а с шестью учениками Хеллерауского института. Он посетил несколько классов ритмической гимнастики и дал ряд уроков. Состоялась демонстрация его системы в театре Музыкальной драмы и в Михайловском театре. Объяснения давали сами Жак-Далькроз и Волконский. Театр был переполнен, и на сей раз публика горячо аплодировала выступлениям учениц Хеллерауского института и петербургских последовательниц ритмической гимнастики.

Петербургские последователи системы Жак-Далькроза наладили тесные контакты с Хеллерауской школой музыки и ритма. Первый номер «Листков курсов ритмической гимнастики», издававшихся с января 1913 г. в Петербурге князем С.М. Волконским, открывался приветствием руководителей, преподавателей и учеников Хеллерауского института. В нем говорилось: «Дабы между Хеллерау и Петербургом мог установиться живой обмен на почве опыта и совершенствования, управление Института Жак-Далькроза в Хеллерау постановило: 1) установить в Хеллерау ежегодный двухмесячный летний курс для учеников русских отделений; 2) учредить ежегодно 5 даровых вакансий на полный годичный курс для учеников русских отделений…»

К началу 1914 г. число поклонников ритмической гимнастики в Петебурге, в России и во всем мире еще больше увеличилось. Преподавание системы Жак-Далькроза происходило в Германии в более чем 150 учебных заведениях, а также во многих других странах — Америке, Франции, Голландии, Австрии, Швеции, Швейцарии.

В Российской империи ритмическую гимнастику преподавали не только в Петербурге и Москве, но и в Киеве, Риге, Варшаве и Гельсингфорсе. В Петербурге с осени 1914 г. ритмическая гимнастика по системе Далькроза была введена как обязательный предмет в программу Школы балетного искусства, которой руководила актриса Императорских театров О. Преображенская.

«Наши курсы вступают в третий год своего существования, — говорилось в октябре 1914 г. в издававшихся Сергеем Волконским «Листках курсов ритмической гимнастики». — Несмотря на трудности, прилив учеников значителен, и распространение системы в учебных заведениях не остановилось».

Однако начавшаяся в августе 1914 г. Первая мировая война самым отрицательным образом повлияла на развитие ритмической гимнастики. Хеллерауский институт закрылся, Жак-Далькроз перебрался из Германии в Швейцарию, а русско-немецкие контакты в области ритмической гимнастики прервались. В здании Хеллерауского института устроили лазарет, а потом ангар для дирижабля. (Тем не менее здание пережило все катаклизмы, случившиеся в Германии, и после Второй мировой войны использовалось для казарм Советской Армии. Спустя много лет, в 1995 г., это место вновь стало культурным центром.)

«Колыбель Ритма остается для нас лишь воспоминанием, — писал в те дни Сергей Волконский, — как благоуханное, дорогое нам растение, хотя и выросшее на почве злой, отныне чуждой нам страны, среди людей, нарушивших биение основных ритмов человечества».

Нелегко пришлось последователям ритмической гимнастики и в России. Курсы Волконского во время Первой мировой войны закрылись, «Листки» перестали выходить. Правда, Волконский продолжал преподавать ритмику во многих театральных студиях и училищах России. После революции он покинул Советскую Россию и обосновался в эмиграции, где снова продолжил дело ритмической гимнастики, занимаясь ею в балетных студиях Матильды Кшесинской и других русских танцовщиц.

Однако в Советской России остались поклонники Далькроза, и в 1920 г. в Петрограде был создан Институт ритма — на основе бывших курсов Волконского (в 1925 г. его присоединили к Институту сценических искусств). В Москве также возник подобный институт. Их сотрудники занимались разработкой вопросов ритма в музыке, движении, слове, производственных процессах и т. д.

В 1924 г. в Ленинграде издали книгу «Э. Жак-Далькроз и его система», в которой система ритмической гимнастики называлась орудием «одного из величайших устремлений революции — к перерождению человека и человечества, к возвращению его к естественной природе». «Только наша революция с ее всечеловеческим размахом и мировым значением способна дать делу Далькроза действенный смысл, как культуре тела и освобождению духа», — говорилось в предисловии к книге, написанном актером и режиссером П.П. Гайдебуровым.

Обложка и иллюстрации книги К. Шторка «Э. Жак-Далькроз и его система» (Л., 1924)

К середине 1920-х гг. с самых высоких трибун ритмику стали обвинять в «буржуазности», ее устранили из школьных программ и заменили «производственной гимнастикой». Меньше чем через полвека ритмическая гимнастика вернулась в нашу страну и вновь стала завоевывать тысячи поклонников. Только теперь она уже называлась по-другому — аэробикой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Модные увлечения блистательного Петербурга. Кумиры. Рекорды. Курьезы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я