Образование за границей. Полное руководство

Сергей Викторович Сулимов, 2021

Автор этой книги – основатель известного образовательного агентства Сергей Сулимов трижды успешно, с получением полного финансирования окончил магистратуру в США (со стипендией Muskie), Великобритании (со стипендией Chevening), России. Личный опыт автора, экспертные знания агента по образованию легли в основу книги. Прочитав ее, вы сможете самостоятельно сформировать лучший из доступных вам образовательных маршрутов. Даже если сегодня вам кажется, что учеба за границей – не для вас.

Оглавление

Трудные клиенты, любимые клиенты

Сегодня у меня, руководителя образовательного агентства, снова встреча с потенциальными клиентами. Рутинные заказы — отправку на языковые курсы и в лагеря — ведут наши эксперты по обучению за границей, а с людьми, решившими дать ребенку высшее образование, я чаще встречаюсь сам. Придет вся семья, и, возможно, мы снова, как по ролям, разыграем следующую сцену:

— Мы накопили денег и хотим отправить сына учиться в университет, — скажет папа. — Порекомендуйте что-нибудь.

— Что-нибудь хорошее, — уточнит мама, — чтобы ребенок мог потом прилично устроиться.

— А на кого ты хочешь учиться? — спрошу я молодого человека.

— Мне все равно, лишь бы потом нормально платили, — признается тот.

Такие ответы я слышу с завидной регулярностью, и они всегда меня озадачивают. Сложно не ошибиться с советом, когда человеку все равно. Ведь я не раз видел, что далеко не одни деньги определяют успешное поступление. А тем более гарантируют хорошую учебу и удачную карьеру.

Желание получить именно эту специальность, поступить именно в этот вуз, поехать именно в эту страну порой вдохновляет на подвиги. Человек за год готовится к TOEFL, выигрывает стипендию, на которую претендовали еще сто абитуриентов, побеждает страх публичных выступлений.

И наоборот: нежелание самому отвечать за свое будущее позволяет сдаться при первых трудностях. Ведь когда отдаешь право выбора другому, то и напрягаться не хочется. Идешь туда, куда проще поступить, учишься так, чтобы только не отчислили, но иногда не справляешься и с этим. Да и сам процесс обучения в третьеразрядном университете не особенно вдохновляет: рядом с тобой в группе многие тоже «отбывают номер», а не стараются получить от учебы максимум. Всеобщая лень заразительна, как и энтузиазм.

Да, опыт встречи с иной культурой все равно расширяет кругозор, но для успешной карьеры одного кругозора мало. В профессии, которая не вдохновляла изначально, трудно стать мастером. И мечте о том, чтобы остаться за границей после получения образования, не суждено сбыться.

Конечно, мы в любом случае не отказываемся помогать клиентам. Просто ответ «все равно» не принимаем. Я спрашиваю у таких ребят: чем бы вы занимались, если бы не нужно было работать ради денег — например, если бы вы могли жить за счет наследства дедушки-миллионера? Какую бы профессию попробовали, если бы ошибка в выборе ничего вам не стоила? В чем из того, что любите делать, могли бы добиться успеха? В ответах на вопросы часто скрыты непроявленные амбиции. Но за одну встречу смутные желания вряд ли могут превратиться в ясные планы.

Хорошо, если со своим «Хочу учиться, не знаю, на кого» будущий абитуриент пришел не перед самым поступлением. Тогда есть время, чтобы сориентироваться и уточнить образовательный маршрут. Но некоторые моменты: низкие оценки в аттестате, слабое знание языка — быстро исправить сложно. Поэтому приходится идти на компромиссы. Уже твердо определившись со специализацией, выбирать менее рейтинговый вуз либо откладывать поступление. Ведь одних денег мало, чтобы стать студентом университета Лиги плюща: даже платное образование там предполагает серьезный отбор. Отправляясь на учебу, поздно созревшие абитуриенты иногда сожалеют: почему никто мне не сказал, что планировать образование нужно как можно раньше?

Эта книга — один из способов «сказать раньше».

Встречались мне и другие юноши и девушки, обдумывающие жизнь, а вернее, отказывающиеся ее обдумывать. Те, кто ни о каком образовании за границей не мечтает: им и так нормально. Их родители ломают голову: как уговорить ребенка готовиться хотя бы к школьным урокам?

Как ни удивительно, в этом случае тоже иногда помогает учеба за границей, для начала в формате образовательного туризма. Поездка в международный языковой лагерь сразу отвечает на вопрос: «Зачем учить иностранный язык?» И когда рамки привычного мира раздвигаются даже на короткий срок, опыт хочется повторить и углубить. А чтобы это произошло, нужен хороший аттестат, портфолио с данными об успехах в олимпиадах и конкурсах, примеры активной жизненной позиции. Оценки и портфолио приходится нарабатывать до поступления. И я уже могу вспомнить несколько случаев, когда после поездок в языковые лагеря подростки усердно брались за учебу, а потом сознательно выбирали, куда отправляться за университетским дипломом.

К счастью, есть и третьи: мотивированные абитуриенты, которые целенаправленно готовятся к учебе по выбранной специальности. Они и сами активно ищут информацию, и от консультаций не отказываются. Эта книга может стать для них еще одним источником полезных сведений.

Так или иначе, истории моих клиентов, да и мой личный опыт учебы, убеждают: поступление в университет — часть образовательной траектории, которая должна формироваться с ранних лет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я