Образование за границей. Полное руководство

Сергей Викторович Сулимов, 2021

Автор этой книги – основатель известного образовательного агентства Сергей Сулимов трижды успешно, с получением полного финансирования окончил магистратуру в США (со стипендией Muskie), Великобритании (со стипендией Chevening), России. Личный опыт автора, экспертные знания агента по образованию легли в основу книги. Прочитав ее, вы сможете самостоятельно сформировать лучший из доступных вам образовательных маршрутов. Даже если сегодня вам кажется, что учеба за границей – не для вас.

Оглавление

Средняя школа

В большинстве стран мира можно начинать учиться в школе с 5 лет, в том числе в школах с круглосуточным пребыванием детей. Однако иностранцы обычно поступают на учебу позднее, окончив несколько классов у себя на родине. Оптимальным для поступления в среднюю школу за рубежом считается возраст 12—14 лет: в эти годы ребенок лучше адаптируется к новой среде и за время учебы успевает получить все преимущества зарубежного образования, обзавестись прочными дружескими связями. Позже адаптация может проходить сложнее. В зарубежной школе дети проводят весь учебный год, приезжая домой только на летние каникулы (иногда — и на каникулы между семестрами или триместрами, то есть еще два или три раза в течение года).

Долгое нахождение ребенка вне семьи нередко пугает родителей, воспитанных в иных традициях. Действительно, семейный круг может создавать ребенку особую поддержку в жизни. Но только в том случае, когда в семье кто-то готов уделять этому время каждый день и делать это разумно и последовательно. Увы, сегодня семей, где один из родителей полностью посвящает себя детям и при этом чувствует себя уверенно и в общении со школой, и в выборе внешкольного образования, очень немного. Если же мама с папой разрываются между бизнесом и семьей, не готовы тратить силы на осознанный выбор учителей у себя на родине, тщательно подбирать кружки, студии и секции, последовательно заниматься профориентацией ребенка — лучше доверить эту миссию надежным профессионалам. Ни одна гувернантка не сможет дать ребенку всего того, что будет работать на его развитие в хорошей частной школе в Великобритании, Швейцарии или Германии.

Что касается утраты связей с родителями — этот риск, по моим наблюдениям, слабо зависит от места обучения ребенка. Связи между поколениями разрушаются и на общей жилплощади. В то же время к ребенку, обучающемуся в школе-пансионе, родители могут приехать в любое время, да и сам он наведывается домой на каникулы. Редкое общение становится более насыщенным.

Мне в одной из образовательных поездок об этом рассказывал взрослый парень, которого отдали в школу-пансион с 6 лет. Он очень благодарен родителям за решение, которое обеспечило его друзьями на всю жизнь и отличным карьерным стартом. Ведь социальная среда, состоящая из будущих лидеров в самых разных сферах, дома вряд ли сформируется.

Однако если преимущества семейного окружения кажутся родителям более значимыми и на воспитание ребенка дома у семьи достаточно времени, зарубежная школа может быть полезна несколько позднее. Тогда можно выехать на учебу только в старшие классы, уже окончив школьный этап образования у себя на родине. В этом случае цель поступления более узкая — получение аттестата в выбранной для поступления стране и подготовка к университету.

Поехать учиться в школу за рубеж можно и на короткий срок — на год или даже на полгода. Цель такой поездки — знакомство с культурой страны, академическими традициями, освоение иностранного языка. Все эти задачи выполняют так называемые программы школьного обмена. В разных странах участвовать в них можно с разного возраста: где-то с 12, а где-то только с 15 лет. При учебе по обмену чаще всего нельзя посещать выпускной класс и получать аттестат.

Особенности обучения

Базовый уровень школьного образования во всех странах дает широкую общеобразовательную подготовку, похожую на отечественную: изучаются математика, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, один или два иностранных языка. В хороших школах за рубежом много времени уделяется развитию soft skills — навыков, не связанных с конкретной сферой знаний. Школьники учатся работать в команде, договариваться и дискутировать, осваивают ораторское искусство, воспитывают в себе лидерские качества. В обучении обязательно присутствует спортивный компонент.

Как правило, предполагается, что прямо на территории школы учащийся посещает клубы, секции, вместе с одноклассниками участвует в волонтерских программах помощи местному сообществу. И в освоении школьной программы, и во внеурочных занятиях большое место занимает работа над совместными с одноклассниками проектами — от изготовления наглядных пособий до полноценных научных исследований, организации выставок и концертов.

Степень специализации на базовом этапе школьного образования зависит от культуры страны: где-то лучшими считаются общие для всех школ программы, где-то — программы с уклоном: научным, гуманитарным, творческим, спортивным. А вот старшие классы, куда идут только те, кто хочет поступать в вузы, практически везде предлагают специализацию: старшеклассники последовательно готовятся к поступлению в конкретный университет. Обычно на этом этапе обучения учащийся выбирает ряд предметов и значительную часть материала осваивает самостоятельно, обращаясь к учителю как к консультанту. Есть ряд школ, которые гарантируют всем, сдавшим выпускные экзамены, зачисление в престижные учебные заведения.

Системы оценки знаний и количество экзаменов также различаются от страны к стране. Обычно есть выпускные испытания по окончании базового этапа обучения и полной средней школы. Прогресс каждого учащегося в освоении программы отслеживается в течение учебного года, и родители получают об этом развернутые отчеты от учителей.

Школы в любой стране мира бывают частными и государственными, и большинство иностранных студентов учится в частных. Одно из преимуществ частного среднего образования заметно сразу — небольшой размер классов (3—12 человек). Это позволяет уделять больше внимания каждому учащемуся, благодаря чему дети получают лучшие оценки на тестах и повышают свои шансы на поступление в топовый университет.

Частные зарубежные школы, особенно школы-пансионы, выгодно отличаются от большинства отечественных школ прекрасным оснащением учебного процесса. У детей есть все условия для исследований, творчества, спортивных тренировок. При необходимости можно подобрать школу под любой, самый неожиданный запрос. Например, был случай, когда девочка не хотела уезжать учиться без своей лошади. Была найдена школа со своей конюшней, и девочке не пришлось расставаться с «домашним питомцем».

Школы бывают светские или религиозные, например католические. При этом в одних странах религиозный статус школы означает, что программа будет содержать обязательный компонент религиозного воспитания в рамках определенной конфессии, в других же принадлежность школы церкви может значить только формальный статус учреждения, позволяющий семьям учащихся выбирать между религиозной и светской воспитательной программой. В то же время необязательный религиозный компонент может быть включен и в программы государственных светских школ.

Существуют школы как с раздельным обучением мальчиков и девочек, так и с совместным. Соотношение школ с совместным и раздельным обучением различается от страны к стране, но в любой из стран Запада «мужских» и «женских» школ больше в частном секторе, а школ совместного обучения — в государственном.

Сторонники раздельного обучения, опираясь на данные исследований, утверждают, что однополое обучение имеет множество преимуществ:

• оно минимизирует отвлекающие факторы при обучении;

• улучшает поведение учащихся;

• способствует развитию лидерских качеств;

• помогает формировать чувство общности между учащимися и учителями;

• повышает самооценку учащихся;

• учитывает специфические стили обучения и интересы, свойственные людям разного пола;

• снижает предвзятость на основании пола при оценке знания учащихся;

• улучшает успеваемость и снижает общее число неуспевающих;

• защищает учащихся от сексуальных домогательств;

• дает учащимся более позитивные ролевые модели11.

Интересно, что, хотя самая знаменитая английская частная школа — Eton College — принимает только мальчиков, статистически более значимые преимущества английские исследователи обнаружили для выпускниц женских школ12.

У раздельного обучения есть и критики, утверждающие, что преимущества выпускников однополых школ определяются не гендерным составом классов, а качеством организации учебного процесса и поддержкой семей: все эти условия у учащихся частных однополых школ обычно лучше. Но, так или иначе, получить больше перспектив в каждой конкретной стране можно в том типе школ, которые пользуются большей популярностью у представителей высшего класса именно в этом обществе. И выбор важно сделать осознанно.

Есть еще один вопрос, который волнует родителей, рассуждающих об обучении в зарубежной школе. Как же ребенок будет учиться, не зная в совершенстве язык преподавания?

Волноваться об этом не стоит. Хотя начальная языковая подготовка у ребенка уже должна быть при поступлении, наработать недостающие навыки можно быстро. В школах, где обучаются иностранные дети, предусмотрены дополнительные занятия по изучению местного языка. Есть и внеурочные занятия с преподавателями профильных предметов. Учителя будут помогать иноязычному ребенку делать домашние задания и дополнительно объяснять все, что непонятно. Когда же ребенок освоится, подтянет язык, можно отказаться от этих занятий и выполнять домашнюю работу самостоятельно.

Безопасность

В странах ЕС и Северной Америки вопросы безопасности в школах последовательно регулируются на государственном уровне. Учителя проходят criminal check, то есть их проверяют на отсутствие судимости. В отношении допустимых воспитательных мер существуют строгие инструкции, которым должны следовать все педагоги, чтобы не потерять право на профессию. Очень жестко пресекается буллинг (травля детей одноклассниками).

Школа берет на себя ответственность за охрану здоровья ребенка, поэтому в случае болезни медицинская помощь доступна в полном объеме. Родители регулярно получают от школы отчеты об эмоциональном состоянии и поведении ребенка.

Жить школьники могут в резиденции школы, в семье или в общежитии (иногда вместе с учащимися других учебных заведений). Предполагаемый вид проживания зависит от выбранной школы и известен до поступления. В любом случае дети не остаются предоставленными сами себе: за их разумный и безопасный досуг отвечают либо учитель в пансионе, либо принимающая семья.

Несовершеннолетние за рубежом, если они уезжают на учебу без родителей, должны иметь опекуна из числа постоянно проживающих в стране. Опекун представляет интересы ребенка и частично заменяет родителей: может на выходных брать ребенка на прогулки, проверяет успеваемость, держит связь со школой и родителями, ходит на собрания и готов в любой момент прийти на помощь. Иногда опекунами становятся те же люди, у которых живет ребенок.

Подобрать опекуна помогают образовательные агентства или сама школа. Бывает, родители сами находят опекуна из числа своих знакомых в стране, куда отправляют ребенка.

Стоимость

В большинстве стран мира (хотя и не во всех) среднее образование в государственных школах бесплатно для своих граждан, но не для иностранцев. Обычно иностранцы могут учиться в частных школах с платным обучением. Более редкий вариант (он, например, предусмотрен в США): иностранца могут принять и в государственную школу, но при этом требуют компенсировать затраты на его обучение, которые рассчитаны местной властью, — то есть фактически тоже оплатить обучение.

Еще реже встречаются страны, где бесплатное государственное среднее образование доступно всем, независимо от гражданства (например, Польша и Чехия). Но полностью бесплатным для родителей школьника-иностранца оно в любом случае не бывает. Понадобятся средства на проживание, питание, оплату услуг опекуна в стране. К тому же в странах, где иностранцам открыт доступ в государственные школы, многие родители предпочитают отдавать ребенка в частные из-за лучших условий обучения, индивидуального подхода к учащимся.

Из стран, где за обучение в школе заведомо необходимо платить, пользуются популярностью Великобритания, Германия, США, Канада, Швейцария, Испания.

Стоимость обучения колеблется от $ 20 000 до $ 100 000 в год. В объявленную школой стоимость, кроме школьного обучения, обычно входят проживание, питание, занятия в кружках и секциях, экскурсии в пределах страны. Доплачивать приходится за зарубежные поездки, услуги опекунов, иногда за школьную форму и учебные материалы.

На бесплатную учебу школьники из СНГ иногда приезжают в Чехию и Польшу. Сопутствующие расходы в такой поездке составляют $ 5000—7000 в год, для поступления нужно хорошо знать язык страны пребывания.

Высокую стоимость обучения можно иногда снизить за счет партнерских скидок и стипендий школы, получаемых клиентами образовательных агентств. Так, при бронировании в BookYourStudy обучения в английских школах-пансионах сети CATS education можно получить стипендию в размере от 20 до 40% стоимости курса, то есть сэкономить от £ 5 000 до 12 000 в год.

Как поступить

Выбор среднего образования — серьезный шаг. Поэтому многие семьи перед тем как определиться с учебным заведением, сначала приезжают в школу с ознакомительным визитом, общаются с руководством, учениками и преподавателями школы. Мы как образовательное агентство по запросу организуем такие поездки, подбираем переводчиков.

Еще один путь знакомства со школой — предварительный отдых ребенка в летнем лагере на ее базе. Наконец, чтобы убедиться, что ребенок способен адаптироваться к учебе за рубежом, можно устроить trial period, пробный краткосрочный курс обучения. В этом случае ребенок приезжает в школу на несколько учебных недель, ходит на занятия с остальными ребятами, но официально в школу не зачисляется. После такой «пробы» семья принимает окончательное решение о выезде школьника за рубеж со следующего семестра или учебного года.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

11

U.S. Department of Education, «Single-sex versus coeducational schooling: A systematic review» (Department of Education, Washington, DC, 2005) (PDF): http://www2.ed.gov/rschstat/eval/other/single-sex/single-sex.pdf

12

Sullivan, A.; Joshi, H.; Leonard, D. (2011). «Single-sex schooling and labour market outcomes» (PDF): http://discovery.ucl.ac.uk/1473711/1/Sullivan_Economic%20Outcomes%20Paper%20ORE.pdf

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я