Бережливая жизнь. Поиск ответа – что есть ценность, а что есть потеря в нашей жизни

Сергей Александрович Обозов, 2023

Перед Вами третья книга серии произведений о бережливых технологиях и их применении в различных сферах жизни.Автор книг Сергей Обозов – один из родоначальников и идеологов бережливости страны, делает попытку разобраться, что есть ценность, а что потери в нашей повседневной жизни, а еще делится своими размышлениями и личными историями, которые никогда раньше не были доступны для широкой аудитории. «Бережливая жизнь» является полезным руководством для всех, кто стремится к более эффективному и осознанному образу жизни.«Наша жизнь – это поток, поток времени, который никогда не останавливается, своеобразный конвейер. Время – тайна, его невозможно ни продать, ни обменять, ни купить. Зато его можно бездарно растратить, убить… или попробовать конвертировать в новую ценность».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бережливая жизнь. Поиск ответа – что есть ценность, а что есть потеря в нашей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Бизнес как ценность

Николай Николаевич Нестеров стал одним из первых людей, с кем я поделился идеями, что нашу жизнь можно рассматривать как поток и что в ней есть все традиционные для бережливой тематики составляющие: ценность, периодическая работа и потери. Прогуливаясь с Николаем Николаевичем по зимним дорожкам рядом с Горьковским морем, я рассказал ему о своих мыслях и спросил:

— Что для тебя является ценностью? Точнее, какое потраченное время, по твоему мнению, производит реальную ценность для тебя, твоих сослуживцев, твоей семьи? И в чем эта ценность заключается?

Честно говоря, я ожидал, что Николай Николаевич начнет рассказывать мне о своей семье, родственниках, потому что видел, как они все жили сейчас вместе с ним, наблюдал, как он привечает и помогает родным. Почему-то мне казалось, что он заговорит именно об этих отношениях, как о главной жизненной ценности. Однако разговор принял совершенно другой оборот. Николай Николаевич ответил так:

— Это мой бизнес. Давай порассуждаем об этом. В истории развития моего бизнеса было три периода.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД — мы просто выживали, приходилось постоянно принимать очень жесткие решения, беспрестанно менять людей, наверное, даже обижать их. Тяжелое было время, и вряд ли в этот период можно говорить о какой-то ценности.

ВТОРОЙ ПЕРИОД — мы уже встали на ноги, хотели чем-то удивить себя, страну, отрасль: новыми техническими и управленческими решениями[1].

ТРЕТИЙ ПЕРИОД — сегодняшнее время. Вы помогли нам создать свою новую производственную систему. Наши работники охватили совершенствованием весь сквозной поток: от выращивания продукции на полях и ее переработки до продаж и доведения продукции до прилавков. Ваш «тойотовец» Наото Тадзуке не один раз приезжал на наше предприятие и оставлял подробные рекомендации. Можно сказать, что вы посеяли зерно, но сама ценность оказалась не конкретно в перечисленных фактах.

Вот когда мы сделали следующий шаг — создали в холдинге, в который выходят несколько заводов, так называемую СПС (система постоянного совершенствования) — можно уже стало говорить о ценности. Все люди оказались вовлечены в процесс: на одном из заводов провели исследования, которые показали практически 100 %-ную вовлеченность работников. То есть суть третьего этапа развития моего бизнеса заключалась не в выживании, не в технологиях, да и вообще не в бизнесе как таковом. Ценность этого периода в том, что мы начали вкладываться в людей. В то, чтобы им стало интереснее работать и интереснее жить. Это был вклад в изменение сознания людей, в изменение их жизни, а значит, жизни их семей и всех, кто находился рядом с ними.

На мой взгляд, в таком бизнесе время, потраченное на подобную работу по изменению сознания трудящихся на предприятии, точно является временем, которое производит новую ценность. И еще какую ценность! Теперь работа превращается в праздник, в полет мысли и духа.

Вот такая у Николая Николаевича получилась схема.

Это наш ответ чуждому западному взгляду на бизнес, как на способ просто зарабатывания денег. Русский стиль ведения бизнеса — когда твое дело, твое служение становится главной ценностью и смыслом твоей жизни, а значит, и жизни коллектива, в котором ты работаешь или который возглавляешь. Лучшие образцы советской школы управления были как раз об этом. И наше поколение видело этот подход к работе, часто вспоминает о нем и не желает его потерять.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бережливая жизнь. Поиск ответа – что есть ценность, а что есть потеря в нашей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В конце 1990-х годов я работал заместителем покойного ныне мэра Нижнего Новгорода Ивана Петровича Склярова. На базе Нижегородского масложирового комбината мы проводили совместное заседание городской администрации и Ассоциации промышленных предприятий. Тема была: маркетинг традиции и клиентоориентированность. Видимо, Николай Николаевич упомянул именно об этом периоде.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я