Клиническая супервизия. Учебное пособие для супервизоров и супервизантов

Сергей Александрович Кулаков

Данное издание представляет дополненную и исправленную версию книги «Супервизия в психотерапии» (Ридеро, 2022). Автор с позиции клинической супервизии рассматривает трудности и ошибки проведения психотерапии в каждом фокусе терапевтической и супервизорской систем. Обилие иллюстраций из практики автора облегчает понимание процесса супервизии как «особого вмешательства». Учебное пособие адресовано как супервизорам, так и супервизируемым, поскольку оба несут ответственность за качество супервизии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиническая супервизия. Учебное пособие для супервизоров и супервизантов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ №1

Супервизируемому психологу, работающему в гештальт-терапии с пациенткой с булимией, было предложено дополнить свои вмешательства приёмом, повышающим ответственность пациентки за симптом и поведение. Предполагалось, что она нарисует для своей подопечной плакат следующего содержания (рис.2) и повесит его над туалетом (Пациентка находилась в клинике). Перед каждым посещением туалета страдалица должна взглянуть на плакат. Если предложение верно, она продолжит вызывать рвоту (компульсивное поведение, «импульсивный ребёнок»), если нет — выйдет из туалета и скажет себе: «Я сильная и клёвая!» (Здоровый Взрослый). В этом случае пациентка будет каждый раз делать выбор между здоровьем и болезнью. Другие пациенты также могут помочь ей сделать более позитивный выбор.

Рисунок 2. Плакат, сделанный супервизируемым психологом для пациентки с булимией

назначить медикаментозную терапию или госпитализировать пациента.

Наряду с передачей информации и руководством клинической деятельностью дидактическое обучение нередко помогает супервизируемому, а иногда и супервизору, снизить уровень неуверенности. Снятие беспокойства путем овладения фактическим материалом относится к одному из достоинств дидактического составляющей супервизора. Умение поставить диагноз пациенту часто помогает психотерапевту перестать беспокоиться и спокойно проводить психотерапию.

Однако дидактический подход может отражать и жесткую защитную позицию супервизора. Порой необоснованная аргу — ментация по поводу того, как следует понимать клинические данные и что необходимо с ними делать, защищает терапевта и супервизора от чувства собственной неуверенности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиническая супервизия. Учебное пособие для супервизоров и супервизантов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я