История любви из мрачного Средневековья. Она была известна всем. Её рассказывали скальды, стихи слагали менестрели, а барды в песнях прославляли. Она – дочь Ивара по прозвищу Широкие Объятья, грозы морей, чей славный меч звенел во многих странах. Он – князя вагров сын. Наперекор судьбе, отцу, завистникам и воле злого рока проторила свой путь их страстная любовь. Но, впрочем, забегать в финал не стоит, скверная затея. Скажу одно – здесь в каждой строчке правда. История земная. Тем удивительней любовь, что пронесли по жизни Ратибор и Ода. О, где вы барды? Навек умолкли менестрели… Спасибо скальдам, написавшим саги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ратибор и Ода. Первая книга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предыстория
«…Ивар Широкие Объятья подчинил себе всю Швецию. Он также подчинил Данию, Курланд, Саксаланд, Эйстланд и все восточные страны до Гардарики. Он правил и на западе Германии, а также завоевал часть Англии, что называется Нортумбрией». Сага о Хервёр и Хейдрике
Почуяв падаль, слетались тучи воронья. И коршуны кружили высоко, пронзая чёрный дым. Всё в пепел превращал огонь: дома, усадьбы, храмы и конюшни. Визжа, неслась горящая свинья, и тучи серых крыс из города бежали. Ещё слышны звон стали, лязг кольчуги и стук щитов. Но постепенно звуки эти утопали в рыданиях жён, в стенаниях раненых, в последнем крике смерти. Детский плач сливался в жуткий унисон с воем несчастных женщин, которых брали правом силы воины Ивара. Всё превращалось в прах: шум ярмарок, веселье свадеб, звон кузниц, гомон играющих на улице детей. В дым улетучилось величие Старигарда3. Как символ этого упадка горели идолы у пылающего храма. Их глаза сквозь языки огня с укором смотрели на Ивара. Но это вызывало лишь усмешку на губах конунга. Его распирало возбуждение. Он был просто счастлив. Его, Ивара, армия с ходу взяла столицу вагров4. Вагров! Столетиями никто не мог предположить такого даже в сильно пьяном виде. Это вагры повсюду утверждали свою силу. Это ими пугали матери детей. Но теперь их слава в прошлом. Потому что есть армия, которую создал он, Ивар Широкие Объятья. Сбылось! В жизни мига лучше не бывает, чем миг, когда сбываются мечты.
Конунг взял у дружинника лук со стрелой и попал ей в центральный лоб горящего Триглава5. Стрела, дребезжа, воткнулась в истукана и тут же вспыхнула. Мимо конунга и его верных ярлов промчался гнедой конь с горящей гривой. Он на всём скаку разметал толпу бондов6, которые уже отовсюду вели пленных, тащили сундуки и мешки с награбленным добром. Блики кострищ отражались в лике Одина7 на позолоченном панцире Ивара. Руны вокруг лика прямо говорили: Один отдал Землю в правление Ивару. Такой же лик бога колыхался на треугольном стяге, который держали крепкие руки знаменосца.
Конунг, не смотря на то, что всю жизнь провёл в боях, не потерял присущего хищнику возбуждения при виде крови. Но это была особая победа. Ивара буквально распирала эйфория счастья от одного вида поверженного Старигарда.
К конунгу на взмыленном коне примчался Бальдр, его правая рука. Подняв лошадь натянутыми удилами на дыбы, он бросил к ногам конунга в чёрную от сажи пыль символ окончательной победы. Это была человеческая голова без бороды и с выбритым затылком.
— Всё кончено! Князь вагров у твоих ног.
Конунг, молча, снял шлем и отдал его стоявшему рядом воину. Затем он небрежно ногой перевернул голову лицом вверх и пробормотал негромко:
— Да, славный был воин. Много крови пролил по берегам известных мне морей.
Седой Хёрд, наставник Ивара с самого рождения, хлопнул его по плечу:
— В «Сагу королей» вписал ты новую строку: «Великий Ивар убил столь ненавистного всем Скиру».
Между тем риксярл8 Бальдр протянул конунгу меч Скиры. Ивар взял в руки длинный двуручный меч и стал рассматривать лезвие, рукоять и перекрестие, украшенные драгоценными камнями и витиеватой инкрустацией.
Хёрд заметил:
— Меч Скиры по преданию верингов9 принадлежал ещё Вилькину10, встречи с которым боялся римский царь по имени Аврелий.
Ивар усмехнулся и посмотрел на Хёрда. Тот осёкся:
— Так венды11 говорят.
Конунг взял меч в две руки и помахал им в воздухе:
— Хороший меч. Почти, как волшебный меч Тюрфинг, добытый Арнгримом12 у конунга Гардарики. Но не удобен он. Мой разит быстрее.
Бальдр заметил:
— Скира им убил Бьялди, Тейта и Свейна. А Альвара лишь ранил, шлем ему сломав.
Ивар передал меч Хёрду и сказал:
— Проследи, старик, чтобы этот меч попал на Стену Славы.
Викинги наслаждались разбоем. Куда не бросишь взгляд — кругом насилие, трупы, хаос. Посреди вечевой площади рядом с могучим дубом воины сгружали богатство княжеской казны. Они вскрывали сундуки, сбивая замки ударами острых мечей, и вываливали содержимое прямо на землю. Ивар со свитой подошёл к этому месту. Королевский казначей доложил конунгу о добыче:
— Два больших сундука золотых кубков и посуды, материи румской13 тридцать свёртков, семь сундуков с кунами. Это шкурки куниц и белок с печатью князя — деньги вендов. Есть также сундук, набитый серебром и златом. Ещё, мой конунг, сотни шкур бобров, лисиц и соболей. Два сундука с пурпуром, который не найдёшь у румского царя, того, что в Геллеспонте властвует над миром. И даже чинский шёлк. Кроме того — изделия из бивней мохнатого слона. Украшений женских несчётно. Всё сберегу, учту и запишу. Всё как всегда: треть конунгу, треть воинам, треть храмам.
Ивар подошёл к сундуку с пурпуром и, поддев торчавший кусок кончиком меча, выдернул его на свет:
— Да. Богато жили вагры, — и добавил. — До этих пор. Теперь всё наше.
Бальдр указал на воинов, тащивших трёх длиннобородых стариков в белых до пят рубахах:
— Вот и наш герой, сразивший Скиру!
Впереди процессии шёл ярл Рейдгауталанда14 Альвар. Он был без шлема и с высохшей кровью на лице.
Старый Хёрд пояснил:
— Это их волхвы. Трижды в год они предсказывают судьбы народа и правителей. Каким будет урожай, и будет ли война.
Ивар заметил:
— Судя по тому, что мы застали их врасплох, они всем врут.
Ещё два викинга подвели к конунгу великолепного коня очень редкой белорождённой масти с ухоженной пышной гривой и таким же хвостом.
Мудрый Хёрд снова пояснил:
— Это священный конь. Его копытами волхвы определяют жребий судьбы. Отсюда его название — «жребец». Воины наклонно расставляют копья, а ведуны запускают жеребца. Волхвы следят: какой ногой, и в какой последовательности он перешагнёт все эти копья. На основании этого они составляют свой прогноз будущих событий.
Ивар ухмыльнулся:
— Ну, что за глупость? Просто людям головы дурят. Обманщиков всех этих — сжечь! Если они прорицатели, то должны быть к этому готовы. А если нет — туда им и дорога. Впрочем, это для них честь. Сгорев в костре, они, возможно, попадут на небо.
Воины схватили волхвов и потащили на костёр. Старики совсем не сопротивлялись. Их длинные седые бороды и волосы полоскались на ветру.
Альвар спросил:
— Что делать с жеребцом? Сдаётся мне, не годен он не в службе, не в работе.
Ивар повернулся к нему и согласился:
— Я думаю — ты прав. Для нас в нём только красота. Но держать ради красоты священного коня нечистой веры? Нас наши боги не поймут. Умилостивим их жертвою его. Ты помнишь этот обряд священный?
— Да, во славу Одину коня с обрыва сбросим в море.
— Запомни, ты за жертву отвечаешь.
Воины принесли два сундука и открыли их пред строгим взором конунга.
— Что в сундуках?
Харальд, ярл Сканей, пояснил:
— Их письмена, что вырезали на дереве их ведуны.
Ивар взял из ящика одну дощечку:
— Я знаю, что здесь. Рассказывал мне мой скальд Варун, что в Старигарде хранятся все предания вендов от потопа до сего дня, и вырезаны они на буковых дощечках.
Харальд спросил:
— Куда весь этот хлам? Нет места на корме. Всё забито златом и пурпуром.
— Варун, конечно, обидится, но прикажу всё сжечь. Зачем нам вагров старина? Они кичатся тем, что их вожди не раз крушили Рим. Что в Старигарде правят потомки Столпосвята, который нам по сагам известен, как Озантрикс15. Что Гертнит, который звался Одоакром16, приходится ему племянником, и не иначе. Но и подобные слезливые преданья о былой славе не греют душу. Что с тех преданий? Важнее слава, добытая сегодня и сейчас. Ты ею можешь насладиться в полной мере. А прошлое…, быльё для плачущих женоподобных старцев. Сожги всё это Харальд. Потомки всё равно забудут их героев. Да и герои ли они? Нет, не герои, раз я стою здесь и убиваю их потомков, сжигаю старину и превращаю женщин их в рабынь. Вагры не достойны своих преданий о подвигах героев прошлого. Они жалки и трусливы, чтобы я позволил им петь песни о Вилькине, о Гертните или Вальдемаре17, который был убит по приказу Атли18. Жги, не жалей. Наши скальды напишут новые песни и уже о нас, о наших подвигах, что сокрушили вагров.
Верный риксярл Бальдр, с которым Ивар ещё в детстве сражался деревянными мечами, притащил за шиворот совсем дряхлого старика, борода которого тащилась по пыльной вечевой площади. Сильной рукой верховный ярл поставил старика на колени перед конунгом.
— Ивар, это Богомысл, их главный предсказатель. Ему сто лет. Так венды говорят. Он ведает не только виды на урожай и исход войны, но и судьбы всех людей.
— Такой же шарлатан. В костёр его. Хотя, постой. Проверю я, пожалуй, силу его чар и дар предвидения, — он подошёл к волхву вплотную: — Скажи чародей, как звать тебя мне?
Старик откашлялся и поднял тусклый взгляд старых глаз на победителя:
— Зови меня Судьба.
— Судьба? С таким-то именем ты дожил до преклонных лет. То правду говорят?
— Какую правду? Есть много мнений, но правда лишь одна.
— Вот дерзкий старикан! Меня ты забавляешь. Но у меня, да будет слава всем богам, сегодня праздник. Его ты не испортишь. Я клюв ворона, что по веленью Одина прилетает к вражеским полям. И выклевал сегодня я у вендов правый глаз.
— И что из этого? Судьбу не изменить.
— Судьбу? Я верю только в путь, начертанный рукою бога. Сам Один мне посылает знаки. Я с детства знал, что стану воином великим и под моим мечом склонятся все народы Севера.
— Спорить я не буду. Удача от тебя не отвернулась до сих пор. Но удача, не во власти Белобога19, что пишет судьбы каждого. Удача ветреный ребёнок Чернобога. Она черна, паскудна и неожиданно уходит тогда, когда удача более всего необходима. Полагаться на неё может только легкомысленный чудак.
— Как смеешь ты ничтожный чародей, что красоваться лишь достоин в роли пугала на ниве, касаться языком удачи Ивара, которому её вручил сам Один, — не удержался Бальдр. — Позволь мне, конунг, я его к товарищам отправлю в путь загробный.
— Нет, постой. Пусть говорит. Так значит, удача отвернётся от меня?
— Удача? Все мы смертны. И все увидим спину ветреной девицы Чернобога. Но причём она, если ты спрашивал о своей судьбе? Ещё не испугался услышать правду?
— Мой конунг, один лишь взмах моего меча — и голова с поганым языком покатится под гору легко и просто. Поставим точку на его судьбе.
— Нет, мой верный Бальдр. Меня заинтриговал забавный древний дед. Пусть скажет. Вместе посмеёмся. И что ты видишь Богомысл? Что ждёт меня сегодня, и отчего умру я? Может, бросишь кости на гадание?
— Зачем мне кости? Я и так всё вижу. Задал мне Ивар ты всего лишь два вопроса. Что ждет тебя сегодня, и как закончишь дни свои. Что ж, отвечу. Сегодня ждёт тебя приятное известие.
— Какое? День уже клонится ко сну. Мы взяли Старигард. Что может быть ещё приятней? Ты торгуешь уже прокисшим предсказанием?
— Нет. Гибель сотен вендов я не назову приятной вестью. Здесь другое. Какое? Сам узнаешь вскоре. Оно порадует тебя.
— Не верю я тебе. Старый ты болтун. Плетёшь всё то, что мимоходом в голову к тебе приходит.
— Проверишь вскоре: прав был я — или не прав. Едва угаснет солнце, как ты узнаешь это.
— Ну, хорошо, старик, а от чего умру я? Тоже знаешь?
— Конечно, знаю. Но сказать могу об этом лишь тебе наедине. Если ты не передумал.
— Какие могут быть у нас с тобой тайны от верных соратников моих? Говори, или навсегда умолкни!
— Ты сам хотел, а я предупреждал. Узнав судьбу, изменишься навеки. И будешь ты совсем другим.
— Каким?
— Знать свою судьбу — самый тяжкий груз для человека. Ещё не передумал?
— Кто? Я? Тот, кто сотни раз заглядывал в пасть смерти? Друзей своих неоднократно я отправлял в последний путь в драккаре20 Одина. Я смерти не боюсь. В лицо её смотрю без содроганий. Давай, уж, говори! Накрыт победный стол и налит вендский мёд в бокалы князя вагров. Ждут меня мои верные друзья и храбрая дружина. Говори, старик! Погибну я в бою?
— Ты сам хотел, простят меня пусть наши боги. Скажу судьбы твоей венец, хотя мне говорить нельзя об этом. Вижу войско твоих викингов21, и ты пред ними с седыми волосами и такой же бородой.
— Но кто напротив? Неужели веринги Виндланда22? — засмеялся Ивар.
— Да, есть в войске, что стоит против тебя и венды, и фризы, и варяги с острова Руян. Но сражения не будет. Решит твою судьбу рука того, кто дорог был тебе.
— Моего друга?
— Нет. Того, кому ты жизнь дал семенем своим.
— Рука сына?
— Вот это не скажу. То уже судьба другого человека. Его здесь нет, и без его согласия не имею права назвать я имя.
— Что за глупый вздор?
— Мой конунг, сдаётся мне, что он хитрит, моля пощаду. Вот и несёт всё, что на язык попало. Лишь бы продлить мерзкую, ничтожную, жалкую старческую жизнь. Дай я заставлю замолчать это коровье ботало, что во рту его трясётся.
Старик склонил голову и спокойно произнёс:
— Судьбу свою я знаю. До захода солнца умру я от меча того, кто носит имя бога готов.
— Бальдр, он считает, что это ты его отправишь в царство мёртвых Хельхельм. Ты же носишь имя сына Одина.
— Готов исполнить старика я предсказание.
— Нет. Пусть его погрузят на драккар. Скажи, чтобы никто его не трогал даже пальцем. И таким образом я разоблачу его обманчивые речи о моей судьбе. Если утром он будет жив, его мы бросим в море, на съедение водным тварям, что не гнушаются даже таким истлевшим телом.
Так порешив, отправился король со свитой праздновать победу.
Воздав хвалу богам, скандинавы сбросили со скалы вагирского коня, засунув его голову в мешок и стреножив ему ноги. Потом пошли на пир. Лилось рекой густое пиво и хмельной мёд вагров, настоянный на травах и цветах в подвалах Старигарда. Поминали павших, героев имя называя строчкой песни. Для воина нет ничего приятней и душевней, чем спеть застольную с соратниками по победе. В последних лучах солнца к берегу пристал корабль. Стражник доложил:
— Конунг, прибыл из Уппланда23 человек с вестями.
Когда гонец пришёл, то сразу возвестил:
— Великий конунг, в твоей семье, восславим Фрейю, случилось прибавление. Родилась дочь.
— Что ж — это приятное известие. Каждый год у меня рождались только сыновья. Их теперь двенадцать. Поэтому рождение дочери — прекраснейшая новость.
Все стали праздновать это событие, поздравляя конунга с рождением первой дочки. Тот в ответ поднял бокал:
— Сегодня один из счастливейших дней моей жизни. Мы победили вагров, во славу Одина. И родилась дочь. Назову её я Одой — в честь величайшего из богов, что дарит мне победы.
Когда все стали петь песни, вспоминая родину, Бальдр сказал Ивару:
— Волхв не наврал. Сбылось его предсказание. Сегодня на закате солнца ты получил счастливое известие.
— О! Я и забыл совсем о мерзком старикашке. Скажи, чтобы привели его сюда. Хочу спросить его об этом. Знал ли он о рождении ребёнка?
Когда посыльный вернулся, то рассказал конунгу:
— Колдун скончался.
— Своей смертью? Наврал про готский меч проклятый лгун.
— Нет. Умер он не сам. Его заколол твой воин. Увидел он на шее колдуна искусный амулет из благородного металла. Но заупрямился старик, не захотев расстаться с оберегом. За жадность поплатился венд. Чем меньше вендов, тем радостней всем готам24.
— Кто заколол его? — конунг не смог скрыть смятение на своём лице.
— Воин из Селунда25 по имени Хермод.
— Так звали бога, того, что Один послал в царство мёртвых спасать своего сына Бальдра. Сбылось второе предсказание колдуна. Его убил готским мечом тот, кто носит имя бога.
Быстро потух закат — багровый, словно кровь. Его закрыли тучи. Это тучи дыма, разрушенного Старигарда.
***
На следующий день Ивар проснулся непривычно мрачным.
Конунг, молча, обошёл трофеи. Подержал в руках двуручный меч веринга и бросил его в большую кучу доспехов, копий и кинжалов. Промолвил тихо он при этом:
— Не помогли ваграм длинные мечи, что они носят за спиной. А их круглые щиты гораздо хуже наших длинных.
После этого конунг оглядел горы сказочных богатств, которые в нём не вызвали никаких эмоций. Он распорядился выделить долю, чтобы разделить её здесь же среди ярлов26, херсиров27, берсерков28 и простых бондов. Остальное он приказал грузить на корабли, чтобы уже в Швеции отдать обещанное храмам Одина, Тора и Фрейра29, а также семьям героев, погибших здесь.
Затем конунг подошёл к бондам, которые сооружали погребальные костры. Они складывали тела павших воинов на бревна, сверху снова бревна и опять тела. Получались огромные пирамиды.
Бредущий следом Бальдр сказал:
— Веринги — сильные воины. Их непросто победить. Кровавая досталась нам победа. Большое в небесном воинстве будет пополнение.
— Погибли в битве все они. Теперь они эйнхерии30 в Вальхалле, где пьют священный мёд, закусывая его мясом вепря Сехримнира.
— Что мрачен ты, бесстрашный конунг? Неужели тебя не радует вид этих всех богатств и Старигарда пепелище?
— Приснился сон мне.
— Позвать мне старого и мудрого Бура, что лучше всех толкует сны?
— Не надо. И так понятно всё.
— Что понятно?
— Сбылось два пророчества. У меня родилась дочь, и сам колдун умер от меча, того, кто носит имя бога. Теперь мне придётся весь остаток жизни ждать его отмщения.
— Наврал проклятый волхв.
— Нет, не наврал. И сон мой это подтвердил.
— Ты видел смерть свою?
— Да. Во сне я старым был, когда меня убили.
— Убийца кто?
— Этого не знаю. Я видел только меч.
— Такой? — Бальдр пнул кучу вендельских мечей.
— Нет. Наш, короткий. А может длинный нож, который «саксом» называют.
— Убийца кто? Подкупленный слуга или страж у твоего шатра?
— Убийцы не видел я лица, но думаю, что прав ведун. Это мой отпрыск.
— Почему ты так решил?
— Руку я не видел.
— Это плохо.
— Нет. Не дала бы эта мне рука особых подозрений на кого-то. У меня двенадцать сыновей. Но старшему всего тринадцать зим. Через много лет их руки станут не такими, как сейчас. И мне их не узнать. Но меч или клинок явно держала королевская рука.
— Я ничего не понял, Ивар. В чём логика?
— Меч был очень дорогим. Украшены его рукоять и гарда31 финифтью и камнями, достойными лишь конунга. Его могла держать рука сына моего. Но только вот какого?
— Вспомни. Там были руны?
— Была там гравировка с узорами и рунами на рукояти и на лезвии клинка.
— По ним ты узнаешь имя своего убийцы.
— В том-то и дело. Сон оборвался в тот самый миг, когда хотел я их прочесть. Теперь мне мучиться навеки.
— Ивар! Ты великий воин. Удачу, отвагу и силу тебе подарили боги. Забудь про сон. Забудь про волхва и его бредни. Нам предстоят великие дела. Твои завоевания лишь в зачатке. Не стоит унывать, когда вчера мы победили вагров. Тех самых вагров, которыми детей пугают в наших семьях. Так прочь унынье! Всё пройдёт, всё сгинет!
В это время ярл Сигурд со своими воинами, притащил за волосы молодую женщину и мальчишку.
Сигурд, запыхавшись, доложил:
— Мой конунг, это Висна, жена Скиры, как зовут его у нас. Вернее, звали до вчерашней битвы.
— Где вы её нашли?
— По дороге к морю есть озеро большое. Там в камышах была она с ребёнком и десять витязей при ней. Видимо, ночью их должен был забрать корабль. Но, к счастью нашему, он не пришёл.
Стоявший рядом с конунгом Хёрд заметил:
— Наше счастье зависит только от нас самих: от силы наших рук и мужества. Не приплыл он — к их несчастью.
Но Сигурд возразил на это:
— Сын Скиры мог вырасти с жаждой мщения в своём сердце. Зачем нам такое «счастье»? Конунг, прикажешь их убить?
Ивар подошёл вплотную к Висне:
— Красивые женщины у вендов. Тебя не испортило рождение ребёнка. Ты просто жемчужина в любой короне.
Он протянул руку, чтобы коснуться её лица. Но женщина сразу плюнула в ответ.
— Да ты дикарка! — конунг вытер лицо своей крепкой ладонью и рванул на Висне сарафан, обнажив её левую грудь: — Пусть порезвятся воины. Они привыкли дикарок объезжать. Сигурд, делай с ней всё, что захочешь. Только не оставляй в живых.
— И мальчишку?
— И его.
Висна неожиданно резко метнулась в сторону конунга, и в руке у неё блеснул маленький изящный кинжал.
Но Ивар успел перехватить её удар:
— Зря стараешься. Не суждено мне умереть сегодня. Ваш старик-колдун напророчил, что доживу я до седых усов. Сигурд, убери эту вендскую кошку с моих глаз.
Два воина сделали шаг вперёд, чтобы схватить Висну. Но она неожиданным резким движением вырвалась из мощной хватки Ивара и полоснула кинжалом по горлу одного из воинов, а второму воткнула клинок прямо в глаз. В следующее мгновение голова её покатилась по земле.
Конунг вытер кровь со своего меча о штаны одного из мёртвых воинов и проворчал:
— Всё приходится делать самому.
Но неожиданно в тот самый миг его атаковал малец, которому отроду явно ещё не было и пяти вёсен.
С яростным криком, скрежеща зубами, он ловко прыгнул на грудь конунга, пытаясь прокусить ему шею.
На помощь Ивару подоспели Сигурд и Бальдр. Они оттащили мальчишку от конунга, которого тот успел исцарапать и покусать.
Сигурд вытащил меч и снова обратился к конунгу:
— Убить этого волчонка?
Ивар даже повеселел:
— Нет. Поступим по-другому. Вот если бы малец заплакал и намочил штаны, тогда его можно было и утопить. А так он показал свой нрав бойцовский. Из него выйдет храбрый воин. Бальдр, ты прекрасный учитель. В твоей школе берсерков найдётся место для него?
— Ты как всегда поступаешь мудро. Я его выучу. Он забудет родителей, язык и родину свою. Не сомневайся, лет через пятнадцать, он будет лучшим. Повсюду венды будут плакать, поминая тех, кого убьёт его рука.
— Чтобы нам помнить, кто он, назови его своим именем.
— Я так и сделаю.
Конунг нагнулся и поднял кинжал княгини:
— Рукоять меча из сновидения чем-то похожа на эту. Вот только нет на ней тех рун. Да и не будет воин держать такой клинок в руке. Для настоящего мужчины он хрупок и слишком уж красив. Кинжал такой — для женщины забава.
И он протянул оружие Бальдру:
— В храм Уппсалы32 отдай.
Утром следующего дня, нагрузив драккары до предела, флот викингов отправился домой.
***
На серебряной крыше небесного чертога в Асгарде33 сидели мудрый Хугин и памятливый Мунин — вороны Одина, которые докладывали ему всё, что происходит на Земле. Сейчас они смотрели вниз и следили за развитием сюжета этой саги. Хугин Мунина спросил:
— Скажи, что чаще берёт вверх у человека: страх умереть от руки собственного чада, или отцовская любовь?
— За всех людей не скажу, но у конунгов чаще побеждает страх потерять свой трон. Он сильнее даже страха смерти.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ратибор и Ода. Первая книга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
28
Религиозный воин скандинавов, посвятивший свою жизнь войне ради религии. В берсерки брали малолетних сирот и рабов и обучали их с детства воинскому искусству при храмах. Такой же институт «неистовых воинов» существовал и у других народов. В частности, у славян. В «Слове о полку Игореве» автор упоминает древних воинов, которые «…без щитов, с засапожными ножами, кликом полки побеждают, звеня прадедней славой…»