Сумасшедшая супергероика. Анализ героев кинокомиксов, после которого ты начнёшь разбираться в людях

Серафима Музыкантова

Кажется, мы выросли на супергероике. Кажется, мы росли с героями. Что же такого кроется в этих фильмах? Почему мы хотим пересматривать эту сказку?Может быть, дело в том, что в ней кроется сама жизнь? Как тебе такое? Прочитав следующие страницы, ты узнаешь:– почему Ванде Максимофф нельзя смотреть старые сериалы;– за что стыдно Локи;– как связаны истерики и Чёрная Вдова, и много-много полезного.Но самое ценное, что ты получишь – понимание, как это всё связано с тем, кто совсем близко с тобой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сумасшедшая супергероика. Анализ героев кинокомиксов, после которого ты начнёшь разбираться в людях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Серафима Музыкантова, 2022

ISBN 978-5-0059-2653-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Почему Marvel? Почему я?

Чуть больше года назад в 8:50 я сидела за столом и нервно теребила листок с планом выступления. Аудитория для меня была новая: десятый класс. Я видела их впервые. Знать не знала, из каких они школ. И вообще плохо представляла, что им от меня нужно.

Одно было известно точно: эта публика, пока ещё, считает себя гуманитариями. Каждую субботу они посещали лекции, чтобы в будущем стать психологами и педагогами. Мой же моноспектакль имел целью, чтобы завлечь их в лагерь исследователей психики: было нужно полтора часа вещать перед школьниками о типах характеров, и, что самое главное, показать им, как это реально приложимо на практике.

Не зачитать пресную лекцию: «Люди делятся на n-типов. That’s all».

Не провести эффектный мастер-класс «Люди-Пушкины», «Люди-Дюма».

Но научить хоть на грамм анализировать группу и понимать, кто в ней есть кто. А ещё лучше, сделать так, чтобы без пяти минут «взрослые и всё знающие люди» после этого не пошли навешивать ярлыки, а в противовес только лучше бы стали общаться. Хотя бы друг с другом.

В эту авантюру меня вовлёк мой самый дорогой преподаватель со времён педагогического ВУЗа (и, Наталья Львовна, спасибо Вам), так как на тот момент я уже училась в магистратуре на психолога, и меня нужно было держать всемером, чтобы я где-нибудь да не начинала говорить о психологии.

И, кажется, вот оно, говори. А страшно.

9:00. И я говорю. Много, чётко. Я хорошо знаю, что в этой теме важно и неважно. Аудитория откликается… но хочется проложить между ними и мной ещё один кирпичик. Что-то ещё. Что-то вроде…

«О, да это же как у Кэпа со Старком в Гражданке», — да! Да, спасибо, парень! Это именно так! Я уже и не вспомню, о чём ты тогда так сказал, но я благодарная тебе за идею!

Поп-культура. Кажется, она подобна манне небесной для психолога, который хочет доходчиво объяснять массам сложные психологические конструкты.

Но чего стоит теория без прикладного значения! А на ком практиковаться: на близких? Не корректно. Не порядочно. Не объективно. На себе? Но, кажется, «в своём глазу бревна не видно…». Нужен кто-то, кого знают все, и кто не обидится. И я их нашла.

Давайте всё же по-честному, в чтении такой литературы, где героев все более-менее знают, есть что-то элитарное: ну не каждый садится читать всего Тургенева, потом всего Достоевского, потом всего Толстого, шлифуя это дело психологическим разбором к их трудам. Да и, между нами говоря, школьные учителя литературы иногда так стараются над бедными персонажами, что их психологические персонажи не вызывают ничего кроме желания никогда больше о них не вспоминать.

Итак, нам нужен кто-то известный, необидчивый, скорый к восприятию. Герой кинокомиксов? О да!

И тут важно уточнить, такой характеристикой я не хочу унизить индустрию. Наоборот — я ею восхищаюсь. Задумайтесь, с каким удовольствием мы шли в кинотеатры на каждую премьеру MARVEL с 1 мая 2008 года по 29 апреля 2019 года. Помните этот сладостный вкус?

Я уже слышу вопрос: «Что за странные рамки?», — ну таково моё субъективное ощущение. Я, как преданный фанат, считаю, что релизы после «Финала» во многом — за исключением единичных проектов1 — был спад. Я вам это мнение никак не навязываю, но пишу эту книгу исходя из ностальгии, порождённой неминуемым спадом индустрии.

В картинах Кинематографической вселенной MARVEL было скрытое волшебство, которое, как мне видится, никто не накладывал туда осознанно, от чего оно расцвело ещё краше: там видна психика.

Я — зритель насмотренный, и не буду скромничать по этому вопросу. От чего я авторитетно заявляю: есть кино с психикой и без неё. Как живое и мёртвое. Есть у КВМ небезызвестный конкурент, и мы не будем его тут обличать, чтобы никого не обидеть, лишь скажем, что кино они снимают мёртвое.

Там есть экшн, графика, шикарнейший реквизит, но совсем нет жизни персонажа… и на этом месте я бросаю унижать чьё-то творчество и возвращаюсь на волну позитива.

Брюс Беннер, Тони Старк, Локи, Наташа — каждый из них прошёл такую драму, что сними с них все доспехи, смысл особо не поменяется. Вот она, супергероика! Вот она, ГЕРОИКА!

И именно этим я буду заниматься на ближайших страницах:

— Снимать супергеройскую броню;

— Читать личные драмы;

— Восстанавливать упущенные детали, используя психологические знания;

— Думать вместе с вами, как это может помочь нам в наших негеройских, но не менее прекрасных жизнях.

И пред тем, как мы начнём супергеройское раздевание избавление от брони, я хочу сделать два дисклеймера.

Дисклеймер №1: я никогда не встречала их лично.

Кстати, также, как и вы. Помимо того, что я психолог, я ещё и писатель, творческая душа. Чтобы начать, продолжить и завершить эту работу мне понадобилась не малая доля воображения. Но, поскольку эта работа носит и научный характер, мне пришлось создать необходимый инструментарий. Я назвала его «психологическим воображением». Оно было нужно мне каждый раз, когда я наверняка не знала, что произошло в жизни героя, но информация была мне нужна как воздух. Тогда Я-психолог продумывала, какие жизненные обстоятельства могли привести с большой вероятностью к подобному исходу, а Я-писатель заворачивала это в ловкую формулировку. Таким образом мы увидели героев такими, какими они скорее всего есть. Однако, правда всегда будет от нас ускользать, котя бы потому, что наши испытуемые вымышленные.

Дисклеймер №2: ни один характер не встречается в природе в чистом виде.

Хочу, пока мы ещё на берегу, обратить внимание, что в процессе чтения вы не раз подумаете: «Это про меня, и это про меня! А тут вообще всё про меня..! Кто я?», — это абсолютно нормально! В нас присутствует множество черт и мы проходим через большое количество травмирующего опыта перед тем как стать теми, кто мы есть. Однако какой-то образ действия всегда будет в нас ведущим — это и примем за основной характер. Но это абсолютно не означает, что мы не можем использовать полезные приспособления из арсенала нашего ближнего.

Когда я писала эту книгу, я намеренно подсвечивала в персонажах основную линию их поведения и отводила в тень прочие — так вам будет проще уловить суть характеров, о которых я хочу рассказать, сами же персонажи до бесконечности многогранны, и я не хочу их ограничивать в их прекрасных комиксных жизнях!

Теперь, когда мы познакомились, когда я посветила вас в свою мотивацию и взгляды на кинокомиксы, приглашаю в мир психологии и ностальгии по реально крутому кино.

Читатели, ASSEMBLE.2

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сумасшедшая супергероика. Анализ героев кинокомиксов, после которого ты начнёшь разбираться в людях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ну про «Нет пути домой» я промолчу с благоговением.

2

Аллюзия на фразу Капитана Америки из фильма «Мстители: Война бесконечности» (2019): «Мстители, общий сбор!».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я