На обломках Вавилонской башни. Рождение Руси

Святослав Анатольевич Галанов, 2020

Прочитав эту книгу, вы узнаете о событиях, происходивших с предками нашего народа за много тысячелетий до нашей эры. Тогда, так же как и в современности, они влияли на ход всей мировой истории. Они распространили свою цивилизацию по всему миру: ходили в дальние морские и сухопутные походы, осваивали новые земли, создавали и разрушали империи… Под словами «наш народ» я подразумеваю все народы России, а в более широком смысле – все народы бывшего СССР. Я хочу доказать, что у них была общая древняя история, позавидовать которой может любой другой народ мира. Она затмит собой историю великих цивилизаций древнего мира, таких как Египет, Греция, Рим. Возможно, сейчас в это и трудно поверить, но прочитайте книгу и убедитесь сами…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На обломках Вавилонской башни. Рождение Руси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Инструменты для написания книги

Что может рассказать лингвистика, археология, генетика и мифология о прошлом нашего народа? По порядку проанализирую каждую из этих дисциплин и попытаюсь получить от них сведения, которые пригодятся мне при разработке моей мифоисторической концепции.

1. Лингвистика

Сначала немного поделюсь своими наблюдениями насчет близости некоторых языков. Еще в школе, изучая английский язык, я заметил, что многие исконно русские слова очень напоминают английские с тем же значением. Например: мать — mother, сестра — sister, брат — brother, сын — son, дочь — daughter, вода — water, волк — wolf, вино — vine, снег — snow, мышь — mouse, кот — cat, молоко — milk, соль — salt, любовь — love, нос — nose, гость — guest, ночь — night, день — day, сидеть — sit, стоять — stay, бить — beet, есть — eat, три — three, новый — new, домашний — domestic и др. Даже словосочетание I am (я есть) очень напоминает древнерусское «Аз есм» (я есть), но это соответствие я заметил только недавно☺.

Еще одна категория слов в русском языке, которая вызывала у меня вопросы — это некоторые заимствования из греческого, латыни и других европейских языков, которые опять-таки очень напоминают исконно русские слова. Например: «видео», «телевидение» происходят от латинского video, а кажется, что они произошли от русского «видеть». Еще: «окулист» (от лат. oculus — глаз) — как будто от древнерусского «око»; слово латинского происхождения «метр» похоже на русское «мера»; заимствованное из французского «морг» напоминает русское «мор»; заимствованные из голландского «юнга» и из немецкого «юнкер» — как будто от русского «юный»; заимствованное из немецкого «пастор» очень похоже на русское «пастырь»; и даже заимствованное слово «президент» отдаленно напоминает русское «председатель».

Я задался вопросом: неужели исконно русские слова, составляющие базу языка, были в древности заимствованы у европейцев и весь наш язык основан на других языках? Но как и где славяне в те далекие времена могли пересекаться со всеми этими народами? А может, наоборот, европейцы заимствовали слова у древних славян? Отчасти ответ на этот вопрос я нашел в изданной в Советском Союзе «Книге о языках» американского филолога Франклина Фолсома. Вот что в ней говорится. Во второй половине XVIII в. жил английский юрист Уильям Джонс. Его хобби было изучение языков, которых он знал около 40, а 10 из них, включая латынь и греческий — в совершенстве. Переехав на работу в Индию — она в то время была британской колонией — он начал изучать древний индийский язык санскрит и обратил внимание на его схожесть с известными ему европейскими языками: английским, греческим, португальским, итальянским и др. Однако санскрит не мог произойти ни от одного из этих языков, так же как и они не могли произойти от санскрита. Скорее всего, все они произошли от какого-то неизвестного древнего языка. Исходя из этого, он первым из лингвистов объединил похожие языки в языковую семью и сделал вывод о существовании языка-предка. Позже эта языковая семья получила название индоевропейской, а предполагаемый язык-предок — протоиндоевропейского.

Далее ученые-лингвисты открыли еще множество языковых семей: тюркскую, уральскую, монгольскую и др., но индоевропейская является самой крупной как по числу входящих в нее языков, так и по числу говорящих на них людей. К этой языковой семье принадлежит русский, а также другие славянские языки. Вот почему исконно русские слова похожи на исконные слова многих других языков мира — они принадлежат к одной языковой семье и имеют общий язык-предок!

Приведу пример из «Книги о языке», демонстрирующий, как потомки одного и того же протоиндоевропейского слова изменились в разных языках и в разных вариантах попали в современный русский.

Расскажу об индоевропейской языковой семье немного подробнее. Как будет видно в дальнейшем, знания о ней помогут более глубоко понять древнейшую историю наших предков скифов.

Ареал индоевропейской семьи в настоящее время включает в себя практически всю Европу, обе Америки, Австралию, а также значительную часть Африки и Азии. В свою очередь, сама индоевропейская семья делится на ветви, включающие в себя наиболее близкородственные языки. Лингвисты, как правило, выделяют 10 живых ветвей индоевропейских языков, а также 3 вымершие. Для каждой ветви приведу основные языки:

1. Индийская: хинди (индийский), урунду (пакистанский), непали (непальский), бенгали (бангладешский), цыганский, санскрит (не разговорный).

2. Иранская: фарси (персидский), пушту (афганский), таджикский, курдский, осетинский.

3. Славянская:

а) восточная подветвь: русский, украинский, белорусский;

б) западная подветвь: польский, чешский, серболужицкий, словацкий; в) южная подветвь: сербо-хорватский, болгарский, словенский, церковно-славянский (не разговорный).

4. Балтийская: литовский, латышский.

5. Германская:

а) немецкий, английский, нидерландский;

б) скандинавская подветвь: датский, шведский, норвежский, исландский.

6. Италийская:

а) романская подветвь: итальянский, молдавский, румынский, французский, испанский, португальский, латынь (не разговорный);

б) в других подветвях все языки являются вымершими.

7. Кельтская:

а) гойдельские: ирландский, шотландский (гэльский), мэнский;

б) бриттские: валлийский(уэльский), бретонский, корнский;

в) континентальные: вымершие.

8. Албанская: албанский.

9. Армянская: армянский.

10. Греческая: греческий.

Вымершие ветви:

11. Палеобалканская: включает древние балканские языки, такие как фракийский, иллирийский и фригийский. Некоторые лингвисты включают в эту ветвь и современный албанский язык как потомок иллирийского.

12. Тохарская: включает два языка индоевропейского народа, жившего на северо-западе современного Китая.

13. Хетто-лувийская: включает древние языки Малой Азии.

После открытия Джонсоном индоевропейской языковой семьи сразу же начались поиски древней индоевропейской прародины. Ее «находили» и в Индии, и на Балканах, и в Причерноморье, и в Прибалтике, и на Кавказе, и в Малой Азии, и даже в Арктике. В основном это зависело от местожительства автора.

Например, в фашистской Германии была принята на вооружение теория о германской прародине индоевропейцев, а индоевропейская языковая семья была переименована в индогерманскую.

Отмечу, что предположения о родстве индоевропейских народов делались и в более древние времена. Например, польский летописец Матей Стрыйковский в 1582 г. в «Хронике польской…» писал: «Однако кимвры, готы, гепиды, литовцы, жмудь, латыши, шведы и датчане остаются одним и тем же народом, произошедшим от Гомера и Фогормы, хотя языком и обычаями отличаются друг от друга. Как также видим, воро́ны, грачи, во́роны, сизоворонки и сороки, которые тоже из одного племени, хотя и различаются оперением и голосами, но все они единого вороньего происхождения». В данной цитате говорится о родстве балтийских и германо-скандинавских народов.

2. Археология

Свои теории о нахождении индоевропейской прародины и распространении индоевропейских языков лингвисты пытались и пытаются подкрепить археологическими данными, так как народ, говоривший на каком-то едином языке, должен соответствовать какой-либо археологической культуре. Понятие «археологическая культура» в конце 1920-х годов ввел в обиход австралийский лингвист и археолог Вир Гордон Чайлд: «Мы находим, что определенные типы материальных памятников — сосудов, орудий, украшений, похоронных обрядов и форм домов — постоянно воспроизводятся. Такой комплекс связанных между собой черт мы назовем „культурной группой“ или только „культурой“. Мы предполагаем, что такой комплекс — материальное выражение того, что сегодня мы назвали бы „народом“».

Как же археологи понимают, является ли какая-либо из культур именно индоевропейской? Здесь они опираются на данные лингвистики. В восстановленном протоиндоевропейском языке есть очень много слов, связанных с лошадьми и колесными повозками. То есть до распада протоиндоевропейской общности протоиндоевропейцами была приручена лошадь, а также изобретено колесо и колесные повозки (колесницы). Соответственно, если в древней археологической культуре (до середины II тыс. до н. э.) археологи находят останки лошадей, элементов конской упряжи, колеса, остатки колесных повозок, глиняные и костяные фигурки лошадей и колесниц — эта культура с большой степенью вероятности является индоевропейской[4].

Как я писал выше, относительно прародины индоевропейцев за все время исследований существовало множество гипотез. В 1822 г. немецкий ботаник Генрих Линк на основании того, что в индоевропейских языках существует много слов, обозначающих домашних животных, а также связанных с горами, предположил, что индоевропейская прародина должна находиться в горной стране, в зоне, где были одомашнены животные. Под это описание подходило Закавказье. Русский лингвист и археолог Всеволод Фёдорович Миллер также связывал индоевропейскую прародину с Армянским нагорьем. Этот вывод он сделал исходя из близости индоевропейских языков с картвельскими (кавказскими) и семитскими.

Однако эта теория не объясняла близости индоевропейских языков с финно-угорскими, а также экспансию протоиндоевропейцев в Европу и Азию. И со временем большинство лингвистов все больше склонялись к так называемой «степной теории». Впервые она была выдвинута в 1890 г. немецким исследователем индоевропейцев Отто Шрадером, считавшим, что прародина должна быть где-то посередине индоевропейского мира, и это были причерноморо-каспийские степи России. Эта теория получила много и археологических подтверждений. Так, советскими археологами на территории от Днестра до Южного Урала была открыта ямная культура — культура курганных захоронений, относящихся к III–II тыс. до н. э. Аналогичные курганные захоронения существовали и на территории Северного Кавказа — майкопская культура. В 1956 г. американский археолог литовского происхождения Мария Гимбутас, сопоставив данные «степной теории» и археологические сведения, сформировала свою теорию, получившую название «курганная гипотеза», которая заключалась в том, что протоиндоевропейцы были выходцами с территорий как ямной, так и майкопской культуры. Эта территория как раз-таки и была ядром Скифии — я ее буду называть Малая Скифия. Однако нестыковки были все равно.

«Курганная гипотеза» не объясняла близость индоевропейских языков картвельским и семитским. Советскими учеными-лингвистами Гамкрелидзе и Ивановым была предложена теория «двух индоевропейских прародин», одна из которых находилась в Закавказье, другая — соответствовала культурам «курганной гипотезы», а уже оттуда протоиндоевропейцы разошлись по миру. За основу своей концепции я возьму именно эту теорию.

3. Генетика

В начале XXI в. на помощь лингвистам и археологам пришел новый раздел генетики — ДНК-генеалогия, согласно которой по ДНК можно определить род любого человека как по мужской, так и по женской линии. Тут я сразу оговорюсь, что специалистом в генетике, в отличие от истории, я не являюсь, поэтому если в чем-то ошибся, то прошу настоящих знатоков в этой области меня строго не судить. Я лишь попытаюсь данными из прочитанной мной литературы по ДНК-генеалогии подкрепить свою концепцию.

Так вот, попробую своими словами объяснить суть этой науки. Для моего исследования имеет значение определение рода по мужской линии. Он определяется по Y-хромосоме, которая передается от отца к сыну, точно так же как от отца к сыну передается фамилия.

В данной схеме я наглядно покажу, как передается мужская Y-хромосома от отца к сыну. Знаком Y (Y-хромосома) я обозначил мужчин, а буквами мт (митохондриальная ДНК) — женщин. У мужчин нет митохондриальной ДНК, а у женщин — Y-хромосомы.

Со временем Y-хромосома мутирует, и чем дальше родственники по мужской линии отдаляются от общего предка, тем больше в ней различий. Условно по мужской линии генетики разделили человечество на 20 основных родов (гаплогрупп), назвав их латинскими буквами от А до Т. То есть представители этих родов много тысячелетий назад имели одного общего предка. Гаплогруппы, в свою очередь, делятся на подветви (субклады). Так гаплогруппа R делится на субклады: R, R1 и R2, а R1, в свою очередь, делится на R1a и R1b и т. д. Когда в ДНК-генеалогии речь идет о данных Y-хромосомы одного отдельно взятого человека, эти данные называют гаплотипом. Например, мой гаплотип принадлежит к субкладу R1a гаплогруппы R (ради интереса я его определил в платной лаборатории).

Генофонд современных народов, за исключением обособленных племен, состоит из гаплотипов, принадлежащих к нескольким различным гаплогруппам. Это объясняется тем, что на протяжении истории народы складывались из племен, имеющих различное происхождение. Но обычно одна из гаплогрупп является доминирующей и считается исконной для данного народа. Так, восточнославянские народы (русский, украинский, белорусский) принадлежат к следующим гаплогруппам: R1a, N, R1b, I1, I2. Доминирующей является гаплогруппа R1a, а например, вторая по частоте у восточных славян гаплогруппа N — доминирующая у ближайших их соседей — финно-угорских народов. Таким образом, древние предки русских принадлежали к гаплогруппе R1a, она является их исконной, но со временем в состав древнерусского народа влились финно-угорские племена (N), что подтверждается и данными истории. Приведу еще несколько примеров по вопросу соотношения гаплогрупп с конкретными народами. Так, гаплогруппа N является доминирующей или исконной не только у финно-угров, но и практически у всех народов уральской языковой семьи (финно-угорские языки представляют собой ветвь этой языковой семьи). Доминирующей гаплогруппой евреев и арабов является гаплогруппа J, доминирующей гаплогруппой китайцев, корейцев и японцев — гаплогруппа O, индейцев — гаплогруппа Q и т. д.

Теперь что касается гаплогруппы R1а, являющейся исконной не только для восточных славян, но и для всех славянских народов в целом. Она — субклад гаплогруппы R1, а R1, в свою очередь, является доминирующей у всех народов, исконные языки которых принадлежат к индоевропейской семье. Из этого можно сделать вывод, что протоиндоевропейцы принадлежали к гаплогруппе R1. Российский генетик В. Г. Волков в статье «Древние миграции самодийцев и енисейцев в свете генетических данных» пишет: «Носители одного языка чаще всего являются биологическими родственниками в той или иной степени. Языки распространяются вместе с носителями, и вполне естественно, что носители близкородственных языков могут оказаться дальними родственниками — потомками одного человека. Эта закономерность наблюдается и в отношении больших групп людей, имеющих общее генетическое происхождение по мужской или женской линии и предок которых жил в глубокой древности. Например, была отмечена связь между гаплогруппой R1a и R1b с носителями индоевропейских языков, а также теми, чьи предки когда-то говорили на индоевропейских языках, гаплогруппа O характерна для носителей синотибетских языков, а гаплогруппа N — для уральских языков. Таким образом, существует возможность, опираясь на генетические данные, выяснить, представители какой гаплогруппы могли быть носителями праязыка той или иной языковой группы».

Теперь усовершенствую свою схему — добавлю в нее гаплогруппы, к которым принадлежат обозначенные на ней мужчины:

То есть гаплотип Иванова-младшего принадлежит к той же гаплогруппе, к которой принадлежит и гаплотип Иванова-старшего. Добавлю, что если бы у Иванова-младшего была сестра (Иванова), то ее мтДНК-гаплогруппа (у них тоже есть свои обозначения) была бы такая же, как у ее матери (Джонсон), у ее бабушки (Пак) и у ее прабабушки (Ким).

Гаплогруппа R1 является доминирующей не только для индоевропейцев, но и для народов, говорящих на языках тюркской языковой семьи, для басков — европейском народе, говорящем на изолированном языке, и для венгров — народе, говорящем на языке финно-угорской ветви уральской языковой семьи.

Также R1 в разных долях присутствует в генофонде всех народов бывшего Советского Союза, а не только тех, чьи языки принадлежат к индоевропейской и тюркской языковым семьям. Приведу пример.

Гаплогруппы грузин, язык которых принадлежит к картвельской языковой семье[5]:

G — 37 %,

J — 33 %,

R1b — 9 %,

R1a — 7 %.

Гаплогруппы G и J являются исконными гаплогруппами кавказских народов, а на втором месте по частоте стоит гаплогруппа R1, характерная для всех народов бывшего СССР.

Многие зададутся вопросом: как народы, абсолютно не похожие друг на друга, принадлежат к одной и той же гаплогруппе, т. е. имеют одно происхождение? Например, индусы имеют темный цвет кожи, тюркские народы Средней Азии — ярко выраженные монголоидные черты, и даже европейские народы по внешнему виду отличаются друг от друга. Ответ простой: гаплогруппа R1 является мужской — передается от отца к сыну. То есть если дружина протоиндоевропейских воинов, европеоидов, состоящая из одних мужчин, пришла, например, в африканскую страну, где до этого жили представители негроидной расы, то из-за браков с местными женщинами их потомки через несколько поколений сами станут негроидами. При этом по мужской линии у них сохранится индоевропейская гаплогруппа R1.

ДНК-генеалогия свидетельствует, что останки в курганных захоронениях ямной и майкопской археологических культур в основном принадлежат к гаплогруппе R1, что подтверждает «курганную гипотезу». Таким образом, именно с территории двух этих культур, т. е. с территории Малой Скифии, данная гаплогруппа, так же как и индоевропейские языки, распространилась по всему миру.

4. Мифология

Выше я привел «курганную гипотезу» — одну из научных теорий происхождения индоевропейцев. Но есть и другие — полностью опровергающие все вышеперечисленное. Однако эти теории остаются лишь теориями. Не хватает какого-то стержня, чтобы отделить верную гипотезу от остальных и связать воедино разрозненные данные. Этим стержнем могла бы стать история, однако большинство современников скажут: «Где взять эту историю? Ведь никаких исторических данных времен зарождения индоевропейской цивилизации не сохранилось». Но это не совсем так. История тех времен сохранилась в народных рассказах, которые сейчас считаются мифами и легендами. Также, переселяясь в новые земли, индоевропейские народы переносили на них в своих сказаниях и исторические события, произошедшие в древнейшие времена на их древней прародине, т. е. в Малой Скифии. Добавлю, что античные и средневековые историки рассматривали мифы именно как отражение древних исторических событий и включали их в свои хроники, касающиеся древнейших времен. Так, средневековый собиратель скандинавских мифов Снорри Стурлусон в сборнике «Круг Земной» писал: «Кое-что взято из перечней, в которых конунги и другие знатные люди перечисляют своих предков, а кое-что из древних стихов и песен, которые исполнялись людям на забаву. И хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».

Проанализировав различные эпосы, я заметил некоторые общие принципы, на которых они строились.

Преувеличение (гипербола). Обычно в мифах преувеличиваются физические данные героев, продолжительность их жизни: «Сила богатыря была равна силе ста слонов», или «Богатырь выпивал чашу зелена вина в полтора ведра», или «Богатырь был ростом выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего», или «Царь правил 3 тысячи лет и 3 года».

Обожествление. Наиболее значимые герои в мифах приобретают божественные черты, становятся богами. Например, Радагайс, реальный скифский вождь, воевавший с Римом (казнен в 406 г.), в эпосе балтийских славян стал богом войны Радегастом.

Отождествление. Под одним именем одного мифологического героя может быть объединено несколько похожих на него персонажей. Например: русский былинный богатырь Илья Муромец свое имя получил от русского воина XII в., мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре, а былины о нем рассказывают о подвигах более древнего героя, жившего за несколько тысячелетий до нашей эры (см. главу XIV). Иногда бывает и наоборот — герои раздваиваются. Так один и тот же реальный человек в одном и том же эпосе может быть известен под двумя и более именами как несколько абсолютно разных героев.

Перенос места действия. Как я уже говорил, народы, переселяясь на новые земли, делали их местом развертывания событий, происходивших на их древней прародине. Например: в древнегреческих мифах о Троянской войне коалиция против Трои собирается в греческих землях, в италийских мифах о Троянской войне та же коалиция собирается в Италии. На самом же деле, как будет видно из дальнейшего повествования, и тот и другой эпос сохранили память о событиях, происходивших в древние времена в Малой Скифии, так как предки и греков, и италийцев, непосредственно участвовавшие в этой войне, были скифами и жили в Скифии (см. главу XV). В германо-скандинавском эпосе прародиной скандинавских народов названа Великая Швеция, но почему-то расположена она к северу от Черного моря и по ее середине течет река Дон, а это явный намек на скифскую прародину (Великая Швеция = Великая Скифия). То есть древние события, произошедшие с предками скандинавов в Скифии, уже перенесены на их новое место жительства, в Швецию, но как бы еще не до конца (Черное море и реку Дон не успели убрать☺).

Анахронизмы. Ошибочное отнесение событий, героев к другой эпохе. Герои, жившие абсолютно в разные эпохи, в мифах могут спокойно контактировать между собой или участвовать в событиях, случившихся задолго до или уже после их жизни. Так, русский былинный князь Владимир Красное Солнышко, прообразом которого послужил киевский князь Владимир Святославич, правивший на рубеже X–XI вв., воюет с татарами, а их нашествие на Русь произошло значительно позже — только в XIII в. Еще этому князю в одной из былин служит богатырь Ермак Тимофеевич, прообраз которого — казачий атаман, покоритель Сибири, жил в XVI в., во времена царя Ивана Грозного. Бывает и так, что в мифах, рассказывающих о событиях, происходивших задолго до нашей эры, используют огнестрельное оружие и даже артиллерию.

Наличие фантастических персонажей (драконы, кентавры, сирены, различные чудовища и др.). Часто под видом этих сказочных монстров скрываются обычные люди. Таким образом сочинители мифов пытались подчеркнуть их отрицательные или какие-то другие черты. Например, сирены — полуженщины-полуптицы — жили на острове и заманивали своим сладким пением моряков на скалы, чтобы погубить их. А в реальности же, как писали древние толкователи мифов, сирены были обычными блудницами, к которым любили захаживать мореходы. Вполне возможно, что блудницы-сирены убивали их с целью ограбления или по какой-нибудь другой причине (современные клофелинщицы☺).

Эвгемеризм, или рациональное толкование мифов. Уже начиная с поздней античности знатоки мифов стали видеть в них реальное историческое зерно и толковать их в историческом ключе. То есть, отбрасывая фантастические подробности, выделяли из мифов исторические сведения. Толкование мифа о сиренах, которое я привел выше, является ярким примером эвгемеризма. В более поздние времена, пользуясь этим методом, христианские и мусульманские авторы стали сопоставлять сведения из эпосов с библейской историей.

Связь мифологии с библейской историей. Многие индоевропейские народы в I тыс. н. э. приняли христианство, и перед историками того периода встал вопрос о связи древних эпосов их народов, которые они считали частью истории своих стран, с историей библейской. На основании сведений, которыми они владели, им это в разной степени удавалось. Поэтому, если прочитать изложение эпосов в трактовке данного периода, можно заметить эту связь. Приведу пример из русского эпоса: в летописном «Сказании о Словене и Русе…» об основании Скифии говорится: «По прошествии малого времени правнуки Афетовы Скиф и Зардан, отлучившись от братьев своих и от рода своего от западных стран, и коснувшись полуденных (южных — С. Г.) стран, и вселившись во Ексинопонте (на Черном море — С. Г.), и жили там много лет, и от сих породились сыновья и внуки, и умножились сильно, и прозвались по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая». Здесь Скиф и Зардан — мифологические основатели Скифии, а Афет (Иафет) — библейский персонаж, сын Ноя, спасшийся вместе с отцом на Ковчеге во время Всемирного потопа. Аналогичным образом поступали и средневековые мусульманские историки.

Я попытаюсь выделить из этих «преданий старины глубокой» историческую правду и, подтверждая ее научными данными, составлю реальную картину древнейших событий из истории нашего народа. Сделаю краткий обзор индоевропейских эпосов, а также эпосов других народов, генетически связанных с индоевропейцами:

I. Греческий эпос. Наиболее обширный из всех индоевропейских эпосов. В нем существует большое количество вариантов одних и тех же мифов. В одних место действия перенесено на греческие земли, в других, менее известных версиях эти же события происходят в Скифии. Греческий эпос сохранился во множестве сборников античных авторов, а также в средневековых европейских хронографах. Делится на две основные категории: мифы о богах и мифы о героях.

Краткое содержание. 1. Мифы о богах. Верховными богами изначально являлись Уран (Небо) и его жена Гея (Земля). Их дети — титаны. Один из них, Крон, свергнув отца, сам стал верховным богом. Крон, в свою очередь, был свергнут уже своим сыном Зевсом. Зевс стал верховным богом и поселился на горе Олимп. Его родственники — олимпийские боги. Основных было 12, они входили в олимпийский совет: Зевс, Посейдон, Гефест, Аполлон, Гермес, Арес, Гера, Афина, Деметра, Афродита, Гестия, Артемида. 2. Мифы о героях. В их число входят мифы о различных греческих героях и второстепенных богах. Основные герои: аргонавты во главе с Ясоном, Геракл, Персей, Кадм, Дионис и др. В основе сюжетов греческого эпоса описание их подвигов. Некоторые из героев стали прародителями народов: Ясон и его аргонавты — народов Кавказа, Геракл — скифов, Персей — персов (иранцев), Дионис — индусов. Заключительной частью греческого эпоса стали мифы о Троянской войне и жизни героев, участвовавших в ней. Суть их заключается в следующем: коалиция греческих государств направляется в Малую Азию, где осаждает город Трою; после десятилетней осады Троя пала, и греки с большими приключениями возвращаются на родину.

Сама история образования Греции в эпосе трактуется следующим образом. Родоначальником греков считается сын титана Иапета титан Прометей, давший огонь людям. В одном из вариантов мифа (в «Аргонавтике» А. Родосского) он назван скифским царем.

Ядром формирования государства стала область Аргос (Пелопоннес). В нем правили цари, потомки Форонея (он же Прометей). По имени одного из первых ее царей — Аргу — она получила свое название. Параллельно рассказывается о другой греческой области — Фессалии. В ней также правят потомки Прометея. Далее из Египта в Аргос приходит брат египетского царя Данай и становится царем данной области. По его имени агривяне (так называют жителей Аргоса) получают еще одно название — данайцы. Затем из Фессалии в Аргос переселяются два сына Ахея, внука царя Фессалии Эллина. Они становятся зятьями Даная, и по имени их отца данайцы начинают называться ахейцами, а по имени их прадеда Эллина — эллинами. Таким образом, греки в эпосе носят следующие названия: агривяне (арги), данайцы, ахейцы и эллины.

II. Италийский эпос. Место действия древних событий перенесено в Италию. Основные источники — «Энеида» Вергилия, «Новая хроника» Джованни Виллани. Так же, как и в греческом эпосе, первую часть его составляют мифы о богах. В основном они дублируют аналогичные греческие мифы, только итальянские боги носят другие имена. Например, Зевс назван Юпитером, Крон — Сатурном, Арес — Марсом, Посейдон — Нептуном и т. д. Основные события мифов о героях разворачиваются уже после Троянской войны.

Краткое содержание. Один из вождей троянцев Эней уводит их часть в Италию, где они становятся предками итальянцев. Его потомки Рем и Ромул, вскормленные волчицей, основывают Рим. Отдельно стоит рассказ о приходе в Северную Италию венетов, народа, участвовавшего в Троянской войне на стороне троянцев, и об основании ими области Венето, или Венеции.

III. Кельтский эпос. Состоит из двух независимых друг от друга частей: ирландского, или гойдельского, и бриттского эпосов. Напомню, что кельтские языки также делятся на две ветви: гойдельские и бриттские.

1. Гойдельский эпос. В нем предки кельтов напрямую названы скифами. Более того, здесь нет переноса событий на земли позднего обитания кельтов — местом основного действия является Скифия. Основные источники: существующая в нескольких вариантах «Книга захватов Ирландии», сборники преданий: «Старина мест», «Установление владений Тары», «Словарь ученого».

Краткое содержание. Большая часть эпоса посвящена истории Скифии и напрямую увязывается с библейской историей. После Вавилонского столпотворения и разделения народов князем скифов стал Фений Фарсайд, ему приписывается создание алфавита. После его смерти князем становится его старший сын Ненуал. Младший сын Фения Нел, помогавший отцу в создании алфавита, позавидовал брату, убил его и бежал в Египет. Там он женился на дочери фараона Скотте. У них родился сын Гойдел Гласс. Его потомки служат египетским фараонам. Через некоторое время вождь египетских скифов Эбер Скот, не желавший преследовать еврейский народ, выведенный пророком Моисеем из Египта, уводит скифов в Дальнюю Скифию. В ней в это время правят потомки Ненуала, старшего сына Фения Фарсайда. Между скифами — потомками Нела и скифами — потомками Ненуала разгорается война, которая идет с переменным успехом. Потерпев поражение, египетские скифы (потомки Нела) покидают Скифию и уходят в Испанию, Грецию и Ирландию. Особое место в эпосе уделяется захватам Ирландии скифами. Первое — скифским вождем Партолоном. Из Скифии он переселился в Испанию, затем в Ирландию, затем опять в Испанию. Его потомки — баски. Второе — скифским вождем Немедом. Его потомки несколько раз уходили из Ирландии и возвращались вновь. Третье — скифами, названными в эпосе «сыновьями Миля». Уйдя из Скифии во главе с князем Агномэйном, они долгое время скитались по миру, жили в Греции и Испании. Имена скифских вождей дали названия ирландским кельтам. Их называли фениями от Фения Фарсайда, скоттами — от Скотты, гойделами или, сокращенно, галлами — от Гойдела Гласа. Сама Ирландия называлась Ибернией — от Эбера Скота. Отдельно стоят мифы о скифском вожде Алане, ставшем прародителем германских, италийских и славянских народов.

2. Бриттский эпос. Напрямую связан с эпосом италийским, являясь его продолжением. О скифской прародине прямых сведений в данном эпосе нет. Сохранился в средневековых трудах «История бриттов» Ненния и «История бриттов» Гальфрида Монмутского.

Краткое содержание. После Троянской войны часть троянцев во главе с Энеем уходят в Италию, где становятся предками итальянцев. Другая часть уходит в Македонию, где попадает в рабство к грекам. Правнук итальянского Энея Брут, случайно убив своего отца на охоте, сбегает из Италии в Македонию, где становится вождем живших там других потомков троянцев. Ведет борьбу с греками, после чего уводит часть македонских троянцев в Галлию (Францию), затем на остров Альбион, получивший по его имени другое название — Британия.

IV. Кавказский эпос. Состоит из двух основных частей: армянского и картвельского (грузинского) эпосов. Напомню, что армяне являются индоевропейским народом, поэтому я отнес данный эпос к индоевропейским. Так же как и гойдельский, кавказский эпос больше напоминает летопись. В нем сохранились данные о приходе предков закавказских народов на Кавказ. В эпосе говорится о том, что армяне одного происхождения со скифским племенем савроматов. Основные источники: «История Армении» Мовсеса Хоренаци, «История Армении» Иованеса Драсханакертци, «Всеобщая история» Вардана Великого, «Жизнь картлийских царей» Леонти Мровели.

Краткое содержание. Спасаясь от тирании злого царя Бела, предки кавказских народов во главе с вождем Хайком уходят с Ближнего Востока на Арарат, а затем расселяются по всему Закавказью. Бел преследует их, «кавказцы» дают ему бой и побеждают. Далее эпосы разделяются: армянский переходит к описанию дальнейшей истории Армении, а картлийский — Грузии. От имени Хайка происходит самоназвание армян «хай». От имени его потомка царя Арама I Великого происходит название «Армения».

V. Иранский эпос. Мифы о древних предках иранцев, называемых «арии», записаны в хронологическом порядке. Место действия перенесено в Иран. Основные источники: «Авеста», «Шахнаме», «Денкард», «Науруз-Наме».

Краткое содержание. Первым царем ариев или вообще первым человеком был Каюмарс, далее в Иране правили его потомки. Затем власть узурпировал злой царь Зохак. Его свергает потомок Каюмарса Фаридун и сам становится царем. От имени его сына Ирека, или Айрика, арии получают свое название, отсюда и название «Иран». Значительную часть эпоса составляют рассказы о подвигах богатыря Рустама, который привел на трон новую династию иранских царей.

VI. Славянский эпос. Состоит из нескольких эпосов различных славянских народов. Рассказы об интересующих меня древних временах я нашел в русском, польском, чешском, а также в вендском. Общим элементом большинства славянских эпосов является рассказ о даровании предкам славян Александром Македонским грамоты, которая, по сути, являлась договором о разделе сфер влияния в Евразии.

1. Русский эпос. Содержит разрозненные сведения о древних событиях. В основном сохранился в летописном «Сказании о Словене и Русе…», «Иоакимовской летописи», «Историческом собрании о граде Суждале» летописца Анания Фёдорова, а также во множестве русских былин, сказок и апокрифов. В «Сказании о Словене и Русе…» предки всех славян напрямую названы скифами.

Краткое содержание. В «Сказании…» основателями Скифии были князья Скиф и Зардан, правнуки библейского Иафета. Их потомки князья Словен и Рус уводят свое племя из Причерноморья на озеро Ильмень, где создают свое государство Словенорусию со столицей в Словенске Великом (Великий Новгород). Их потомки — славяне или словенорусы. Далее словенорусы воевали с греками и египтянами, затем их князья Асан, Великосан и Авесхасан получили мировую грамоту от Александра Македонского. В другом сказании русского эпоса именно эти князья, а не Словен и Рус, пришли на Ильмень и основали Новгород. В былинах главными действующими героями являются богатыри, служащие киевскому князю Владимиру Красное Солнышко. Основные из них: Илья Муромец, Святогор, Волх Всеславич (Вольга), Добрыня Никитич, Алёша Попович, Ставр, Дунай, Микула Селянинович и его дочери поляницы.

2. Польский эпос содержат некоторые сведения о жизни предков славян с древнейших времен. Основные источники — «Великая польская хроника», «История Польши» Яна Длугоша. Эпос тесно переплетается с эпосом славян-вендов. Предком славян назван воевода Слав, давший им название. Его дети Лех и Чех (иногда к ним добавляется Рус) стали родоначальниками славянских народов — поляков (лехитов) и чехов. Также прямыми предками поляков в эпосе назван скифский народ сарматов, а иногда и вандалы, которых современная наука считает германским народом.

3. Чешский эпос. Основной источник — «Чешская хроника» Козьмы Пражского. В нем, как и в польском, есть сказания о прародителях славянских народов Чехе и Лехе. Непосредственными предками чехов в эпосе названы женщины-амазонки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На обломках Вавилонской башни. Рождение Руси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Например, индийский археолог Шерин Ратнагар, 1999 г.

5

Данные из статьи А. А. Клёсова «Что говорит ДНК-генеалогия о кавказцах».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я