Мудрость для жизни. Избранные наставления на каждый день

Святитель Иоанн Златоуст

Сборник избранных фрагментов трудов Иоанна Златоуста, одного из трёх Вселенских святителей и учителей, представляет собой ценное сокровище духовной мудрости. В этой книге откровения Златоуста становятся светоносными путеводными маяками для всех искателей истины. Великий проповедник и мыслитель помогает читателям открыть глубины своей души. Его труды призывают нас сосредоточиться на вечных ценностях и развивать духовный рост. В этом сборнике каждое слово проникнуто мудростью и любовью, исходящими от души, он станет незаменимым руководством для всех, кто стремится к духовному совершенству. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Сокровища Православия. Библиотека всемирной классики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мудрость для жизни. Избранные наставления на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Святые и праведники

Небесное воинство: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы

Открой же теперь умственные очи и посмотри на то зрелище, состоящее не из простых мужей, но из тех, которые драгоценнее и золота, и дорогих камней, и лучей солнечных, и всякого видимого блеска, и не только из людей, но и из гораздо достойнейших, нежели они, — из ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей.

Т. I. Увещания к Феодору падшему

Тьмы тем ангелов служат Богу, и тысячи тысяч архангелов предстоят Ему (Дан. 7:10), и ни один из них не произошел по преемству, от родов, болезней чадородия и зачатия.

Т. I. Книга о девстве

Взойдем мыслью на небо и обратимся к ангелам. Вы, конечно, знаете, что один только ангел равносилен этой видимой твари или даже гораздо важнее ее. Если весь мир не достоин праведного человека, как говорит Павел: ихже не бе достоин сей мир (Евр. 11:38), то тем более он не может быть достойным ангела, потому что ангелы гораздо выше праведников. И, однако, существуют мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их, и все эти силы Бог сотворил с такой легкостью, которой не может выразить никакое слово.

* * *

Как ангел называется так потому, что возвещает людям повеления Божии, и архангел называется так потому, что начальствует над ангелами, так и те небесные силы носят названия, показывающие нам их мудрость и чистоту; и как вообще крылья показывают высоту естества — Гавриил представляется летящим не потому, чтобы у ангела были крылья, но чтобы ты знал, что он является человеческому роду из высочайших мест и вышних обителей, — так и у них крылья означают не что иное, как высоту естества их. Итак, крылья означают высоту естества, престол — то, что на них почивает Бог, глаза — прозорливость, присутствие близ престола и непрестанное славословие Бога — неусыпность и бодрость; точно так же и названия одних означают мудрость, а других — чистоту. Что значит: херувим? Полное ведение. А что — серафим? Пламенные уста. Видишь ли, как названия выражают и чистоту, и мудрость?

* * *

Есть ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полчища и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово.

Т. I. Против аномеев

Помысли об ангелах, архангелах, вышних силах; вспомни, что все это — богатство твоего Владыки.

Т. I. Слово на новый год

Бога… изображаемого восседающим на престоле, окруженного ангелами… ангелы не могут видеть… и, чтобы выносить исходящую от Него молнию, закрывают себе лица крыльями, и только славословят, только поют, воспевают с великим трепетом, вознося таинственную священнодейственную песнь.

* * *

Все Он сделал для тебя. Ведь ангелы не нуждаются в этом, потому что они существовали уже раньше сотворения мира. Что они действительно гораздо старше мира — послушай, что Бог говорит Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов 38:7), то есть восхвалили, пораженные красотой и пользой, разнообразием, блеском, светлостью, согласием и всем другим, что они знают лучше нас.

Т. III. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа…

Ангелу принадлежит знание того, благоприятен ли Богу образ служения и молитвы; проповедь же ангел поручает не себе, но апостолам.

Т. III. В день памяти мучеников, также о том, что Христос называется Пастырем и Агнцем…

Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в совещание с Богом, а в том, чтобы предстоять и служить. И чтобы тебе увериться в этом, послушай, как велегласнейший Исаия о высших ангельских силах говорит, что видел херувимов, стоящих одесную Бога, и серафимов, покрывавших крыльями лица свои и ноги (Ис. 6:2). Это потому, что они не могли сносить исходящего оттуда сияния, но стояли с великим страхом и трепетом. Так прилично тварям предстоять Господу.

* * *

А у Бога и ангелов не один образ и не одно подобие. Как, действительно, может быть один образ и одно подобие у Владыки и у служителей?

Т. IV. Восемь слов на книгу Бытия

Ангелы особенно прославляют Его, прославляют не только по собственной природе, но и через послушание людей, которым они служат, ревностно содействуя исполнению желаний и заповедей Его.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 112

Как в человеческих войсках выделяются воины, которые несут почетную службу, и с другой стороны такие, на обязанности которых лежит приводить в исполнение наказания, так и здесь — для добрых дел и для устроения спасения людей посылаются святые ангелы, а для наказания беззаконных людей посылаются демоны.…Отсюда ясно, что святые ангелы служат спасению людей. А гнусные демоны… служат для наказания грешников.

Т. VI. О праведном и блаженном Иове

Не подумай, что мученики только за нас предстательствуют; напротив, и ангелы, когда постигают нас бедствия, умоляют за нас Бога, — и не только умоляют, но и получают ответ от Благодетеля.

Т. VI. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов, также об одежде священника и о покаянии

Где Христос, там и ангелы; а где Христос и ангелы, там небо, там свет, светлейший этого солнечного света.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

И не тем ли, между прочим, скажи мне, отличаются от нас ангелы, что они не нуждаются в столь многом, как мы? Следовательно, чем меньше мы имеем нужд, тем более приближаемся к ним, а чем больше, тем глубже ниспадаем в эту тленную жизнь.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Ангелы везде являются вестниками, например, при Рождестве Христовом, опять — при Благовещении Марии, как и при Воскресении, так точно — и при Вознесении; да и при Втором Пришествии ангелы явятся предтечами.

Т. IX. Беседы на Деяния апостольские

Что будет с нами, когда… вся вселенная предстанет на суд, все ангелы, и архангелы, и другие небесные силы, когда люди будут стекаться от всех концов земли, восхищаемые на облаках, когда все будут объяты страхом, когда повсюду вострубят трубы и будут раздаваться неумолкаемые звуки? Подлинно, если бы и не было геенны, то быть отверженным в присутствии столь светлого собрания и отойти с бесчестьем — каким великим было бы наказанием!

* * *

Что же значит: ангела света? Ангела, имеющего дерзновение беседовать с Богом, предстоящего Богу. Но есть и ангелы тьмы, служители диавола — темные и свирепые. И многих диавол обольстил таким образом, то есть преобразуясь в ангела света, а не делаясь таковым.

Т. X. Толкование на Второе послание к Коринфянам

Ангелы ни женятся, ни посягают — то же благо насаждено и здесь. Ангелы не любят денег и ничего подобного — и это посеяно у нас. Ангелы не умирают — и это нам даровано: смерть ныне перестала быть смертью, но сделалась сном.

Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам

Конечно, ты не видишь этого, но знай, что ангелы всюду здесь присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этих бесплотных сил.

Т. XII. Толкование на Послание к Евреям

Апостолы

Блаженным апостолам мы удивляемся не за чудеса, потому что чудеса вполне зависели от силы Божией, но за то, что они явили жизнь ангельскую — а эта жизнь, при высшей помощи, есть дело и их собственного усердия.

Т. I. О сокрушении

Хотя они были и апостолы, но были еще несовершенны, как птенцы, которые не крепко сидят в гнезде, пока у них еще не выросли крылья. И это вам весьма нужно знать, что до креста ученики были несведущи во многом. Они не только не понимали высших истин, но и то, что слышали, часто забывали от страха и робости.

Т. I. Против аномеев

Как же, скажут, апостолы привлекли к себе все народы? Как владеющий только одним языком иудейским мог убедить скифа, индийца, савромата и фракийца? Получив от Духа Святого благодатный дар многих языков для убеждения язычников; а для убеждения Израиля — дарование языков… Апостолы не от себя говорили, но возвещали то, что слышали от Бога.

Т. I. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог

Апостолы, когда проповедовали, то, подвергаясь бичеваниям, побиванию камнями, постоянно обитая в темницах, не только после избавления от опасностей, а и в самых опасностях возвещали проповедь истины с большим рвением.

* * *

У апостолов, по причине величия их знамений, Бог оставил природу немощную и попустил им подвергаться непрестанным искушениям, чтобы их не сочли за богов.

Т. II. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу

Сила праведников — не в количестве численном, но в благодати Духа. Апостолов было двенадцать: видишь, как мала закваска? Вся вселенная была в неверии: видишь, как много теста? Но эти двенадцать обратили к себе всю вселенную.

Т. II. Беседы о диаволе

Тень апостолов прогоняла бестелесные силы, их прах и пепел побеждал бесов, и одежды, находившиеся на их телах, уничтожали болезни и возвращали здоровье.

Т. II. Беседа о воскресении мертвых

И то удивительно, что апостолы пришли не тотчас после пророков, но спустя много времени. Почему? Потому что так поступают отличнейшие из строителей: когда они положат основание, то не тотчас воздвигают на нем здание, чтобы неотвердевшее и недавно построенное основание не оказалось неспособным вынести тяжесть стен. Поэтому они дают много времени камням окрепнуть и уже тогда, когда увидят, что камни хорошо скрепились, воздвигают на них и тяжелые стены. Так сделал и Христос: Он дал основанию пророческому окрепнуть в душах слушателей и учению их утвердиться, и когда увидел, что здание непоколебимо и священное учение внедрено так, что может выдержать новое любомудрие, тогда послал апостолов — воздвигнуть стены Церкви на основании пророков.

Т. III. Беседы о надписании книги Деяний

Апостолы… не всегда открыто шли на опасности, но иногда и уклонялись, убегали и скрывались. Когда же они несколько ободрились, то, как мужественные львы, вставши из пещер и вышедши из убежищ, решились спасти не только себя самих, но и других, сколько могли; обходя отечественный город и всю страну, они собирали всех, кого находили еще в здравом состоянии, но многих и из пострадавших и развращенных обращали, убеждая возвратиться к отеческому закону.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 43

Подлинно, апостолы обошли всю вселенную и сделались владыками выше всех князей и сильнее царей. Цари господствуют при жизни, по смерти же теряют власть; а они (апостолы) по смерти еще более господствуют. Законы царей имеют силу в своих пределах, а заповеди рыбарей распространились по всей вселенной.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 44

Апостолы возвещали, как трубы, не на войну призывая, но благовествуя победу.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 46

Господь еще не все дарования дает апостолам. Так, не дает еще им предведения, чтобы могли узнавать, кто достоин и кто недостоин, а велит узнавать и дожидаться, что покажет опыт.…Господь хотел, чтобы апостолы славились не одними чудесами, но более чудес — своими добродетелями.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

Более всех прославились апостолы, потому что они истинным и достойным нашего соревнования образом достигли сродства со Христом, — через послушание Ему.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Апостолы прежде учили жизнью, а потом словами; да им даже и не нужны были слова, потому что громко говорили их дела.

Т. IX. Беседы на Деяния апостольские

Когда будут говорить, что апостолы были люди простые, то мы прибавим, что они были и неученые, и некнижные, и бедные, и незнатные, и немудрые, и неизвестные. Не к бесчестию, а к славе апостолов служит то, что они, будучи такими, явились славнее всей вселенной. Эти простые, некнижные и неученые так победили мудрых, сильных и державных, хвалившихся богатством, славой и всем внешним, как будто это не были люди.

* * *

Апостолы шли не с мудростью, но с верой, и явились мудрее и выше внешних мудрецов, и тем более, чем принятие предметов божественных верой выше рассуждений, — так как это превышает человеческий разум.

Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам

Желательно, чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную историю апостолов, чтобы не только о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в такой дом входили и где плавали, обо всем этом рассказал бы подробно, — такой великой пользы исполнено все, что они делали!

Т. XI. Толкование на Послание к Филимону

Если не всех убедишь, можешь убедить некоторых. Так и апостолы, хотя и не всех убедили, получили награду за всех, так как ко всем обращались со словом проповеди.

Т. XII. Выборки из разных слов

Евангелисты

Необходимо знать и то, что из сказанного Иисусом Христом одно изложили все четыре евангелиста, а другое — каждый особо. Для чего же? Для того чтобы и чтение прочих евангелистов было для нас необходимо и видно было совершенство их согласия, ибо если бы они все сказали обо всем, то мы не всем им внимали бы прилежно, так как и один мог научить всему, а если бы они все говорили обо всем различно, то не видно было бы совершенства их согласия. Посему они о многом написали и все вообще, и каждый особо.

Т. I. О Лазаре

Евангелисты всегда во всем говорят истину и ничего не скрывают, даже и того, что кажется унизительным, потому что и это… унизительное показывает человеколюбие Владыки.

Т. II. О предательстве Иуды

Единственным намерением евангелистов было говорить о делах Христовых, и они ничего не говорили лишнего и постороннего, кроме того, что могло содействовать их главной цели.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

Евангелисты как бы разделили между собою времена. Матфей, вкратце обозрев время до заключения в темницу Иоанна Крестителя, поспешает к обстоятельствам последующим; а евангелист Иоанн не только не вкратце представляет то время, но на нем-то в особенности и останавливается. Матфей, после пришествия Иисуса из пустыни, умолчав о промежуточных обстоятельствах… немедленно переходит к темнице.…Но Иоанн сделал не так, а умолчав об отшествии в пустыню, о котором сказал Матфей, он повествует об обстоятельствах после сошествия Иисуса с горы…

* * *

Знай, что евангелисты многие из великих изречений Его опускают, но все объясняют самым исходом дел: и здесь Христос Своим словом обратил к Себе весь народ и целый город. А где люди не убеждались Его словами, там евангелисты вынуждены были излагать Его учение, чтобы из-за нерадения слушающих не подверг кто-нибудь осуждению Проповедующего.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Мученики

Терпят побои и разбойники, и гробограбители, и обманщики, но то же терпят и мученики; дела одинаковы, но расположение духа и причина, по которой они бывают, неодинаковы, а потому между мучениками и теми людьми большое различие. И, как в этом случае, мы обращаем внимание не на одни мучения, но еще прежде того — на расположение души и на причину, из-за которой бывают мучения, а поэтому и мучеников любим не за то, что они мучаются, но за то, что мучаются за Христа, и разбойников презираем не за то, что они наказываются, но за то, что наказываются за злодеяния.

Т. I. Против иудеев

Не так светло небо, украшаемое хором звезд, как тела мучеников, украшаемые светлой кровью ран, так что, умерши, они сделали величайшее приобретение и еще прежде бессмертия восприняли награды, получив от смерти венцы.

* * *

Мученики и ангелы различаются только именами, а делами соединены: ангелы обитают на небе — и мученики также; первые непричастны старости и бессмертны — и мученики будут иметь то же. Но те получили бестелесное естество? Что же? И мученики, хотя облечены телом, но бессмертным — или, лучше, еще прежде бессмертия смерть за Христа украшает тела их больше бессмертия.

* * *

Здешние жестокие и невыносимые страдания мученики терпят в течение краткого времени, а по отшествии отсюда они восходят на небеса, причем ангелы предшествуют им и архангелы сопровождают их, потому что не стыдятся подобных себе рабов и решились все сделать для них, как и те решились потерпеть все для Христа, своего Владыки.

Т. II. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

Многие мученики, будучи ведомы на смерть, часто бледнели и исполнялись страха и трепета; но потому особенно они и удивительны, что; страшась смерти, не избегали смерти ради Иисуса.

Т. II. Беседы о святом апостоле Павле

Мучениками были не только те, которых влекли в судилище, которым приказывали приносить жертвы, и они, оставаясь непреклонными, потерпели все это, но и те, которые готовы были потерпеть все из-за благоугождения Богу. И если внимательно рассмотреть, то последние даже более, чем первые. Ведь не одно и то же, когда кто-нибудь, имея избирать между мучениями и вечной погибелью своей души, терпит все, чтобы не погибнуть, и когда кто за меньшее добро терпит то же мучение.

Т. III. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями…

Тела (мучеников) разрушились и обратились в прах и пыль, но власть каждый день живет и действует, — прогоняет демонов, искореняет недуги, возбуждает целые города и ведет сюда народ.

Т. III. Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

Мы, когда ублажаем святых мучеников, то ублажаем их прежде за раны, а потом — за награды, прежде — за страдания, а потом — за уготованные им венцы, потому что награды от ран, а не раны от наград получают свое начало и основание.

Т. IV. Пять слов об Анне

Что же считаешь ты великим подвигом? Ты скажешь — мученичество. Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Величайший подвиг — мученичество, потому что мученики проливают свою кровь. Значит, дела мучеников очевидны.

Т. V. Собеседование о псалмах. На остальное из 50-го псалма, и о покаянии

А святые мученики? Имели ли они твердую надежду воскресения — или нет? Если бы не имели, то не приняли бы, как величайшее приобретение, смерть после столь многих мучений и казней. Они помышляли не о казнях настоящих, а о наградах последующих; они знали, что видимая временна, невидимая же вечна (2 Кор. 4:18).

Т. VI. Об утешении при смерти

Господь… не сказал: «Что важного сделали мученики? Если бы они не умерли за Меня, то и без этого непременно умерли бы», — но воздает им великой благодарностью, так как они добровольно отдали то, что впоследствии должны были бы отдать невольно, по закону природы.

Т. XI. Толкование на Послание к Филимону

Праведники

Разве праведники скорбят тогда только, когда они видят грешников умирающими, а когда видят их согрешающими, разве не сокрушаются? Нет, в последнем случае они огорчаются гораздо более, нежели в первом.

Т. I. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном

Праведники, хотя бы здесь терпели бесчисленные бедствия, питаются добрыми надеждами, вкушая удовольствие чистое, постоянное, непоколебимое; а после получат бесчисленные блага.

* * *

Из всех существующих людей одни — грешники, другие — праведники. Заметь различие между праведниками; один праведен, а другой еще праведнее; выше стоит этот, а иной и его превосходит. И как есть много звезд, и солнце, и луна, так есть различие и в праведниках: ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам (1 Кор. 15:41); одни выше славою, а другие ниже.…Хотя бы кто был праведен, хотя бы был тысячу раз праведен и достиг до самой вершины, так что отрешился от грехов, он не может быть чист от скверны; хотя бы он был тысячу раз праведен, но он — человек.

Т. I. О Лазаре

Ужели не знаешь, что грешники, хотя и живут, мертвы, а праведники, хотя и умирают, живы? И это не мои слова, а приговор Христа, сказавшего Марфе: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11:25).

* * *

Праведников должно называть не только львами, но и чем-то большим львов: потому что лев часто, попав в сети, бывает уловляем, а святые в узах становятся еще сильнее.

Т. II. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу

Видя, как праведники сносили несправедливости, терпели оскорбления, были заключаемы в темницы, подвергались клеветам, окружались кознями, были обезглавливаемы, сжигаемы, бросаемы в море и не устрашались никакого бедствия, подумай, с каким удивлением относились к этим чудесным борцам и тогдашние, и теперешние люди. Все случившееся не только не причиняет соблазна людям бдительным, но и оказывается источником многого назидания.

Т. III. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями…

Праведники любвеобильны и за спасение других готовы охотно претерпеть все.

* * *

Пусть погибавшие были злые люди, но души праведников обыкновенно чувствуют сильную скорбь, когда видят людей в несчастии. Поэтому… все праведники и пророки ходатайствовали за виновных.

* * *

Писание показывает тебе, что и праведники часто падали, и грешники являли великое исправление, чтобы от того и другого мы получали достаточное вразумление, чтобы стоящий в добре не предавался беспечности, видя, что и праведники падали, и пребывающий во грехах не отчаивался, зная, как многие грешники раскаялись и успели достигнуть самой высокой степени добродетели.

Т. IV. Беседы на книгу Бытия

Праведники особенно заботились о том, чтобы Господь примирился с ними, был милостивым и благосклонным к ним и не отвращался от них. За этим следует и другое: чтобы избавлена была душа. Не так поступают многие из людей, особенно более грубых, — они ищут одного только, как бы устроить свое настоящее благополучие. А праведники, напротив, заботились о том, как бы получить спасение души, драгоценнее которой для них не было ничего.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 6

Через праведников Бог оправдывается перед тобой, показывая, что если им, подвергавшимся опасности, Он не давал ничего без усильной молитвы, то тем более не даст тебе.

Т. VI. Толкование на книгу пророка Даниила

Сперва грешные преданы будут наказанию, а потом уже праведные внидут в Царство Небесное. Праведникам точно надлежит быть на небе.

* * *

Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, перед окончанием их подвигов увеличивает испытания.

* * *

На небе более бывает радости о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

Все праведники, хотя жили на земле и имели тело, однако же совершили великие дела. На земле они жили как пришельцы и странники, а на небе — как граждане.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Праведники и грешники получат неодинаковую участь, также что ни праведники все не будут равны с праведниками, ни грешники — с грешниками.…Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что хотя все праведники будут в Царстве Небесном, но не все получат одинаковое блаженство; и грешники хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться.

Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам

Праведники, как я говорил, тогда-то особенно и бывают бодры духом, когда находятся в скорби, когда бывают в оковах, потому что страдать за Христа — приятнее всякого удовольствия.

Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам

Пророки

Пророки издревле предвозвестили Мое пришествие, и в самом начале священных книг открыли людям познание о Моем Божестве.

Т. I. Против иудеев

Господь, видя многих идущих к Нему и желая показать апостолам, что пророки больше их трудились, говорит: инии трудишася, и вы в труд их внидосте (Ин. 4:38). Хотя апостолы трудились гораздо больше пророков, но так как те первыми сеяли слово благочестия и привлекали к истине еще неученые души людей, то им и присуждается большая часть труда. Не все равно — учить, пришедши после многих других учителей, или самому первому бросать семена: то, что уже было изучаемо и сделалось привычным для многих, легко бывает принимаемо, а то, что слышат теперь в первый раз, смущает душу слушателей и представляет много затруднений для учащих.

Т. II. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу…

Святые пророки заранее предуказывали, что нам угрожает грядущий гнев Божий, чтобы мы, придя в себя через покаяние и исправив нашу падшую душу, задолго раньше отвели от себя Богом посланный удар.

Т. II. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает

Таковы пророки: они созерцают все времена, прошедшие, настоящие и будущие.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 43

Как прошедшему невозможно не быть, так и будущему, возвещенному пророками, невозможно не случиться, если только люди, которым угрожает наказание, не раскаются.

* * *

Пророки изрекали не все пророчества вдруг, но, получая вдохновение в различные времена, возвещали их по частям, которые впоследствии, будучи собраны вместе, составили целую книгу.

* * *

Пророки яснее наших глаз видели невидимое. Чувству свойственно обманываться, а благодать Духа сообщала непреложное решение.

Т. VI. Толкование на пророка Исаию

Пророки с такой подробностью предсказали все о Христе, что… описали все Его пути и переходы, даже самое намерение, с каким Он делал это, чтобы ты знал, что они все говорили по внушению Духа. Если нельзя знать тайны человеческие, то тем более невозможно было постигнуть целей Христовых без откровений от Духа.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

После дарования Духа сердце пророков было не сердцем человеческим, но сердцем духовным, как и сам Павел говорит: ум Христов имамы (1 Кор. 2:16).

Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам

Предсказывают пророки не только тогда, когда их спрашивают, как это было у других народов, но большею частью по собственному почину.

Т. XII. Сохранившееся из Толкования на книгу пророка Иеремии

Святые

Люди нуждаются в большой осторожности, чтобы не впасть легко в гордость. И святые больше всего нуждаются в этом, потому что ничто так не влечет к гордости, как сознание заслуг и дерзновенная душа. Чтобы они не потерпели ничего подобного, Бог и попустил быть искушениям и скорбям, которые могли бы смирять их и побуждать во всем соблюдать меру.

Т. II. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу

Невозможно, невозможно выразить словом те трудности, которые переносили тогда эти святые мужи; их может знать только тот, кто сам испытал их.

Т. II. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу…

Для того и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали.

* * *

Господь… не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом. Так достигли славы все святые.

Т. IV. Беседы на книгу Бытия

Святые были странниками не в том смысле, какой имеет это слово само по себе, а в другом, особенном. Мы называем странниками людей, оставивших свое отечество и пришедших в чужую землю. А святые были не такие странники: нет, презрев всю вселенную и признав землю ничтожною, они обращали взор к небесному граду — не по гордости, но по великодушию, не но надменности, но по любви к мудрости.

Т. IV. Пять слов об Анне

Святые… сильно восставали против оскорблений, касающихся Бога, а касающиеся их самих оставляли без внимания.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 5

Таковы все святые: когда они удостаиваются большей чести, тогда они больше и смиряются.

Т. VI. Толкование на пророка Исаию

Древние назывались именем святых, когда не служили идолам, не творили блуда, не прелюбодействовали; а мы делаемся святыми не только через воздержание от тех пороков, но и через приобретение высших совершенств.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Хочешь ли знать, что народ составляют святые, а не толпа людей? Выведите на войну сотни тысяч и одного святого: посмотрим, кто сделает больше?

Т. IX. Беседы на Деяния апостольские

Хорошо пользоваться молитвой святых, но под условием, если мы и сами бываем деятельны, а если этого нет, то не поможет нам и помощь других — напротив, мы и с нею погибнем.

Т. XII. Выборки из разных слов

Оглавление

Из серии: Сокровища Православия. Библиотека всемирной классики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мудрость для жизни. Избранные наставления на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я