Бюджетная система России. Краткий курс

В. А. Свищева, 2013

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Бюджетная система России». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки подготовиться и успешно сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бюджетная система России. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Функции и принципы бюджета

1. Функции бюджета: распределительная, контрольная, стимулирующая и социальная.

1. Распределительная функция бюджета заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается финансовая сбалансированность. Данная функция связана с регулированием реального денежного оборота. Государство направляет финансовые потоки для наиболее эффективного использования денежных ресурсов в интересах социально-экономического развития общества в целом. При этом происходит изъятие средств одних хозяйствующих субъектов в пользу других. В основе бюджетного распределения лежат системы налогообложения и формирования государственных расходов.

2. Контрольная функция бюджета заключается в реализации контроля за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования. Она позволяет не только выявлять нецелевое использование бюджетных средств и предотвращать бюджетные правонарушения, но и обеспечивать анализ эффективности самой системы бюджетного перераспределения, выявлять соответствия структуры бюджетной системы финансовым потребностям общества. Посредством реализации данной функции возможны: корректировка денежных потоков, сбалансирование доходов и расходов различных экономических субъектов, более эффективное использование средств в рамках бюджетной системы.

3. Стимулирующая функция бюджета обеспечивает бюджетное воздействие на деловую активность хозяйствующих субъектов через систему налогообложения, бюджетных трансфертов и бюджетных кредитов. При этом государство может как усиливать экономическую выгоду в отдельных сферах деятельности, так и снижать ее. Посредством реализации данной функции проводится протекционистская государственная политика в отношении отечественных производителей, осуществляется поддержка малого бизнеса, обеспечивается финансирование приоритетных национальных проектов.

4. Социальная функция бюджета отражает ответственность государства за обеспечение достойного уровня жизни населения в целом и особенно незащищенных его слоев, которые в силу объективных причин не могут иметь самостоятельные источники средств к существованию. Данная функция реализуется через финансирование механизма социальной защиты населения, в том числе путем предоставления за счет бюджета различных льгот, денежных компенсаций и выплат, через содержание социальных учреждений, оказывающих бесплатные услуги гражданам.

2. Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в следующих принципах бюджетной системы

Принцип единства бюджетной системы основан на единстве бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ. Реализация этого принципа означает единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства соответствующих бюджетов.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджета предусматривает право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, устанавливать в соответствии с налоговым законодательством РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, формы и направления расходования средств бюджетов. При этом средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предоставляются исключительно в форме межбюджетных трансфертов. Недопустимо изъятие дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип результативности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предусматривает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

1) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

2) средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

3) добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

4) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

5) расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

6) отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

1) обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по спорным вопросам;

2) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах;

3) стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств могут получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бюджетная система России. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я