Пройти по исчезнувшим мирам

Светлана Семёновна Осипова, 2021

В книге представлены 101 коротких или не очень рассказов, заметок, эссе, которые по дневниковым записям и воспоминаниям приглашают пройти по путям-дорогам в те времена, когда мне довелось там побывать. Времена изменились, и теперь все мои путешествия – путешествия по исчезающим (точнее, исчезнувшим) мирам. За годы 1941 – 2007 мне довелось, вольно или невольно, побывать в разных краях, от Подмосковья до Средней России, Заволжья, от Прибалтики, Закарпатья и Измаила до глухой тайги Приобья и Прибайкалья и Колымских просторов, от гор и городов Крыма и Кавказа, Пред- и Закавказья, до предгорий Памира, Фанских гор, Иссык-Куля, городов Средней Азии, от Причерноморья до Кустанайских степей. Короткие поездки в Германию, Испанию, Хорватию, Грецию (п-в Халкидики).

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пройти по исчезнувшим мирам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Иван-город, Нарва-Йыэсу, Нарва

В 1987-м году в начале июля мы решили отдохнуть в Усть Нарве, по-эстонски Нарва-Йыэсу. К нам присоединились Володины родители. Валентин Моисеевич хотел поехать на машине. Ирина Павловна должна была приехать чуть позднее на поезде. В начале июля мы забрали из пионерлагеря Наташу и отправились в путь. Шоссе Москва — Ленинград хорошее. Валентин Моисеевич и Володя сменяли друг друга, мы без приключений добрались до Иван-города.

Иван-город расположен на правом берегу реки Нарвы, недалеко от впадения её в Финский залив. Это Россия. А на другом берегу стоит город Нарва, Эстония. Мы заночевали в Иван-городе, где в гостинице очень приличный ресторан, что тоже было не лишним. От гостиницы открывается вид на красивый длинный многоарочный мост через тёмную широкую реку и город Нарву.

Утром проехали по Иван-городу, осмотрев его из машины. Ивангородская крепость стоит на горе, на полуострове в излучине реки. Построена в ХV-м веке и хорошо сохранилась.

Мост, соединивший берега и страны, привёл в Эстонию. В Нарве не задерживались, поехали к морю, в Нарва-Йыэсу. Надо было найти жильё. В Нарву приедем позднее, когда к нам присоединится Ирина Павловна.

Нарва-Йыэсу — обычный прибалтийский дачный посёлок, хотя с древней историей, начиная с XVI в.. Бедный рыбацкий посёлок в конце ХIХ в. превратился в модный курорт и порт. С тех пор здесь отдыхала местная, Петербургская и Московская знать, и знаменитости.

С жильём здесь оказалось не просто. Дачи снимают, в основном жители из Нарвы и Таллина, загодя, на всё лето. Нам удалось отыскать свободный летний сарайчик рядом с домом, где через день освобождалась комнатка, для родителей. По той же причине — дачиникам бельё не предоставляют. Пришлось купить полотна, нарезать из него простыни и куски ткани вместо пододеяльников и наволочек. Пришлось купить и некоторую необходимую посуду.

10-ти километровый широкий пляж золотистого песка окаймлён стройными соснами с красными стволами. Красивые парки, переходящие в лес. Воздух пахнет морем и соснами. Погода была всякая, тёплая и прохладная, но купаться нам всё же удавалось. Вечерами гуляем вдоль моря. Незабываемые закаты! Освещение на закате всё время разное, песок и сосны то золотятся, то пылают пурпуром. Небо переливается от бледно-розового до тёмно-лилового. Этот фон редко бывает чистым, по нему, подсвечиваясь заходящим красноватым солнцем, плывут то лёгкие высокие облака, то тяжёлые тучи, то все вместе, в разных слоях.

Нарва. Город весь на каменном плато и в камне. Река течёт в скалистых высоких берегах. В центре города на высоком скалистом берегу расположен Нарвский замок. Это грандиозное крепостное сооружение ХIII–ХVII вв., с мощной крепостной стеной, башнями, каменными строениями внутри. Оказалось, мы удачно приехали: в 1986-м году реставрированы многие крепостные постройки, замок предстал в своём древнем грозном величии. В замке есть музей, который мы и осмотрели, сначала с короткой обзорной экскурсией, потом — что хотелось. В городе то тут, то там возвышаются замки, или их развалины, средневековые укрепления, старинные здания, лютеранская Александровская церковь, знаменитая Кренгольмская мануфактура.

Река Нарва короткая, широкая, полноводная, вытекает из Чудского озера. Каменистое русло, проточенное рекой неровными уступами, создаёт красивые водопады. С пуском гидростанции воду направляют по искусственному каналу и водопады обычно не видны. Нам и здесь повезло: в летние месяцы в санитарных целях воду сбрасывают в старое русло, что и произошло во время нашего пребывания. Мы оценили и эту красоту.