Талантливым родителям талантливых скрипачей

Светлана Пильчена

Вы – родители. Ваше отношение к тому, что делает ребенок – самое главное в его жизни. Представьте себе дистанцию, которую нужно пройти из одной точки в другую, где первая точка – начало занятий, а вторая – вершина мастерства. Кто-то проходит этот путь быстро и легко, а кто-то тратит на это больше времени. Но главное – дойти до конца и не сойти с дистанции. И самая важная роль в этом продвижении на первых порах отведена родителям – умным, терпеливым и доброжелательным.

Оглавление

4. Заниматься «для себя» или профессионально?

Никто не может сказать, получится ли из маленького человека, взявшего в руки скрипку, настоящий музыкант. Получится ли из мальчишки, пинающего на поле мяч, знаменитый футболист?

Мы знаем много случаев, когда родители приводят детей в группы общего развития, а впоследствии из них получаются настоящие профессионалы. И наоборот, часто дети, на которых возлагаются большие надежды, прекращают занятия и не становятся специалистами.

Сделать выбор за ребенка нельзя, хотя бы потому, что это невозможно. Но возможно другое. Что бы ни привело вас в ту или иную область развития ребенка, никогда не позволяйте ему заниматься этим плохо и нерегулярно. Это не принесет никакой пользы. Наоборот, занятия от случая к случаю и по настроению приведут к тому, что такой стереотип «работы» может в будущем перенестись и на другие серьезные занятия.

Представьте себе, что кто-то приходит к инструктору по вождению и просит не очень налегать с обучением, ведь человек хочет научиться водить машину «для себя», и не собирается становиться впоследствии профессиональным водителем?

Что значит учиться на скрипке «для себя»? Это значит: «Давайте я буду играть плохо, ведь все равно я не буду музыкантом!» Почему мы готовим пищу «для себя» как можно лучше, почему мы делаем ремонт «для себя» на совесть и почему мы выбираем отдых «для себя» такой, чтобы у нас остались о нем самые лучшие воспоминания?

Разве не следует именно для себя делать все очень хорошо — так, чтобы достичь максимальных результатов? Ведь все, что мы делаем, обязательно нам пригодится, и чем выше уровень подготовки в одном виде деятельности, тем выше он может быть впоследствии в другом.

Назовите хотя бы несколько минусов того, что человек очень хорошо играет на скрипке. Или на фортепиано. Или на любом другом инструменте.

А вот минусы в том, что человек играет плохо, потому что когда-то ему не помогли организоваться, не подсказали вовремя, как правильно добиваться цели — огромные. Неумение преодолевать себя, чувство неудовлетворения тем, чем занимался в детстве — все это остается в памяти надолго. Пусть вы действительно не планируете, чтобы ваш ребенок стал профессиональным музыкантом. Но добиться того, чтобы произведение, над которым он работает, звучало достойно — в этом и есть основная задача обучения. Ваш замечательный преподаватель не даст ученику пьесу или концерт, которые будут ему не по силам. И если что-то не получается, значит, вы приложили недостаточно усилий. Подумайте, почему происходят сбои в подготовке к зачетам или выступлениям. Постарайтесь помочь малышу планировать свои занятия, советуйтесь с преподавателем, не замыкайтесь в себе, не накапливайте неудовлетворение и негативные эмоции. Делающий первые шаги музыкант очень чутко реагирует на вашу поддержку или, наоборот, нежелание участвовать в процессе.

«Растить одаренного ребенка — примерно то же, как я понимаю, что растить идиота. Во-первых, на это требуются огромные затраты, без которых не обойтись и которые нельзя урезать до уровня нормальных. Приходится уделять этому особое внимание, отчего переворачивается вся градация ценностей. Бесспорно, я управлял жизнью родителей, как они управляли моей, принуждал их проходить обратно дорогой, которую они проделали раньше, впрягаться в мою карьеру и, в конце концов, оставил их без работы, когда, взрослый, покинул родной дом. Но при всем том я уверен, что моим сестрам и мне уделялось бы столько же внимания и заботы, даже если бы мы не могли — и не пытались — сыграть ни одной ноты».2

Очень важно присутствовать на занятиях. Ведь в течение урока происходит много того, о чем малыш тут же забывает. «Для ребенка будущего нет, есть только сейчас (которое для него — всегда)».3

Давайте вспомним историю. Дети богатых дворян или вельмож занимались музыкой, танцами, фехтованием, верховой ездой, языками и прочими определенными для них науками. И делали все на очень хорошем уровне. Им не приходило в голову, что можно выучить язык так, чтобы не понимать собеседника. Или играть на флейте таким звуком, чтобы слушатели затыкали уши. Уровень владения предметами был очень высокий и соответствовал их положению в обществе.

Примечания

2

Иегуди Менухин.

3

М. Цветаева.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я