Талантливым родителям талантливых скрипачей

Светлана Пильчена

Вы – родители. Ваше отношение к тому, что делает ребенок – самое главное в его жизни. Представьте себе дистанцию, которую нужно пройти из одной точки в другую, где первая точка – начало занятий, а вторая – вершина мастерства. Кто-то проходит этот путь быстро и легко, а кто-то тратит на это больше времени. Но главное – дойти до конца и не сойти с дистанции. И самая важная роль в этом продвижении на первых порах отведена родителям – умным, терпеливым и доброжелательным.

Оглавление

1. Как вы представляете себе занятия на музыкальном инструменте?

Что такое занятия музыкой и как именно происходит процесс обучения вы, возможно, представляете себе примерно так. В доме появляется музыкальный инструмент. Все очень радуются. Знают, что вначале будет трудно, но в скором времени ребенок научится играть и будет очень интересно. Конечно же, придется несколько раз в неделю ходить в музыкальную школу. Там ему будут давать задания и он будет выполнять их дома. Немного пугает тот факт, что никто пока не представляет, как именно проходят занятия на уроках и как организовать работу дома. Как контролировать выполнение того, в чем никто дома не разбирается. Но ведь не у каждого ученика музыкальной школы родители музыканты. И это немного успокаивает. Лиха беда начало!

Попробуйте взять в руки скрипку. Попробуйте правильно ее взять. Теперь смычок. Не перепутайте! Смычок в правую руку, скрипку в левую. А теперь хотя бы на несколько секунд замрите в правильном положении. Нет, не надо жаловаться на то, что у вас отваливается шея и смычок слишком неудобен и даже кажется тяжелым. Не ругайте собственный мизинец за то, что он не хочет сгибаться и судорожно упирается, не желая быть гибким и послушным, как у того мальчика на видео, который легко сгибает и разгибает руку, словно смычок каким-то невероятным образом сам держится возле его кисти. Вас же попросили всего на несколько секунд замереть в правильном положении… Куда повернулась голова? Почему левая щека легла на скрипку, завернув шею в странное изогнутое положение? Не получается справиться? Даже на одну-две секунды?

И вашему милому ребенку придется с этим жить? И ему это должно нравиться и приносить удовлетворение?

Занятия на скрипке — это совсем не то, что занятия на любом другом инструменте. У скрипки нет ни клавиш, как у рояля, ни кнопок, как у баяна, ни ладов, как у гитары, балалайки или домры. Ни у одного инструмента из семейства струнных оркестровых нет ничего, кроме четырех струн. Для того, чтобы воспроизвести ноту, исполнитель должен обладать умением ее сначала представить, услышать про себя, потом сыграть, а потом еще и проверить, правильно ли она получилась. Задача сверхсложная. Но вполне выполнимая при определенно затраченном на это времени.

Если начинающий пианист буквально на первых же уроках извлекает звук на инструменте и разучивает простые мелодии, начинающий скрипач знакомится с инструментом и пытается правильно взять в руки скрипку, затем смычок. Процесс освоения скрипки долгий. А ведь так хочется просто взять скрипку и сразу поиграть на ней!

Самый, пожалуй, сложный этап в начале освоения скрипки — правильная постановка. Несмотря на неестественную позу при игре на скрипке, руки должный быть свободными.

Но все же первый этап занятий — самый радостный и насыщенный событиями. В волшебном футляре целое богатство. Много новых предметов, которые не только можно потрогать — все они теперь принадлежат ребенку и вызывают в нем и радость и чувство гордости. Постепенно ребенок привыкает пользоваться и смычком, и канифолью. Вот он уже научился что-то играть, пусть пока еще не совсем красивым звуком.

Так начинаются будни маленького музыканта.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я