Дневник матери

Светлана Георгиевна Шуман, 2020

Автор вела дневниковые записи в первых дней рождения ребёнка до пяти лет, зафиксировала все новообразования, появляющиеся по мере взросления ребёнка, выявила закономерности, объяснила причины возникновения новообразований. Показала процесс становления личности. Данный вариант книги – переработанный, второе издание. Книга – для родителей, заинтересованных в подготовке ребёнка к жизни, практикующим психологам – пособие по диагностике личности, студентам и преподавателям психологии и педагогики – методическое пособие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник матери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1. Знания, которые необходимы родителям, чтобы подготовить своего ребёнка к истинной жизни (теоретические основы формирования личности)

Глава 1. «Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития»

Человек появились на земле не по своей воле, а по воле Жизни.

Жизнь рассматривают, как биологическое (материальное) начало, хотя о том, что «Без разума не может быть материи — без материи нет разума», — говорил еще Гете.

Жизнь — это движение, изменение материи и разума, которое осуществляется за счёт энергии («энергию» ещё Аристотель понимал как «реализацию»).

Таким образом, Жизнь можно обозначить, как неразрывную целостность материи, энергии и информации всех, вместе взятых, форм Жизни. Именно, за счет целостности всех форм, Жизнь продолжает совершенствоваться, изменяться, развиваться, оставаться вечной.

Жизнь можно представить, как потребность быть. Потребность — это процесс развития материально-энергетически-информационной целостности каждой формы Жизни (как «Я») путём взаимодействия с «другими» формами Жизни.

Человек — одна из форм Жизни, поэтому, и человек — процесс развития материально-энергетически-информационного «Я». Без «других» не может осуществляться процесс развития ни одной формы Жизни. Поэтому, структуру человека необходимо представить, как «Я» плюс «другие». «Я» не существует без «других». «Другие» — средства жизни человека, без них человек погибает. Формирование у каждого человека в качестве смысла жизни потребности заботиться о «других», и является той главной задачей, которую должны начать реализовать ещё с младенческого возраста родители и другие воспитатели.

Понять, КАК осуществляется процесс развития личности, позволяет понимание того, что потребность проходит в своём развитии шесть этапов: начинаясь с напряжения (Хаоса), она переходит к осознанию, потом — к постановке цели, к поиску средств, к овладению средствами реализации цели, и только после этого начинается реальный процесс удовлетворения потребности.

Из вышеизложенного видно, что потребность в качестве структурных компонентов имеет цели и средства. И, именно процесс бесконечной смены целей и средств, удовлетворения целей, подбора средств, изменения целей и средств, создания новых целей и средств, и есть процесс развития потребности. Развитие, формирование личности и есть процесс изменения, усложнения целей и средств.

В качестве средств реализации целей могут выступать различные формы Жизни, явления, предметы.

Если понять, что человек — неделимая целостность с Жизнью, форма Жизни, потребность быть, то, именно, как процесс развития потребности, по этапам, и необходимо классифицировать людей.

Тогда, каждый человек отличается от другого (и имеет соответствующую характеристику) этапом развития, на котором он находится, как потребность быть. На разных этапах развития потребности (и человека), её можно обозначить, как потребность брать готовое; отыскивать самостоятельно; применять в жизни; создавать новое; отдавать «другим».

Каждая форма Жизни, если она хочет быть (вечной), должна осознать себя, как потребность, как неделимость целей и средств, а сущность свою — как стремление к единству, целостности с «другими» формами Жизни.

Каждая форма Жизни, чтобы оставаться в Жизни, должна планировать другие формы Жизни, как цель, и должна выступать в отношении них средством. Только при этом она может рассчитывать, что другие формы Жизни выступят в отношении нее, ее целей, средством их удовлетворения.

Это и есть механизм развития потребности и каждой формы Жизни, как потребности быть.

Только понимание личности, как процесса развития потребности быть, всё ставит на свои места. Становится ясно, как родители, учителя, воспитатели, понимая механизм развития личности, должны организовывать жизнь детей, чтобы из каждого из них формировать личность.

Если система ставит цель: приобретать материальное, то, она, непременно, погибает, как форма Жизни. При таких целях система не развивается, не обучается умению взаимодействовать с другими формами Жизни, которые являются средствами реализации ее целей. А, без средств система жить не может. Культивируя материальное начало, ради удовлетворения материального уничтожая другие формы Жизни, человечество теряет возможность приобретать информацию, необходимую для жизни, положительную энергию, что необходимо для здоровья.

Жизнь — это любовь к «другим». Поэтому, у Жизни нет таких понятий, как отобрать, украсть, смошенничать, присвоить, унизить, оболгать, оговорить, уничтожить и т.п. Это — категории, которые обозначают негативное отношение к «другим», т.е., это — категории, которыми пользуется человечество, не понимающее своей структуры, сущности, как формы Жизни, своей целостности и неделимости с другими формами Жизни, с Жизнью, в целом. Потому, жизнь человечества есть путь к гибели.

Изменить это положение человечество может, только осознав себя, как форму Жизни.

Совершенное общество, общество будущего — это общество гениальных людей. Чтобы когда-нибудь было создано такое общество, наше поколение должно начать формировать личность из каждого человека. А это и предполагает необходимость изменения у людей информации о самих себе. Это и предполагает знакомство людей с «Теорией Жизни, как всеобъемлющей теорией развития», организацию различных сфер жизни людей, как форм Жизни.

Глава 2. Теория формирования личности

Подглава 1. Кто он — человек?

Чтобы понять человека, как конкретную форму Жизни, надо рассмотреть его, как процесс жизни, с самого начала — от зачатия.

Развиваться каждый ребенок начинает уже в утробе матери. Процесс развития ребёнка продолжается после рождения. Ребёнок получает возможность развития от Жизни.

В ДНК человеку дается программа, сценарий его развития, как формы Жизни. Наверно, это и есть то, что называют судьбой. Как реально будет развиваться человек — это другой вопрос. Но, информация, необходимая зарождающемуся человеку, чтобы жить, развиваться и стать личностью, заложена в ДНК, и она есть у человека, как то бессознательное, которое дано человеку от Жизни.

В ДНК заключены потенциальные возможности развития конкретного человека, как формы Жизни, на определенном этапе развития этой формы Жизни. Каждый человек, рождаясь, не начинает жить, а продолжает жизнь, начатую задолго до его появления на земле в этом своем рождении (воплощении). Наверно, именно поэтому, один человек, идя по жизни, умеет только брать готовое, а другой — как будто создан для того, чтобы отдавать «другим» или создавать новое.

Потенциальные возможности развития, как формы Жизни, в ДНК даны каждому зарождающемуся человеку, но этап, с которого начинается процесс его развития, у каждого ребенка — свой.

Раньше ученые думали, что в ДНК содержится вся информация, необходимая человеку для жизни. Но, исследования последних лет показали, что та информация, которая заложена в ДНК — слишком мала, а потому — недостаточна, чтобы человек смог прожить свою жизнь. Если понять человека, как форму Жизни, то, станет ясно, что каждому человеку от Жизни даны возможности взаимодействовать со всей Жизнью, в целом, и в процессе взаимодействия с другими формами Жизни получать не только необходимую человеку для жизни информацию, но и энергию, материальное начало.

Потенциальная возможность взаимодействовать с различными формами Жизни заложена в ДНК вновь зарождающейся формы Жизни, которая — процесс развития потребности быть. А, реально, каждый человек должен научиться взаимодействовать с разными формами Жизни, чтобы получать от них в процессе взаимообмена необходимую информацию, энергию, материальное. В зависимости от того, начнет ли человек развиваться, как форма Жизни (как потребность быть) или деградировать (жить, как потребность иметь материальное — с разрушенной структурой), так и будет осуществляться его взаимодействие с другими формами Жизни, то он и будет приобретать в процессе этого взаимодействия.

Видимо, в ДНК заложена информация о специфике и основных средствах взаимодействия человека с разными формами Жизни. Но, чтобы человек мог ее использовать, он должен осознать себя, как форму Жизни, иметь знания о том, что такое Жизнь, как процесс бесконечного материально — энергетически — информационного взаимодействия разных форм Жизни друг с другом, понимать механизм, этапы взаимодействия, понимать сущность и структуру Жизни, как неделимую целостность цели и средств.

Подглава 2. Механизм формирования личности

Изменение, развитие (или деградация) человека происходит в процессе его взаимодействия с различными «другими» — людьми, другими формами Жизни.

Как мы уже отмечали, взаимодействие — это процесс, который осуществляется по этапам, между различными формами Жизни, как процесс развития потребности быть. То есть, чтобы происходил процесс взаимодействия между различными формами Жизни, каждая из них должна пройти все этапы процесса развития потребности быть: брать готовое; самостоятельно находить готовое; применять на практике; создавать; отдавать.

Если помнить, что структурные компоненты потребности — цели и средства, то взаимодействие человека с другими формами Жизни и необходимо рассматривать, как процесс взаимообмена целей и средств.

Если одна из вступающих во взаимодействие форм Жизни стремится без учета целей другой формы Жизни реализовать свои цели, то, взаимодействия, как процесса взаимной отдачи, взаимного обмена, не получается.

Взаимодействие (и тогда — развитие, приобретение) может иметь место только в том случае, если каждая из сторон взаимодействия принимает цели другой стороны и создает условия для удовлетворения целей именно другой стороны. Только при этом условии могут быть удовлетворены цели как одной, так и другой формы Жизни, которые вступают во взаимодействие друг с другом.

В реальной человеческой жизни люди, как правило, вступают во взаимодействие друг с другом или с другими формами Жизни, не учитывая целей «других». Такое «взаимодействие» очень часто не приводит к ожидаемому эффекту, поскольку энергия, информация, биологическое (и другое материальное) может быть приобретено человеком только от «других». Именно «другие» и должны захотеть обеспечить реализацию целей человека, вступающего с ними во взаимодействие. Но, чтобы они захотели это сделать, необходимо соблюсти во взаимодействии некоторые условия.

Прежде, чем будут удовлетворены потребности и реализованы цели человека, он должен научиться быть средством наилучшего удовлетворения потребностей и реализации целей «других». И чем для большего количества «других» человек сможет выступить, как средство реализации их целей, тем более совершенно будут удовлетворяться его личные цели и потребности.

В реальном взаимодействии люди, не понимая механизма взаимодействия, механизма развития, механизма Жизни, пытаются заставить «другого» стать средством удовлетворения их потребностей и целей. Поэтому, ищут какие — то, значимые для конкретного «другого», цели, и определяют условием их реализации удовлетворение своих потребностей, и тогда: «Если ты сделаешь для меня то-то, то и я сделаю, что нужно тебе, а если ты не сделаешь, не сделаю и я», или, что еще хуже: «Если ты не сделаешь, что я хочу, то я сделаю такое, после чего ты непременно сделаешь, что я хочу». Это — шантаж. К сожалению, зачастую, именно насилие и шантаж вместо взаимодействия имеют место между людьми.

Не достигая удовлетворения своих потребностей, люди злятся, начинают конфликтовать, делать «другому» на зло, искать способы заставить «другого» реализовать их цели, что способствует возникновению отрицательных знаний и отрицательной энергии. Это, в свою очередь, приводит к расстройству нервной системы всех людей, к их заболеванию.

Чтобы общество и люди стали другими, необходимо научить каждого умению взаимодействовать.

Из всего вышеизложенного ясно, что сформировать личность — это и значит научить человека правильно взаимодействовать с «другими». Научить его ставить цели, адекватные целям «других», научить его изучать «других», подбирать средства наилучшего удовлетворения потребностей «других». Взаимодействие и есть механизм Жизни, механизм развития человека, как формы Жизни, механизм человеческой жизни. Поэтому, научившись взаимодействовать, человек научится самостоятельно жить.

Подглава 3. Формирование личности, как процесс развития мотивов

Выше мы определили личность, как человека, развивающегося, как форма Жизни, как потребность быть, как процесс поэтапного формирования материально — энергетически — информационной целостности с другими формами Жизни. Поэтому, личности в статике не бывает. Человек, как личность, находится в постоянном развитии, которое осуществляется, как процесс взаимодействия целей и средств. Если рассматривать жизнь человека, как процесс, который начинается еще в утробе, и не прекращается до самой смерти, можно выделить шесть этапов этого процесса, каждый из которых соответствует определенному возрасту.

Младенец — ребенок от рождения до шести лет, живет на первом этапе, от шести лет до двенадцати лет — на втором, от двенадцати до восемнадцати — на третьем, от восемнадцати до двадцати четырех лет человек живёт на четвертом этапе жизни. После двадцати четырех лет человек вступает во взрослую жизнь — пятый этап, шестой этап — это жизнь человека после тридцати лет. Предполагается, что за первые пять этапов своей жизни, человек должен суметь накопить столько знаний и умений, чтобы начать создавать новое и отдавать его «другим» формам Жизни. Истинная жизнь человека начинается на шестом этапе его жизни, сущность которого — духовность, польза для различных форм Жизни.

Каждый из этапов имеет свою характеристику. Человек, который развивается, как личность, имеет на каждом этапе специфичное содержание, предполагающее материально — энергетически — информационное накопление, которое человек в своей истинной жизни будет направлять на пользу всей Жизни. У людей, деградирующих как личность, содержание и, вообще, характеристика этапов жизни, будет принципиально отличаться от характеристики этапов жизни человека, развивающегося, как личность.

В психологии единство целей и средств обозначают, как МОТИВ. Процесс формирования личности можно представить, как процесс формирования мотивов.

Формирование личности начинается, как специфичный процесс взаимодействия родителей, учителей, других воспитателей с воспитанником (с ребенком, школьником, студентом, другим человеком). Начинается этот процесс в семье, где родители должны вывести ребенка на осознание им своей сущности, как формы Жизни, смысла своей жизни. Ребенок должен понять, для чего он живет, у него должна возникнуть потребность научиться самостоятельно жить.

Формирование личности осуществляется по этапам. На первом этапе и родители, и другие воспитатели должны довести ребенка до осознания им себя, как формы Жизни, как потребности быть, чтобы он осознал смысл своей жизни, как благо для Жизни, для «других». Эту цель должен принять и сам ребенок, воспитанник.

На втором этапе формирования личности, который осуществляется в начальной школе, учителя должны ставить цель: научить ребенка умению слушать, воспринимать информацию, запоминать её, сравнивать с получаемой новой информацией, сопоставлять новые знания с тем, что они уже воспринимали ранее. Это — начальный этап развития потребности учиться. Научиться самостоятельно учиться должен ребенок, поэтому, необходимо, чтобы эту цель принял ребенок. Только при условии, что ребенок примет цель: научиться самостоятельно учиться, этот процесс и для ребенка, и для учителя будет успешным. На этом этапе процесса формирования личности учитель ставит цель: дать ребенку готовые знания о Жизни, о разных ее формах, о специфике взаимодействия с разными формами Жизни.

Если ребенок принимает цель учителя и начинает учиться брать готовые знания, которые ему дает учитель, то, учитель ставит цель третьего этапа: обучить ребенка самостоятельно находить новую для него информацию — из словарей, справочников, книг, энциклопедий, из реального взаимодействия с различными формами Жизни. Учитель должен добиться, чтобы ученик принял эту его цель, тем самым, учитель включит ребенка в процесс дальнейшего формирования ребенка, как личности. Если ученик принял цель учителя, то, он начинает реально использовать средства, которые способствуют овладению учеником умения самостоятельно приобретать знания из разных источников. На этой стадии развития ребенка можно обозначить, как мотив — «цель». Этот этап длится весь период обучения человека в школе. И, так как, он состоит из под — и подпод — этапов, то, на этом этапе школьник должен научиться самостоятельно приобретать новую информацию, применять ее на практике, в жизни, создавать новые знания, отдавать их другим. В период обучения в школе человек должен научиться взаимодействовать с различными формами Жизни. В том числе, приобрести начальные знания о профессиях, востребованных в обществе, о том, как быть супругом и родителем.

Для этого соответствующим образом должен быть организован процесс обучения.

Процесс формирования личности в школе длится до четвёртого этапа. Потом человек «выходит в жизнь». На четвертом этапе процесса формирования личности, юноша должен научиться самостоятельно применять знания, которыми он уже владеет, в конкретных видах взаимодействия, которое, по мере взросления человека, приобретает всё более широкий диапазон. Основным видом взаимодействия, которому необходимо на этом этапе целенаправленно обучать каждого человека, является та или иная профессия. На этом этапе человеку предстоит выбрать, знания о какой конкретной специальности он хотел бы приобрести, и поступить учиться либо в училище, техникум, в вуз. В этот же период необходимо продолжить подготовку человека к жизни — обучать его более глубоким знаниям о супружеской жизни и роли родителя. Осуществлять эту подготовку можно через «Школу родителей», «Школу молодых супругов».

На этом этапе формирования личности человека можно назвать «способным», обозначить его как мотив «знаемый».

На пятом этапе жизни человека, формирующегося как личность, можно назвать мотивом — «средством».

Пятый этап формирования личности связан с необходимостью самостоятельно создавать новые знания, которые человеку постоянно нужны для все более и более расширяющегося его взаимодействия с разными «другими», удовлетворять потребности которых он должен уметь. На этом этапе человека, формирующегося, как личность, можно назвать творческой личностью.

Только развившись, как способный, человек может продолжить свое развитие, которое переходит на творческий уровень.

На шестом этапе формирования личности человека можно назвать талантливым. Если он формировался, как личность, то, у него развита потребность в постоянном совершенствовании. Это — стадия развития человека, как мотива «реальнодействующего». Но, талантливым может быть только человек, который развивался, как личность и который прошел в своем развитии этапы формирования, как способный, творческий.

Так как, процесс формирования личности начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь (этим и отличается личность от человека деградирующего: личность развивается, совершенствуется всю свою жизнь, так как ставит цель научиться наилучшим образом удовлетворять потребности самых разных «других», всей Жизни, в целом), то понятно, что к созидательной жизни и к развитию потребности отдавать «другим» знания, дела, тепло, радость человека готовят всю жизнь.

По тому, на каком этапе сформированности как личность ( на каком этапе как мотив), находится человек, можно выделить ТИПЫ ЛИЧНОСТИ и дать характеристику каждому типу личности. Критерии, по которым различают типы личности — умение самостоятельно учиться, самостоятельно взаимодействовать, самостоятельно жить.

Общие параметры, характерные для личности, можно описать следующим образом.

Личность — это человек, который любит «других», любит Жизнь, умеет выполнять разные дела, связанные с удовлетворением потребностей «других», вежлив, уважительно относится к «другим», умеет сопереживать, ставить себя в позицию «другого», умеет подбирать средства для взаимодействия с «другими», умеет самостоятельно ставить цели, подбирать адекватные средства. Это человек трудолюбивый, организованный, собранный, обязательный, добросовестный и т.п.

Так как личность — процесс, то, постоянно осуществляется самосовершенствование человека.

В зависимости от этапа, на котором находится человек, как личность, он либо строит свое взаимодействие с людьми и другими формами Жизни на уровне запоминания и последующего вспоминания, либо умеет быть внимательным, умеет видеть, наблюдать, либо умеет анализировать, думать, сопоставлять, сравнивать, либо создаёт новые знания и предметы взаимодействия с «другими».

По мере того, как человек взрослеет, он научается быть самостоятельным — самостоятельно находить информацию, дела, людей, другие предметы, необходимые ему для выполнения дел.

Углубляется умение человека мыслить, думать, приобретая всё новые и новые знания, применять на практике накопленную информацию, выполнять более разнообразные дела.

Творчество человека может проявляться в разных видах деятельности — человек может создавать новую информацию, идеи, картины, музыку, предметы быта, модели, вносить рационализаторские предложения в организацию работы предприятия и т.п. Развивается творческий человек за счёт создания новых средств и новых целей, поэтому он может быть развит до разных уровней.

Самым высоким уровнем развития человека, как личности, является талантливость. Это этап, на котором человек отдает «другим» результаты своего труда — и, в зависимости от того, на каком уровне жизни он живет — он отдает либо небольшому количеству людей, либо — многим людям, либо всему живому на Земле, либо различным другим формам Жизни, либо всей Жизни, в целом.

Главная характеристика личности — любовь. Он сам и есть любовь, и все особенности поведения его — особенности любящего человека. При этом, по мере того, как человек все больше развивается, как личность, у него крепнет любовь и все больше и больше развиваются качества и особенности, характерные для личности.

Как гениальный, человек начинает развиваться после того, как он дошел в своем развитии до уровня талантливого. «Гений» и означает «выход за пределы».

Будущее общество — это общество гениальных людей. На современном этапе развития науки о человеке ученые должны разработать рекомендации родителям, учителям, другим воспитателям, преподавателям вузов, всем людям — как надо жить, то есть, как строить взаимодействие с разными формами Жизни, чтобы формироваться, как личность.

Глава 3. Теория педагогического стимулирования

Как ясно из всего вышеизложенного, развитие ребенка предполагает включение его в различные виды активности, организованные, как полезные для «других». Именно в такой активности происходит обучение ребенка умению самостоятельно изучать и удовлетворять различные потребности «других» — людей, животных и других форм Жизни.

Для включения ребенка в дела, во взаимодействии с ним, родители и другие воспитатели используют различные педагогические средства. Часто эти средства «срабатывают» не так, как ожидали родители. Чтобы педагогические средства приводили к ожидаемому результату, родителям необходимы знания о том, как их надо использовать, при каких условиях педагогические средства дают эффект развития ребёнка, формирования его, как личности.

В качестве средств взаимодействия с ребенком используются убеждение и внушение.

Убеждение рассматривают, как воздействие на человека, рассчитанное на критическое принятие информации. Убеждение действует «силой своей логики и непреложными доказательствами (В.М. Бехтерев).

Целью убеждающего является стремление добиться того, чтобы убеждаемый разделил его взгляды, мнения, отношения и т.п., и присвоил их (А.Н. Леонтьев), и следовал им в своей деятельности и поведении.

Чтобы дать эффект изменения ребенка, убеждение должно осуществляться авторитетным для него человеком, которому он доверяет, на которого имеет положительную установку.

Речь воспитателя должна быть эмоциональной, логично выстроенной, убедительной, но не назидательной и, в то же время, должна оставлять возможность ребенку самостоятельно осмыслить то, что ему говорит воспитатель.

Ребенок должен чувствовать, что воспитатель заинтересован в том, чтобы помочь ему решить проблему. На наш взгляд, речь свою воспитатель должен строить так, чтобы одна и та же, наиболее важная информация, время о времени повторялась — в начале, середине, конце беседы.

Речь воспитателя по содержанию должна быть выводом из анализа (или самим анализом) ситуации, в которой оказался ребенок.

Внушение также рассматривается, как метод воздействия на человека.

При этом, различают несколько видов внушения: через запрет, доверие, через противопоставление, положительное и отрицательное и т.д.

В процессе взаимодействия с ребенком воспитатель сам должен решить, какие именно виды внушения в той или иной ситуации ему необходимо использовать.

В качестве метода взаимодействия с ребенком воспитатель может использовать беседу — «исповедь».

При этом, воспитаннику создается возможность выговориться. Но, для использования этого метода, воспитатель должен быть очень авторитетным для ребенка, ребенок должен ему доверять и чувствовать себя в полной безопасности — он должен быть уверенным в том, что все рассказанное им никогда не будет использовано против него. Иначе, беседу-«исповедь» можно обозначить, как «разговор по душам».

Основным методом, который применяют воспитатели во взаимодействии с детьми, должен быть метод совместного анализа ситуаций, в которых оказались дети.

Как применять этот метод — мы покажем ниже, на анализе конкретных ситуаций взаимодействия родителя и ребёнка.

От умения грамотно осуществить анализ ситуации, во многом, зависит эффект изменения поведения и отношения к делу ребенка.

Но, чтобы провести анализ, воспитатель должен иметь психологические и педагогические знания, должен уметь увидеть за средством, которое применяет ребенок, цель (потребность).

«Овладеть» средствами, понять, какую именно цель стремится реализовать с их помощью человек (воспитанник или воспитатель), помогут знания о тенденции в применении людьми средств для реализации конкретных целей. Например, если человек лжет, значит, ему надо что-то скрыть от окружающих, если ребенок приходит куда-то, несмотря на запреты родителей, значит, там наилучшим образом удовлетворяются наиболее значимые для него потребности.

Если ребенок ворует деньги, то, надо выяснить, на удовлетворение каких именно потребностей он их использует.

Средства, с помощью которых воспитатель организует разные виды деятельности воспитанника, должны способствовать тому, чтобы воспитанник принял цели воспитателя (т.е., захотел то же, что и воспитатель, т.к. все цели воспитателя должны быть связаны с развитием именно воспитанника). Это — главное условие успеха воспитательной деятельности. Все начинается с целей, и, если воспитанник не примет целей воспитателя, как такового, воспитания осуществляться не будет.

Основной функцией воспитателя и основными его целями является формирование у ребенка потребности быть полезным «другим». А, так как, формирование это может осуществляться только в делах, полезных для «других», то, следующая воспитательная цель — включить ребенка в разные виды деятельности, организованные, как полезные, помочь ему достичь в них успеха.

Целью воспитательной деятельности является также обеспечение признания результатов выполненной воспитанниками деятельности другими людьми.

Мы специально подчеркиваем и фиксируем внимание родителей (воспитателей) на проблеме целей воспитательной деятельности, так как, нередки случаи, когда воспитатель во взаимодействии с ребенком стремится реализовать свои личные цели (припугнуть ребенка, унизить его, опозорить перед одноклассниками и т.д.). Именно, использование воспитателем средств, направленных на реализацию своих личных целей, и делает деятельность воспитателя антипедагогической, антивоспитательной.

Воспитателем может называться только такой человек, который может использовать, «владеет» педагогическими средствами организации разных видов деятельности воспитанников, приводящими к развитию у детей потребности приносить пользу всей Жизни.

Что же это за педагогические средства?

Педагогические средства, которые приводят к реализации целей, поставленных воспитателями, называют стимулами.

В качестве стимулов воспитатели используют слова, жесты, мимику, действия, предметы, явления, других людей, их деятельность и результаты и т.д.

Кроме того, воспитатели используют такие методы, как традиции; требования (коллектива, общества, воспитателя); перспектива; положительный пример; уважение и доверие; общественное мнение; поощрение, наказание и др.

Но, стимулами называют только такие методы и средства, которые привели к реализации воспитательных целей. Однако, известно, что не всегда то, что использует воспитатель в качестве средств реализации конкретной воспитательной цели, дает положительный эффект. При этом, эти методы, применяемые воспитателем, могут дать эффект, противоположный ожидаемому воспитателем, а могут, вообще, не привести ни к каким изменениям у воспитанника.

Такие методы нельзя называть воспитательными, хотя их и использовал воспитатель.

Поэтому, если, например, учитель или родитель говорит: «Мы с ним (ребенком) и беседовали, и обещали ему в перспективе за хорошее поведение купить велосипед (мопед, мяч и т.д.), мы и требовали, и просили, и наказывали, и хвалили и т.д., но ничего не помогло» — значит, все, что делали с ребенком воспитатели, не имеет никакого отношения к воспитанию. Они не занимались воспитательной деятельностью. Была воспитательная деятельность или нет — покажет результат, т.е., каким станет поведение, деятельность ребенка (т.е., какие средства взаимодействия с «другими» он будет применять после воспитательной работы).

Воспитательное творчество и заключается в умении воспитателя найти такие средства, которые в данной ситуации, по отношению к данному ребёнку (коллективу) дадут положительный эффект и сыграют роль стимулов.

Воспитанники отличаются друг от друга уровнями развития и воспитанности, типом темперамента и характером, направленностью личности, возрастом, состоянием здоровья, настроением в каждый данный момент и т.п. Поэтому, одни и те же средства, примененные к разным детям, могут сыграть роль как положительных, та и отрицательных стимулов, либо нейтральных средств. Причем, средство, давшее положительный эффект сегодня, завтра может дать нулевой или отрицательный эффект.

Вот почему, в педагогической деятельности не допустимы шаблон, стандартное использование набора одних и тех же средств в различных педагогических ситуациях.

Невозможно перечислить средства, которые всегда являются педагогическими (т.е. выступают в качестве положительных стимулов), или всегда являются антистимулами. Эти особенности педагогического стимулирования раскрыты в работах А.С. Макаренко, который писал: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признанно всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Возьмите даже такое средство, как коллективное воздействие, воздействие коллектива на личность. Иногда оно будет хорошо, иногда плохо. Возьмите индивидуальное воздействие, беседу воспитателя с глазу на глаз с воспитанником. Иногда это будет полезно, а иногда вредно. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная».

Правильный выбор педагогических средств зависит от того, насколько воспитатель владеет теорией развития личности и умеет предвидеть поведение, действия, поступки воспитанников, как реакцию та то или иное средство.

Всякий спор о пригодности или непригодности того или иного средства, может быть легко разрешен через анализ реального эффекта деятельности воспитателя, связанного с развитием личности воспитанников.

Если данное средство в данной ситуации дало положительный эффект, т.е. привело к продолжительным изменениям в поведении и деятельности воспитанника, то, его использование оправдано, и целесообразно. Если используемое воспитателем средство дало нулевой или отрицательный результат, следует отказаться от его использования и искать другое средство, которое обеспечит реализацию целей развития личности воспитанника. Во всех случаях, когда используется то или иное педагогическое средство, необходимо точно знать, при каких условиях это средство дает максимальный воспитательный эффект. К сожалению, этот вопрос почти не рассматривается в учебных пособиях по педагогике, в результате чего у молодых учителей возникает убеждённость в том, что рекомендуемые средства всегда должны давать педагогический эффект. Но, поскольку, в педагогической практике этого не происходит, некоторые учителя причину неудачи видят не в том, что средство было использовано неумело, а в самих учениках. Например, тематическая беседа, проведенная в классе, для одного ученика выступит, как положительный стимул, для другого же — как нейтральное средство.

При использовании воспитателями каких-либо средств необходимо исходить из того, как это средство будет воспринято воспитанником. Нередко воспитатели применяют поощрения и наказания воспитанников как средства коррекции или поведения и деятельности, и не достигают ожидаемого эффекта. Чтобы средство наказания, например, способствовало изменению поведения и деятельности воспитанника, он должен относиться к этому средству, как к наказанию, воспринимать его, как наказание.

Наказание может выступать, как положительный стимул, но, может играть роль отрицательного стимула.

Если средство, используемое в качестве наказания, не вызывает у школьника потребности изменить свое поведение, пересмотреть отношение к людям, самому себе, следовательно, оно не выступило для него, как положительный стимул. В случае же, если наказание вызывает озлобленность ребенка, протест, недовольство, ухудшает его поведение, оно играет роль отрицательного стимула, и применение его не способствует совершенствованию личности воспитанника. Попытка же в этом случае применять еще более строгие наказания усугубляет это положение.

Наказание исполняет роль положительного стимула в случае, если:

— оно не унижает личности ребёнка;

— выбирается в соответствии с причинами поступка;

— осознаётся ребёнком как заслуженное и справедливое наказание и вызывает потребность исправиться;

— при его использовании непременно указываются пути исправления, устранения обнаруженных недостатков. Если же воспитатель, применявший наказание, не подсказывает ученику, что надо сделать, чтобы изменить свое поведение, то, в этом случае, оно выступает, как отрицательный стимул, ибо, после его применения ребенок не может измениться.

К наказаниям мы относим все средства, которые вызывают у воспитанника чувства раскаяния, стыда, способствуют осознанию неблаговидности поступка и вызывают желание исправиться.

Поощрения могут выступать, как положительные стимулы и как отрицательные. Положительными стимулами они являются в тех случаях, когда способствуют возникновению и развитию у детей потребности в нравственном поведении и нравственной деятельности. Если у детей возникает цель получить поощрения, льготы и привилегии в результате выполнения определенной деятельности, то, в этом случае поощрение будет играть роль отрицательного стимула, поскольку, будет способствовать формированию у них потребности в приобретении лично для себя чего-то материального.

Есть средства, которые всегда, во всех случаях, выполняют роль антистимулов. К ним относятся физические меры воздействия, оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление убедить, что у ребёнка нет никаких способностей, что в жизни он ничего хорошего добиться не сможет, выставление оценки не за знания, а за поведение (нарушение поведения на уроках, пререкания с учителями, за забытые ручки и тетради или за беспрекословное послушание т.п.).

Во всех перечисленных случаях снижается активность воспитанников, они теряют уверенность в своих силах и возможностях, возникает конфликт между воспитателем и воспитанниками.

В педагогической практике часто встречаются антистимулы, связанные с нарушением требований педагогической этики отдельными воспитателями.

Наличие у воспитателя педагогического авторитета является условием достижения положительного эффекта в воспитании детей. В случае, если воспитатель использует следующие нижеперечисленные стимулы, то, педагогический авторитет не возникает и не развивается:

— беспринципность и несправедливость воспитателя;

— предъявление воспитаннику требований, которые воспитатель не предъявляет самому себе и не выполняет их сам;

— неумение найти путь к сердцу воспитанников, расположить их к себе, строить отношения с воспитанниками на основе дружбы, взаимопонимания, взаимного доверия и поддержки;

— нарушение педагогического такта, неумение выбрать такие средства, которые выполняют функцию положительных стимулов и обеспечивают успех воспитанников в различных видах деятельности;

— нежелание и неумение признавать собственные ошибки и недостатки и исправлять их (отсутствие у воспитателя потребности в самовоспитании и саморазвитии);

— использование наказаний и принуждений, как основных, ведущих средств воспитания;

неумение строить воспитательный процесс на основе имеющихся у воспитанников положительных качеств, неумение включить воспитанников в активную деятельность по собственному развитию и совершенствованию.

Итак, важнейшие функции педагогического стимулирования состоят в том, чтобы выявить причины неэффективности некоторых средств, используемых воспитателями, определить условия, при которых средства дают максимальный педагогический эффект, найти новые средства, которые позволят одновременно реализовать все педагогические цели.

Хорошо, если знания о формировании личности будущие родители приобретут до рождения ребенка. Потому что, процесс развития ребенка начинается уже в утробный период. В настоящее время нет исследований, которые показали бы, как именно осуществляется процесс развития ребенка. Но то, что — по этапам — это — однозначно.

Родители должны понимать, что ребенок — это неделимая целостность не только с мамой, которая его вынашивала, но и через маму — со всей Жизнью в целом: с другими людьми, с обществом, государством, в котором ему предстоит жить, с солнышком, воздухом, растениями, животными и т.д.

Понимая это, родители будут и ребенку объяснять, что он — не сам по себе и не «центр Вселенной», а, что он связан с Жизнью, принадлежит Жизни, и смыслом его появления на свет является забота о разных формах Жизни, в том числе и о родителях. Ребенок еще с младенческого возраста должен понимать, что жизнь ему дала Жизнь, счастливым его смогут сделать люди и другие формы Жизни. Но, счастье — это быть полезным, иметь возможность заботиться о «других». Ребенок должен научиться заботиться о «других». И в этом ему должны помочь, прежде всего, родители.

Родители должны понимать, что ребенок — процесс поэтапного формирования личности, как формы Жизни. А Жизнь — это неделимая целостность всех форм Жизни, что и позволяет Жизни быть (вечно). И, чтобы БЫТЬ, ребенок должен научиться жить для «других», которые выступают, как условия и средства его собственной жизни.

После рождения ребенок продолжает развиваться, как процесс поэтапного накопления материально — энергетически — информационного начала. Развитие это осуществляется с помощью родителей, различных предметов, окружающих ребенка, различных явлений природы. В книжке мы покажем, как ребенок накапливает в своей жизни это содержание, как совершенствуется, как развивается.

В книге мы покажем, как родителям необходимо взаимодействовать с младенцем и ребенком более старшего возраста, чтобы он формировался, как личность. Первый этап жизни человека — после рождения до шести лет — самый важный. Все, что на этом этапе приобретёт ребенок, и выступит, как основа его дальнейшей жизни. Жизнь ребенка на этом этапе организуют родители. Но, к сожалению, на «родителя» нигде не учат, хотя, как мы полагаем, надо начинать обучать умению быть супругом и родителем школьников с 9-ого класса.

Пока этих знаний не дают на государственном уровне, заниматься развитием своего собственного ребёнка родители должны научиться сами. И, чем раньше, тем лучше. В этой книге мы хотели бы дать будущим мамам и папам знания по формированию личности ребенка, который у них должен родиться. Книга будет полезна и тем родителям, у которых уже растёт ребёнок.

Мама, которая носит ребенка в утробе, если она понимает закономерности развития ребенка, будет целенаправленно организовывать взаимодействие плода с различными формами Жизни. В свое время ученые провели эксперимент (и мы тоже проводили его на своем ребенке) — предлагали беременным женщинам слушать музыку. Мы знакомили своего будущего ребенка с классической музыкой. И обнаружили, что родившийся ребенок реагирует на музыку. Тогда, когда проводился этот эксперимент (это были семидесятые годы двадцатого столетия), он вызвал сенсацию. Однако, если понимать, что развивающийся в утробе матери ребенок — форма Жизни, и связан с Жизнью, как цель и средства, то, тогда нет ничего удивительного в том, что будущий ребенок взаимодействует с другими формами Жизни (матерью, обществом, другими людьми, отдельными явлениями человеческой и природной жизни и т.п.) на материально — энергетически — информационном уровне, поскольку, именно, другие формы Жизни являются средствами его развития.

Понимая это, мать и другие люди должны организовывать «встречу» ребенка с различными явлениями жизни. И чем больше этих встреч, чем с большим количеством предметов, явлений встречается ребенок, тем более подготовленным к жизни он будет.

Второй подэтап первого этапа жизни ребёнка — подэтап «осознание», у разных детей продолжается разное время. Но, так как это — процесс, то, он тоже начинается с «напряжения» и, проходит все этапы развития, как потребность. Постепенно, ребёнок приходит не только к осознанию различных предметов, как отдельных форм Жизни, но и к осознанию себя, как формы Жизни, отличную от других форм Жизни, от других людей.

Третий подэтап характерен для детей, достигших года. И длится он у разных детей разное время — ориентировочно до двух — двух с половиной лет. Этот подэтап характеризуется тем, что ребенок обучается умению самостоятельно ставить цели и самостоятельно отыскивать новую информацию. Этот этап — тоже процесс, и развивается он, совершенствуясь, по этапам, как потребность. Поэтому, уровень развития ребенка, как умеющего самостоятельно ставить цели и самостоятельно отыскивать новую информацию, постоянно повышается. Но, это происходит только в том случае, если ребёнок поистине живет.

Четвертый подэтап связан с обучением ребенка применять во взаимодействии с людьми и «другими» формами Жизни (с предметами, явлениями, животными, растениями и т.д.) знания, полученные за все время его жизни. По времени этот этап длится от двух — двух с половиной лет до трех — четырех лет. Этот этап — тоже процесс развития потребности, и на этом этапе жизни ребенок все более совершенно научается взаимодействовать с различными формами Жизни. Но, это происходит только в случае, если родители и другие люди создают условия для развития умения применять знания на практике, в жизни, то есть, если организуют практику удовлетворения ребенком различных своих потребностей, и потребностей других людей и «других» форм Жизни (животных, например). Нередко, в реальной жизни, родители удовлетворяют все потребности детей, не обучая их умению самостоятельно есть, одеваться, прибирать постель, собирать игрушки, наводить «порядок» в комнате и т.д. При этом, ребенок научается добиваться от «других» удовлетворения своих потребностей и совершенно не может заботиться о «других», считаться с ними, удовлетворять потребности «других». Это — показатель того, что идет процесс деградации ребенка, а не формирования его, как личности.

В этом возрасте родители уже начинают испытывать сложности с ребенком, который любыми путями добивается своего. И это «своё», как правило — материальные ценности, удовлетворения которых ребенок требует от родителей.

Чем старше становится ребенок, тем процесс деградации углубляется. И приходится родителям обращаться к специалистам.

В книге, которую вы держите в руках, мы покажем, как родители должны исправлять ошибки, допущенные во взаимодействии с ребёнком. Но, для этого, сами родители должны начать изменяться и становиться на путь развития, как личность. Потому что, родители, развивающиеся, как потребность иметь материальное (то есть, деградирующие, как личность) не могут сформировать из своего ребенка личность.

Ребенок копирует родителей, других людей (он учится у них умению ставить цели и подбирать средства, адекватные целям). Поэтому, очень непросто в обществе, ориентированном на приобретение как можно большего количества материального, формировать ребёнка, как личность. Однако, если родители осознают смыслом своей жизни заботу о «других» формах Жизни, и начнут жить и реально развиваться, как личность, то, их ребёнок будет, копируя их, тоже развиваться, как личность. Поэтому, даже если в обществе пока не будет другой идеологии, люди, тем не менее, могут становиться другими.

Пятый подэтап — это подэтап «творческий», «созидательный». На этом подэтапе, который начинается в три — четыре года и продолжается до пяти лет (но, опять же, — условно, так как каждый ребенок развивается по — своему, индивидуально), ребенок научается создавать новые знания, новые средства взаимодействия с различными формами Жизни.

Творчество на этом этапе жизни ребенка может быть связано с необходимостью удовлетворять свои личные материальные потребности или — с созданием новых средств удовлетворения потребностей «других» форм Жизни, с «творением» идей, предметов, которые на шестом подэтапе ребенок будет отдавать «другим», целенаправленно стремясь сделать их счастливыми.

Счастье ребенок и его родители могут осознавать, как приобретение материального для себя (новое платье, новую игрушку, красивую куклу, жвачку, вкусную еду и т.д.) или как отдачу «другим» формам Жизни (людям, родителям, животным, растениям и т.д.) своих знаний, дел, проявление заботы о «других».

Понять, на каком подподэтапе какого подэтапа находится в каждый данный момент ребенок, невозможно. Да, это и не надо. Мы должны фиксировать, что ребенок не только приобретает готовые знания, которые ему дают родители, но и отыскивает новые знания самостоятельно, применяет эти знания в своей жизни, создает новые знания и предлагает их родителям и другим людям, животным и т.д. во взаимодействии с ними. Это и будет означать, что идет процесс развития.

И это — самое главное. Тогда, можно сказать, что родители обучают ребенка жизни. Процесс деградации начинается с раннего возраста. И родители должны это понимать — именно от них зависит, станет ли их ребёнок счастливым. Только вооружившись знаниями, родители смогут провести своего ребёнка по трудному пути выхода во взрослую, самостоятельную жизнь.

Мы надеемся, что внимательное изучение теории развития, нашего опыта и анализа ошибок, которые мы допускали в развитии своего ребёнка, позволит родителям избежать, не допускать ошибок, позволит подготовить своего ребенка к жизни, любви, счастью.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник матери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я