Изменения неизбежны

Светлана Владимировна Королева, 2020

"Изменения неизбежны" – книга для тех, кто интересуется коучингом и хочет себя попробовать в роли коуча. Коучинг – это искусство задавать вопросы, которые помогают людям быстрее и эффективнее достигать целей. Книга написана простым языком, с примерами из личной практики. Автор – Королева Светлана, коуч, преподаватель ИППК РУДН, ведущая собственного курса по коучингу "Старт", блогер (ник в "Инстаграме" @talented_coach). В этой книге описана суть коучинга и даны практические инструменты, которые можно применять в работе с клиентами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изменения неизбежны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Что такое коучинг?

Чем отличается от психологии, консультирования и наставничества

В дверь постучали. Штирлиц прошел по коридору и спросил:

— Кто там?

Из-за двери ответили:

— Вопросы здесь задаем мы!

«Коучи», — подумал Штирлиц.

В книге я буду давать общепринятые формулировки, разъяснять их, приводить свои примеры и интерпретации.

Итак, поехали.

«Коучинг (англ. coaching) — система реализации совместного социального, личностного, творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата (определение Международной федерации коучинга ICF)».

Какие ключевые слова в этом определении?

1. Потенциал.

Это то, что заложено в каждом человеке, но, к сожалению, не каждый это осознает. Во время коуч-сессии часто клиенты приходят к тому, что им подвластно все! И они всемогущи. Интересно наблюдать за человеком, когда он впервые это понимает. У него расправляются плечи, он становится чуточку выше, у него появляется блеск в глазах и разглаживается лицо. Он начинает лучиться изнутри, и это очень красивый процесс.

Вот эти внутренние и внешние изменения влияют на состояние человека, и после коуч-сессии он чувствует прилив энергии и желание действовать. Важно не дать клиенту потерять это состояние, чтоб он начал сразу предпринимать шаги к своей цели.

Немаловажный факт, что осознание своего «социального, личностного и творческого потенциала» происходит не только у клиента, но и у коуча. Потому что коучинг — это совместный процесс. Коуч чувствует, что он провел качественную работу. Понимает, что благодаря изменениям клиента максимально полно раскрывается и потенциал коуча. Именно поэтому эта сфера деятельности — благодатная для всех участников процесса.

2. Реализация.

Смысл коучинга не в совместном диалоге, когда встретились два хороших человека и полтора часа душевно поговорили «за жизнь», а в том, что клиент начинает думать и действовать по-новому, что и приводит к другим результатам. Реализация того плана действий, который обсуждали во время коуч-сессии, — это и есть основная задача коучинга.

3. Результат.

Это итог, который получается благодаря совместной работе коуча и клиента. Результат можно измерить по-разному: для кого-то это написанная и изданная книга, определенная сумма денег, получение желаемой должности или просто изменение состояние клиента (ему стало легче жить, у него изменился взгляд на жизнь, он начал замечать новые возможности). То есть какой-то факт из реальной жизни клиента, который можно потрогать, пощупать, проверить.

Качество работы коуча измеряется результатами его клиентов. Только это является фактором, подтверждающим, что коуч провел работу на высшем уровне, а не количество часов работы или количество сертификатов.

Отличительные характеристики коучинга:

• отсутствие готовых советов и решений;

• партнёрские взаимоотношения с клиентом;

• способность вдохновить его на самостоятельный выбор действий;

• достижение гарантированного результата.

1. Отсутствие готовых советов и решений.

Часто коучей путают с консультантами, к которым приходят за советом или рекомендацией. И большинство людей искренне убеждены, что коуч — это мудрый наставник, который знает ответы на все вопросы и отлично разбирается в вашей области.

Нет, и еще раз нет! Коуч должен виртуозно владеть инструментами коучинга, управлять своим состоянием и состоянием клиента и вести его к результату, а не быть «ходячей Википедией».

Коуч заранее не знает, к какому выводу придет клиент и что он будет делать после сессии, но коуч однозначно должен уметь вести клиента во время сессии, задавая нужные вопросы в нужное время.

Если коуч «придумает» решение за клиента, он своими вопросами будет как бы подталкивать клиента в нужную ему сторону. А идея коучинга в том, что человек сам знает, что и как ему делать, задача коуча — это знание из клиента вытащить.

Для меня это оказалось самым трудным во время обучения коучингу. «Отключить себя», убрать свое «я», перестать думать за другого человека — этот навык приходит не сразу. Это то, что требует времени и тренировки. Есть специальные техники, как это можно сделать. Я об этом расскажу, когда мы дойдем до 5 позиций восприятия.

2. Партнерские взаимоотношения с клиентом.

Вы как коуч не находитесь выше клиента. Вы не гуру, не господь Бог, чтобы знать и уметь все. Вы на равных. Каждый сам несет ответственность за свою жизнь, за тот выбор, который он делает каждый день. Вы — партнер клиента в контексте достижения результата. Вы учитесь тому, как помогать людям в этом, но при этом вы не являетесь обслуживающим персоналом. Об этом тоже важно помнить, когда работаете с клиентом!

У меня были случаи, когда клиенты «путали берега» и вели себя некорректно. Типа, ну-ка, коуч, покажи мне свое умение, а я посмотрю. Я тебе деньги плачу! Еще раз хочу подчеркнуть, что это партнерство. Вы делаете свою часть работы, клиент свою. И вы на равных.

3. Способность вдохновить на самостоятельный выбор действий.

Как лучше решить свой запрос и с чего начать действовать — это выбор клиента. Вы ему помогаете, вдохновляете, поддерживаете, находитесь рядом, но действует в любом случае он. И самостоятельно. Вы не сможете за него написать книгу, но вы можете быть для него опорой в решении этой задачи. Например, периодически спрашивать, как у него продвигается работа. Если ему нужны отчеты, то можно предложить вариант с еженедельным отчетом по промежуточным результатам.

Помимо коучинговых технологий, на результат влияет и тот факт, что многим людям нужен человек, перед которым нужно отчитываться. Ему в этом случае становится неудобно, что он не сделал то, о чем вы договорились. Еще на мотивацию влияет то, что в жизни клиента появляется человек, который искренне заинтересован в его развитии и ему правда интересно, какие изменения происходят в его жизни. От этого хочется действовать еще больше, чтобы порадовать своего коуча. Не забывайте про это!

Как вдохновлять клиента?

Искренне верить в то, что ваш клиент может это сделать. Это в его силах и он справится с любыми трудностями. И показывать ему это любыми способами: словами, молчаливой поддержкой, «активным слушанием», вниманием, заботой, интересом к его жизни и образу мыслей. Верить в принципы коучинга, о которых пойдет речь в следующей главе.

4. Достижение гарантированного результата.

Вот это то, что пугает коучей-новичков: как я могу гарантировать клиенту, что он получит результат?

Здесь 2 момента: ответственность коуча за результат клиента и ответственность клиента за свой результат.

Есть гениальная фраза, которую я не раз слышала от своего коуча: «Я беру на себя 100 %-ную ответственность за результат при условии, что клиент берет на себя 100 %-ную ответственность этот результат получить».

Если вы будете помнить об этом принципе, то вам будет легче работать с клиентами.

Что зависит от коуча?

• Его состояние (коуч должен быть полностью включен в работу, не должен быть усталым, невыспавшимся, голодным и т. д.)

• Формирование запроса на сессию. Это тоже зона ответственности коуча, он должен помочь правильно сформулировать запрос, иначе не получится качественно провести сессию и, соответственно, понять, достиг ли клиента результат.

• Создание доверительной атмосферы на сессии

• Технические моменты, связанные с организацией работы

• Выбор нужного инструмента

• Придерживаться принципов коучинга

• Отслеживание состояние клиента во время работы

• Формирование плана действий

• Контроль и сопровождение после сессии

Что зависит от клиента?

• Быть вовремя на сессии

• Сформулировать запрос на сессию

• Выполнять договоренности, о которых шла речь на коуч-сессии

• Писать отчеты и высылать их удобным для него и коуча способом

• Вовремя оплачивать работу коуча

• Если все эти элементы будут соблюдены, то можно говорить о достижении гарантированного результата. Знаю, что некоторые коучи подписывают с клиентами контракт в письменном виде, где все эти нюансы прописаны заранее. И это еще один инструмент для организации плодотворной работы. Ведь если бы все люди четко и ясно мыслили; точно знали, что они хотят; всегда соблюдали договоренности и взятые на себя обязательства; не сдавались при первых неудачах, то мы, коучи, были бы не нужны человечеству.

И еще часто встречающийся вопрос от людей «не в теме»: чем отличается коуч от…?

• Тренера.

Здесь возникает путаница, потому что тренер на английском — это coach. Но в русском языке «тренер» и «коуч» — это два разных понятия. И две разных профессии.

Тренер — это тот, кто обучает других людей новым умениям. Например, тренер по продажам обучает персонал, как продавать, используя для этого пошаговые алгоритмы. Он сначала рассказывает, как это сделать, а потом дает возможность попрактиковаться. После этого дает обратную связь, где объясняет, что было сделано хорошо, а какие действия можно лучше изменить. Тренер чаще всего работает с группой людей, а коуч — индивидуально. Тренер также может использовать коучинговые технологии при групповой работе (существует групповой и командный коучинг), но все же чаще всего тренер находится в роли учителя, наставника, человека, передающего свой опыт группе людей. К тренеру обязательно предъявляют требования, чтобы у него был опыт в том виде деятельности, о котором идет речь на тренинге.

• Психолога.

Психолог работает с прошлым опытом человека. Во время консультации с психологом обычно исследуются моменты в прошлом, которые влияют на сегодняшнюю жизнь. Прорабатываются травмирующие ситуации. Много внимания уделяется эмоциям и состоянию человека в текущий момент.

Коуч работает с будущим. Он помогает сформировать цель и идти к ней. Коуч не будет «ковырять» старые болячки и копаться во взаимоотношениях с родителями. В коучинге это не имеет значения. Коуч будет погружаться в клиента настолько глубоко, насколько готов пустить клиент. Если коуч наткнется на травму, он должен ее аккуратно обойти и при необходимости, порекомендовать клиенту уже за рамками сессии обратиться к специалисту.

ВАЖНО!

Если вы не обладаете знаниями в области психологии, то категорически запрещается лезть в те области человеческой психики, где вы можете клиенту навредить!

Меня часто спрашивают, нужно ли психологическое образование, чтобы стать коучем. Я обычно отвечаю, что нет, если вы будете строго придерживаться правил и норм коучинга. Не все психологи могут быть хорошими коучами, так и не все коучи могут быть хорошими психологами.

• Консультанта.

Консультант — это эксперт в своей области. К нему обращаются, чтобы получить совет, рекомендации и руководство к действию. Ему платят деньги за тот опыт, который он накопил, и за то, что он может подсказать, какое лучше принять решение.

В коучинге, как вы уже поняли, нет готовых решений и советов. Поэтому работа коуча называется не консультация, а коуч-сессия.

Коучинговые вопросы

Что для вас означает жить богатой и насыщенной жизнью?

Какие внутренние и внешние условия присутствуют, когда вы на высоте?

Как бы вы могли это делать с легкостью?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изменения неизбежны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я