Пропала девушка. Она вышла из своего дома в подмосковном поселке, и больше ее никто не видел. За полтора года поисков удалось найти только ее машину, а в ней – листок с номером телефона. Казалось бы, обнаружен след. Но хозяйка номера с пропавшей никогда не встречалась.Однако отец девушки не сдается. И листок с номером выводит на целую серию жесточайших убийств, совершенных по всей России. С каждым шагом все яснее, что причины убийств – в недалеком прошлом.Все явственнее зов горы Белухи – алтайской туристической достопримечательности, у подножия которой в 2004-ом году случайно встретились десять человек…
Глава 7
Поселок «Подмосковные вечера» был создан в пятидесятые годы. Тогда это был дальний район области: глухие леса, патриархальные деревеньки, болотистые берега Десны, заросшие ветлами. В центре реки — пустынный островок. Лишь на пригорке — новый санаторий министерства машиностроения, протянувший к островку подвесной мост
В конце шестидесятых леса потеснились — с разных сторон начали лепиться к заборам «Подмосковных вечеров» новые соседи: дачи, садовые товарищества, военный городок, детский кардиологический санаторий, трехэтажные бараки для его обслуживающего персонала, а затем и окраины Троицка.
Это была странная смесь престижных поселений и пригородных трущоб. В итоге весь этот причудливый мир занял гигантскую территорию, перегороженную сотнями разнокалиберных заборов.
В 90-е годы жители «Подмосковных вечеров» — все сплошь писатели и композиторы — решили отгородиться от стремительно меняющегося мира. Они скинулись и поставили забор на дороге, ведущей через поселок в Троицк. Но было поздно: к этому моменту здесь уже возникла сложная система калиток, уводящих в разные стороны. Появился настоящий лабиринт, план которого, как правило, был известен только местным: к калиткам вели неприметные тропы между участками, они выводили в самые неожиданные места, а некоторые двери в заборах были защищены имитацией замков, так что лишь опытный пользователь знал, что дверь открыта и ее надо просто толкнуть.
Я была как раз таким опытным пользователем.
Оказавшись в своем бараке два года назад, я тихо умирала. Ни с кем не общалась, сидела, как зверь в норе, зализывала раны. Меня тогда спас велосипед: тупо, кручение педалей с утра до вечера. И все эти гектары подмосковного Шанхая стали моим лекарством.
Я каталась по лабиринтам улиц и троп, выруливала к заброшенному дому культуры, потом к Десне, в ушах свистел ветер, я на полной скорости влетала на остров посреди реки и там, прислонившись к полуразрушенной колонне ротонды, смотрела, как стихает подмосковный вечер, как он становится неподвижным, как блестит зеленая лунная дорожка или ползут по воде безмолвные клочья тумана.
И обратно, через липовый парк, через детский кардиологический санаторий — к своему бараку…
И вот — сегодня я впервые въезжаю в «Подмосковные вечера», как белый человек, на машине. Да на какой машине! Всю дорогу я проспала, так что теперь тру глаза, приходя в себя.
Поднимается шлагбаум, в окне будки сонно моргает охранник поселка. Кажется, мы с ним проснулись в один миг; мелькает мысль, что и вернулись мы из одного сна. Я трясу головой: взбредет же в голову спросонок.
Мы проезжаем еще метров двести — и вот они, знакомые ворота. Они разъезжаются, я вижу столетние ели, а за ними огромный дом, похожий на замок. Со всех сторон его осаждают цветы. Они вздымаются каскадами, переваливаются через каменные ограды и растекаются по изумрудной траве.
Демичев открывает дверь, я выхожу на дорожку, мощеную гранитом. Иду мимо багровых фонтанов барбариса.
У гранитной лестницы врос в землю узкоглазый охранник с косичкой.
Мы заходим в просторный холл. Он абсолютно пуст, единственная вещь — антикварный комод, над которым висит гобелен. На комоде — бронзовая скульптура монгольского воина с луком. Воин похож на охранника с косичкой. Сам охранник идет за нами.
Холл залит светом, мрамор пола блестит.
Длинный коридор, увешанный картинами, с десятком дверей в разные стороны. Поворот — и мы в огромном каминном зале, отделанном деревянными панелями, с дубовым кессонным потолком. Одну стену зала занимают книжные полки. По углам стоят рыцарские латы. Стеклянная дверь распахнута в сад, я вижу большой бассейн с деревянными палубами и шезлонгами. На одном шезлонге — длинные женские ноги. Кто там расположился, мне полностью не видно. Но кто-то красивый.
Фоменко сидит в центре зала, в кресле. Перед ним на столике тяжелый хрустальный стакан, несколько бутылок виски, папка в кожаном переплете, а также целая груда женских колец и браслетов. Спиной ко мне незнакомый мужчина перебирает книги на полках.
— Познакомьтесь, — говорит Демичев. — Это наш юрист — Владимир Снегирев.
Человек у полок поворачивает ко мне бесцветное лицо и выдавливает какое-то подобие улыбки.
— А там у бассейна — жена Алексея Григорьевича. Алина.
На этих словах ноги приходят в движение. Хозяйка ног встает и подходит к кромке бассейна. Теперь она видна полностью. Это эффектная худая блондинка с длинными волосами. Она в белом блестящем бикини. Блондинка лениво спускается по лесенке в воду. Золотой занавес волос закрывает ее лицо, поблескивая на солнце.
— Здравствуйте, — говорю я.
— Здравствуйте, — слегка смущенно отвечает Фоменко. — Присаживайтесь. Пить будете?
— Я не пью, — говорю я и сажусь в кресло.
Услышав мой ответ, юрист Снегирев снова оборачивается и громко хмыкает. Я была права. Они за мной-таки следили весь месяц. Что за идиоты!
— Сережа передал мне, что вы кое-что выяснили.
— Да.
— Итак, теперь мы знаем, откуда у нее ваш телефон.
— Судя по всему, появление моего телефона — это ошибка, — говорю я. — Парикмахерша подумала, что «Белуха» и «Белогорье» — это одно и то же.
— И тем не менее этот факт согласуется с остальными.
Он протягивает мне кожаную папку. В ее центре профессионально выбит прямоугольник, на нем — золотая надпись «Мальчик». Такое невиданное оформление материалов дела я встречаю первый раз в жизни, поэтому даже зависаю на несколько секунд.
Затем поднимаю кожаную обложку.
— Кстати, спасибо, что приняли мое предложение, — деревянным голосом говорит Фоменко.
На внутренней стороне обложки я вижу отстроченный карманчик, из которого торчит золотая флэшка.
— Я старомодный человек, — объясняет Фоменко. — Не могу читать с компьютера. Поэтому попросил все распечатать… Но если вы предпочитаете электронный вид, все сохранено на этой… ну…
— Флэшке, — подсказывает Демичев.
— Да.
Я листаю пластиковые файлы. Статья из «Википедии» о секте «Белуха», страничка «Экспресс-газеты» о том, как секту разгоняли, фотографии Константинова, отрывки из книги Дворкина «Сектоведение». Есть и еще одна статья, она из журнала «Благо». Называется статья «6 признаков одержимого: как опознать сектанта».
После этого начинаются фотографии. На них — праздник в помпезном золотом интерьере, утопающем в лентах и цветах. Над лоснящимися мордами людей висят хрустальные сугробы люстр. На потолках горят круги подсветки. Везде серпантин, розы, рюши, колонны, рюмки и разгоряченные тела.
Вот Демичев в дурацком колпачке приставил рожки худому парню в очках с черепами. Этот же парень — крупно, он разговаривает по мобильному, держа в другой руке пузатый фужер коньяка. Две растрепанные бабы изображают канкан. Фокусник пускает огонь из рукава, ведущая Лера Кудрявцева представляет Потапа и Настю.
— Что это? — изумленно спрашиваю я.
— Это день рождения Алексея Григорьевича, — говорит Демичев. — 12 ноября 2013 года. Он праздновал его в доме приемов «Сафиса». Было около ста гостей. Галя фотографировала на айфон. 26-го декабря она перенесла эти фотографии в папку «Мальчик».
Я продолжаю листать.
Похожий на чиновника мужик застыл с вилкой, поднесенной ко рту. Четыре смущенных охранника в черных костюмах, засыпанных конфетти, выстроились в ряд. Снова те же охранники, только теперь каждый из них — крупно. Узкоглазый с косичкой улыбается в объектив. Белобрысый недовольно нахмурился. Группа черноглазых товарищей зачитывает поздравление. Парочка в стиле «Неравный брак» отплясывает у сцены. Юрист Снегирев что-то орет в микрофон, обхватив дебелую блондинку. Еще множество мужчин и женщин. Парадное фото на лестнице. Чье-то размытое лицо на фоне огненных фонтанов и шаров.
И неожиданно: сияющие зубцы Белухи.
Я вижу дату, когда фотография горы появилась в папке.
Это 27 декабря 2013 года.
Галя Фоменко скачала одиннадцать снимков. Гора в полдень, гора на закате, гора на фоне зеленых долин и окруженная вьюгами. Я отмечаю, что дочь Фоменко интересовал строго определенный ракурс.
После раззолоченной пьянки гора поражает своей стерильностью. В абсолютной тишине она высится над Алтаем, и ее вершина слегка курится ледяной поземкой. Черные нити камней сбегают к подножью.
Мне вдруг становится страшно.
Нет. Мне становится очень страшно.
— Что ни говорите, ребята, но это связано с сектой, — произносит Снегирев, отходя от полок. Теперь он встает у стеклянных дверей и начинает равнодушно наблюдать за женой Фоменко, плавающей в бассейне.
— А вот я не согласен, — сердито говорит Демичев. — И я не понимаю, почему ты так упорно носишься с этой версией.
— Да ничего я не ношусь. Я, вообще, могу молчать. Но вы же не будете отрицать, что в последнее время Галя казалась чужой. Отцу грубила. Спросите вот у специалиста, — он показывает рукой на меня. — Это же типичные признаки сектанта. Это и в книгах написано. Первым делом они все начинают считать близких врагами. Ведь так?
Я молчу, и он недовольно морщится.
— Света, ведь так? — переспрашивает он. — Ведь могло быть так, что этот Арцыбашев наплел ей всяких чудес? Ведь вербуют же! И вроде, разумные люди, но с ума сходят и все. Почему мы думаем, что нас это не коснется?
— А что — Арцыбашев был связан с сектами? — спрашиваю я.
— Нет, — говорит Демичев. — Мы изучили его биографию, ничего не нашли.
— А кто-нибудь в его окружении?
— Нам таких найти не удалось. И, Володя, ты же знаешь: «Белуха» была разгромлена в 2004 году. Конечно, иногда бывает, что секты восстанавливаются под другими именами. Но именно эта секта уже не существует.
— Зато существуют десятки других сект! — восклицает Снегирев. — Господи, ну вспомните, как она себя вела! Ну, вспомните, ради бога!
— Она переживала, — говорит Демичев.
— А с чего ей переживать-то было? — возмущенно спрашивает Фоменко.
— Вы поженились…
— И что? Что — ей пять лет, чтобы из-за этого переживать?
— Действительно! — поддакивает юрист.
— Ты, Володя, обещал молчать.
— Все! — юрист поднимает руки. — Дело ваше, я вообще, не лезу. Алина Андреевна! — кричит он блондинке. — А баттерфляем вы можете?
Она не отвечает. Стоит на краю бассейна, вытирает волосы полотенцем.
Фоменко наливает себе очередной стакан.
— А вы что думаете? — спрашивает он меня.
Я в это время изучаю статью из «Блага». Она очень милая. Так сказать, сектантство для чайников. Особенно меня забавляет «пристрастие к заглавным буквам в переписке». Но в принципе, все верно. «Признаки недосыпания». Это уж точно главный опознавательный знак. Вот только слишком многие в Москве носят его на себе…
— Что вы думаете, Света? — повторяет Фоменко. Язык его уже слегка заплетается.
Я собираюсь ответить, но тут в зал заходит Алина, на ходу надевающая белый махровый халат.
— Леша, пойдем обедать, — говорит она мужу.
— Ты что не видишь, я занят? — вскидывается он. — Сейчас закончу и пойдем!
Алина пожимает плечами и садится в кресло перед журнальным столиком. Начинает медленно надевать на руку кольца и браслеты. Рука у нее тонкая, почти невесомая.
— У меня есть пара вопросов, — говорю я. — Где и когда вы, Алексей Григорьевич, встречались с Арцыбашевым?
— Алексей Григорьевич никогда не встречался с Арцыбашевым. Он его не знает, — отвечает юрист Снегирев и садится на диван напротив меня. — Этот вопрос был закрыт еще полтора года назад.
— Никогда! — подтверждает Фоменко. — Я его не знаю.
— А почему вы спрашиваете? — интересуется Демичев.
— Факт их знакомства следует из записи на камере наблюдения, — объясняю я.
Они молчат несколько секунд.
— Какой записи? — говорит Снегирев. — Вы имеете в виду ту запись, когда Арцыбашев остановил Галю у ворот?
— Именно.
— И как же этот факт оттуда следует, интересно?
— Она остановилась и слушала его около десяти минут. А значит, он должен был назвать ее по имени и фамилии. Но в том, что он кричал, не было ударного «а». Зато было ударное «о». На записи это прекрасно видно.
— Что ударное? — изумленно спрашивает Фоменко.
— Ударное «о».
— И что значит это ударное «о»?
— В слове «Галя» нет ударного «о», — вежливо объясняю я.
— В слове «Фоменко» есть «о»! — восклицает юрист.
— Безударное.
— Вы что-нибудь понимаете? — интересуется Снегирев, оборачиваясь по сторонам. — Или один я такой тупой?
Демичев пожимает плечами.
— Короче, — говорю я. — Скорее всего, это слово «дочь». Он несколько раз спрашивает ее: «Вы дочь? Дочь Фоменко?». И если это именно Арцыбашев сообщил Гале информацию о «Белухе», то информация предназначалась вам, Алексей Григорьевич.
Он даже поперхнулся коньяком. Затем вытер рот рукой, тараща глаза.
— Я никогда не встречался с Арцыбашевым! Я ничего не знаю о «Белухе». Глупости какие-то! Да что ему от меня нужно было, этому Арцыбашеву? Зачем он хотел рассказать мне про эту чертову секту?!
Видно, что Фоменко сильно разволновался. Так волнуются люди, которые столкнулись с чем-то необъяснимым. Я внимательно наблюдаю за упырем и не вижу на его лице ни тени смущения, свойственного лгущим людям.
История кажется мне все более странной.
— Ладно… Тогда скажите, — я показываю на папку. — Кто из этих людей был связан с сектой «Белуха»?
И снова они молчат, недоуменно глядя на меня: Фоменко, Снегирев, Демичев, охранник с косичкой, даже Алина поднимает свои прозрачные зеленые глаза.
— Никто, — фыркает юрист.
— Вы хотите сказать, что за полтора года полиция не нашла этого человека?
— А что тут удивительного? — поднимает брови юрист. — Среди наших знакомых нет сектантов. Да мы бы знали. Этих сектантов сразу видно.
— Кстати, вот эта статья, про признаки, — Фоменко, глотнув коньяка, показывает рукой на папку. — Как она, на ваш взгляд? Точная?
Я пожимаю плечами.
— Ну, в общем, да. Просто слишком многие подпадают под эти определения. Вот, например, «заезженная пластинка». Многие из нас зацикливаются на какой-то теме. Не только сектанты.
— Ты, Володя точно зациклен. — бросает Демичев. — Может, ты сектант?
Снегирев закатывает глаза.
— Или, например, «использование кодовых слов», — продолжаю я. — Они так делают, но так же делают и те, кто с ними борется. Насколько мне известно, люди, которые в нашей фирме занимались Константиновым, называли его «Дон Педро». Это тоже кодовое слово.
— Почему «Дон Педро»? — спрашивает Демичев.
— Потому что когда его последователи выходили в мир, ну там, ездили по делам, они использовали для общения пароль…
Алина уже надела все свои кольца. Она встает и идет к выходу. Шумит фильтр бассейна, на соседнем участке гудит газонокосилка.
–…Они называли свою секту «Парагвай». Так они узнавали друг друга. «Привет тебе из Парагвая».
Жена Фоменко останавливается в дверях и резко оборачивается.
— Вы сказали: «привет тебе из Парагвая»? — изумленно спрашивает она. — Но…
Неожиданно она сбивается, на ее лице мелькает страх.
И тут раздается грохот. Фоменко от испуга подскакивает в кресле. В углу зала стоит охранник с косичкой, возле него валяются упавшие рыцарские латы.
— Извините, — смущенно говорит он. — Наверное, уборщица забыла закрепить.
— Господи! Как ты меня напугал! — Фоменко хватается за сердце.
Я не свожу глаз с волшебного акварельного лица его жены. Я вижу красные пятна, выступающие на скулах. Нет, это не страх — это стыд. Я даже рот приоткрываю от любопытства. Но она уже прошмыгнула в коридор.
— Что-то мне нехорошо… — язык упыря заплетается. — На сегодня хватит… Вы, там, наметьте план действий… Ладно? Я пойду…
Он тяжело встает, я закрываю папку.
— Я вас провожу, Света, — Демичев тоже встает. — Заодно все обсудим…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зов горы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других