Иногда мозг выдает за реальность то, чего не было, влюбляет в тех, кто этого не заслуживает, или отказывается запоминать и учиться, когда это больше всего необходимо. Нейробиолог и спикер TED Talks составил полную энциклопедию «странных дел» нашего мозга и их причин. Выбрали главное из большого исследования, чтобы вы узнали, как работают сновидения и воображение, где на самом деле расположен центр принятия решений и можно ли на него влиять. Саммари книги «Тайная жизнь мозга» подготовлено совместно с проектом MakeRight. Читайте ключевые идеи бестселлеров и выбирайте лучшее в мире книг!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саммари книги «Тайная жизнь мозга. Как наш мозг думает, чувствует и принимает решения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Идея № 1. Представление о мозге как о «чистом листе» ошибочно
Даже в очень раннем возрасте дети способны формировать сложные абстрактные представления.
Если вы изучали иностранный язык в зрелом возрасте, то знаете, сколько усилий для этого требуется. Однако дети легко осваивают самые сложные языки со всеми тонкостями грамматики и синтаксиса в очень раннем возрасте. Как им это удается?
Долгое время общепринятой была идея о том, что мозг новорожденного — tabula rasa, чистый лист, на котором можно записать все что угодно. Считалось, что человек становится собой под влиянием окружающей среды и что дети начинают понимать абстрактные понятия только после того, как усвоят и запомнят названия для них. Предполагалось, что в детстве человек приобретает чувственный опыт, затем осваивает язык и со временем приобретает способность усваивать сложные абстракции и тонкости, различать оттенки чувств. Кажется, что такая теория согласуется с нашим интуитивным пониманием того, как развивается человек, но она ошибочна. Мозг младенца — не чистый лист, он уже обладает способностью создавать понятия и улавливать нюансы.
Это продемонстрировал эксперимент Эндрю Мельцова. В полной темноте младенцам давали либо гладкую соску, либо шероховатую, а затем при свете показывали обе соски. Каждый младенец дольше смотрел именно на ту соску, которую он сосал в темноте, что говорило о том, что он ее узнает. Таким образом, младенцы соотносили тактильное восприятие соски со зрительным, находили соответствия между ними, имели абстрактное представление о предмете.
Мозг человека может устанавливать и необычные случайные ассоциации. Когда людям показывают две картинки с двумя силуэтами, один из которых похож на облако с закругленными углами, а другой — на звездочку с острыми, и просят сказать, кого зовут Буба, а кого — Кики, то подавляющее большинство отвечает, что силуэт с закругленными углами — Буба, а с острыми — Кики. Так же люди могут устанавливать ассоциации между звуками и вкусами. Кислый вкус часто ассоциируется с высокими тонами, сладкий кажется гармоничным и медленным, соленый — отрывистым.
Другой эксперимент показал, что младенцы уже имеют представление о числах. Сначала им показывали серии картинок с четырьмя изображениями в каждой, а затем появлялась «картинка-нарушительница», в которой было иное количество изображений. Младенцы демонстрировали удивление и дольше задерживали взгляд на картинке, нарушавшей числовой ряд. Такая реакция наблюдалась и при слуховом восприятии, когда после серии из трех гудков звучали четыре или два гудка.
Множество подобных экспериментов показывает, что младенцы уже обладают врожденным пониманием не только языка и математики, но и основ нравственности, научного и социального мышления.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саммари книги «Тайная жизнь мозга. Как наш мозг думает, чувствует и принимает решения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других