Сопровождение ребенка 5–7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса

С. Ю. Танцюра, 2019

В данной книге представлено сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграционной и инклюзивной форм обучения, приведены примеры планирования коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога, представлена индивидуальная программа реабилитации и адаптации ребенка-инвалида. Книга адресована логопедам, дефектологам, педагогам-практикам, работающим в интегрированных классах школы и группах детского сада. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение ребенка 5–7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО

С введением инклюзивного образования в России в ДОО увеличивается количество детей с ОВЗ. Как показывает практика, большинству воспитанников с нарушениями в развитии не подходит общая образовательная программа детского сада. В связи с этим воспитатели и другие специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструкторы по физкультуре и проч.) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

Трудности, выявленные в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:

— незнание приемов и методов работы с детьми с ОВЗ педагогами, работающими с данной категорией детей;

— невозможность осуществлять индивидуальный подход к детям с ОВЗ из-за большого количества воспитанников (30 чел.) в группах детского сада;

— низкий темп образовательной деятельности детей с ОВЗ.

Согласно диагностическим данным специалистов ДОО, у детей с ОВЗ зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:

— отсутствие мотивации к познавательной деятельности;

— низкий темп выполнения заданий;

— необходимость постоянной помощи взрослого;

— низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение), речи, мышления (классификация, аналогии), самооценки, мелкой и крупной моторики;

— трудности в понимании инструкции;

— инфантилизм;

— нарушения координации движений;

— повышенная тревожность;

— высокий уровень психомышечного напряжения.

Исходя из того, что основная цель ДОО — социализация ребенка, которая, в свою очередь, невозможна без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, возникает следующий вопрос: «Как обеспечить полноценное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОО?»

Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО предполагает обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей и их родителей. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатами которого служат решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии ребенка. Субъектом или носителем проблемы развития воспитанника с ОВЗ выступает не только он сам, но и его родители и педагоги.

Этапы психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО представлены в приложении 1.

При сопровождении ребенка с ОВЗ в ДОО определяются задачи по его индивидуальному развитию, в числе которых:

— проведение диагностики;

— осуществление социальной ориентации;

— обеспечение социально-психологической поддержки, помощи (психологические консультации, коррекция семейных установок, мотивов поведения).

По теории сопровождения (Е.И. Казакова), носителями проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и его ближайшее окружение — так называемый субъектный четырехугольник.

Статистические данные свидетельствуют о росте заболеваемости дошкольников, что связано с плохим состоянием здоровья беременных женщин, неблагоприятными условиями их труда и быта, падением уровня жизни населения, ухудшением экологической обстановки. Таким образом, очевидно, что необходимо создать службу сопровождения, направив ее деятельность на более глубокую работу с детьми, имеющими серьезные проблемы в здоровье.

Служба сопровождения — объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения ребенка с ОВЗ. Она определила основные принципы сопровождения детей в условиях ДОО. Перечислим их.

• Рекомендательный характер советов сопровождающего. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений: все решения службы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается не только за педагогами, но и за родителями, ближайшим окружением. Специалист по сопровождению должен решить проблему, которая возникает в ДОО или в школе в процессе сопровождения, максимально привлечь членов семьи к данной проблеме.

• Непрерывность сопровождения: поддержка может быть прекращена в случае решения проблемы, но в отношении детей с ОВЗ это невозможно, поскольку они находятся под постоянным воздействием факторов риска и должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода становления.

• Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа команды специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель. Схема сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОО представлена ниже.

Схема. Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОО

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, но и формирование социального интереса к «особым» дошкольникам у всех родителей воспитанников инклюзивной группы. Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне («Мой сын нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном устройстве двери и т. д.») можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета потребностей лиц с ОВЗ.

Для реализации включения детей с ОВЗ в образовательную среду ДОО мы разработали модель инклюзивного образования, включающую следующие направления:

— работа с детьми с ОВЗ;

— с педагогами;

— с родителями;

— с социальными партнерами.

Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, нормативно развивающимися воспитанниками и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, принятие «особых» детей, понимание их потребностей. В этих условиях у детей с особенностями в развитии формируются социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Воспитанники с нормативным развитием и с ОВЗ достигают определенной степени социальной зрелости. Первые начинают понимать, что люди с особенностями в развитии не хуже и не лучше других. Это важная составляющая инклюзивного образования.

Одним из условий эффективной работы ДОО в области развития инклюзивной культуры, политики и практики выступает качественное управление процессом включения «особого» ребенка и его семьи в образовательную среду. Перед руководством детского сада, вступающего на путь инклюзии, встает задача адаптации всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов) к меняющимся социальным условиям.

Таким образом, содержание деятельности по сопровождению детей с ОВЗ в ДОО включает в себя:

— обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;

— обсуждение сложившейся образовательной ситуации;

— разработку и реализацию общей стратегии, заданной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в данное образовательное учреждение.

Задачи службы сопровождения инклюзивной ДОО:

— разрабатывать задачи сопровождения;

— конкретизировать последовательность подключения того или иного специалиста, создавать необходимые условия, подбирать коррекционные программы, тактики, технологии сопровождения, наиболее адекватные особенностям ребенка с ОВЗ и в ситуации его включения в среду нормативно развивающихся сверстников.

Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу — сопровождение всех детей группы, в которую включен ребенок с ОВЗ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение ребенка 5–7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я