Сопровождение ребенка 5–7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса

С. Ю. Танцюра, 2019

В данной книге представлено сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграционной и инклюзивной форм обучения, приведены примеры планирования коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога, представлена индивидуальная программа реабилитации и адаптации ребенка-инвалида. Книга адресована логопедам, дефектологам, педагогам-практикам, работающим в интегрированных классах школы и группах детского сада. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение ребенка 5–7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях интеграции и инклюзии

Почти 200 лет в нашей стране развитие систем массового и специального образования шло параллельно. На рубеже XX–XXI вв. отмечаются две важные тенденции: первая — создание единого образовательного пространства; вторая — интеграция, которая становится ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим все более актуальна проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с особенностями в развитии в ходе его интеграции в социум и образовательную среду.

Состояние здоровья детей с ОВЗ препятствует освоению образовательных программ. Им необходимы специальные условия обучения и воспитания. К детям с ОВЗ относятся дети-инвалиды, дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Обучаются они интегрированно: в общеобразовательной школе в специальном классе.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно. Служба сопровождения — объединение специалистов разного профиля, осуществляющих этот процесс.

Цели психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в общеобразовательном учреждении, — обеспечение оптимального развития ребенка и его успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ:

— предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

— содействовать в решении актуальных проблем развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями);

— осуществлять психологическое обеспечение образовательных программ;

— развивать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) учащихся, родителей и педагогов;

— составлять индивидуальный план для обучающихся;

— проводить наблюдение за динамикой индивидуального развития детей.

Основные нарушения развития детей с ОВЗ:

— замедленное и ограниченное восприятие;

— недостаточное развитие моторики, речи, мыслительной деятельности, познавательной активности;

— пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

— недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Если под понятием «сопровождение» подразумевать помощь, поддержку и обеспечение, можно считать, что процесс, методы и службы сопровождения зародились вместе с созданием системы специального образования и существуют в России также почти две сотни лет. Если для системы массового образования сопровождение ребенка с ОВЗ — относительно новое явление, то в специальном образовании (дефектологии) оно лишь трансформирует свои форму и содержание в связи с социально-экономическими преобразованиями и изменением отношения его членов к лицам с особенностями в развитии.

«Интегрируемый» ребенок — воспитанник, имеющий нарушения в развитии и способный успешно посещать занятия в ДОО и уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Концепция интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена множеством теоретических подходов к отдельным проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин «интеграция» рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе), либо интерпретируется в обобщенном виде (как «включение в общий поток»).

Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ОВЗ в систему массового образования служит принцип обеспечения равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной). Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ОВЗ в систему общественных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Социализация — совокупность процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Существуют два подхода к социальной интеграции.

Первый предполагает адаптацию лиц с ОВЗ к обществу, окружающим условиям. Он односторонен и узок. Следуя данному подходу, невозможно добиться желаемых результатов, ведь процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, индивид в этом процессе должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным его участником.

Второй предполагает кроме подготовки лиц с ОВЗ к вхождению в социум подготовку общества к их принятию. Если какие-то аспекты первого подхода уже разрабатываются, то пути реализации второго только нащупываются, к ним только-только подступают.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с нормативно развивающимися сверстниками). Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически связать обучение детей с нормативным и ненормативным развитием.

В настоящее время в России реализуются две основные модели педагогической интеграции: интернальная (интеграция внутри системы специального образования) и экстернальная (предполагающая взаимодействие специального и массового образования).

Формы экстернальной интеграции — специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе учащихся с ОВЗ и нормативно развивающихся. Первую форму лучше использовать детям определенной категории, а вторая подходит для учащихся с небольшими нарушениями развития.

Для успешности педагогической интеграции необходимо:

— учитывать возможности ребенка;

— удовлетворять запрос родителей, оказывать им помощь и поддержку;

— организовать службу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-сопровождения).

В системе интерналъной интеграции ППМС-сопровождение детей с ОВЗ может осуществляться в разных формах, в числе которых:

— создание внутри — и межшкольных психолого-педагогических и медико-социальных служб;

— деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов в школах;

— организация диагностических классов;

— использование разных вариантов обучения (цензового, коррекционно-развивающего, надомного);

— создание центров ранней профориентации и профессиональной подготовки.

Деятельность службы ППМС-сопровождения в специальной школе должна быть сфокусирована на помощь учащимся, родителям и педагогам.

Помощь детям с ОВЗ осуществляется на разных этапах сопровождения: диагностики и последующего консультирования для обеспечения конструктивного отношения к процессу обучения, прогноза будущего и поиска решения личных проблем с учетом реальных и потенциальных возможностей и потребностей воспитанников.

Помощь родителям: их информирование, выработка у них реалистического восприятия имеющихся у ребенка нарушений.

В некоторых случаях оценка ребенка родителями значительно отличается от результатов обследования других участников коррекционно-образовательного процесса. Например, в некоторых случаях члены семьи хотели бы, чтобы он был интегрирован, несмотря на то, что специалисты возражают. В этом случае целесообразно следовать желанию родителей и дать им возможность посмотреть на ребенка в условиях массового детского сада или школы, чтобы в дальнейшем, после их убеждения, направить его в соответствующую образовательную организацию.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение ребенка 5–7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я