В каком народе Истина? Сравнительный анализ мировоззрений

С. Роков

Книга предназначена людям с пытливым, не порабощённым догмами умом, верующим и атеистам, способным прислушаться к иной точке зрения. Анализируются известные мировоззрения и мировоззрение автора «Коллективный интеллект», по которому Бог (Всеобщий Разум) представляет необычайных свойств коллективный интеллект душ умерших разумных индивидов. Приоткрывается божественный замысел относительно человечества. Предлагаются авторские толкования неоднозначных важных религиозных положений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В каком народе Истина? Сравнительный анализ мировоззрений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Принцип дополнительности знаний в применении к различным религиозно-философским системам. Краткая характеристика проблемы

Крайне важно разрешение вопроса, каким образом можно сочетать различные религиозно-философские системы в части характеристики божественного: политеизм*, монотеизм*, пантеизм*, панентеизм* и др. Примеры разрешения этого вопроса существуют.

Так, индуизм* говорит о существовании безличностного аспекта бога — Брахмана* и личностного аспекта в качестве одного основного бога (например, Вишну* или Кришну*) и множества его воплощений (аватар*). Аватарами выступают другие боги, люди, животные, растения и иные объекты материального мира.

Христианство* также имеет своё понимание данной проблемы, согласно которому в единстве божественного заключена божественная триада (Троица*): личностный аспект в образах Бога-Отца*, Бога-Сына* (Христос) и Святого Духа* (в раннем христианстве и иудаизме* — безличностный аспект Бога; в настоящее время — личностный аспект). Кроме этого, объектами христианского культа являются многочисленные канонизированные святые. И, хотя христианство отвергает обвинения себя в многобожии, приверженцы иудаизма* и ислама* продолжают считать христианство отходом от монотеизма в сторону политеизма.

Большое внимание религиозных философов и богословов уделяется соотношению Бога и Мира. А именно, где находятся друг относительно друга Бог и Мир:

— Бог тождественен Миру и не имеет личностного аспекта, являясь неким основным законом бытия и его развития (пантеизм);

— Бог содержится во всех объектах Мира, а также за пределами Мира (панентеизм);

— Бог имеет личностное начало и является творцом Мира, располагаясь вне его (теизм*).

Считается, что от разрешения именно этого вопроса, где находится Бог, зависит отношение человека к окружающему Миру и другим людям.

Представляется, что от того — Мир исходит из Бога, или Мир является частью Бога, действительное отношение к Миру не должно сильно зависеть. В любом случае к Миру надо относиться бережно, руководствуясь принципом золотой середины. Нельзя лишь созерцать его и поклоняться ему, нельзя и чрезмерно брать от него, менять и разрушать его основания.

С философской точки зрения можно рассматривать Мир, как часть «организма» Бога, в котором органы обслуживают и питают друг друга. Можно рассматривать его и как самостоятельный организм, созданный Богом, в котором, также всё взаимосвязано и всё питает друг друга. Так или иначе, пищевые цепочки в животном мире существуют изначально, один вид жизни питает другой, очевидно — это закон жизни и так тому и быть.

Видно, что развитие жизни движется в сторону усложнения, а также — разума, иначе на Земле были бы одни микроорганизмы. Таким образом, антропоцентричное* представление о Мире, согласно которому — человек в нём главное, и остальное в Мире сделано «под человека», есть не плод воображения, но действительно имеющая место реальность. На Земле, Человек — Цель Бога.

Но высшая, космическая цель не в человеке, а в Боге. Поскольку человеческий разум не совершенен, постольку и его действия по отношению к Миру несовершенны. Поэтому антропоцентричное построение мира не означает слепое следование всем желаниям и страстям человека. Нельзя «кидать» Мир под ноги Человеку. Мир — это жилище Человека, и разрушать его фундамент или стены опасно для самого Человека. Задача — сделать действия Человека более разумными, совершенными. Общее направление решение этой задачи не содержится в решении вопроса, где есть Бог, а содержится в заповедях, моральных принципах и практиках различных религий и учений. Однако, нельзя и принижать значение вопроса, что есть Бог, поскольку наши богооткровенные знания* об этом укрепляют нас на пути к нему.

Существующие космогонические учения* об устройстве и создании Мира, об исходных сущностях (первоначалах), лишь в малой степени способны удовлетворить присущее человеку любопытство. Мнений на сей счёт существует множество, в том числе, и научного характера. Истинность именно своей точки зрения, однако, доказать никто не смог.

С одной стороны, знание о первоосновах должно помочь определить вектор развития Мира, в том числе — и вектор развития Человечества. Тем самым, это влияет на выбор правильных жизненных целей и способов их достижения.

Но так — в теории. Практика же нам подсказывает, что Человек и Человечество в очень слабой степени учитывают опыт своего развития, повторяя одни и те же ошибки.

Кроме этого, знания и интеллектуальные возможности Человечества перед величием вопроса о сотворении Мира настолько малы, что надеяться получить их в достоверном и подробном виде не приходится. В этом отношении можно рассчитывать лишь на богооткровенные знания*. Но эти знания могут быть даны только в простейшем виде, соответствующем нашему образу мыслей. То есть, они будут представлять собой самую простейшую Модель, весьма далёкую от полной Истины. Применить эту модель в утилитарных целях для Человечества проблематично. Где есть точно богооткровенная истина в различных космогонических учениях, узнать нам не представляется возможным. Поэтому, остаётся только теоретизировать по данному вопросу на логическом уровне, опираясь в основном на предположения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В каком народе Истина? Сравнительный анализ мировоззрений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я