Настоящий научно-практический комментарий содержит постатейные комментарии, основанные на практике применения, сложившейся за годы действия Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и по сути является первым комплексным научно-практическим исследованием в данной сфере правоотношений. Особое внимание уделено эффективности обращений, их содержанию и формам. Комментарий может быть полезен должностным лицам, осуществляющим работу по рассмотрению обращений граждан, государственным и муниципальным служащим, юристам, адвокатам, судьям, преподавателям юридических вузов, а также студентам и аспирантам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Постатейный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
При подготовке настоящего комментария к Федеральному закону от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ, комментируемый закон) автор не только приводит нормы законов и сложившуюся судебную практику, ссылается на методические рекомендации, инструкции, порядки и иные локальные акты, но и сформировал практические рекомендации для читающих комментарий, поскольку среди них могут оказаться как простые граждане, студенты, преподаватели, так и государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, должностные и уполномоченные на рассмотрение обращений лица, юристы и адвокаты. При этом автор руководствовался принципом краткости, чтобы данный комментарий можно было использовать в качестве настольной книги — справочника по вопросам порядка рассмотрения обращений граждан.
Находясь на разных сторонах, авторы обращений, гражданские и муниципальные служащие, уполномоченные на рассмотрение обращений, юристы, представляющие интересы в суде, как свои, так и своих работодателей и доверителей, видят работу с обращениями, безусловно, по-разному. Рассматривая обращения граждан, следует помнить, что в каждом из них содержится жизненная история конкретного гражданина, его попытка добиться справедливости или решить свою проблему. Но бывают и случаи, когда гражданин злоупотребляет своим правом. Часто после прочтения обращения, тебя переполняют эмоции и желание помочь, но изучив прилагаемые документы и материалы или запросив информацию в другом государственном органе или органе местного самоуправления, ты видишь, что жалобы — просто стиль его жизни. Очень важно за такими обращениями не пропустить «крики о помощи» тех, кто действительно в ней нуждается и тех, кому ты в силах помочь.
Безусловно, граждане не всегда воспринимают ситуацию объективно, и их видение может существенного отличаться от видения тех, кто рассматривает обращения и принимает по ним решения. Именно поэтому ответ на обращение гражданина важно формулировать так, чтобы ему были понятны ход мысли отвечающего и нормативно-правовое обоснование конкретного ответа. Важно не стать черствым и продолжать стараться помочь каждому, кто в этом нуждается и просит об этом!
Гражданам в свою очередь важно понимать, что имеет значение не количество направленных обращений в различные органы и различным должностным лицам, а качество обращения, ведь в конечном счете все обращения, направленные разным адресатам, в итоге поступят в один орган согласно компетенции, где уполномоченные лица примут по нему решение. Поэтому, насколько это возможно, нужно «очистить» обращение от излишних эмоций, обвинений и уж тем более оскорблений тех, кому пишете, и постараться максимально кратко изложить суть предложения, заявления или жалобы, привести свои доводы и аргументы, если возможно, но совершенно не обязательно, нормативно обосновать свою просьбу, предложение, и приложить к обращению имеющиеся копии документов и материалов. И самое главное: чтобы оперативно решить свой вопрос, нужно правильно определить орган или должностное лицо, к компетенции которого относится решение поднятых в обращении вопросов. Не стоит сразу писать Президенту или Председателю Правительства, в законодательные органы власти и их председателям, важно начать с компетентного органа и должностного лица, и если гражданина не удовлетворил их ответ, то, в идеале, в порядке подчиненности «подниматься вверх». Так обращение будет максимально эффективным и действенным.
Стоит отметить, что в значительном количестве обращений граждан, поступающих в соответствующие органы и соответствующим должностным лицам, не ставятся вопросы, не формулируются какие-либо предложения, а выражаются мнения, в том числе критические, по различным вопросам.
Только за 2019 год Президенту Российской Федерации поступило 718 657 обращений, 320 703 запроса информации и 262 865 сообщений[6]. В Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ее органы — более 5 миллионов жалоб[7]. В Совет Федерации — 44 000 обращений[8]. В Государственную Думу — 204 300 обращений[9] без учета обращений, принятых в региональных приемных депутатов.
Безусловно, такое количество обращений является значительным, и именно от их содержания зависит получит ли гражданин ответ по существу.
Поскольку данный комментарий не содержит глоссария, следует отметить, что под термином «гражданин» учитывая нормы части 3 статьи 1 Закона № 59-ФЗ в работе следует понимать:
— Гражданин Российской Федерации;
— Иностранный гражданин;
— Лицо без гражданства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Постатейный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6
Официальный сайт Президента Российской Федерации // URL: http://letters.kremlin.ru/digests/229 (дата доступа 19.08.2020).
7
Официальный сайт Российской газеты 17.06.2020 14:11 // URL: https://rg.ru/2020/06/17/v-prokuraturu-v-2019-godu-postupilo-bolee-5-mln-zhalob-ot-grazhdan.html (дата доступа 19.08.2020)