История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы

С. В. Писарева, 2009

Настоящее издание содержит перечень вопросов по дисциплине «История экономических учений», подготовленных в соответствии с государственным стандартом, которые помогут вам быстро и эффективно подготовиться к контрольным и проверочным работам, а также к экзаменам. Задача данной книги – оказать помощь студентам системы образовательных учреждений в овладении знаниями по вопросам истории экономических учений.

Оглавление

6. Экономические взгляды Платона

Творчество Платона до сих пор занимает главенствующее место в исследованиях различных сфер жизни, таких как экономика, философия, история, арифметика, социология, политология, психология и многие другие науки. Его труды являются составляющей для историков, отражением эпохи, которой он их посвятил.

Платон (427–347 гг. до н. э.) представитель политической, экономической и философской мысли человечества. Значительное место в таких его произведениях, как «Политика» и «Государство» занимают экономические идеи. В создании концепции об идеальном государстве он широко рассматривал аспекты социально-экономических отношений. Платон пытался выразить свои взгляды о делении общества на богатых и бедных, утверждал что это неизбежно. Его концепция о разделении труда нашла свое развитие в природной идее о том, что с самого зарождения человеческого рода люди не были равны. Вместе с грядущими изменениями в экономической, политической, социальной сферах Платон ставил перед собой задачу по воспитанию общества.

Эксплуатация подневольных заключала в себе использование рабов с целью обогащения хозяина и являлась центральной производительной силой. Рабами становились граждане других государств, а также варвары, лишь греки считались свободными гражданами. Платон положительно относился к ремеслам, но важнейшей отраслью считал земледелие. Экономическую основу он рассматривал через натуральное хозяйство, где традиционно использовался труд подневольных. В разделении труда Платон признавал мелкую торговлю и потребность в обмене. При этом Платон осуждал получение доходов от торговли. Он считал, что для грека заниматься торговлей означает вести позорный образ жизни, и утверждал, что этим могут заниматься лишь иностранные граждане и рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:

1) философов, призванных управлять государством;

2) воинов;

3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.

Рабы не включались ни в одно из этих сословий, о них Платон судил как о говорящих орудиях производства и относился к ним как к рабочим инструментам. Платон выражал свое доброе расположение к философам и воинам, составляющим высшую часть общества. Понятие «аристократический коммунизм» он рассматривал как господствующий класс, который составлял основную прослойку народа. Платон осветил некоторые аспекты, являющиеся основой создания экономически развитого государства:

1) государству невозможно существовать лишь на одном натуральном хозяйстве, в то время как деньги ограничены в своем применении;

2) горожанам обязательно надо давать в пользование землю;

3) гражданам не обязательно иметь много имущества;

4) должны быть запрещены ссуды под проценты;

5) необходимо государственное регулирование цен;

6) правители и воины не могут иметь частную собственность;

7) крестьяне и ремесленники могут быть наделены частной собственностью;

8) государство должно заниматься учетом имущества граждан.

В случае превышения должного количества имущество может быть конфисковано. Платон отрицал передачу государственной власти по наследству. В размышлениях о развитии идеального государства он писал, что если половина его идей воплотится, то исчезнут соперничество и раздоры, суды, золото и серебро станут ненужными. При этом общество не решалось отступать от традиционного уклада и их социально-экономической позиции.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я