Самаведа

С. А. Матвеев

Предлагается полный перевод священного писания Индии – Самаведы. Издание снабжено введением в концепцию ведического гимносложения и пения.Перевод с санскрита: Матвеев С. А. © 2005, 2011

Оглавление

СОСТАВ САМАВЕДЫ

Саяначарья написал комментарий к знаменитой «Каутхума Самхите» Самаведы. Он имел большое хождение в среде Шримали и Нагара брахманов Гуджарата. Эта Самхита («собрание») состоит из двух частей: Пурва-Арчика и Уттара-Арчика. Пурва-Арчика также известна как Чанда, Чандаси или Чандасика. В зависимости от содержания Пурва-Арчика классифицируется далее по четырем разделам: Агнейя, Индра, Павамана и Араньяка. Уттара-Арчика классифицируется подобным образом, но уже по семи разделам: Дашаратра, Самватсара, Эка, Ахина, Сатра, Прайясчитта и Кшудра.

Выделяют четыре части Самаганы: Гейя, Араньяка, Уха и Ухья. В Пурва-Арчику (650 мантр) входят первые две упомянутые части, а в Уттара-Арчику (1225 мантр) — последние две.

Пурва-Арчика Самаведы и Уттара-Арчика содержат шесть и три прапатак соответственно. Всего насчитывается 29 глав.

Некоторые считают, что как именно следует петь гимны, может объяснить только инициированный учитель. Некоторые рекомендации содержатся в «Сукта Уттара-Арчике». Но даже там четко не говорится, используются ли при пении Самаганы все семь свар — шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дайвата и нишада. Каждому гимны предшествует декламация ОМ. Величие и важность трансцендентного звука ОМ подробно описаны в «Чхандогхья Упанишаде», входящей в Самаведу.

В то время как мантрическая часть Самаведы изучена достаточно плохо, брахманы и упанишады Самаведы пользуются достаточно большим интересом.

Между Пурва-Арчикой и Уттара-Арчикой находится Маханамная-Арчика, включающая в себя 10 песен. В Пурва-Арчике четыре части: Агнейя, Аиндра, Павамана и Аранья.

Уттара-Арчика насчитывает 21 главу, в которой содержится 1225 мантр. Итак, Самаведа насчитывает 1875 мантр. Изначальная Самаведа насчитывала тысячи стилей пения и произношения мантр, но постепенно древнее знание угасало. Сейчас уже не встретить многие стили пения, указываемые Самаганой. Большинство из сохранившихся стилей можно услышать в Южной Индии, особенно в Майсоре. Три основных стиля известны как ранайяни, каутхуми и джаймини (названия стилей соответствуют названиям сакх Самаведы, см. далее).

Самаведа Самхита по своему объему составляет примерно половину Ригведы Самхиты. Хотя считается, что в оригинальной Самаведе было 1000 сакх, до настоящего времени дошли названия тринадцати: Ранайяна, Шатьямукхья, Вьяса, Бхагури, Улунди, Гулгуви, Бхануман-Упамайява, Карати, Машака Гаргья, Варшагагавья, Каутхума, Скакугитра, Джаймини. Из них только три действительно доступны: Ранайяна, Каутхума и Джаймини. Другими словами, имеющаяся в нашем распоряжении Самаведе состоит из трех сакх.

Вот семь брахман Самаведы:

1. Тандья Брахмана (Панчавимша Брахмана)

2. Шадавимша Брахмана

3. Самавидхана Брахмана

4. Аршейя Брахмана

5. Деватадхьяя Брахмана

6. Упанишад Брахмана (или Мантра Брахмана)

7. Вамша Брахмана

Ранайяни в сравнении с Каутхумой меньше: она содержит 1549 мантр. Последователи Ранайянеи обитают, в основном, в областях Махараштра и Дравида. Джаймини практикуется в Карнатаке.

Хотя и считается, что большая часть мантр Самаведы — заимствования из Ригведы, важно знать, что методы произношения мантр Ригведы и Самаведы различаются. Санскрит — удивительный язык: один и тот же текст, записанный на нем, может звучать в зависимости от обстоятельств по-разному, при этом меняется значение и контекст мантры в целом. Как указывалось выше, следующие по значению за Ведами священные тексты — брахманы. Среди брахманов Самаведы наиболее известен такие тексты, как «Тандава» и «Самавидхана». Поскольку «Тандава Брахмана» состоит из 25 глав, она известна как «Панчавиша Брахмана». В этой брахмане содержится много удивительных историй, поэтому она также упоминается как «Адхибхута Брахмана». Другие брахманы Самаведы: Аршейя, Ванша, Самхитопанишад Брахмана.

Араньяка-тексты состоят из цитат из упанишад. Араньяка Самаведа известна как Самасамхита. В брахманах Самаведы содержатся ритмические мантры, название этой араньяки — Чхандогхья Упанишада. Среди упанишад Самаведы наиболее известны Чхандогхья и Кена Упанишады, рассказывающие о безличном аспекте Абсолютной Истины. Мудрецы утверждают, что брахманы, араньяки и упанишады представляют три различных состояния жизни: грихастха (домохозяин), ванапрастха (лесной отшельник) и саньяси (аскет). Весь мантры Самаведы предназначены для пения. При принесении жертвы или подношения тому или другому божеству воспеваются посвященные ему мантры. Музыкальным принципам декламации гимнов Самаведы посвящена отдельная глава. Самагана способна даровать слушателю и певцу ощущение божественного мира и покоя

Основные положения Самаведы: извечность Бога, понятие пракрити и индивидуальной души, бесчисленность душ, переселение душ, возрождение, направленный характер Вселенной, освобождение души из цикла рождений и смерти, кармический закон.

Страдание понимается как наставник. Бедствия развивают в людях мудрость и вынуждают выйти их на путь следования высшему закону и праведности. Страдание, через которые проходят люди — не наказание, потому что Бог не мстителен, ни тиран. Он любит этот мир и воздает в соответствии с кармическими законами, чтобы помочь Своим детям достигнуть мокши, освобождения.

Выход из кармической неволи, из круга рождения и смерти, боли, страдания и нищеты можно осуществить несколькими способами.

— Добродетельные дела

Осознав, что злодеяния приводят к боли, позору, лишениям, люди пытаются следовать путем достоинства и справедливости.

— Искренность

Стремление к роскоши и удовольствию ведет к обнищанию души, нищете, болезням и смерти.

— Сострадание

Осознав необходимость помощи другим людям, люди могут даровать им свое сострадание, помогая тем самым, прежде всего, собственной душе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я