В данной философско-публицистической работе через призму этических категорий производится сравнительный анализ феноменов интеллигенции, элиты и лидерства. Содержится авторская концепция развития таланта и добродетелей. Книга адресуется потенциальным нравственным лидерам, а также самому широкому кругу читателей, думающих о прошлом, настоящем и будущем Отечества.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Этика и этикет
Пишут и говорят, что объектом изучения этики является нравственность. Она регулирует сознание и поведение человека во всех сферах и зонах жизни — в труде, семье, политике, в связях с природой и другими народами. Безусловно-положительное содержание всех поступков утверждается таким ценностным представлением, как идеал. Нравственность форматирует человеческую личность и ее самосознание.
Есть глубоко-сакральный смысл в схожести звукорядов: «нравственность», «управление», «право», «правда», «правый», «справедливость», «равный» и, быть может, «раввин». Управлять должны нравственные люди, а «нравственность есть правда»[14].
Обычно различают закон и правду. Если закон — это формально-процессуальный подход к проблеме, то правду и справедливость нельзя кодифицировать. Торжество закона противоречит русскому тезису о том, что обо всем можно договориться и жить по «понятиям».
Термин «этика» этимологически восходит к древнегреческому слову «ethos», которое первоначально (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) обозначало местопребывание и совместное жилище. Впоследствии данный термин регулярно приобретал обновленные значения: обычай, характер, образ мыслей.
Древний, но не ветхий Аристотель оттолкнулся от значения этоса как характера и образовал прилагательное ethicos (этический) для обозначения особого класса человеческих добродетелей — мужества, умеренности и др. Науку, изучающую положительные нравственные свойства характера, много-талантливый ученик Платона назвал существительным «ethica» (этика), которое встречается в названии его сочинений («Никомахова этика», «Эвдемова этика»).
Исторически и географически слово «этика» звучит рефреном на римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова ethos является термин mos, множественное число mores — «нравы» («добрые нравы», «исправление нравов»). Еще одно значение mos — «закон», «правило», «предписание» — также обычно трактуется в специфически-моральном смысле.
Однако в более широком и глубоком ракурсе mos — это «обычай», «образ действий», «поведение», а также «мода», «характер». Кроме того, на еще более высоком уровне абстракции — «свойство», «качество» (in morem или ad morem — как «свойственно», «наподобие»).
Весьма занимательно, что предельно абстрактное понимание данного Логоса — всякий вообще порядок — предшествует собственно нравственному. В архаическом представлении социальные установки и правила рисуются как проявление свойств предметов или космического миропорядка. В космосе существует полный хозрасчет — за все надо платить. Не бывает радости без страдания.
Этика всегда связана с личным идеалом и определенной позицией, а мораль — с системой, законами и классами.
По словам благоговеющего перед жизнью нравственного гения А. Швейцера, «этика есть безграничная ответственность за все, что живет»©.
Этика задает форму активности человека по отношению к Бытию. Данная отрасль философии прошла долгий и славный путь от христианских заповедей до марксистско-ленинских постулатов и постмодернистских доктрин. Ключевые этические категории — добро и зло. Добро в вещественном смысле есть имущество, а в духовном — благо с мозгами или кулаками. Каждая мысль добра есть стрела Света. Эмбрионом этики было познание добра и зла, открывшееся Адаму и Еве после употребления фрукта под названием «яблоко» с райского дерева. Бог запретил людям есть плоды и сказал Адаму, что в случае непослушания они отойдут в мир иной. Однако Адама и Еву соблазнил дьявол и они отведали плодов с запрещенного древа.
Основной парадокс этики состоит в том, что добро и зло обычно появляются и исчезают вместе. Дьявольский умысел часто объясняется божественным промыслом. Цветы зла[15] при ближайшем рассмотрении не всегда оказываются суррогатом. Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. «Разумное, доброе, вечное» трудно всходит без дерьма. Доброта нужна, чтобы понять другого человека, а злость — чтобы сделать значимое и великое.
Есть гениальная русская поговорка «Бабушка надвое сказала». Бабушка — великий философ-диалектик, которая знает соотношение добра и зла, а также баланс всех плюсов и минусов в подлунном мире и за его пределами.
Этика взаимосвязана с эстетикой, как две головы державного герба. Красота существует во имя доброты. Законы и власть занимаются делами мирскими, а этика и эстетика — вечными. Эстетичное переживание гуманно в своей сущности — чувства просветляются и выходят на поэтический уровень восприятия действительности. Ужасное становится трагедией, смешное — комическим. Двуногий человек поднимается до высот самопожертвования, долга и чести.
В античной философии завязалось понятие «калокагатия» (от греч. καλός και άγαθός — прекрасный и хороший) — физическо-нравственное совершенство как идеал воспитания. Главные образцы обсуждаемого понятия греки находили в творениях Гомера: сын морской богини Фетиды Ахилл («Илиада») обладал возвышенной телесной и духовной культурой, первый рэмбо и царь острова Итаки Одиссей[16] как главный герой одноименной поэмы конструктивно сочетал физическую силу с трезвым интеллектом. Он долго добирался к верной Пенелопе, разграбленному дому и бесчинствующим гостям две пятилетки, смело проплывая между сциллами, харибдами и циклопами.
Творцы красоты восхищаются действительностью и одновременно ее отрицают. Свободного от должностей демиурга с моцартианскими вкраплениями устремляет в будущее жгущая изнутри жажда справедливости. В художнике всегда есть два изначальных стремления отразить реальность и обнаружить идеальность. В искусстве можно заметить художника, сосредоточенного на демонтаже традиций и творении новых ценностей.
Великие платят за искусство жизнью, маленькие зарабатывают им на жизнь. Великий мэтр сцены Станиславский К. С. не приватизировал даже воробья и говорил: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст; искусство очень мстительно. Повторяю вам еще раз: любите искусство в себе, а не себя в искусстве…»©.
Важнейшее нравственно-эстетическое чувство — любовь к Родине, матери и лицу противоположного пола. В разнополой любви и дружбе проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой. Эстетическое наслаждение человеческой красотой приподнимает на новые нравственные рубежи.
Еще не успевший познать радости внебрачной любви 26-летний К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях» утверждал с полной ответственностью: «В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражается та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе, ибо тайна этого отношения находит свое недвусмысленное, решительное, открытое, явное выражение в отношении мужчины к женщине и в том, как мыслится непосредственное, естественное, родовое отношение»[17].
Быть может, дружба выше любви, потому что она (дружба) как самое бескорыстное и очень теплое чувство всегда взаимна. Чтобы назвать бензопилу «Дружбой», надо было очень разочароваться в людях. Для разнополой дружбы не обязательно наличие физиологической несовместимости. Дружить можно не только в социальных сетях. Самыми большими друзьями обычно становятся не бывшие супруги, а братья наши меньшие собаки. Они в благодарных зубах иногда приносят настоящую удачу.
В vita activa всегда есть место подвигу и подлости. Семя героизма — символ гуманизма. Гению иногда прощаются безнравственные поступки, а герою — никогда. Героическое поведение есть социальная форма отклонения от мещански-равновесного состояния. Весело шагающие через звезды к терниям герои — настоящая элита общества. Результат подвига как нравственно-прекрасного феномена — сдвиг личного и общественного сознания.
Независимо от социологических опросов, мифология и поэзия всегда стремятся к освобождению от тяжести и тупости вещественности[18]. Миф часто встречается с чудом и есть диалектическое единство воплощенного чувства и художественного символа. Эсхиловский Прометей принес людям огонь разума и свет знаний. Это был очень серьезный героический акт, переполненный альтруизмом и самопожертвованием. Имя Прометея всегда ассоциируется, вдохновляет и направляет.
Мифы, легенды и сказки обычно следуют архетипическому сюжету: невинно-наивный герой откликается на зов мужества и попадает в опасную ситуацию. Затем с помощью надежных товарищей он с триумфом преодолевает все препятствия и иногда возвращается домой. К героизму приближается основной массив фантастических персонажей.
Не отягощенный книжными идеями Дон-Кихот полагал, что мир заколдовали злые волшебники, дабы окутывать мраком и обращать в ничто подвиги праведников, возвеличивая деяния грешников. Призвание романтического героя с запредельной моральной стойкостью — сражаться с этими чудодеями. Экзальтированно-рокового борца с ветряными мельницами полюбили и взрослые, и дети.
На Красной площади в столице нашей Родины все еще стоит памятник подлинным героям старинного образца — купцу Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, которые проявляли любовь к родному государству и нетерпимость к самозванству. В 1612 г. от Р.Х. упрямые патриоты инициировали огненный порыв к справедливости и подняли Русь на борьбу с поляками-оккупантами.
Русская душа стремится не к свободе, а к воле. Пресная свобода — удел сверхобычного человека. Разновидностью героизма с риском для жизни и элементами психологического опьянения является удаль. В данном слове явно слышится «даль». Воздух пространства накачивает смелостью и иногда расширяет границы государства. Согласно природной русской клаустрофобии, всякая территориальная экспансия, независимо от последствий, считается благом.
Героизм как лучший способ человеческой самореализации может проявляться не только в смертельно-кратковременной схватке с врагом, но и длиться всю жизнь. Подлинная добродетель — в умении достойно нести свой крест и бремя обыденной жизни. Незримый подвиг называется подвижничеством и требует запредельных внутренних качеств. Витязи-подвижники действуют не только в житиях. Они несут в мир свет духовных истин. Духовно-пролонгированный подвиг всегда связан со служением Общему Благу (Будда, Христос, Платон, С. Радонежский, П. Третьяков, Н. Рерих). Атрибут героя — ореол славы. Или, в крайнем случае, известность.
Русский человек научился совершать подвиги со знаками «плюс» или «минус». Из невыносимости обыденного существования можно выйти в мир подвига с отрицательным сальдо и оказаться на эшафоте. Одна из самых невыносимых российских проблем — честно и официально признать себя «маленьким человеком».
Эстетический эквивалент героического с потерей инстинкта самосохранения — возвышенное. Средством эстетизации героизма было, есть и будет искусство. Йота эрекции шестого чувства — функционал изящного искусства, которое всегда кому-то мешает, потому что пробуждает совесть. Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом. Искусство напоминает власти о том, что не очень нравственно в этой жизни. Красота остается верной тропой к человеческому разуму, душе и сердцу.
Героизм воспевается в стихах, балладах и песнях, воспроизводится в иконах, художественных полотнах, скульптуре, на кино — и телеэкране. К счастью, за примерами очень далеко ходить не надо: роман Э.Л. Войнич «Овод», опера А.П. Бородина «Князь Игорь», фильм братьев Васильевых «Чапаев»[19], почти вся литература соц. реализма.
И однако. К средствам социального признания героя и его подвига относится легенда. Диапазон жанров легенды и саги достаточно широк: от гимна до анекдота и от благоговейного изображения до карикатуры.
Крылатая мысль должна быть легкой на подъем: «нравственность — неумение приспосабливаться, а безнравственность — это умение выживать». Высочайшая нравственность — преклонение перед человеческой загадкой.
Пророк и вероучитель Моисей жил вне времени и разработал детализированный свод из десяти правил («Декалог»), которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом на горе Синай после Исхода из Египта[20]. Эти заповеди далеко выходят за пределы еврейско-иудейской культуры и стали частью общечеловеческой нравственности.
Этическая доктрина Христа изложена в Нагорной проповеди. Иисус родился не очень понятным образом от самаритянки Марии и испытал все «прелести» безотцовства. Как первый революционер, он всегда имел при себе золотое горчичное зерно и проповедывал учение о добре, справедливости и защите обездоленных. Иисус был утешительным оазисом в стране, раздавленной римским игом. Исстрадавшиеся люди обретали веру и зажигались мечтой.
В первой части данной проповеди содержатся требования к людям от имени Бога, за исполнение которых обещается награда («Блаженны нищие духом, так как им принадлежит Царство Небесное»). Во второй части Иисус противопоставляет Основы Новозаветной морали Ветхому кодексу: «У Моисея сказано: люби ближнего своего и возненавидь врага. А я говорю: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, делайте добро тем, которые вас ненавидят, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Nota bene: Библия учит любить ближних, а также врагов. Может быть потому, что обычно это одни и те же люди. Враги увеличивают силу, умножают способности, предоставляют новые возможности. Счастлив человек, не окончательно испорченный квартирным вопросом, если у него есть враги, которых он уважает. Цезарей убивают друзья, потому что они истинные враги (С. Лец).
Написать великую книгу труднее, чем выиграть большую войну. «Этика» отлученного от синагоги Бенедикта Спинозы — важнейший труд его жизни с отточенным талмудическим мышлением слогом. В этом фолианте автор стремится объяснить нравственные проблемы с позиций предельных оснований, позволяющих сводить чувственное многообразие к чему-то постоянному и самостоятельно существующему. Полное название «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей».
«Этика» Спинозы — не дохлые мысли в пыльной паутине слов, а математическая точность в разумении проблемы и материала. Гонимый Спиноза имел большие шансы стать непризнанным гением, он был всегда логически последователен — следующая часть «Этики» неизменно продолжает и развивает идеи предыдущей. Голландский еврей Спиноза страстно хотел перенести ясные, как июньское небо, методы точных наук на почву философии.
Согласно еврейской этике, отношение к человеку вообще должно быть подобно отношению к самому себе. Нельзя пренебрегать собой, но нежелательно и ставить себя над другими согражданами.
Священные тексты Торы предписывают никогда не впадать в крайности и всегда придерживаться золотой середины в отношении к самому себе, людям и миру.
Один из самых светлых еврейских праздников — Ханука («Освящение»). Во время Второго Храма представители гонимого этноса находились в великой беде под жестоким притеснением со стороны древних греков. Бог дал победу иудейским ратникам над превосходящими силами. Доблестные воины вошли в Храм и обнаружили там кувшинчик с маслом только на один день горения Меноры. Однако в честь победы духа над материей его хватило на восемь дней. В память о чуде мудрецы постановили, что данный временной отрезок должен быть периодом веселья и благодарения Всевышнему.
В современной еврейской культуре синагога является не Храмом, а «домом собрания» («бейт кнессет») — местом для молитвы, а также изучения и обсуждения Торы («Наставления»). Коллективная молитва предпочтительнее частной, так как позволяет ощутить общий диалог народа Израиля как единого целого с Богом. Главный атрибут синагоги — шестиконечная Звезда Давида (Могендовид) составленная из двух равносторонних треугольников. Согласно одному из преданий, она была начертана на щите царя Давида.
Для еврейского народа с уникальной выживаемостью было очень важно, чтобы и в изгнании сохранялся ведущий слой интеллектуальных товарищей. Эта прослойка сознательно культивировалась технологией брачных отношений. Для богатой семьи считалось большой удачей принять в качестве зятя умственно-одаренного юношу. Еврейский народ оценивал оппонентов в качестве потенциальной смазки для штыка, не отдавал веру, тысячи лет повторял «До встречи в Иерусалиме» — ив конечном итоге именно там и оказался.
Если внимательно изучить правила поведения человека по Агаде («Повествование») и Шульхан Аруху («Накрытый стол»), можно с точностью сказать, что первые своды этических норм взяты из иудаизма.
Звездное калининградское небо над головой И. Канта не требовало напрямую говорить о богоподобии человека, однако откуда-то родится категорический императив как парафраз конфуцианского Золотого правила этики: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Золотое правило призывает обращаться с другими людьми как чудесными уникальными творениями и не обращать большого внимания на временные недостатки. В процессе применения данной нормы иногда происходят алхимические превращения и получается нечто более ценное, чем элемент под названием «золото».
Отношение морали к политике — неисчерпаемая тема. Родившийся на великой русской реке Волге лидер революционной интеллигенции Н.Г. Чернышевский своей жизнью доказывал значение веры в Идеалы. Он вынес каторгу героически, ничего не хотел для себя и весь был жертвой. Одним из самых выпуклых проявлений нравственного характера политического узника и любви-дружбы между мужчиной и женщиной являются его письма к добродетельной жене Ольге Сократовне.
В ряде произведений, прежде всего в романе «Что делать?» нравственный витязь разработал два варианта этически-правильного поведения человека, осознавшего несправедливость бренного мира. Первый вариант представлен в образе «особенного человека» Рахметова. Данный литературный персонаж без имени относится к тем немногим представителям рода человеческого, которые готовы без остатка отдать жизнь святому делу борьбы за справедливость. Рахметов отказывается от всех жизненных благ и устроения личной жизни. Он неустанно закаляет свою волю и тело, подвергая себя аскетическим испытаниям.
Во втором варианте генеральная этическая установка определяется как «разумный эгоизм». Н. Г. Чернышевский говорит, что образ жизни и этика, подобные избранным Рахметовым, не всегда по плечу товарищам, даже искренне сочувствующим народному горю. Их сердце может успокоиться простой и практически осуществимой этикой с элементами научности. «Разумный эгоизм» научен, ибо основывается на расчете. Посредством калькуляции разумный человек приходит к выводу о выгодности служения общественному благу. С точки зрения теории «разумного эгоизма» именно личный интерес оправдывает святое дело служения коллективному Идеалу.
В плотной связи с выражением «профессиональная этика» самый первый мерцающий в сознании Образ — это, конечно, клятва Гиппократа на верность профессии эскулапа. И отдаленно не случайно, что данная профессионально-нравственная норма появилась в сообществе, призванному самоотверженно служить Человеку.
У «истинного» профессионала доминирует не жизнь за счет профессии, а преданность Делу в духе призвания, основанного на этике ответственности за определенный аспект общественного блага.
Денно и нощно, неустанно и мощно градиент активности профессиональной этики направлен на выявление пределов власти над людьми в процессе специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть суперпрофи — без этого невозможно решать задачи. С другой — ограничивать объем доминирования, которым располагает врач — над пациентом, воспитатель над воспитанником, ученый — над человечеством, политик — над гражданами, журналист — над получателем информации, предприниматель — над потребителем товаров и услуг.
Профессиональная этика изменяет конфигурацию властных отношений и уменьшает взаимозависимость одного лица от другого ввиду различий функций и статусов. Финальная цель профессиональной этики — самокритика профессии, ее непрерывное сопоставление с ценами и ценностями.
Этика без Бога вырождается в этикет. Без заботы о чистоте сердца этикет представляет собой кодексы правил поведения. О них должен думать и соображать человек. Этикет как малая этика определяет только технику общения и поведения, внешние манеры и жесты признания. Освоение этикета не гарантирует высокой моральной спелости. Из блюстителей этикета не рождаются герои. В конечном итоге побеждает то, без чего нет человека как потомка приматов. Один шаг от дисциплины до подвига совершается во имя высоких нравственных принципов служения Отечеству и человечеству.
В этикете основные этические категории получают конкретизацию и практическое преломление. На основополагающих нормах этики базируются все направления делового этикета, соблюдение которого — один из главных критериев профессионализма сотрудников и организаций. Казаться хорошим человеком обычно бывает выгодно.
Этикет — это установленный порядок поведения и нормы светско-соседских взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Этикет как отросток нравственной культуры соединяет внутренний человеческий мир с его внешним проявлением.
Древнейшим сведениям об этикете насчитываются очень долгие лета. Еще до слова «этикет» придворный церемониал родился на Востоке. Европейцы с трудом постигают японский кодекс учтивости. Этикет страны восходящего Солнца обусловлен сословно-вековыми иерархическими традициями. Он обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о собеседнике. Но Восток — это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает десятки тысяч церемоний.
Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине с готовностью отдать за нее жизнь, поклонялись разуму, силе и красоте. Они с энтузиазмом почти все превращали в искусство. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою — наиболее ценимые формы поведения.
Древний Рим принял греческую культуру за основу, однако был дисгармоничен в потребностях и нравственно-эстетических нормах. Это отражалось в этикете: брутальность чувств, любовные оргии, невоздержанность.
В эпоху средневековья без центрального отопления выпукло выделяется пышный и каноничный этикет Византии, ассимилировавший в себя культуру Запада и Востока.
Если очень долго поступать по-свински, то не всегда в конце концов можно устроиться по-человечески. В основе этикета лежит придворный церемониал Людовика XIV. Его правление — апогей абсолютизма. Именно данному Людовику человечество обязано обсуждаемому термину. На дворцовых приемах у гостям раздавались карточки с правилами поведения. От карточки-этикетки и произошло слово «Этикет».
Зародившись в дворцовой атмосфере Версаля, этикет стал распространяться по планете Земля, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.
Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет составил «Правила приличного поведения». Вот некоторые из них: «Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях…».
Более поздние американские кодексы правил во многом ориентированы на практицизм, квинтэссенцией которого является почти афоризм видного писателя и активного политика Б. Франклина «Время — деньги: Time is money»[21].
Правила поведения, речевые и невербальные стереотипы общения отражают уникальность обычаев и условий жизни. Этикет является ингредиентом национальной культуры.
Российские граждане до петровских коллизий жили-были по «Домострою». Книга представляла свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.
Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Многие правила не утеряли актуальности.
В России много дураков, дорог и деревенских тропинок, а за термином «фольклор» рисуется образ «вещего Бояна», Арины Родионовны и стройные ряды сказителей. Фольклор — значит «народная мудрость» (folk — народ, lore — мудрость). И, в самом деле, фольклор — отражение коллективного опыта народа в формате легенд и былин, сказок и песен, частушек и поговорок. Такой опыт передавался из уст в уста и становился морально-этическим кодексом.
Сознавая, какие выгоды соблюдение этикета может принести в будущем, японские фирмы ежегодно обучают персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят тренинги по данным вопросам. Они тратят на обучение толстые пачки долларов и справедливо полагают, что стратегически поступают очень правильно и дальновидно.
Организации и компании обычно напоминают не большую семью, а поля сражений на гражданской войне. Из-за погрешностей сотрудников в поведении друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения стилистически и орфографически грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону иногда случаются конфликтогенные ситуации и летят головы.
Давно и многократно было замечено, что для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
В наше веселое время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она — самый популярный автор книг по культуре поведения не только в США.
Все люди рождаются искренними и умирают лжецами. В чем-то этика и этикет совпадают. Однако, с точки зрения этикета, русский язык слишком богат, чтобы говорить на нем только правду. Обман — безнравственная форма защиты собственных интересов. Русский человек умеет быть святым, но не всегда умеет быть честным. При этом обычно рождается иллюзия соблюдения принципов справедливости, юридических законов и тому подобное. Главным условием обмана является внушенное или само-внушенное чувство доверия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
14
Слово «правда» иногда хочется поднять до большой буквы — «Правда» и подсознательно связать с газетно-политическими событиями.
15
«Цветы зла» (фр. Les Fleurs du mal) — так назывался сборник стихотворений французского поэта-символиста Ш. Бодлера, выходивший с 1857 по 1868 годы в трех редакциях. Первое издание привело к судебному эксцессу, в результате которого Бодлер был оштрафован за нарушение норм общественной морали.
16
Отдельные коллизии из жизни сына Одиссея Телемаха описаны в поэме В.К. Тредиаковского «Телемахида».
19
Зрителей фильма «Чапаев» было многократно больше, чем читателей одноименной повести Д. И. Фурманова (Фурмана). Братьям Васильевым удалось художественно-кинематографическими средствами выпукло показать нравственное отношение к гражданской войне и полководцам-правдоискателям.