Счастливый Школьник. Я мама, и мне не все равно

Рузанна Суреновна Козлюк

Если вы, так же как и я, беспокоитесь о будущем своего ребенка – эта книга для вас!Из книги вы узнаете о том, что делать родителю, чтобы школьные годы прошли не зря, каковы секреты успешной жизни и почему базовые ценности человека важны.Также книга описывает, какими могли быть школы будущего в России, если в основе их будут психологический комфорт и интересы ученика. Ведь именно от них напрямую зависят прогресс, успех и счастье не только личности, но общества в целом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастливый Школьник. Я мама, и мне не все равно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Родители, которые меняют мир

Магические 10 000

— Что стоит за пределами генетики?

— Окружающая среда.

— И все?

— Конечно, нет. За ней родители. Родители, которые меняют мир…

25% — это много или мало?

Когда я думаю о них, первое, что мне приходит в голову, — это книга Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» и его заветные 10 000 часов практики, которые нужно наработать, чтобы стать профессионалом своего дела.

В своей книге автор приводит статистику, по которой все без исключения способные дети, которые наработали 10 000 часов, добились большого успеха. Он акцентирует внимание на способных детях, где ключевым является их заинтересованность в любимом деле.

Причем интерес может возникнуть не обязательно из «разряда» генетически заложенных талантов. Шансы на успех практически равны при условии усердной работы. Получается, интерес к чему-либо — это то, на что мы можем опереться при формировании личности, даже если изначально гены «рассказывали» нам другое. Это к тому, что сегодня всех родителей волнует вопрос: «Можно ли из гуманитария сделать физика?» Получается, что при особом желании — можно.

Подробнее о книге, о людях, как одаренных, так и обычных, добившихся невероятных успехов, можно посмотреть в сжатой версии здесь.

Лично для меня интерес ребенка — все равно что второе дыхание, новая возможность, которая поможет раскрыть человека, сделать его более многогранным. Его интерес в чем-либо — это мой шанс, который я ни за что не упущу, наоборот, как родитель, я буду держаться за него обеими руками. Иначе я понимаю, что ни один подросток не будет просто так сидеть и отрабатывать эти часы, если ему самому не нравится то, чем он занимается. Это слишком большое количество часов, чтобы заставлять, уговаривать, использовать различные внешние мотивации и манипуляции. Такие уловки работают до определенного возраста, а потом дети все равно вырастают, выходят за рамки нашего родительского контроля и делают то, что им хочется. Тогда почему бы нам не отпустить их хотя бы в «умеренное» свободное плавание? Не мучить ни себя, ни их?

Все дело в том, что нам страшно. Нам хочется каких-то гарантией того, что с ними все будет в порядке в будущем. Однако в моем окружении много знакомых людей с дипломами юристов и экономистов, которые сегодня работают парикмахерами, блогерами, к тому же с большим удовольствием. Диплом им был нужен только для успокоения родителей, чтобы они знали и чувствовали, что все сделали правильно. Престиж будущей работы детей и стереотипы, которыми мы, родители, «задавлены», волнуют нас очень сильно. И хотя мы согласны, что именно умение и желание выбирать являются одним из самых главных навыков для ребенка, на практике идеологию свободы выбора воплотить детям гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

Пока дети маленькие, исходя из безопасности, мы сами решаем, что им поесть, надеть, куда и когда пойти, а когда остаться дома. Когда они становятся чуть постарше, мы все равно принимаем решение за них, к примеру, разрешить вечеринку с ночевкой у друзей или нет. Мы понимаем, что это наша ответственность, у нас больше опыта, ума, мудрости, в конце концов. Но если в вопросах безопасности, где требуется опыт, наша гиперопека оправдана, то в остальном никто не мешает дома, для начала, создавать ситуации, где право выбора будет исключительно за ребенком. Я уверена, их чувство собственной значимости по десятибалльной шкале было бы на все десять. Основная проблема заключается в том, что происходит за пределами дома.

Большая часть жизни наших детей вплоть до совершеннолетия связана со школой, где выбор не предусмотрен общеобразовательной программой. Там все решено за ученика, который имеет право двигаться только по четко установленным правилам. Если же кто-то сделает шаг влево или вправо, оценочная система быстро с ним справится. Печально на это смотреть, так как мне хочется ожидать от своих детей в их 18 лет умения правильно оценивать ситуацию, отвечать за свою жизнь и правильно выбирать. Боюсь, мои ожидания не оправдаются. Да и глупо надеяться, потому что все предыдущие 11 лет мы будем упорно и старательно лишать их этого права. И я в том числе, под бременем стандартов, окружающих нас. Замечу один факт: все успешные люди, которых описывает Малкольм в своей книге, стали таковыми не потому, что их заставляли заниматься в душных комнатах, а потому, что они сами этого хотели. У них был выбор: хаотичная подростковая жизнь всегда была рядом, но они выбирали любимое дело.

Единственным решением у нас была бы школа «Апельсин» Димы Зицера в Санкт-Петербурге. Он воплотил в реальность мою мечту о том, что мои дети должны иметь, учась в школе. Там нет оценок, полная свобода выбора, вплоть до того, что она управляется детским парламентом, и все без исключения, даже директор, подчиняются его законам. Дети сами выбирают, на какой урок пойти, а какой пропустить. Как говорит сам Зицер: «Почему-то все ожидают, что от такой свободы обязательно рождается агрессия, в то время как все ровно наоборот».

Я могу объяснить такой феномен только тем, что им просто интересно там, а агрессии нет, потому что их уважают и считаются с их мнением. Жаль, что эта школа не резиновая. А в идеале мне хотелось бы, чтобы таких «апельсинов», «мандаринов», «ананасов» и других тропических школ появилось бы в каждом районе по несколько штук, чтобы как можно больше детей чувствовали себя значимыми в школьные годы. Умели правильно делать выбор, от которого и зависит вся их дальнейшая жизнь. Я могу ошибаться, но что-то мне подсказывает, что у «апельсиновых» детей не будет проблем с выбором будущей профессии, да и вообще с этим навыком и интересом, о котором я говорю.

А что остается нам, с нашей обычной общеобразовательной школой? Играть по правилам? И да и нет. Как я поступлю, если моему ребенку не будет нравиться математика, которая всегда востребована? К сожалению или к счастью, я одна из тех родителей, которые, прежде чем вручить жезл выбора, будут долго бороться за тот или иной предмет. Я буду упорно мотивировать, всеми силами подталкивать, влюблять, а потом, в случае провала, просто сдамся, буду тихо наблюдать за ним и думать: «Что же ему нравится? Куда его тянет?» А дальше позволять ему чаще заниматься тем, чем он хочет заниматься. И может, именно там он наработает без моего насильного вмешательства эти магические 10 000 часов.

Ингредиенты успешной жизни

— Вся проблема в том, что вы не на том фокусируетесь.

— А на чем надо?

— На успешной жизни.

— Это понятно, а как ее достичь?

— Держать фокус на важном.

Еще 10 лет назад ключом к успеху служил показатель IQ, мы развивали его в детях, узнавали его количество у успешных людей, но сегодня, как выясняется, на поле выходят новые игроки.

Стивен Кови, американский консультант по вопросам руководства, в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» выделяет четыре вида интеллекта: физический, ментальный, эмоциональный и духовный. Пьер Касс, профессор Московской школы управления «Сколково», делает акцент на VQ — коэффициенте жизненной энергии. Он уверен, что главное качество лидера — это энергия, а не интеллект.3

Если описывать все виды интеллекта, одной книги не хватит, поэтому я скромно остановлюсь на EQ и CQ.

EQ, или эмоциональный интеллект, — это умение человека воспринимать собственные эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Это понятие возникло чуть более 20 лет назад, но на Всемирном экономическом форуме в Давосе его уже включили в топ-10 самых необходимых навыков в 2020 году. По данным исследования LinkedIn, в 2020 году EQ — один из 5 самых востребованных работодателями навыков. Редакция Selectel подготовила гайд по развитию EQ, который можно посмотреть бесплатно тут. Что же в нем такого особенного?

В то время как высокий IQ дает нам возможность поступить в университет или попасть на долгожданную работу, эмоциональный интеллект помогает завести отношения на новом месте и приспособиться к рабочему коллективу. Как говорят многие американские топ-менеджеры, «благодаря IQ вы получаете работу, но карьеру вы делаете благодаря EQ».

EQ задействован везде, где требуется общение. От нашего умения слышать себя, других, проявлять эмпатию, ставить себя на место другого и зависит та общая атмосфера, где бы человек ни находился. Особенно это сильно заметно на работе, отчего в последнее время все больше работодателей начали при найме обращать внимания на EQ. Вся проблема в том, что они чаще стали сталкиваться с недопониманием в коллективе, с разногласиями среди коллег, которые просто не могут договориться между собой, что, в свою очередь, сказывается на общих показателях эффективности. К примеру, нанимают человека с высоким IQ, а он совершенно не способен работать в команде.

Однако дело не только в рабочих отношениях. Речь идет о больших коллективах, а школа — как раз идеальное место в этом смысле. Это место, где дети растут и учатся взаимодействовать друг с другом. И если бы кто-то учил их эмпатии, их жизнь была бы намного спокойнее, счастливее. Во всяком случае, без травли, но об этом чуть позже. Самим учителям эмоциональный интеллект помог бы справиться с «трудными» детьми. На мой взгляд, всегда легче выстраивать отношения, когда понимаешь эмоции другого человека. Не только подростка, но и других людей в целом. А самое приятное в EQ — то, что его можно совершенствовать всю жизнь, в отличие от IQ. Кому интересно более глубоко окунуться в тему, книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» раскроет много секретов.

СQ — это культурный коэффициент. Он основан на нашей способности взаимодействовать и эффективно работать в разных культурах. CQ учит нас понимать решения других людей, на которые могут повлиять их система убеждений, взгляды и ценности. Это включает в себя умение распознавать язык тела, включая визуальные и слуховые сигналы, и свободу от стереотипов. Культурный коэффициент можно развить, проявив любопытство. Иными словами, понять, что движет другими людьми при принятии решений. О культурных различиях в моменты принятия решений хорошо пишет Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры».

ATC21S, организация по оценке и обучению навыкам 21 века в Мельбурнском университете, которая объединяет более 250 исследователей из 60 вузов разных стран, выделила четыре важнейших навыка:

1) креативность, творческие способности;

2) критическое мышление;

3) коммуникабельность;

4) навыки сотрудничества.

Они доказали свою эффективность и в рабочих условиях, и в учебных заведениях по всему миру.

Шими Канг, выпускница Гарвардского университета, врач-психиатр, в своей книге «Путь дельфина» объединила все эти четыре навыка в CQ, хотя, на мой взгляд, они прекрасно живут и отдельно. Автор книги приводит множество примеров как крупных компаний, так и университетов, в которых эти навыки являются основополагающими. К примеру, компания Google, которая обладает самым большим массивом данных, проанализировав их, пришла к выводу, что средний балл в американском образовании и результаты тестирования в качестве критериев при наборе персонала бесполезны. Их компании нужны люди, которые умеют хорошо разбираться в вопросах, на которые нет одного очевидного ответа.

Нас всегда привлекает креативный подход. Это то, что выбивается из общих стандартов, поэтому бизнес-лидеры и выделяют креативность как одно из важных качеств в работнике. Они хорошо ценят таких сотрудников и легко продвигают их по служебной лестнице. В итоге они получают больше от жизни. У людей, способных критически мыслить, для которых уметь задавать правильные вопросы важнее, чем знать правильные ответы, как правило, качество жизни намного выше. Где бы человек ни находился, в семье или на рабочем месте, он может быть самым умным, но это не будет иметь никакого значения, если он не сможет доносить свои мысли до окружающих, взаимодействовать с ними и учиться у них.

Вполне возможно, вы подумаете, что будущему программисту необязательно развивать EQ, когда он будет сидеть в компании таких же программистов. Я согласна, но ему все равно понадобится выходить из своего маленького круга, хотя бы для того, чтобы донести бизнес-лидерам надобность в той или иной программе. Я понимаю, эти люди, программисты и предприниматели, изначально из разных миров. Один второго не считает за своего, но насколько жизнь была бы лучше, если бы с детства они постарались хоть чуть-чуть эту разницу минимизировать, не так ли?

А если к этому прибавить тот факт, что мы все чаще сталкиваемся с иностранцами, будь это на работе или просто общаясь с людьми из разных стран, то важность CQ вырастает как никогда. Глобализация отражается на всем человечестве. Она привела нас к серьезному соревнованию между молодыми людьми из развитых стран с юношами из развивающихся. Дети, поступая в высшие учебные заведения или устраиваясь на работу, вынуждены конкурировать не только с соседскими ребятами, но и с детьми из других стран. Это значит, что они должны учитывать стандарты поведения, мыслительные процессы и навыки, о которых они мало что знают. Тем, кто покидает Россию, хорошо это знакомо.

На своей бывшей работе я часто сталкивалась с разными культурами. Знание особенностей каждой помогало мне не только находить общий язык с коллегами, но и лучше выстраивать свою работу. К примеру, я знала, что у грузин все держится «на честном слове». Если немец говорил, что сделает или закончит проект к завтрашнему дню, так и происходило, но если мне индиец говорил, что решит какую-либо проблему, он мог пропасть на три дня. Чтобы добиться от него результата, мне нужно было поднять все начальство на уши, объяснить всю важность вопроса с указанием конкретного срока ее выполнения.

Описывая каждый из «ингредиентов», мне хотелось бы немного сместить фокус с привычного нам IQ. В погоне за успехом, как мне кажется, важно не только смотреть на одну составляющую нашего серого вещества и развивать ее, но и стараться развивать остальные, скрытые возможности мозга. Это вовсе не значит, что чему-то надо уделять больше времени, а чему-то — меньше. Достаточно понимать, что на пути к успеху не стоит держать фокус на чем-то одном, к примеру, только на хороших оценках ради оценок или на навыках общения. Как говорят англичане: «У нас нет отдельно сильных и слабых сторон, все взаимосвязано. При определенных обстоятельствах наши сильные стороны становятся слабыми и наоборот». Если нам сегодня кажется, что эмпатия в мальчике — его слабая сторона, завтра она может помочь ему с травлей в школе, установить взаимоотношения в семье и с коллегами на работе, отчего он будет чувствовать себя по жизни намного лучше.

Мы не знаем, где завтра будут наши дети, с кем им придется жить и взаимодействовать, поэтому гонка только за IQ делает их как минимум ограниченными в возможностях, которыми они могут выгодно воспользоваться в будущем. Вся наша образовательная система по большей части нацелена только на показатели IQ. А мне со своей стороны хочется дополнить ее, чтобы жизнь наших детей была более успешной.

Треугольник счастья

Итак, что нам конкретно делать ради успеха наших детей? Как его гарантированно достичь?

Суммируя предыдущие главы, успех, в моем понимании, состоит из возможностей, которые мы, родители, можем предоставить нашим детям. Чем больше возможностей, тем шире круг интересов. А интерес — это начало длинного пути, в совокупности с мотивацией и действиями. Вот тут и нужен родитель, который создает почву «семенам» — «интересам», который мотивирует на пути и проверяет со стороны действия, чем не позволяет провалиться в непродуктивность.

Там, где встречаются интерес, мотивация и действия, всегда рождается успех. Личный успех, за которым и кроется счастье каждого человека. Этот треугольник мне ближе всего по духу, и я буду стараться делать все возможное, чтобы воплотить его в жизнь моих детей. Причем необязательно рассматривать успех как конечную цель. Безусловно, есть краткосрочные и долгосрочные цели. Но никто не мешает нам применять этот же принцип как на один день, так и на год, 10 и 20 лет вперед. Меняется лишь отрезок времени, в связи с которым вступает в силу правильная мотивация на наши действия. Когда есть интересный фильм, он сам нас мотивирует купить билет и пойти на него. Мы так и поступаем, отчего в конечном итоге счастливы. Разумеется, кому-то сложно в таком «узком» контексте видеть успех, но на длительных дистанциях к целям, таким как выучить иностранный язык или освоить новую профессию, все становится на свои места. Без интереса, мотивации и действий мало что хорошего получается.

В отличие от краткосрочных целей, в долгосрочных придется учиться пошаговым действиям и фокусу, которые нужны, как фонарик в темной комнате. И если с действиями все более или менее понятно — они либо есть, либо их нет, — то с фокусом уже не так просто.

Нам, родителям, и мне в том числе, свойственно обращать «особое» внимание на слабые стороны ребенка. Критиковать его налево и направо. Причем богаты на критику не только мы, но и люди в целом. Всегда легче осуждать, чем говорить о плюсах человека. Но сейчас речь о родителях. Нет ничего плохого в том, чтобы «вытягивать» слабые стороны ребенка до достойного уровня. Главное — понимать, как критиковать и сколько.

Все дело в тонкостях мотивации. Будет ли у нас желание двигаться вперед, если критики больше, чем поддержки? Как говорится, погода в доме и настрой ребенка играют немаловажную роль. Отбить желание что-либо делать — легко, восстановить — сложно. Гораздо целесообразнее, на мой взгляд, не тратить силы и время на борьбу со слабыми сторонами, а минимизировать их влияние и приложить энергию к развитию сильных сторон.

Такой же принцип действует со школьными предметами. «Слабые» отнимают у ребенка столько времени, что не хватает сил на «сильные», даже если начинать делать уроки с того, что получается легко. Мотивацию не поделить на части. Она не вырастет просто так. Если что-то не получается, ребенок перестает этим заниматься. Что делать?

— Вместо того чтобы критиковать, можно помогать со «слабыми» предметами, чтобы поддерживать их хотя бы на базовом уровне. Это вовсе не означает позволять ребенку скатываться на двойки, но дело в общем настрое и духе. Есть ведь другая крайность. Из-за частой критики с нашей стороны может отпасть желание учиться даже там, где ему нравилось изначально. Вот по этой причине мне и не нравится наша оценочная система в школах, от которой никуда не деться. А чрезмерная критика дома — как масло в огонь.

— Брать школьную программу наполовину мы не можем. Уйти от «слабых» предметов возможности нет, а вот акцентировать внимание на «сильных» — в нашей власти. Даже на экзамене мы учим детей сразу делать то, что легко дается, чтобы выиграть время. А в жизни, чтобы не растворяться и не размениваться, важно научить ребенка правильно распределять силы, «выигрывать» их. Этот навык пригодится позже, ведь можно и нужно выбирать дальнейшую специализацию с упором на «сильные» стороны.

Что в итоге от нас, родителей, требуется? Поддержка на пути, акцент на «сильные» стороны, безусловная любовь и вера в то, что все обязательно получится. И все получается, если мы помогаем нашим детям. Не сковываем, не замыкаем, а достаем наружу все то хорошее, что есть у них. Рождаем интерес, мотивируем на пути и ведем их к личному успеху, а там до счастья — рукой подать. Такие родители, в моем понимании, — люди, которые меняют мир.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастливый Школьник. Я мама, и мне не все равно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

https://www.forbes.ru/column/48259-glavnoe-kachestvo-lidera-energiya-ne-intellekt

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я