Человек. Поведение, разум, мозг

Роман Петрович Чекурда

Феномен человека уникален. Для понимания его особенностей по сравнению с другими животными необходимо рассмотреть его взаимоотношения с нишей и обществом. Человек мыслит понятиями в знаковом формате – это позволяет обозначать объекты и моделировать отношения, взаимодействовать во времени, сохраняя тексты (знаки). Книга предлагает оригинальную версию работы головного мозга, зависимую от программного обеспечения, приобретаемого в стрессах. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 7

История происхождения

И всё было бы гладко в соответствии с историей, если бы не артефакты (мегалиты, срезанные хребты, цельно кристаллические и цельно каменные изделия, которые очень трудно датировать прошлым, они и в настоящее время неповторимы).

По современным представлениям для этого нужен другой творец.

Куда делись 6 миллионов лет, на что они ушли? Может быть, на создание творцов, и, может быть неоднократно?

На Земле есть много следов всепланетарных катастроф, потопов, Ледниковых периодов и Других Катаклизмов и случаются они не так уж часто… примерно раз в 25—33 тысячи лет, а за такой период может и должна развиться высокоразвитая цивилизация…

Простой подсчёт даёт интересную цифру: нашей цивилизации могли предшествовать не менее 200 цивилизаций (!)

Хорошо, допустим… Куда они делись? На этот вопрос есть, как минимум, два ответа…

Социально-биологический ответ — попробуем начать с него… Во-первых, человек за последние 6—7 миллионов лет, с тех пор, как отделился (произошёл) от шимпанзе, биологически не изменился!

Значит, предшествующие 200 цивилизаций были созданы такими же людьми как мы с вами.

Сказки о «Маугли» Р. Киплинга и «Тарзане» Э. Берроуза сами по себе увлекательны, но в реальности ни один младенец, проживший несколько лет (6—7 лет) в джунглях среди обезьян или в стае, и, будучи возвращенным в человеческое общество, за всю жизнь так и не освоил человеческого языка и культуры и, даже, прямо хождения! А такие случаи в истории описаны.

Практика показывает, что человек становится человеком только в человеческом обществе. И насколько он станет современным, зависит от того, в каком обществе он переживёт своё детство. Если его детство не будет наполнено речью, то сугубо человеческие навыки и не будут формироваться. Дело том, что, как я уже говорил, язык человеческий мог возникнуть только по необходимости и только в человеческом обществе.

Новорожденный ребёнок практически ни на что внешнее не реагирует. Если он кричит, то только, из-за внутреннего дискомфорта, голоден, мокрый, сдавлен пелёнкой, проблемы с пищеварением, холодно. Обратим внимание на то, что отличает человека от остальных животных на самых ранних этапах жизни. Единственное, чем оснащён новорожденный, в борьбе за выживание, — громкий голос, «крик о помощи», первый крик только что появившегося на свет младенца может быть услышан на расстоянии 50—100 метров! Это рекорд, такой мощью голоса в период новорожденности ни одно животное в мире не обладает! Это не жалобный писк, это не просьба о помощи, это требование, громогласное заявление о дискомфорте, не терпящее отлагательств!

Даже царь зверей — лев в младенчестве только попискивает, хотя, взрослый лев, именно своим рыком возвышается над всеми животными, обеспечивая себе царствование, приводя в трепет всех животных в округе.

Какой же смысл в том, что я излагаю?

Дело в том, что каждый новорожденный оснащен с момента рождения всем необходимым для выживания на данный момент и этот набор в дальнейшем будет развиваться в первую очередь, обрастая постепенно дополнительными функциями и возможностями. Через родовые пути может пройти только необходимое, если предполагается сохранить жизнь матери и детёныша, — этакий «блок-пакет», — в самой компактной форме!

Это закон природы, связанный с такими понятиями филогенез и онтогенез.

Так, хищники млекопитающие, оснащены достаточной координацией движения с самого рождения для того, чтобы добраться до соска с молоком и отстоять своё право на еду у своих братьев и сестёр. Для этого им не нужно зрение, потому, что зрение не даст информации о наличии молока. Итак, им нужно обоняние и координация направленных движений. Потому они и рождаются слепыми. Кстати, заметим, что даже став взрослыми они не отличаются зоркостью, иначе бы зебры не спасались благодаря своей полосатости.

А развитое обоняние помогает волку отыскать зайца по следу, оставленному зайцем три дня тому назад. Зрение здесь было бы абсолютно бесполезным! Ему нужны ноги и нюх, иначе он не выживет.

А зайцу нужен острый слух, поэтому он рождается ушастым, причём, уши не только большие, но ещё и подвижные и эта подвижность позволяет локализовать источник шума и опознать его, а опознав либо продолжать щипать травку, либо «задать стрекача», совершая прыжки в стороны, что сбивает волка со следа. Мощными ногами он тоже оснащён с рождения.

Хорошее зрение совсем не нужно летучим мышам, охотятся они по ночам, сканируя пространство ультразвуком и улавливая координаты добычи ушами, но с самого рождения они оснащены цепкостью. (Для того чтобы взлететь им нужно упасть, только в падении они взлетают, с земли им не взлететь.)

Абсолютное зрение необходимо птицам и они, конечно же, рождаются (вернее — вылупляются) зрячими. «Глаз сокола», «зрение орла» — это характеристики настолько распространённые, что комментарии излишни.

Все обезьяны рождаются цепкими, иначе им не выжить. Они всё время в движении, они — собиратели, они за день преодолевают десятки километров, при этом держатся группой. Здесь и самки с детёнышами, и беременные, и подростки, и самцы, стоянки только ночью. По-другому нельзя, каждый день необходимо отыскивать пищу. Путешествовать приходится не только по земле, но и по деревьям, а для этого необходим максимум свободы для рук, следовательно, держать детёныша нечем и оставить негде. Хочешь жить — цепляйся и держись, при чём, держаться приходится часами. Для новорожденного это нагрузка не детская. Потом врождённая цепкость перерастает в свободу передвижения по деревьям, которая, в общем, и позволяет питаться плодами и листьями и спасаться от хищников.

Человеческий ребёнок к моменту рождения не оснащён даже цепкостью…

Вообще человек не оснащён ни обонянием волка, ни зрением орла, ни слухом оленя или зайца с их «ушами — локаторами», ни силой льва или бизона, когтями, бивнями, челюстями — ничем, что давало бы ему биологическое преимущество по сравнению с другими видами. Кстати, человек рождается беззубым. И травоядные животные, и хищники чаще рождаются с зубами или, хотя бы, с их зачатками. Мало того, у грызунов зубы продолжают расти всю жизнь, постепенно стачиваясь. При этом они обходятся без стоматологов и протезистов! И не страдают от кариеса.

У новорожденного ребёнка нет даже, ни каких намёков на состоявшиеся готовые связи: ни обоняния с целенаправленным движением, ни зрения с различением и выделением полезного из фона, ни настороженного слуха, как у сусликов с готовностью затаиться или бежать.

Он оснащён от рождения только одним — громогласностью… Таким образом, человек к моменту рождения оснащен беспомощностью, о которой сразу же заявляет назойливо и требовательно. Как ни странно, именно это и способствует его выживанию! При полной не оснащённости надо требовать действий от близких! Просить о помощи можно лишь тогда, когда что-то делаешь, но — не получается, а если ты не в состоянии ничего сделать и ты под угрозой (не важно, внутренней, или внешней) — требуй: «спасите!», «вытащите!», «пить!». Это и делает младенец, это и есть самое адекватное поведение в его положении! Пока сохраняется беспомощность, развивается язык: от гуления к лепету (надо использовать то, что уже есть, и попробовать, можно ли что-нибудь из данности извлечь полезное!).

Дальше повторение того, что оказалось полезным. Такое поведение свойственно не только человеку, а всем живым существам. Это основа адаптации.

Это закон природы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я