Рабы системы. Философия современного рабства

Роман Колесниченко

Книга посвящена исследованию глобальных процессов влияния на общество в различных аспектах социальных отношений. В книге затронут широкий круг тем, чтобы свести воедино разрозненную мозаику окружающей нас системы, в которой мы живём, работаем и платим за собственную жизнь. Книга будет интересна всем, кто интересуется современным мироустройством. Из книги вы узнаете, что такое система и почему мы вынуждены в ней работать; как глобальные процессы манипулируют обществом, и многое другое.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабы системы. Философия современного рабства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Система

Все общества на протяжении истории, с древности по сегодняшний день, были организованы в различных системах, которые упорядочивали, структурировали и направляли общество к единому организационному действию. В разных периодах истории, соответствующих своему времени, подобные организационные системы развивались и расширялись, стремясь приблизиться к максимально функциональному и расширенному механизму, который был бы единым для всей планеты. Есть глобальные системы, а есть локальные. Глобальные системы имеют тенденцию расширяться, путём освоения новых пространств. В разные исторические периоды, глобальные системы, такие как, христианство и ислам, путём расширения, поглощали локальные системы, то, что мы называем язычеством (хотя это ошибочно), и устанавливали свою власть. Глобальные системы всегда стремились к власти, и были основаны на подчинении, т. е. рабстве. Рабство, как самая первая форма организации древних обществ, никуда не исчезало, а лишь модернизировалось, дойдя в своём развитии до индустриальной цивилизации, — цивилизации глобального масштаба, которая путём глобального рынка, поглощает традиционные системы аграрных обществ. Система никуда не исчезала, она просто эволюционировала с примитивного состояния, с грубых форм древнего рабства, до сегодняшней высокотехнологичной среды организации такого же рабства.

История всего человечества в общей степени известна тем, что в основе организации древних обществ, всегда преобладало рабство. И этот факт является главной причиной считать, что сегодняшнее общество в отличие от древнего — свободно. Это опять результат невежества. Не зная историю, люди восхваляют сегодняшнее время, говорят, что в отличие от древности, они свободны, у них есть своё мнение и право выбора. Сейчас всё есть, и жизнь более благоустроена, а современному человеку остаётся лишь пользоваться её благами, что как раз и происходит. И это даёт нам понять, что под свободой в наше время подразумевается — пользование благами рынка. Т. е. свобода на самом деле — это рынок, а свободное перемещение человека в пределах рынка — это свободная жизнь. Следовательно, под смыслом жизни сегодня понимается купля-продажа, т. е. потребление. И чтобы быть свободным человеком, нужно обладать покупательной способностью, т. е. иметь возможность потреблять. А для этого должно преобладать потребительское мировоззрение, которое формируется в пределах рыночной системы. Здесь-то и необходимо понимание системы, и роль самого человека в ней. Потому что само понятие свободы невозможно в рамках системы, какими свободными бы мы себя не считали. Следовательно, необходимо выйти за рамки, что в понимании общества является отклонением от общепринятых норм, которые устанавливает и диктует нам система.

Сегодняшней системой является вся организация общества, функционирующая по типу сложного механизма, состоящего из мелких подсистем, которые в свою очередь состоят из обслуживающего персонала, за счёт которого и работают. Так организован рынок. Чтобы заставить людей выполнять определённые функции, нужно объединить их общей идеей торговли, как единственно верной формы устройства общества, и сформировать на основе этой идеи структуру общества, организацию поведения и управления. Эта идея должна лежать в основе организации всего общества планеты. Как видим, с самых древних времён, идея торговли лежала в основе организации древних обществ и сохранилась, по сей день.

С древности до наших дней, рыночная система эволюционировала до глобальных пределов. Изменения произошли не только внешне, но и внутренне. Рынок порождал всё больше подсистем, которые взаимодействуя друг с другом, воспроизводили и поддерживали в жизнеспособном состоянии глобальный суперорганизм, суперсистему, которая имеет функцию глобального расширения, затрагивая все сферы человеческой деятельности.

Существует заблуждение о свободном рынке, который саморегулируется, и живёт сам по себе. Отчасти так может показаться с позиции стороннего наблюдателя, или обывателя, вовлечённого в рыночный процесс. Но рынок — это не отдельный организм, а способ управления, который не может существовать сам по себе, так как он дает невероятную власть тем людям, которые им управляют. Даже Адам Смит понимал, что есть некая «невидимая рука», которая управляет рынком. Андрей Фурсов говорил:

«Сам рынок не может ничего, рынок — это функция целого ряда институтов. Это институциональное творение. И сам по себе рынок функционирует в паре с монополиями. Не случайно Фернан Бродель постоянно говорил: „монополия — враг рынка“».2

Поэтому, монополия и есть враг рынка, что осуществляет контроль над рынком, который уже, априори, не может быть свободным. А значит система (которая включает понятия рыночной системы, экономической, финансовой, политической, культурной, системы ценностей), состоящая из различных институтов, контролируется теми, кто стоит во главе этих институтов. Значит, у системы всегда есть одна постоянная генеральная цель, которая ставится для системы извне. Т.е. тот, кто контролирует систему, ставит некую цель, для извлечения своей глобальной выгоды. Это значит, что для достижения цели система должна функционировать определённым угодным образом, чтобы получать от действия системы максимальную выгоду. Причём, себе на пользу, но в ущерб остальным обществам. Иначе, равноправное распределение общественных благ, подорвало бы само существование системы. Поэтому, результат действия систем существует независимо от самих систем. Т.е. конечный результат всегда получает тот, кто контролирует систему. Это наглядно показано в документе международной финансовой корпорации Citigroup, где говорится, что «экономика в действительности работает на богатую элиту США, Великобритании и Канады, которая составляет верхний 1% населения, имеющий больше финансовых средств, чем нижние 95% населения земли, вместе взятых».3

Сегодня покупательная способность является высшим достоинством человека. На основе покупательной способности, формируется понятие причастности к определённой группе людей, некой престижной элите, банде или субкультуре, которая постепенно отделяется от основной массы. Так люди делятся на сословия, что нередко порождает между ними рознь. В разных классовых сословиях, будь то олигархизм, или дворовой хиппизм, существуют и внутриобщественные подсистемные сословные деления. И те, и другие объединяются одной общей идеей — потребительством. Одни в ногу готовы бежать, работать и подрывать здоровье, чтоб позволить себе товары рынка. Другие уже имеют всё, и им всегда мало. Единственное, что объединяет этих людей, это потребительское мировоззрение. А потребительское мировоззрение культивирует одни и те же взгляды, цели, потребности, действия и поведение. Поскольку рыночная система охватывает все континенты, свои идеалы, цели и ценности, она навязывает всему миру. Весь мир, одно стадо, одни ощущения, одно мышление, одни привычки.

Дальнейшее повествование необходимо вести из понимания самой идеи свободы. Задайте любому обывателю вопрос: что такое свобода, считает ли он себя свободным, и в чём заключается его свобода — он ответить не сможет. Он задаст ответный вопрос: а разве вам запрещают свободно ходить по магазинам или кино? Ответ однообразен, и вытекает он из однообразного мышления, где свобода, как уже наглядно видно, заключается в выборе между вещами рынка. Свободен покупать — свободен выбирать. Потребитель — это новый вид человека индустриального общества, который постепенно сменяет человека разумного. Homo-Sapiens переходит в Homo-Potrebus. Выходит, свобода — это ограниченная действительность, которая является всего лишь выбором между товарами и услугами рынка. Следовательно, под сегодняшней жизнью понимается удовлетворение потребностей в этих товарах и услугах. Как говаривал пёс Шарик из «Простоквашино»: Свобода ограничивается длиной цепи, на которой сидишь.

Но, давайте посмотрим, действительно ли у нас есть свобода выбора? Действительно ли наш выбор свободен? Здесь обратимся к крупному отечественному нейрофизиологу П. В. Симонову, для которого свобода человека существует только субъективно, а объективно её нет:

«Субъективно человек свободен, считает принимаемые им решения обусловленными его собственным выбором, но объективно они причинно детерминированы, просто он не знает тех детерминант, которые влияют на его решение, на его выбор».4

В обществе существует одинаковое мнение: каждый должен жить так, как ему удобнее, это его выбор. На самом деле, если проследить за всеми условиями, определяющими тот самый «свободный» выбор, то, свободного выбора практически нет. Условия выбора нам преподносит рынок, который уже сам по себе есть некое условие нашего существования, в рамках которого происходят все наши действия, основанные на условностях рынка. А это не более чем выбор между товарами рынка. Как говорил Антонио Менегетти: «Сегодня в условиях абсолютной физической свободы культивируются внутренние рабы».5

Поскольку, те институты, которые контролируют рынок, стараются создать комфортные условия для взаимодействия потребителя с рынком, то в мире рынка всем удобнее жить так, как преподносит рынок. И этот одинаковый образ жизни они думают, что выбрали сами, что каждый индивидуален и его жизнь наполнена особым смыслом. На самом же деле, человек просто не осознает истинного назначения свободы, как универсального состояния, способствующего свободному развитию человека, на основании его природной сущности, а не развития по условностям рынка. Истинная свобода, таким образом, тесно связана с самосознанием, которое предполагает способность человека управлять своим собственным развитием, а значит, понимать, что значит для него добро, а что зло, и на основании этого делать правильный выбор, а не выбор вообще в условностях рынка, где стирается грань между добром и злом, где зло зачастую представлено добром. Развитое самосознание, а значит понимание, может осуществить сознательный выбор своей реакции и дальнейшего действия.

«Чем менее развито самосознание человека, тем более несвободным он является, то есть тем больше его поведением, его жизнью управляют. По мере развития самосознания соответственно увеличивается диапазон выбора человека и увеличивается свобода».6

Давайте посмотрим на мир с высоты птичьего полёта, и мы увидим огромный склад и одновременно муравейник. Устройство современных мегаполисов говорит само за себя — город, как склад товаров, которые стремятся приобрести муравьи, повылазив из своих муравейников. Муравьи, всё мечутся и хватают со склада как можно больше. Все взаимодействия людей друг с другом, все коммуникации и действия, связаны с производством и распространением вещей. Здесь уже преобладает широкий спектр всевозможных профессий, связанных с производством, распространением и продажей товаров конечному потребителю. Сами профессии строятся по иерархической лестнице от простого продавца маленького магазинчика, до главы крупной транснациональной корпорации, выпускающей продукцию по всему миру.

Главные места, из чего состоит современный мегаполис — это обилие всевозможных рынков и торговых центров, как складов, напичканных различными товарами. Система состоит не из людей, а из коммуникаций. Люди лишь являются обслуживающим персоналом этих коммуникаций. Что связывают эти коммуникации? Огромные торговые комплексы, которые связаны между собой огромными торговыми путями. Это и есть устройство современного мегаполиса, из которых и состоит сегодняшний мир, а равно с этим и образ жизни землян. Маленькие торговые лавки и магазинчики, объединяются под крышами гигантских торговых центров, являющимися по сути уже сами по себе неким городом, райским местом, предлагающим счастье, богатство и успех, которые выражаются во всевозможных товарах рынка. И, наряду с этим, смысл человеческого существования сводится всего лишь к удовлетворению потребностей этими товарами рынка. А это значит жёсткая конкуренция за статус, за право именовать себя достойным человеком.

Социолог Зигмунт Бауман7 называл такие места «храмами потребления»8. И это неудивительно, ведь это похоже на скопление большого количества народа на водопой, объединённых одной общей верой. Верой, которая объединяет большинство людей под крышами этих храмов. Что такое «храмы потребления»? Это места, где внутри царит другая реальность, в отличие от той, что мы видим снаружи. Снаружи серая скучная жизнь, а внутри яркая и интересная другая реальность. А именно — реальность, формируемая рынком. Эта «реальность» выражается в различных товарах и услугах, магические свойства которых, по сути, должны сделать нас счастливыми. А наряду с этим и маркетинговые стратегии, манипуляции и пёстрая реклама, зазывающая внутрь и побуждающая к покупке. Так изо дня в день формируется идея потребительства, как единственного смысла существования. Как писали авторы книги «Потреблятство»:

«Дети, так же, как и взрослые, рассматривают торговые центры как место, естественным образом предназначенное для того, чтобы чем-то заполонить скучную жизнь».9

Способы воздействия на потребителя могут быть самыми разными, с использованием самых разных социальных инструментов, чтобы постоянно формировать в массах определённое поведение и настроение, на основе которых совершается угодное действие. Поэтому, толпы, заполняющие, как паломники, «храмы потребления», попадают, будто в другой мир, который предлагает то, что не может предоставить никакая «реальная реальность» снаружи. Они как будто, подобно сказочной Алисе, попадают в страну чудес, которая изобилует всякими благами, предоставляющими «счастье», «здоровье» и «успех». Все счастливы и улыбка не сходит с уст смотрителей храма — продавцов, менеджеров, торговых агентов и директоров, этаких здешних жрецов, обученных вечно служить рынку. Ведь баланс спроса и предложения регулируется рыночной идеологией, формирующей рыночное мировоззрение. И поэтому этот баланс, никогда не должен быть нарушен. Иначе чаша весов потеряет равновесие, произойдёт дисбаланс. Чтобы этого никогда не произошло, нужно постоянно поддерживать среди людей потребительское мировоззрение, чтобы они кроме рыночной системы, ничего не знали, чтобы их мышление вертелось в пределах быта, а образ жизни был потребительский. Поэтому, — как подмечал Зигмунт Бауман, — «„пребывание внутри“, создаёт настоящее сообщество „верующих“, объединённых схожими целями и средствами, ценностями, которые они лелеют, и логикой поведения, которой следуют».10

Как говорил Эрих Фромм: «Если миллионы людей страдают одной и той же формой психической патологии, это ещё не делает их здоровыми».

Достаточно присмотреться, как один потребитель с тележкой, проходит мимо другого с тележкой, и их объединяет общее чувство нахождения в супермаркете, и некое общее единство, основанное на общем мышлении, и общем действии. Они делают одно — они покупают, они обладают покупательной способностью. Достаточно подойти к входу крупного торгового центра, и вы увидите толпы людей, выносящих в своих тележках кучи различных товаров. Этот оборот происходит изо дня в день. Спрос всегда рождает предложение. Это один из основных законов рынка. Но как формируется спрос? Почему люди хотят покупать, покупают и будут покупать? На этот вопрос отвечает маркетинг, который, анализируя рынок, формирует потребности потребителя. Поэтому, чтобы спрос всегда рождал предложение, нужно всегда формировать те или иные потребности, чтобы оборот купли-продажи никогда не прекращался. Чтобы скопления людей, поочерёдно проходящих через кассовые терминалы, и фиксирующих каждую вещь, никогда не прекращались. Чтобы рынок всегда функционировал. Чтобы эта система всегда работала. Таков существующий образ жизни. Такова система организации общества, механизмы которой мы будем разбирать на страницах этой книги.

Функции этого механизма заключаются не только в одном лишь техничном исполнении работы системы, но и идеологической, которая, по сути, является фактором направляющим. Именно идеология направляет действие. Поэтому в храмах потребления, потребители всегда ищут то, что не могут найти снаружи, а именно успокаивающее чувство принадлежности — утешающее ощущение того, что ты являешься частью сообщества.

Суть этой идеологической системы общности, идеи сказочной страны счастья, предполагает отсутствие различия, отсутствие индивидуальности, но взамен этому предоставляет чувство схожести, типа «мы все похожи», «у нас одна и та же точка зрения». То есть, человек индивидуальный превращается в существо социальное. Говоря конкретно, превращение мыслящих людей в стадо баранов, объединённых под крышами этих торговых городов, общей идеей потребительства. Отсюда и вырабатывается известная в мире идеология о единстве, нации, и присущей ей духовности. Единство здесь предполагает единение под общей идеей потребительства, всех стран и народов, и присущей потребительской духовности. В масонстве это «свобода, равенство, братство».11 Предполагается равенство всех наций под идеей общей схожести, а братство под покровом общей идеи потребительства, что в свою очередь подразумевает некую свободу, заключающуюся в рынке. Ведь, весь мир построен по одному и тому же рыночному закону, в рамках которого находится свобода потребителей. Это всего лишь свобода выбора между товарами рынка, и свободное перемещение в пределах рынка, как сознанием, так и телом. Зигмунт Бауман писал:

«В потребительском обществе всеобщая потребительская зависимость — универсальная зависимость от покупок — это обязательное условие всей индивидуальной свободы; главным образом свободы отличаться, „иметь идентичность“».12

Т. е., человек должен мыслить в пределах рынка, и заниматься деятельностью в пределах рынка, делать то, что выгодно рынку. Ведь формирование счастливого потребительского сознания, происходит в среде рынка, через продукцию, несущую информацию, а значит определённого рода идею. В среде молодёжи это выражается в однообразной установке: «Будь проще, делай как все», что предполагает всякое отсутствие мысли, и проявления индивидуальности, что ставит человека в один ряд послушных двуногих, которые только работают и развлекаются. Мыслить можно только в пределах потребительского сознания, в пределах рынка, в пределах быта. Человеческие чувства и отношения теперь неотделимы от рынка и зависят от него. Общение людей друг с другом сводится к примитивному минимуму. В чём они вращаются, то и воспроизводят в своём сознании.

Это создаёт настоящее сообщество верующих и подобно безумным фанатикам рьяно защищающих свой потребительский мир, и оправдывающихся за своё невежество. Бауман называл это кратчайшим путём к духовному единению, которое предполагает единение полного сходства, типа «мы все одинаковы»; единение, безпроблемное, не призывающее ни к приложению усилий, ни к проявлению бдительности; единение, которое не нужно «искать», а которое «дано», и дано задолго до того, как предприняты какие-либо усилия, чтобы вызвать его.13

Потребительская рыночная система была дана человечеству, с самых древних времён с образованием первых государств, как единственная возможная система организации жизни. И то, что было дано, нужно было просто принять, не задавая лишних вопросов о её появлении. Ведь заданный вопрос, относительно устройства общества, подразумевает мышление, а значит действие, а это уже ведёт к началу сбоя системы. Поэтому мышление — это всегда нонсенс, подрывающий механизмы действия. И поэтому никому не нужно мышление, выходящее за рамки потребительства и рынка. «Жизнь ничего не означает, пока нет мыслящего человека, который мог бы истолковать её явления» (Карл Густав Юнг).

Действительно, кому нужны думающие и ищущие индивидуальности, которые уже сами по себе являются проблемой общности. Поэтому, — как подмечал Бауман, — «идея общественной солидарности заключается в том, чтобы люди не имели дел друг с другом, оставаясь при этом толпой, с одинаковыми взглядами и действиями. Миф общественной солидарности дал возможность людям стать трусами и скрываться друг от друга. Образ сообщества очищен от всего, что может выразить чувство различия, не говоря уже о конфликте в том, кто есть „мы“. В данном отношении миф об общественной солидарности это ритуал очищения».14

Таким образом, вполне уместно назвать сегодняшний образ жизни потребителей, состоящий из покупок-продаж — ритуалом очищения, очищения от того, что предполагает чувство различия, отпадая от чувства стадности. А различие проявляется тогда, когда человек осознаёт себя индивидуальностью, которая обязательно будет являться помехой для устройства этого общества. Поэтому для человечества создали образ жизни, похожий на чудесную страну счастья, и подобно рогу изобилия, предоставляющую различные товары и услуги, символизирующие собой счастье.

Таким образом, рынок обещает счастье, тогда как на самом деле способен предложить только товары и услуги и преподносить их так, как будто это и есть счастье. Если это так, — замечает Бауман, — то, «кто бы ни спроектировал и кто бы ни контролировал „храмы потребления“, кто бы ни управлял ими, они, несомненно, являются фальсификаторами или ловкими обманщиками. Они создают впечатление и больше ничего: нет нужды задавать дальнейшие вопросы, и они останутся без ответа, даже если будут заданы».15 Поэтому, наиболее значимой проблемой, блокирующей пробуждение индивидуальности, для дальнейшего развития человечества, является созданная модель образа жизни, по типу: «я беру со склада как можно больше, потому что это моё счастье». Это проблема предполагаемой свободы, заключающейся в выборе между товарами рынка, но никак не относящаяся к свободе своего духа.

Суть, конечно, этой системы бессмысленна, никакого развития она не даёт, но, несомненно, это куда-то ведёт человечество. Но куда, об этом не задумывается никто. И как справедливо замечал Бауман, эту систему кто-то контролирует, и водит за нос всё человечество. «И многие открывали лавочку, обманывая глупую толпу, и, если кто-нибудь оказывался знатоком их обманов, они его наказывали» (Леонардо да Винчи).

Ну а рядовой потребитель в течение всей своей сознательной жизни по-прежнему тратил много, обеспечивая тем самым непрерывный экономический рост. Только вот экономический рост кого? Того, кто согласно Леонардо да Винчи, открывал лавочку, обманывая глупую толпу. Это касается как глобальных, так и локальных институтов, иерархически подчиняющимся глобальным управленческим механизмам — «невидимой руке рынка» Адама Смита.

Теперь, чтобы понять мотив такого образа жизни, нужно понять, что представляет собой человек, и что представляет собой механизм системы, и как они взаимодействуют.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабы системы. Философия современного рабства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Публичная лекция А. И. Фурсова «Капитализм — самая загадочная социальная система». 27 февраля 2014 г. // Телестудия регионального отделения партии «Родина». // http://youtu.be/VkcIZDlgMIc

3

Equity Strategy. Plutonomy: buying luxury, explaining global imbalances. Citigroup. 16 oktober, 2005 // http://cryptome.org/0005/rich-pander.pdf

4

Цит. по: Леонтьев Д. А. Общее представление о мотивации человека. Лекция 1. // Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. // http://motiv.smysl.ru/general.doc

5

Менегетти А. Система и личность. М.: ННБФ Онтопсихология, 2007. Стр. 81

6

Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. // Психол. Ж., т. 21, 2000, №1, с. 15—25.

7

Зигмунт Бауман (1925, Польша) — почётный профессор социологии университета Лидса и Варшавского университета, один из наиболее интересных интерпретаторов современности. В его сферу научных интересов входят глобализация, антиглобализм, модерн, постмодерн, модернити.

8

Бауман З. Текучая современность. СПб. 2008. Стр. 106, 107 (Зигмунт Бауман, повторяет американского социолога Джорджа Ритцера, который и применил метафору «храм потребления», по отношению к современным торговым центрам.)

9

Де Грааф Дж., Ванн Д., Нэйлор Т. Х. Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру. М.: Ультра. Культура, 2003. Стр. 34

10

Бауман З. Текучая современность. СПб. 2008. Стр. 110

11

Масонский лозунг французской революции.

12

Бауман З. Текучая современность. СПб. 2008, Стр. 92

13

Бауман З. Текучая современность. СПб. 2008, Стр. 109

14

Там же, Стр. 109

15

Там же, Стр. 109

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я