1. Книги
  2. Стартапы и создание бизнеса
  3. Роман Иванов

Заметки корпората. 40 бизнес-практик, описаний принципов, технологий строительства и управления глобальными корпорациями

Роман Иванов (2023)
Обложка книги

Эта книга представляет собой попытку автора системно описать процесс создания инфраструктуры любого крупного бизнеса с нуля, а также показать принципы управления процессом роста и своевременных трансформаций, различия в бизнес-культурах предприятий и ценностях персонала, сроках эффективности и продолжительности жизни бизнеса. В издании описано базовое устройство процессов построения бизнеса. А также разобрано, какие практики успешны, какие подходы и принципы стоит использовать для эффективного развития людей. Представлены примеры из корпоративной практики, разобраны детали технологии развития людей и проектов, даны практические рекомендации. Внимание автора сфокусировано на развитии людей внутри проектов, их поведении, предпочтениях, причинах высокой или низкой эффективности. Книга будет интересна всем, кто ещё только планирует свою деятельность, а также тем, кто уже давно в бизнесе и ищет разные идеи и варианты для своего дальнейшего развития. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заметки корпората. 40 бизнес-практик, описаний принципов, технологий строительства и управления глобальными корпорациями» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Армейские параллели

Когда-то давно, ещё в конце девяностых, когда я только попал в большой корпоративный бизнес, один из старших товарищей — грек, ставший со временем большим учителем и в тот момент приехавший к нам в московский офис для того, чтобы дать вводные и провести начальное обучение, дал несколько достаточно ярких сравнительных определений бизнеса, которые я запомнил на всю жизнь.

Он сравнил любой бизнес с армией по своему устройству и с большой семьёй по своим взаимоотношениям.

Запомнив это яркое сравнение, проходя этажи корпоративного бизнеса, наблюдая ситуации, людей и последствия, я достаточно часто вспоминал эту параллель.

Добавило немало интересного в эти сравнения и со временем появившееся окружение людей с армейским прошлым, воспитанных в рамках уставов и приказов, а также людей с интересными судьбами, работавших в больших семьях.

Из всего этого опыта постепенно вырос список начальных установок, которые стоит давать всем тем, кто только собирается окунуться в мир больших бизнесов и больших компаний-корпораций.

Эти установки состоят из неформального кодекса — набора постулатов, близких к армейским, о которых стоит помнить новичкам. Также к первичным установкам я бы добавил схематичные описания устройства больших бизнесов и больших корпораций.

Постулаты кодекса звучат так.

1. Бизнес и карьера — всегда война. Все воюют за ресурсы, а все ресурсы расположены на одной для всех поляне.

2. Все ресурсы бывают двух типов: финансы и интеллект.

3. Если мы «воюем» за ресурсы, то нам для победы нужно построить армию. Если не создавать армию, то у нас будет банда. Банды могут выиграть сражение, но войну банды не выиграют.

4. Любой успешный большой корпоративный бизнес всегда аналог большой армии. И по устройству, и по взаимоотношениям, и по заинтересованным сторонам.

5. Любая армия начинается с устава, а строить армию — это писать кровью и ошибками устав (регламенты), подбирать, растить и воспитывать бойцов и офицеров (свои команды — менеджмент и персонал).

6. Армия любых размеров — это всегда иерархия, устав, дисциплина и точное исполнение приказов в срок.

7. В любой иерархии ключевое знание — знай, кто твой босс. Босс всегда один. Исполняй только то, что говорит босс, или то, что им одобрено в виде его личного приказа или указания.

8. Говори, только если тебя спрашивают. Болтун — находка для врага.

9. Если ты строишь армию, то делай дела с тем, кто хочет тебя слушать и слушает. Убирай остальных. При возможности.

10. Не ввязывайся в битву и не делай дел, если они идут не по твоему плану. Отойди, перегруппируйся и дождись момента, когда можно реализовать свой план. Только твой личный план и твоя личная ответственность могут привести тебя к успеху.

11. Любой ценный опыт трансформируй в постулаты своего кодекса. Каждый кодекс успешного проекта написан кровью — так же как и армейский устав.

12. Все, кто с тобой работают, должны знать и разделять то, что написано в твоём кодексе.

13. Работа не сделана, пока не сделана бумажная работа. Всегда должен быть кто-то, а чаще всего ты сам, кто зафиксирует любое изменение оперативной обстановки (любые договорённости) на бумаге. Все бумаги должны храниться в архиве и быть доступны по требованию в нужный момент.

Для небольших бизнесов параллели внутреннего устройства армии и бизнеса могут быть не столь актуальны, как для корпоративного мира. Пункт 3 кодекса именно про это.

Теперь про устройство больших бизнесов и параллели с устройством армии.

Всё управление в бизнесе, как и в армии, иерархично. Всю сегодняшнюю специфику плоских и вертикальных иерархий я разберу в одной из глав книги, а пока просто смотрим на параллели армий и больших корпораций.

В небольших бизнесах иерархии не имеют много уровней.

И в то же время каждый, кто организовывает людей, кто формирует команду и запускает пусть маленькое, но предприятие, всегда мечтает о чём-то большем. И как это большее работает изнутри, для тех, кто внутри не работал, не совсем понятно. Поэтому и трансформация из маленького в большой бизнес зачастую весьма затруднена — непонятно, что именно должно быть в приоритете, что именно сейчас надо строить и к чему в итоге надо прийти.

Для людей, которые хотят от малого формата своего предприятия переходить к большому, а также для тех, кто пока просто изучает тему — как устроены большие бизнесы, где работают десятки и сотни тысяч человек, — предлагаю внимательно присмотреться к картинке ниже. В ней достаточно наглядно описаны иерархии армии и крупного бизнеса — кто на каком уровне находится и какие функции выполняет.

Посмотрите, а потом я дам пояснения.

Схема, описывающая армию, максимально упрощена, сделана доступной для общего восприятия и понимания неспециалиста.

Что мы видим на картинке, описывающей армию?

Наверху мы видим общее командование. Ставка верховного.

Командование фронтами и всеми войсками. Об этом чуть позже.

Ниже мы видим левую часть — это иерархия управления фронтом и войсковыми операциями. Битвами и сражениями.

И эта часть разделяется на три подчасти.

1. Те, кто в полях непосредственно ведёт сражения, — полевые части.

2. Далее есть блок оперативной координации — это уже другой уровень управления, который обеспечивает взаимодействие штабов с боевыми частями.

3. Далее вверх идут штабы. Они находятся в тылу передовых частей. Функция штабов — получая оперативную информацию с фронта, осуществлять планирование стратегических и тактических шагов по выполнению поставленных целей. Они могут менять те или иные подходы в зависимости от развития ситуации.

Над ними располагается самый верхний уровень — командование фронтами и войсками. За ними — общая стратегия и общая координация взаимодействия войск.

Помимо всего того, что касается управления непосредственными боевыми действиями, есть специфические службы, а именно разведка и контрразведка. Разведка позволяет армии действовать адекватно как стратегически, так и тактически, предоставляя командованию объективную информацию обо всех деталях и нюансах положения противника на поле боя, его тылах и общих внешних условиях, в которых развиваются военные действия.

Другая специальная служба — контрразведка, внимание которой обращено больше на внутренний контур, хотя факторы, действующие вовне, тоже не остаются без её внимания. Контрразведку интересуют в первую очередь люди, и она действует вне зависимости от иерархических уровней управления. Для неё прозрачна вся структура, и ей важна информация обо всех участниках управления. Её задача — безопасность функционирования армии в целом.

Что важно? Должности и внутренняя иерархия в контрразведке совсем свои и не соответствуют аналогичным званиям и должностям в войсках. Именно потому, что это обособленная структура, действующая по всем управленческим уровням — этажам.

Службы тыла являются армейскими подразделениями, и по званиям и должностям их работники соответствуют армейским званиям и должностям, хотя, начиная с верхних этажей иерархии, они имеют своё командование, свои иерархии и управления.

Службы тыла играют вспомогательную роль по обеспечению снабжения и функционирования передовых армейских частей. Тыловых специализаций много. Это транспорт, коммуникации, обмундирование, производство вооружения и боеприпасов, продовольствие, а ещё координация гражданского населения, где тоже много всего, и т. д.

Далее.

Для того чтобы армия была боеспособна, командование должно быть соответствующего уровня.

Если армией руководят боевые генералы, выросшие с низов, прошедшие многие битвы и накопившие большой боевой опыт, то вся армия будет настраиваться в соответствии с практическим опытом таких начальников и задачами боев и битв.

Если армией руководят генералы без боевого опыта, а это кто-то из правой части картинки, условно «с тыловым опытом», то армия будет, вероятно, хорошо снабжаться и выглядеть, но может в нужный момент оказаться не готовой к выполнению реальных боевых задач.

Отметьте это — я вернусь к этому моменту через несколько абзацев, когда буду приводить примеры корпораций и опыт генеральных директоров, которые выросли из дистрибуции или из финансистов-бухгалтеров.

Теперь посмотрим на устройство большой корпорации (нижняя картинка).

Большие корпорации устроены очень и очень схоже с армией — глядя на левую и правую картинку, вы видите параллели.

Я думаю, что вам доводилось слышать термины «фронт-офис», «мидл-офис», «бэк-офис». Это всё английская терминология, обозначающая те самые части картинки, которые я описывал выше, говоря про армию. Давайте сделаю небольшие пояснения — что есть что в примерах армии и большой корпорации.

К фронт-офису относится в первую очередь вся дистрибуция. Именно дистрибуция и есть та часть бизнеса, которая добывает прибыль, делая продажи. И чем больше и глобальнее компания, тем больше уровней управления дистрибуцией.

Но дистрибуция не может работать сама по себе. Для её эффективного развития нужны вспомогательные подразделения, у которых точно такой же функционал, как и в примере с армией.

Так, маркетинг — это разведка.

Это сбор и обработка рыночной информации. Разведка, то есть маркетинг, выясняет, где есть спрос, то есть где есть ресурсы, которые мы можем получить через продажи. Так же как и разведка, используя опросы (цифровые или реальные агентурные сети или соцсети), маркетинг собирает информацию о том, как ведут себя потребители — обладатели ресурсов, какие у них существуют предпочтения и как эти предпочтения удовлетворить с помощью продуктов, а через это получить их ресурс. Продукты в данном случае — это аналог оружия для добывания ресурсов. Маркетинг крайне важен именно в таком ключе — чем качественнее делается эта работа, работа разведки, тем проще будет тем, кто на переднем крае, — продавцам.

Раз уж упомянули разведку-маркетинг, то несколько слов про контрразведку. Роль контрразведки выполняет HR (Human Resources) — служба по персоналу. И HR-служба не относится ни к фронт-офису, ни к мидл-, ни к бэк-офису. Так же как и в армии, эта служба действует на всех уровнях. Заметно или скрытно.

В восточноевропейских компаниях зачастую функционал HR упрощают до кадровых отделов или кадровых служб, сфокусированных на ведении документации работников и их зарплатах. Но на мой взгляд, для успешной работы корпорации это крайне важная служба, работники которой по уровню своего кругозора, опыта и подготовки должны быть на самых передних позициях, владеть ситуацией и хорошо понимать возможности и риски любых действий менеджмента и исполнителей.

Хороший HR-руководитель службы по влиянию и положению в компании формально или неформально должен быть вторым после генерального менеджера человеком. В крупнейших компаниях мира это обычная практика.

В идеале я бы рекомендовал брать HR-директоров из бывших руководителей бизнесов. У них богатый личный опыт развития людей и понимания специфики и мотивации их поступков и поведения.

Тыловое обеспечение — это мидл-офис и бэк-офис. Часто они объединены. В некоторых случаях разделяются. Если разделяются, то на промежуточные подразделения (например, мидл-офис), когда есть необходимость в дополнительных работах разного уровня для совершения продаж.

Например, продавцы общаются с клиентами. Из общения вырастает понимание, что есть готовность купить продукт, но для этого требуется проектный менеджмент, так как продукт надо под этого клиента создать. Группа менеджеров, которые будут вести этот проект и координировать разные подразделения в проектной группе, и есть мидл-офис.

Или, скажем, приходит поток предварительных заявок, требующих обработки, оценки и принятия решения по каждому клиенту отдельно. Те, кто делает эту работу и принимает решение «да/нет», тоже относятся к мидл-офису.

Бэк-офис (тыловой офис) — это производство, логистика, закупки и поставки, финансы, админ-служба и т. д. Всё то, что производит непосредственный физический продукт и доставляет его до переднего края — дистрибуции. Аналог вооружения в случае с армией.

Про финансы, думаю, объяснять не надо. Кровь любого предприятия. Без них ничто не будет жизнеспособным. Надеюсь, картинка складывается.

Сравнения с армией весьма полезны при планировании и формализации взгляда на будущее устройство действующих или планируемых бизнесов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заметки корпората. 40 бизнес-практик, описаний принципов, технологий строительства и управления глобальными корпорациями» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я