Маленькие принципы больших публичных выступлений

Роман Васильевич Поздеев, 2018

Каждому предпринимателю важно обладать навыками оратора. Но не у каждого из них есть время изучать толстые книги или посещать тренинги. В этой книге вы найдёте маленькие, но самые важные принципы и советы, благодаря которым можно повысить свои навыки оратора здесь и сейчас. Из разряда – взял с собой, пробежался по основному перед встречей, настроил себя. Книга обязательна к прочтению всем, кто хочет стать увереннее во время публичных выступлений, уметь отвечать на «острые» вопросы, наконец, разобраться с тайными страхами и, конечно, почувствовать счастье от достижения целей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маленькие принципы больших публичных выступлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. Принципы работы со страхами

Если дашь волю баобабам, беды не миновать.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Сначала ответим на вопрос «ЧТО?»

Тема страха перед публичными выступлениями — самая актуальная. Именно о нем, о страхе, мне задают больше всего вопросов. И именно с неё мне бы и хотелось начать первую главу.

Бывает такое — знаешь, о чём будешь говорить, репетировал дома. Перед зеркалом, оттачивая речь, ты чувствуешь себя королём, знаешь, где будешь держать руки, с какой пылкостью и уверенностью будешь говорить. А выходя на сцену, теряешься, забываешь все заготовленные фразы и мямлишь себе под нос что-то невнятное.

Знакомьтесь! Это его величество СТРАХ! Именно из-за него невеста в белоснежном платье может сбежать из-под венца. Из-за него робкий юноша не подойдёт познакомиться с девушкой своей мечты (а вдруг надумает из-под венца сбежать?). Ну, а уж с теми, кому в скором времени выходить на сцену, страх постоянно стоит в обнимку. Да так крепко обнимает, что могут задрожать коленки, участиться сердцебиение, вспотеть ладошки, разрумяниться щёчки. Странная реакция на «объятия», не находите ли?

Но чтобы его искоренить, нам сначала нужно понять, с кем мы имеем дело. Дать определение страху. ЧТО это такое? Иначе можно пойти по пути Дон Кихота и бороться с ветряными мельницами.

Для того чтобы найти определение, я обратился к авторитетным источникам. Полез в Википедию:)) Вот что я там прочёл.

«Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом». Ну, как вам? По мне, так муть. Давайте проще. И вообще — ловите первый лайфхак. Не нужно ничего усложнять. Если вы не умеете говорить просто, вас будет неинтересно слушать.

Один крупный предприниматель дал мне отличный урок. Он написал на доске два слова: «просто» и «сложно». И спросил, в чем отличие. Присмотритесь к сочетанию букв. Думаю, так будет легче: «пРОСТо» — от слова «рост», сЛОЖно» — от слова «ложь». В этом что-то есть, согласны? Видели таких спикеров, которые с умным видом сыплют научными терминами? И главное хотят выглядеть именно такими — важными, серьёзными. Или, когда все то же самое рассказывают простым, понятным языком. Будь проще, и люди к тебе потянутся. Всем известное выражение, в котором заключён глубокий смысл.

Поэтому давайте и к определению страха относиться проще. Сначала вы дайте своё. Чего вы боитесь, выступая публично? И что для вас такое в принципе — страх. Остановитесь на полминутки, не читайте дальше. Ответьте сами себе на этот вопрос и запишите ответ.

Я дал для себя определение, что страх — это эмоция. А эмоция, в свою очередь, — это реакция тела на внешний фактор. Все просто. Страх вы нигде не сможете ощутить, кроме как внутри себя, в собственном теле. Вы как будто съёживаетесь. В районе солнечного сплетения предательски свербит. Коленки начинают дрожать и… далее по списку.

Если страх — эмоция, то и формы его бывают разные. Волнение, трепет — лёгкие симптомы. Паника, ужас — режим hard.

Если рассматривать процесс с точки зрения химии, то всему виной адреналин. У вас внутри возникает избыточное количество энергии. Это непривычно. И наша с вами задача — научиться её направлять в нужное русло. Если вы занимались спортом или попадали в критические ситуации, то знаете, на что адреналин способен — в разы увеличивается сила, все рецепторы работают на полную мощность. Но это только в том случае, если вы умеете этим страхом управлять. Иначе — паника, слёзы и сопли.

Запомните. Страх — это нормально! Если перед выступлением вы не волнуетесь, то как раз ЭТО ненормально. Наша с вами задача не только научиться работать со страхом сцены, а ещё и полюбить его. Да, да, глаза вас не подводят — именно полюбить!

Поделюсь собственным опытом. Каждый раз, когда выхожу выступать, я испытываю трепет. Когда делаю что-то, чего не делал никогда, — волнуюсь сильно. Но это моё любимое дело, поэтому именно в этот момент, как никогда остро, я чувствую, что живу. Серьёзно. Определяю это по мурашкам, бегущим по телу. Иногда такое происходит и в процессе тренинга, когда с кем-то докапываемся до сути проблемы. В секунду происходит магия, и человек уже другой… Чуточку более счастливый. Именно в эти моменты понимаю, что вся моя работа не напрасна, не зря. Это острое ощущение себя — живым.

Итак, подытожим! Страх — это эмоция, ваша внутренняя реакция на внешний раздражитель. Страх перед сценой — это нормально (я где-то читал, что страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти). Своим страхом можно научиться управлять и извлекать из этого ощутимые выгоды для себя.

Некоторые главы я буду иллюстрировать реальными историями, которые произошли со мной либо с моими подопечными. И на живых примерах мы будем разбирать тонкости публичных выступлений. Ведь всегда лучше учиться на ошибках других. Хотя и своих вы тоже совершите предостаточно. Главное — правильное отношение к ним. Знаете, такое философское.

Были на тренингах ситуации, когда люди плакали. Я не шучу. Настолько силён был страх. Конечно, без каких-либо обид на меня. Но, признаюсь вам честно, поначалу не мог не воспринимать это на свой счёт. И только с тренерским опытом и проведёнными на сцене человеко-часами пришло понимание, что у каждого человека есть свой предел, своя грань. Нужно быть крайне аккуратным.

И если вы, прочитав эти строки, представили себя на сцене, и при этом ладони у вас вспотели, а сердцебиение участилось, эта книга точно для вас.

Хотите научиться управлять своим страхом? Читайте следующую главу.

«Откуда он взялся, откуда он вырос?..»

У каждого человека свои звёзды.

Антуан де Сент-Экзюпери

Помните слова из детской песни из фильма про Электроника? С ЧЕМ работать, мы определились — всё-таки противника своего лучше знать в лицо. А теперь пришло время понять, ОТКУДА у этого страха ноги растут.

Часто я видел, что работа со спикерами проводится поверхностно, без внутреннего погружения. Это, знаете, как покосить траву на даче. Эффект будет, всё красиво. Но — недолго. Наша же с вами задача — полностью поменять своё представление о публичных выступлениях, поменять своё отношение к ним.

Один мой учитель показал мне гениальную схему (он сам так её назвал). Это — схема маятника. Её гениальность в том, что она практически универсальна и подходит к любым сферам жизни и множеству кейсов (практических случаев). Мы к ней будем возвращаться в книге не раз.

Рассмотрим её подробнее. У маятника есть срединное положение, когда он находится в покое, и два крайних, когда он из равновесия выбит. Я думаю, вы поняли, какие параллели мы будем проводить. И как монетка с двумя сторонами, и как инь и ян. Таков уж наш мир. Мир двойственности.

Но конкретно сейчас мы возьмём «настоящее», «прошлое» и «будущее».

Любой страх рождается в настоящем моменте. В моменте «сейчас». Чаще всего мы опираемся на прошлый опыт. И я не поверю, что никто из вас не «лажал» на сцене. Ну, или в то, что никому из вас не говорили: «Сядь, не высовывайся! Выступления — это не твоё…» или что-то подобное.

Подобный опыт оставил негативные воспоминания. А наш мозг так устроен, что проецирует прошлый опыт на будущее: если один раз так получилось, значит и в следующий раз будет так же, а может, и хуже.

Представляете, какой парадокс! В настоящем мы испытываем страх, основанный на прошлом опыте, а боимся мы за будущее, которое ещё не наступило. Но мысленно представляя будущее выступление, мы проваливаемся сквозь землю под гогот толпы.

В пабликах социальных сетей вы наверняка видели кучу цитат. Одна из них — «Будь здесь и сейчас, будь в потоке». Помните, мы всё упрощаем. Здесь и сейчас — это не какое-то странное блаженное состояние людей, познавших дзен. Это умение отключать свой ум от мыслей о прошлом и беспокойства за будущее. Вот ведь как всё просто.

Часто мы не можем повлиять на ситуацию, изменить её. Но есть то, что находится в зоне нашего прямого влияния, — наше отношение. Например, мы не можем повлиять на погоду. Представьте, что на улице идёт дождь. По факту, вы сами выбираете отношение к нему. Вы можете фыркнуть и сказать: «Опять эта питерская погода…» (слухи о том, что в Санкт-Петербурге часто идут дожди — вовсе не слухи), а можете босиком бежать по лужам с улыбкой до ушей. Ваша реакция на ситуацию — ваш выбор. Но если копнуть ещё глубже, то любая ситуация по природе своей нейтральна. И только мы придаём ей позитивную или негативную окраску.

А зависит эта самая реакция от наших привычек или уровня осознанности. Мне нравится определение осознанности как «ответственности без чувства вины». Первое, что мы должны принять, если хотим расти, развиваться и быть счастливыми, — всё, что нас окружает, результат МОИХ мыслей, действий и поступков. И в моих же силах всё изменить. И только тогда вы сможете сами управлять своей реальностью. Всё просто. Если вы привыкли радоваться похвале и грустить от критики, получается, что не вы управляете ситуацией, а ситуация вами. Вы становитесь зависимыми.

Как это соотнести с публичными выступлениями? Зависимый от чужого мнения спикер думает о том, как бы угодить аудитории, а не о том, чтобы передать ценность и свой опыт. Таких людей видно сразу, и, как правило, интерес к ним не очень велик. Они пытаются быть не теми, кем являются на самом деле. А аудитория — это лакмусовая бумажка, зеркало реального тебя. И она все чувствует.

Боитесь выглядеть глупым — наверняка поскользнётесь, упадёте прямо на сцене, распластавшись. Не уверены в своей компетенции? Обязательно слушатели зададут «острый» вопрос. Зависите от результата — велика вероятность, что получите неудачу. Так работает принцип действия маятника.

Всё в природе находится в балансе. И если вы получаете какой-то «прилёт», так это не для того, чтобы выбить вас из равновесия, а лишь для того, чтобы вы в него вошли.

Таковы законы природы. А мы часто вместо того, чтобы посмотреть внутрь себя и поразмыслить, что следует поменять, какие привычки, действия, сетуем на внешние факторы. Пытаемся поменять других. Я пробовал. Честно. Долго пытался. НЕ РАБОТАЕТ! Только после реальных внутренних перемен в мышлении, сознании и, как следствие, в своих действиях и поступках возможны внешние перемены.

Я вам говорил, что эта тема страхов свойственна любой сфере деятельности? Не только публичным выступлениям? Так держите бонус. Если вы преодолели себя в одной сфере, можно разобрать алгоритм и применить его к любой другой сфере деятельности. Отношения, карьера, деньги и прочее — всё то, что вас интересует. Забирайте, пользуйтесь.

Страх — это наш врождённый инстинкт. Он нужен для самосохранения. Как-то мне задали такой вопрос: «А если человек никогда не выступал и у него не было негативного опыта, то он не боится?» Боится, конечно. Он боится неизвестности.

В сфере бизнеса любят употреблять слово «неопределённость». Когда не понятно, какие действия нужно совершить, чтобы получить результат. Да ещё вдобавок ты их раньше никогда не делал, у тебя нет опыта. Возникает стресс. И только совершая новые действия, вы придёте к новому результату. Достаточно глупо думать, что если ты сто раз делал одно и то же и не получал того, что хотел, то в сто первый раз получится. Мне очень нравится фраза Эйнштейна, что проблему нельзя решить на том же уровне мышления, которое её породило.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маленькие принципы больших публичных выступлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я