Этика и эффективность в бизнесе. От 20 экспертов

Роман Арестов

Книга «Этика и эффективность в бизнесе» адресована не только менеджерам и предпринимателям, но и всем, кто интересуется вопросами этики в деловой сфере. Она помогает читателям осознать важность этики в бизнесе и вдохновиться на осуществление позитивных изменений в своей организации или карьере. Она исследует важность этики и моральных норм в современном бизнесе и рассматривает, как их соблюдение может повысить эффективность предприятия и приводит ситуации из жизни экспертов в качестве примеров.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика и эффективность в бизнесе. От 20 экспертов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Исследование

Для начала давайте мы представим наших респондентов, в этой книге — это люди разных профессий, с разным опытом и в разных амплуа. Всего мы опросили 22 экспертов, их средний возраст — 37 лет, а средний трудовой стаж — 16 лет.

Мы лишь подтвердили данную истину: большинство индивидов всегда переживают эмоции, в то время как большинство экспертов имеют контроль над ними или умеют обращаться с ними без проблем на рабочем месте. Есть предположение, что это объясняется тем, что в данном исследовании были отобраны исключительно опытные профессионалы.

Прежде всего корпоративная культура в организации создана для трудящихся, с тем чтобы те могли спокойно заниматься своей трудовой деятельностью и творчески развиваться. Определенно, крупные предприятия и корпорации постоянно выделяют внутренние ресурсы фирмы на улучшение рабочих условий, но, по результатам нашего исследования, большинство предприятий имеют свои собственные принципы и обычаи, которые в основном и формируют визуальный аспект компании, благотворно влияя на формирование этических ценностей сотрудников коллектива. Корпоративная культура в компании — это не только правила и субординация, это некий ориентир в случае сомнений.

Стиль взаимодействия в рабочей среде является одним из индикаторов корпоративной культуры. Избыточное формальное поведение никогда не было применимым к данному понятию. Для достижения высокой производительности коммуникация должна быть комфортной, однако мы все взаимодействуем с окружающим нас миром, где существуют общепринятые нормы, которые невозможно игнорировать, независимо от того, что для компании важнее.

Мы все живем в обществе, в котором есть свои нормы и правила. Большинство наших экспертов просто придерживаются общепринятых стандартов. Многие при этом целенаправленно изучали этикет, и совершенно никто не игнорирует его.

По утверждению подавляющего большинства специалистов, в период осуществления их трудовой деятельности в статусе наемных работников они сталкивались с нравственно недопустимыми действиями в отношении их. К сожалению, тут напрашивается неприятный вывод: люди могут игнорировать этику при принятии решений.

Более того, наши респонденты с большей частотой сообщали о неэтичном поведении их прямых руководителей, хотя, к сожалению, нам не удалось дополнительно узнать вторую точку зрения. Однако мы можем считать этот факт косвенным доказательством того, что вопрос эффективности предшествует этике в сфере значимости, по крайней мере, 15 лет назад, когда большинство наших экспертов еще работали в найме.

Во время своей деятельности наши респонденты проявляли более осторожное отношение к окружающим, чем они к ним. Большинство экспертов утверждают, что они не совершали никаких недостойных поступков.

В этом вопросе прослеживается развития культуры предпринимательства. Как правило, люди, в отношении которых поступили неэтично, сами не повторяют таких поступков, прекрасно понимая негативные последствия для второй стороны. Процесс эволюции связан с улучшениями, но, чтобы она произошла, нужно точно понимать, что улучшать.

Нравственные принципы определяют отношение к окружающему нас миру независимо от внешних условий. Исходя из ответов на данную дилемму, окружающая среда может быть крайне жестокой, и поразительно, что чаще всего клиенты делают что-то, нарушающее этические нормы экспертов. В обществе укоренился обратный стереотип, но, как показывает исследование, ситуация в этом вопросе как минимум обоюдная, если не противоположная.

Большинство из наших высококвалифицированных специалистов стремятся проявлять этичность и корректность в своих действиях, хотя не у каждого это всегда получается. Очень многое зависит от конкретной ситуации, внешних обстоятельств и субъективного отношения каждого к ситуации. Но тенденция налицо: люди, с которыми поступали не «по совести» во время службы в найме, уже в своих компаниях стараются так не делать.

В настоящий момент 40% опрошенных участников выражают сожаление по поводу своих ранее принятых решений, которые дались отнюдь не легко.. Это уже относится к длительному восприятию и эмоциональному переживанию. Из этичных соображений это исследование анонимное, и мы намеренно не спрашивали, о каких конкретно решениях сожалеют наши эксперты, но факт остается фактом: люди переживают о поступках, на которые им было трудно решиться.

Вот очень любопытная ситуация. Практически все специалисты как минимум однажды сделали выбор в пользу моральных принципов, несмотря на все предыдущие ответы про контроль эмоций, сожаления о поступках или знания основ предпринимательской деятельности. И в данном вопросе не важны социальные статус или роль: мы все были воспитаны одинаково, в той среде, где материальные ценности не являются самым важным в жизни.

Это занимательно, но большинство специалистов придавали значение этическому аспекту своего предприятия еще задолго до его основания. Вдобавок стремление поступать «правильно» является одной из причин, побуждающих к запуску собственного бизнеса. Как эти два факта связаны и как они повлияли на будущие компании? Вероятнее всего, позитивно, но это только тенденция.

Взглянув на ответы опытных экспертов, сплошь и рядом можно утверждать, что влияние благотворительности на фирменное восприятие компании среди массового поклонения не оставляет сомнений. Поводы, по которым бренды включают благотворительность в свою деятельность, у каждого свои: кто-то, беря на вооружение философию, начинает с благотворительности с первых шагов, а другие позже обретают понимание о необходимости такой работы. Но факт остается фактом: благотворительность показывает окружающим, что у компании есть средства (эффективность бизнеса) и что компания заботиться не только о себе (этика).

В дополнение к предыдущему вопросу: 90% экспертов или уже занимаются благотворительностью, или собираются начать. Мы расцениваем этот факт как эволюцию не только бизнеса, но и общества в целом. Еще 20 лет назад благотворительность могли расценить как признак слабости, однако сейчас это просто проявление заботы и ответственности.

Неоспоримый вывод наших специалистов: в бизнесе эффективность является главным фактором. В силу справедливости следует отметить, что это предопределено понятием предпринимательской деятельности, целью которой является прибыль.

Вывод состоит в том, что при ясном понимании, что важнее — эффективность или этика, эксперты все равно часто руководствуются этическими соображениями при принятии решений. Возможно, это связано с эмоциональным состоянием, которое испытывали респонденты, принимая сложные решения, или, возможно, это одни из тех решений, о которых эксперты жалеют. Чтобы более детально понять, почему эксперты поступали так и что они вообще понимают под понятиями «этика» и «эффективность», мы попросили специалистов обдумать и рассказать свои личные истории на эту тему.

Интересно узнать, как связаны эти два понятия и почему наши эксперты сделали именно такой выбор в определенной ситуации. Большинство из них поделились своими историями, поэтому давайте не будем затягивать и перейдем к ним.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика и эффективность в бизнесе. От 20 экспертов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я