Еда, вера, пост. Как найти баланс между заботой о душе и теле

Рита Мэддэн, 2015

Правильное питание и забота о здоровье – важные составляющие нашего бытия, но порой еда приобретает такое значение, что становится для человека идолом. Нутрициолог Рита Мэддэн предлагает посмотреть на эту проблему в духовной перспективе и вернуться к утраченному современной культурой взгляду на вкушение пищи как на священнодействие, богообщение. Автор опирается в своем подходе на мудрость православной традиции. В осмыслении темы опыт святых отцов сочетается с современными научными исследованиями, а теория сопровождается упражнениями. Предложенные в книге принципы питания и жизненного ритма принесут пользу, настроят на посты и праздники и наполнят заботу о здоровье более глубоким, духовным смыслом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еда, вера, пост. Как найти баланс между заботой о душе и теле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Священная трапеза

В чем смысл жизни? Этот вопрос занимал умы философов, богословов и многих людей во все времена. Святой Афанасий Великий, один из ранних отцов Церкви, сказал: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом». Сегодня мы можем воскликнуть: «Стать Богом?! Это наша цель?! Ну хорошо, никаких проблем!» А если серьезно, как мы понимаем это важнейшее откровение? Православная традиция учит, что Бог хочет нашего обожения. Задача, цель, смысл нашего существования заключается в том, что в греческом языке обозначается термином теозис («обожение») — достижение, подобие, просвещение или соединение с Богом.

Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать Богом.

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Человек может — и должен — стремиться достичь единства с Богом. Бог этого желает. Он хочет принять нас в Свое Царство, чтобы все Его стало нашим. Он создал нас, чтобы поделиться с нами Своим Божеством, и жаждет нашего возвращения домой.

Стремление к обожению позволяет нам стать соработниками Божиими. Таким образом мы принимаем решение участвовать в непрерывной работе, суть которой — делиться любовью. Проще говоря, теозис соединяет нас с Богом, а Он есть любовь. Поэтому наша истинная природа — приобщиться к любви и стать ее сосудами.

Мы отпали он нашей истинной природы, и наша душа жаждет вернуться домой. Чтобы найти дорогу, нам нужна карта. Ее и дает нам православная традиция.

Забота о здоровье как священнодействие

Соответствует ли забота о здоровье нашей цели обожения? И если да, то каким образом?

Не одна только душа или одно лишь тело называется человеком, но то и другое вместе, созданное по образу Божию.

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Святой Максим Исповедник (VI–VII вв.), св. Григорий Палама (XIV в.) и многие другие святые на протяжении истории утверждали, что человек, созданный по образу Божию, состоит из тела и души, которые взаимодействуют, чтобы приблизиться к Богу.

Если смысл нашей земной жизни — достичь единства с Богом, то принципиально важно понимать, что из этого не следует разделения тела и души. Не только душа стремится к обожению, пока тело болтается где-то рядом и бьет баклуши. Душа и тело совместно трудятся над достижением цели.

Православная традиция донесла до нас сквозь века практику очищения. И вот тут мы подходим к вопросу, что же такое христианский аскетизм. Аскеза в переводе с греческого означает «упражнение». В Православии аскетические подвиги включают в себя любовь, смирение, молитву, молчание, пост, воздержание. Эти подвиги — лишь средство для достижения конечной цели, а сама цель — полное единение с Богом.

Древняя аскетическая практика доступна нам и сегодня. Мы можем ежедневно прибегать к помощи этих аскетических упражнений, используя их как инструменты для достижения нашей цели.

Вспомним вновь слова Василия Великого: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом». Становиться подобным Богу — это непрерывный процесс, а не набор инструментов, который можно заказать, использовать, а потом выбросить. С помощью аскезы через благодать мы можем достичь обожения: постоянного пребывания в Духе Святом. Это путь, возвращающий нас к нашей истиной природе, предназначенной для нас Богом.

Приступим к делу прямо сейчас и начнем с того, что попробуем применить древние аскетические практики для заботы о здоровье в современном мире. Аскетическая традиция существовала задолго до нашего появления на свет и будет существовать после нас. Она выдержала проверку временем и многих привела к святости. Сначала эти святые были обычными людьми, как мы с вами, но они неотступно следовали по пути очищения, совершая аскетические подвиги, и достигли постоянного пребывания в Боге.

Пришла пора меняться

Как часто во время семейных консультаций по питанию я с интересом наблюдаю за людьми, которые знают все о проблемах со здоровьем и пищевым поведением своих близких, но о собственных имеют очень смутное представление! Они сообщают мне: «Он слишком часто перекусывает», «Она недостаточно тренируется». Я верчу головой туда-сюда вслед за этой игрой под названием «а у меня самого нет никаких проблем».

Конечно, мы все прекрасно знаем и слышали неоднократно: никто не идеален. Ни доктор X, ни телеведущая Y, ни супермодель Z. Мы все едим, всем нам необходима пища. Мы все спим, всем нам необходим сон. Мы все дышим — и так далее.

И всем нам требуются изменения: перемены в сердце и уме, изменение пищевых привычек, образа жизни. Как уже говорилось, обожение — это процесс. Так что давайте начнем меняться!

Ранние отцы Церкви часто отмечали, что изменения начинаются с метанойи. Это греческое слово означает «раскаяние», «полное изменение ума», «поворот на 180 градусов от прежних действий».

Именно так следует понимать слово «раскаяние», когда мы слышим его в Церкви. К сожалению, многие воспринимают раскаяние как что-то негативное, но надо увидеть его в позитивном свете. Это начало сильного желания измениться. Через истинное покаяние мы выбираем освобождение от старых плохих привычек и решаемся на перемены. Мы затеваем «генеральную уборку» и избавляемся от поступков, которые больше не хотим совершать. Определяем, где именно оступились, и начинаем понимать, что наши осознанные действия отдалили нас от Бога.

А дальше мы планируем больше никогда не повторять своих ошибок. Звучит легко и просто, но на самом деле (и нам это хорошо известно) мы оступимся вновь. Что же делать, когда мы падаем? Совершенно верно: вставать. В этом и состоит наша задача: встать и еще на один шаг приблизиться к Богу.

Эта книга предлагает стратегию, с помощью которой мы сможем сократить количество и серьезность наших падений. Небрежение о собственном здоровье отдаляет нас от Создателя. Или, если сформулировать эту же мысль в более позитивном ключе, забота о здоровье может и должна стать поучительной составляющей нашей веры.

На пути к здоровью

«Привычка — дело важное; трудно отстать от нее и уберечься… Итак, чем более ты знаешь силу привычки, тем более старайся освободиться от худой привычки и приучай себя к другой, полезнейшей», — замечает Иоанн Златоуст.

Раскаяние с большой буквы — вот первый шаг на пути к хорошей привычке. План, по которому мы собираемся отказаться от старых привычек и полностью изменить ум, у каждого из нас будет свой, в зависимости от индивидуальных задач.

Итак, давайте поразмыслим о своем здоровье. Сосредоточьтесь и подумайте, что вам необходимо изменить.

Совершенствоваться — значит меняться, быть совершенным — значит меняться часто.

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ

Конечно, если бы такое изменение было легким и приятным, мы могли бы отложить книгу прямо сейчас и запросто начать новую жизнь. Но святые отцы подчеркивают, что отказ от дурных привычек невозможен без борьбы или усилий. И поясняют, что нам придется сражаться со своими плотскими страстями.

Как полагают многие, страсть — это нечто вожделенное. Если мы страстно чего-то хотим, значит, у нас есть стимул к достижению цели. Однако смысл слова «страсть» в ранней Церкви был иным: оно означало «страдание». Поэтому, когда говорится о страстях в христианском контексте, имеются в виду действия, которые причиняют нам страдания, потому что отдаляют от Бога.

Чревоугодие, жадность, похоть, гордыня, гнев — вот примеры наших плотских страстей. И хотя удовлетворение страстей может приносить удовольствие, с ними надо бороться, поскольку они преграждают нам путь к единению с Богом.

Избавление от этих мирских желаний помогает нам освободиться и найти в своей жизни место для Христа. Суровая реальность заключается в том, что нам придется противостоять врагу рода человеческого с его искушениями и соблазнами. А среди таких искушений может оказаться и нездоровое отношение к еде.

Не думайте о себе высоко, не оправдывайте свои слабости и пороки. Старайтесь видеть себя такими, какие вы есть на самом деле. Наипаче же любите друг друга.

ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ)

Если враг рода человеческого видит нас на пути к обожению (а это может быть и забота о здоровье, главное — правильно расставить приоритеты), он может попытаться сбить нас с пути. Ведь насколько Бог желает нашего обожения, настолько же дьяволу это ненавистно. Наверняка святые отцы в один голос сказали бы: «Не существует волшебной таблетки. Не попадитесь на крючок всевозможных диет!»

Как превратить процесс питания в священнодействие

Начнем с проработки тех областей, которые помогут нам сформировать здоровое отношение к еде. Давайте вернемся к разговору о еде как священнодействии.

Для этого необходимо рассмотреть два типа пищевого поведения, которые способны помешать выстроить здоровое отношение к еде: первый — невнимательность при приеме пищи, второй (как это ни парадоксально) — чрезмерное увлечение здоровым питанием.

Невнимательное отношение к еде

«Бездумное питание» — этот термин предложил диетолог Брайан Уонсинк. А включает в себя это понятие многие аспекты питания при неправильной мотивации, когда мы не уделяем должного внимания тому, что едим, почему едим и сколько едим.

Работу над проблемами пищевого поведения можно начать с развития в себе добродетели, известной в православной традиции как трезвение, или непсис. Непсис — практика внутреннего внимания к работе ума и сердца. В значительной мере это схоже с тем, что сегодня многие называют осознанностью. Благодаря непсису мы постоянно на страже и следим за своими мыслями и поступками.

Тито Коллиандер, финский православный писатель XX века, для иллюстрации важности трезвения предлагает в своем труде «Узкий путь» такую аналогию: «Помысл стучится в дверь, подобно коробейнику. Стоит впустить его, как начинается разговор о предлагаемых товарах, и трудно уже указать человеку на дверь, ничего не купив у него, хотя и видишь, что товар плохой. Так доходишь до согласия на покупку, часто даже против собственного желания: мы оказались побежденными вражьим соблазном».

Бдительность, когда дело касается мыслей и поступков, позволяет установить внутреннюю связь с тем, что наиболее полезно для нашего тела и души. Это своеобразное устройство слежения, помогающее нам не впасть в искушение и не поддаться страстям. Святой Григорий Синаит учит: «Повседневное нерадение… как ночь мрачная, убивает душу во сне нечувствия».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еда, вера, пост. Как найти баланс между заботой о душе и теле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я