Православное воспитание детей дошкольного возраста

Римма Киркос, 2005

Что такое «православное воспитание»? Вопрос этот очень трудный, особенно если мы говорим о детях самых маленьких – тех, кто еще не ходит в школу. У нас нет опыта – ведь мы воспитывались иначе; мы думаем, что совместное посещение воскресной службы и воскресная школа при храме – это и есть православное воспитание. Да, литургия, Таинство Причащения – это главное. Но ребенок выходит за порог храма, и на улице, в детском садике, а зачастую и дома, его встречает совсем другая жизнь. И вот тут ребенку нужен помощник, который научит его видеть и любить Божий мир, других детей, все живое; научит самому главному – хранить веру и любовь Христову. Автор книги – Римма Юрьевна Киркос – профессиональный педагог, много лет она работает по своей программе в православном детском саду. Книга рассказывает о том, как стать помощником нашим детям, как вместе с ними прожить самые важные и самые трудные – первые – годы жизни. В книге собран опыт практической работы; большая часть книги – это записи занятий, игр, бесед с детьми. Мы надеемся, что книга Р.Ю. Киркос будет нужна и интересна всем, кто любит детей и тревожится за них; и педагогам и родителям. Дети тоже участвовали в создании этой книги; на ее страницах вы увидите рисунки не только профессионального художника, но и рисунки воспитанников Риммы Юрьевны, а также детей сотрудников издательства «Сатисъ».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное воспитание детей дошкольного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5

«Добродетели и пороки»

Как воспитать одни и избежать других? — Это дело всей жизни родителей и детей. Основу этого делания можно заложить через интересное, приятное и доступное сознанию ребенка — через художественное слово.

«Цыпленок и утенок»

Вылупился из яйца Утенок.

— Я вылупился! — сказал он.

— Я тоже, — сказал Цыпленок.

— Я хочу с тобой дружить, — сказал Утенок.

— Я тоже, — сказал Цыпленок.

— Я иду гулять, — сказал Утенок.

— Я тоже, — сказал Цыпленок.

— Я рою ямку, — сказал Утенок.

— Я тоже, — сказал Цыпленок.

— Я нашел червячка, — сказал Утенок.

— Я тоже, — сказал Цыпленок.

— Я поймал бабочку, — сказал Утенок.

— Я тоже, — сказал Цыпленок.

— Я не боюсь лягушку, — сказал Утенок.

— Я то… тоже… — прошептал Цыпленок.

— Я хочу купаться, — сказал Утенок.

— Я тоже, — сказал Цыпленок.

— Я плаваю, — сказал Утенок.

— Я тоже, — крикнул Цыпленок. — Спасите!..

— Держись! — крикнул Утенок.

— Буль-буль-буль… — сказал Цыпленок.

Вытащил Утенок Цыпленка.

— Я иду купаться, — сказал Утенок.

— А я — нет, — сказал Цыпленок.

В. Сутеев

Побеседуем с ребенком:

• Что могло случиться с Цыпленком? (Мог утонуть.)

• Какие качества характера могли погубить Цыпленка? (Самоуверенность, легкомыслие, хвастовство, неопытность.)

• Как поступил Утенок? (Спас Цыпленка, поступил отважно.)

• Знает ли ребенок, что утята могут плавать с самого рождения, а цыплята — нет? Умеет ли человек плавать с раннего детства?

• Что понял Цыпленок после несчастного случая с ним и почему больше не пошел с Утенком купаться? (Цыпленок стал «благоразумным» и понял: то, что позволительно одному — может быть вредно и опасно другому.)

Обогащение словаря:

• Объяснить слово «благоразумный» и подобрать к нему синонимы. (Послушный, рассудительный, осмотрительный, внимательный, степенный, аккуратный…)

Речевые игры:

• Предложить ребенку назвать как можно больше синонимов к определенному слову. Например: мягкий — пушистый, нежный, шелковистый; смелый — отважный, храбрый, героический, бесстрашный.

• К выбранному слову подобрать прилагательные, называя их поочередно с ребенком. Например. Солнышко: теплое — ласковое; лучистое — палящее; закатное — огненное…

Творческая деятельность:

• При имеющейся возможности, спеть песенку о цыплятах, инсценируя ее.

• Предложить ребенку сделать аппликацию или вылепить из пластилина, а лучше из глины, героев рассказа. («Пушистого цыпленка» можно сделать из рваных кусочков бумаги, наклеивая их на готовый контур. Это хорошо развивает мелкую моторику ребенка, особенно если он будет самостоятельно рвать цветную бумагу или салфетки на мелкие кусочки. Еще один способ: сделать аппликацию цыпленка в мозаичной технике из окрашенной яичной скорлупы.)

На прогулке:

Если вам с ребенком доведется повстречать домашних птиц, постарайтесь понаблюдать за их поведением, отметить характерные особенности. Дома можно предложить ребенку увиденное изобразить в рисунке или сочинить свой небольшой рассказ-описание.

Карасишка-хвастунишка

(Якутская притча)

Словно семечко круглое, мал

Младший сын карася — Карасишка.

Все шалил, все играл,

Всюду нос свой совал

На реке — Карасенок-врунишка.

«Я — Карасик — храбрец,

Я — пловец, я — хитрец!

Хоть и возрастом мал,

А от щуки удрал!»

Словно семечко круглое, мал

Младший сын карася — Карасишка.

Все шалил, все играл,

Кувыркался, нырял,

Песню звонкую пел хвастунишка!..

На стремнину широкой реки,

Распевая, заплыл он спросонок.

Как листочек ольхи,

Как листочек ольхи,

Закружился в волнах Карасенок.

Так привольно ему на волнах одному.

Плыл Карасик веселый и гордый.

Так разнежился всласть.

Только чья ж это пасть?

Это щучья зубастая морда!

Словно семечко круглое, мал

Младший сын карася — Карасишка,

С той поры он пропал,

И никто не видал,

Где ж пловец, удалец — хвастунишка?

Поразмышляем с ребенком:

Предложить ребенку подумать: какая черта характера принесла вред Карасику? (Он был непослушным, неосторожным, хвастливым, своевольным и самоуверенным.)

В чем выражается хвастовство? (Хвастун всегда переоценивает свои силы, преувеличивает свои возможности, а это бывает плохо для всех. Карасик сам пострадал от своего зазнайства и принес горе своему па-пе-карасю тем, что потерялся.)

Похожи ли хвастунишка и лгунишка? Чем? (Оба обманывают себя и других, а это считается грехом перед Богом.)

Выучим пословицу:

«Кто хвастать любит — сам себя губит».

Болтливая черепаха

Сказка

Жила в лесу на дубу белка, а на реке в песке — черепаха. Вот зовет раз белка черепаху к себе в дупло в гости:

— Приходи ко мне орехов погрызть.

— Да как же я к тебе — так высоко?

— А ты за хвост мой уцепись, да покрепче держись — вот и доберемся.

Ладно. Вытянула черепаха шею, ухватила зубами беличий хвост, а лапы под щиток (панцирь) втянула, чтоб не болтались, о ветви не зацеплялись. Белка с сучка на сучок, с дубка на дубок, а черепаха внизу качается, брюшком каменным о кору постукивает, но ничего — держится.

Вдруг летит мимо аист — приятель черепахи, на реке вместе лягушат ловили.

— Здравствуй, кума, куда это тебя занесло?

Кума куму рада, хочет поздороваться:

— Здра…

Только рот разинула — белкин хвост выпустила да наземь — шлеп!

Ушиблась черепаха да со злости к себе на реку и уползла. На другой день приходит белка к черепахе:

— Что ж ты сердишься, кума, не моя ведь вина, держать бы тебе язык за зубами. Полезем-ка опять. Полезли. С сучка на сучок, с дубка на дубок — уж и дом белкин близко, да на беду пролетала тут рядом ворона — пером черна, на язык остра. Говорит ворона белке:

— Что это ты за булыжник мокрый тащишь?

Не стерпела черепаха обиды, возьми да и закричи вороне:

— Сама ты бул…

Ну, и бухнулась снова оземь. Ушиблась хуже прежнего.

Приходит белка к черепахе в третий раз:

— Хочу тебя орехами угостить. Уж сделай милость, помолчи с часок — как взберемся на дубок, тогда с кем хочешь разговаривай.

Стали опять карабкаться. Крепится черепаха, никому по дороге не отвечает. Вот и дупло. Ухватилась белка за порог лапками, хвост подтягивает, черепахе кивает:

— Вот мы и дома!

Тут бы черепахе еще чуточку потерпеть, пока в горенку не попала: нет, не удержалась — отозвалась:

— Вот это да-а…

Да как брякнется вниз — и дух вон. Дуб-то был высокий.

Вот и говорят: «Коли дело не сделано — болтать не велено».

«Пока не сел на печи, знай — молчи».

Е. Яновский, 1924 г.

Поразмышляем с ребенком:

• Спросить у ребенка, какие, по его мнению, качества характера погубили черепаху? (Нетерпение, поспешность, болтливость, хвастовство.)

• Что еще говорит о том, что черепаха была не только болтливой, но и глупой? (Черепаха падала несколько раз, но так и не сделала для себя спасительного вывода, ничему не научилась на своих ошибках…)

Выучим пословицы:

«Мой первый злодей — лень, другой злодей — язык, а третий — соблазн».

«Слово — серебро, а молчание — золото».

Вопросы:

• Как первую пословицу можно соотнести с черепахой из сказки?

• В чем заключалась лень и глупость черепахи? (Подумать, сделать выводы из ошибок.)

• В чем был соблазн у черепахи? (Грех хвастовства, нетерпеливости.)

• Какие качества требуются, чтобы уметь себя сдержать и промолчать, где надо?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное воспитание детей дошкольного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я