Безумный, безумный мир и умные города. Путь в новую реальность

Рамиль Булатов

В книге Р. И. Булатов, автор многих статей, книг, научных работ и проектов, раскрывает читателю многие малоизвестные ранее проблемы и закономерности развития экономики и глобальных технологических, политических и экономических процессов в социуме, в том числе с позиции управления развитием человечества в целом. Книга рассчитана на людей, решивших не останавливаться в своем развитии и способности влиять на окружающий нас мир.

Оглавление

Татария (Tartaria), зарождение России и древнейшие города на Волге (Итили, Идели): Казанское ханство, Московское княжество и Большая Тюркская Орда в средние века

Опасаясь столкновения с Большой Тюркской Ордой, Махмуд всячески стремился укрепить Казанское ханство. В этой связи ему пришлось выбирать между исламом и ведическим мировоззрением. Уже распространившийся среди тюрок ислам, как и христианство, как нельзя лучше соответствовал установлению самодержавной ханской власти. Ведическая демократическая традиция организации общества становилась ненужной. Поэтому Махмуд сделал ставку на ислам. Всяческое содействие исламу привлекло на сторону Махмуда многих тюрок-мусульман, которые целыми аулами стали переходить на его сторону. Численность тюрок-мусульман в Казанском ханстве стала резко расти. Именно при Махмуде Казань превратилась в мощный центр исламской культуры.

Значительно увеличилась территория Казанского ханства. При Махмуде в Казанское ханство вошли многие города с округой, расположенные на западном берегу Волги: Синбир (Симбирск), Сары Тау (Саратов), Сары-тин (Царицын). Однако предпочтение Махмуда исламу породило процесс этно-религиозного размежевания между тюрками-мусульманами и тюрками, называемыми некоторыми авторами, — славянами-татарами. Так называемые, славяне-татары (в основе своей древнетюркское конное войско; прим. авт.), не желая принимать ислам, стали уходить в т.н. славянские княжества (в основном в Московию; прим. авт.). И если раньше их уход был единичным и групповым явлением, то теперь он обрёл массовый характер. Подталкивали этот процесс и решения, принятые Василием II. Трагические события 1444—47 гг. показали Василию II и его окружению, что т.н. славяне-татары были не только превосходными воинами, но к верными присяге подданными. Поэтому началось их широкое приглашение на службу московскому князю.

Рис.8. Воины Великой Татарии (Tartaria)

Скорее всего что под славяно-татарами автор понимает совместные войсковые соединения и союзы исконно татарской (древнетюркской) кочевой кавалерии, с ее особой дисциплиной, и пехоты из числа славян и иных местных племен, в том числе воинов из числа дружины местной знати, возможно имевшей и славянские корни. Примерно по указанной модели сложилось войско хана Аспаруха, — при создании им совместно с тюркским населением Дунайской Болгарии, — а затем эта модель перенеслась на весь народ, что и предопределило дальнейшее развитие болгарского языка на Дунае с большим числом языковых заимствований от присоединившегося славянизированного, в более ранний период истории, населения. Для примера, в соседней Венгрии, тюркская конная армия целиком растворилась в языковой среде местного фино-угорского населения, — о чем писали в своих книгах Ибн-Фадлан и Аль-Гарнати, которые во времена раннего средневековья описали в своих путевых записках при поездках в Волжскую и Дунайскую Болгарии и на территориях между этими государствами. В тогдашней Венгрии конное тюркское войско было еще двуязычным.

Приблизительно по такому же сценарию сложились отношения внутри казачества, имеющего тюркские степные корни. Ведь казак — это по древнетатарски всадник.

Уже при Дмитрии Донском в Московии начали строить первую засечную линию по реке Оке и оборудовать её крепостями. Для несения службы в крепостях и в пограничной линии нужны были особые войска. Для этой службы т.н. славяне-татары подходили как нельзя лучше. Именно поэтому при Василии II впервые стали предлагать им службу в крепостях за жалование. После достижения соглашения их тысячный отряд становился стрелецкой дружиной, а тысячник — стрелецким головой. Так появились служилые татары. Служба в таких дружинах была наследственной. Сохраняя внутреннюю автономию, стрельцы приносили присягу князю.

Почему перешедшие на службу к московскому князю воины стали называться ещё и стрельцами? Дело в том, что в то время лучшими стрелками в мире из лука были быввшие ордынские воины, татары. В своей книге «От ариев к русичам» рассказывается, что послать стрелу на 500 и более метров для ордынского воина было обычным делом. Английские лучники, которых восхваляет официальная история, посылали стрелу едва за 300 метров. По этой причине стрелецкие дружины были лучшей частью московского войска. Лучшей частью они оставались на протяжении более чем 200 лет.

Поступая на службу в московское войско, они оговаривали для себя особые условия. Они были свободными людьми и желали оставаться таковыми. Закрепостить служилого татарина никто не имел права. По мнению некоторых авторов, многие из них имели ведическое мировоззрение, которое они не меняли, как того ни добивались христианские попы. Служилые татары сохраняли ордынскую организацию внутренней жизни и подготовки войска. Военное обучение и организация боевых действий оставались прежними. Закрепление служилых татар за землей не допускалось, так как оно воспретило бы им заниматься военным делом — прямым их предназначением. Благодаря вниманию к служилым татарам, вооружённые силы московского княжества стали быстро увеличиваться. Ещё быстрее стала возрастать их боеспособность, об этом также упоминает Лев Гумилев в своих исторических трудах (памятник великому историку стоит в центре Казани. прим. автора).

Реализация этого решения очень скоро дала положительный результат. Это впервые проявилось в январе 1450 года, во время штурма Галича, в котором засел Д. Шемяка со своим войском. Несмотря на широкое применение его войском огнестрельного оружия и расположения его на горе, на которую поднимались московские войска, они одержали над войском Д. Шемяки полную победу. Показателен и другой случай. В 1456 году состоялся поход против Великого Новгорода. Поход завершился успешно, была взята и ограблена Старая Русса. После чего московское войско с добычей повернуло назад. Отход прикрывала стрелецкая дружина численностью около 500 человек.

С. Соловьёв даёт численность всего в 200 человек, что неверно. Новгородцы собрали и послали вдогонку войско численностью около 5 тысяч человек. Стрелецкая дружина организовала в одном из сёл засаду. Улицы были перегорожены возами. За этими возами, в домах и на крышах домов засели стрелки-лучники. Как только новгородцы втянулись в улицы и наткнулись на возы, стрелки-лучники стали поражать их стрелами почти в упор. Перебито было почти всё войско. Новгород вынужден был капитулировать. Приводя рассказ С. Соловьёва в своём труде «Древняя Русь и Великая Степь» Л. Гумилёв пытался обосновать свою теорию подъёма пассионарности в среде московского люда. На самом деле никакого подъёма пассионарности не было. Победа была достигнута благодаря боевому мастерству служилых татар, сохранивших систему выучки ордынского тюркского войска.

Подъёму и усилению московского княжества способствовали не только мирные отношения с Казанью и переход служилых татар на службу московскому князю. В это время Большая Тюркская Орда продолжала слабеть. На востоке многие города и селения добровольно перешли в подчинение Казанского ханства. На юго-западе, после захвата власти в Крыму Хаджи-Гиреем и образования Крымского ханства, положение тоже было катастрофическим. После утверждения Хаджи-Гирея на престоле Крымского ханства, другой претендент на этот престол Саид-Ахмед обосновался в Подолии и перешёл на сторону Кичи-Мухаммеда. Подбиваемый им Саид-Ахмед в 1452 году вторгся в Литву и дошёл до Львова.

Однако в тыл ему ударил Хаджи-Гирей. В сражении погибло много тюрок, поддерживавших Саид-Ахмеда. Сам он едва спасся бегством. Позиции Хаджи-Гирея в Крыму ещё более укрепились. Но Кичи — Мухаммед не собирался сдаваться. Опираясь на генуэзцев и Саид-Ахмеда, он хотел, во что бы то ни стало овладеть Крымом. Но этому не суждено было сбыться. В 1454 году турки-османы взяли Константинополь. В его обороне приняли участие генуэзские купцы, направившие свой флот из Таврии на помощь византийцам. Это сблизило турецкого султана с Хаджи-Гиреем. В этом же году в районе Керчи состоялась встреча Хаджи-Гирея с командующим османским флотом Дмир Кахья, в результате которой было заключено соглашение о военной помощи тюркам-крымчакам со стороны турок-османов, на случай войны с Кичи-Мухаммедом и генуэзцами. Это ещё более упрочило положение Хаджи-Гирея.

Кичи-Мухаммед, лишившись возможности захватить Крым, вновь подтолкнул саид-ахмеда к нападению на Литву. В 1455 году он опять вторгся в Литву, но был разбит, попал в плен и был посажен в крепость г. Ковно. С пленением саид-ахмеда и его детей не осталось претендентов на престол крымского ханства. После чего Польша и Литва признали его самостоятельность. Неудачи на востоке и юго-западе подломили силы Кичи-Мухаммеда. В 1459 году он скончался. Таким образом, ослабление большой тюркской орды наряду с обстоятельствами, приведёнными выше, способствовали подъёму Москвы. Неслучайно, несмотря на трагические обстоятельства правления Василия II (Тёмного), территория московского княжества увеличилась в 30 раз.

После смерти Кичи-Мухаммеда в Большой Тюркской Орде началась борьба за власть между его сыновьями махмудом и ахметом. В 1459 году старший сын Кичи-Мухаммеда Махмуд был провозглашён ханом Большой Тюркской Орды. В марте 1462 года умер Василий II (Тёмный). Задолго до своей смерти великий князь Василий принял решение о престолонаследии. Иго старший сын Иван уже в 1449 году именовался великим князем. В 1451 году он формально возглавлял московское войско в походе против Д. Шемяки. В 1452 году, когда ему было всего 12,5 лет, состоялась его свадьба. Вскоре после свадьбы он становится реальным соправителем Василия II. Так что к моменту смерти своего отца князь Иван имел большой опыт государственного управления.

Для того чтобы иметь законные права на престол, князю Ивану пришлось ехать к хану Махмуду в большую тюркскую орду за ярлыком. Хан Махмуд, озабоченный укреплением собственной власти, выдал ярлык на правление князю Ивану. Однако это не сблизило их. Князь Иван, связанный договором отца, вынужден был часть дани (выхода) выплачивать казанскому хану, Махмуд, не имея сил справиться с Казанью, решил силой заставить князя Ивана выплачивать дань полностью только ему одному. В 1465 году он попытался собрать войско и двинуться на Москву. Однако на него напали тюрки-крымчаки, разгромили его войско и опустошили многие районы большой тюркской орды. Поражением воспользовался брат Махмуда Ахмет. Он объявил себя ханом большой тюркской орды и начал печатать монеты с надписью «Хан Правосудный Ахмет».

Махмуд бежал в Хаджи-Тархан (Астрахань), захватил её и положил начало созданию будущего Астраханского Ханства. Так на месте бывшей единой Большой Тюркской Орды образовались Казанское, Крымское, Астраханское ханства и ослабевшая Большая Тюркская Орда. Границы Астраханского ханства, установленные при его образовании, оставались почти без изменений вплоть до его падения. От Ногайской орды его отделяла река Бузань (один из притоков Ахтубы). Южная граница шла по рекам Симур, Терек, Кура, Кубань. Западная граница по рекам Егорлык и Маныч. Дон отделял от Большой Тюркской Орды. Нападение тюрок крымчаков и внутренние распри в Большой Тюркской Орде отложили на время столкновение между нею и Московским княжеством.

Ситуация для Ивана III складывалась не совсем удачно. С юга и востока в любой момент могла прийти беда, с которой почти невозможно было справиться. Но здесь подвернулся случай, который позволил до известной степени разрядить обстановку и уменьшить опасность, исходящую с востока. В 1461 году умер казанский хан Махмуд. Он имел двух сыновей Халиля и Ибрагима. В начале на престол вступил Халиль, который умер в 1467 году. Он не имел детей, поэтому после его смерти ханом был провозглашён его брат Ибрагим. Сразу же на престол Казанского ханства стал претендовать его дядя Касим, удельный князь Московского княжества. Однако его кандидатура была отвергнута большинством аристократов Казани. Назревала война между дядей и племянником.

Не располагая необходимыми силами, князь Касим обратился за помощью к великому князю Ивану. Иван III нашёл целесообразным поддержать притязания Касима, так как представлялась возможность избавиться от вассальной зависимости, а в случае удачи посадить на престол Казанского ханства своего человека. Поход войска Касима состоялся в 1467 году. Однако хан Ибрагим успел приготовиться и выставил против него превосходящее войско. Превосходство войска Казани было настолько очевидным, что Касим, не вступая в сражение, повернул обратно. Таким образом, его поход закончился неудачей. Казалось, борьба за престол была закончена, тем более что сам Касим вскоре умер.

Но хан Ибрагим рассуждал иначе. Он посчитал виновным в организации похода Касима великого князя Ивана III и решил наказать его, как своего вассала. Он послал войско на Галич. Взять город войско не смогло и, разорив окрестности, вернулось в Казань. Теперь уже Иван III не мог простить Ибрагиму налёт его войска. Началась война с далеко идущими последствиями. В 1468 году боевые действия велись с переменным успехом. Ни той, ни другой стороне не удалось добиться победы. В 1469 году боевые действия продолжились. Первый поход московского войска на Казань весной 1469 года потерпел неудачу. Перелом наступил летом 1469 года. В августе московское войско, под предводительством дмитровского удельного князя Юрия, осадило Казань.

Умелое руководство князя Юрия, превосходство в силах и отсутствие помощи заставили казанского хана Ибрагима пойти на заключение мирного договора «на всей воле великого князя». Что это означало? Это означало, что великий князь Иван III избавлялся от вассальной зависимости со стороны Казани, освобождались все пленники, Казань отказывалась от притязаний на Вятку, открывался торговый путь по Волге для московских купцов. Безусловно, эта победа имела большое значение. Она говорила не только о возросшем могуществе Московского великого княжества, но также о том, что династические распри внутри него почти закончились, и оно могло перенести основные свои усилия на борьбу с внешними противниками.

Эта победа обеспечила также прорыв изоляции Москвы на востоке, установившейся в период образования Большой Тюркской Орды и Казанского ханства. Появились благоприятные условия для расширения и установления связей с другими странами, в том числе с Индией. Этими возможностями не преминули воспользоваться предприимчивые русские люди. В частности, тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию. По Волге и Каспию он доплыл до Персии, далее сухопутным путем добрался до Бедера — столицы Херсонского султаната. Затем добрался до местности, ныне это штат Махараштра, где посетил храм Кайласанатха в селе Эллора, построенный в VIII веке. В Эллоре тогда находилось немало других храмов, высеченных в скалах и принадлежавших разным религиозным общинам, что побудило европейцев назвать тот комплекс индийским Иерусалимом, но самое главное, там, в Индии, А. Никитин узнал, что индийцы много слышали и знали о Рассее, были и такие, которые разговаривали на санскрите, очень похожем на русский язык. Причём они знали о Рассее много больше, чем о Португалии, Голландии и Англии, корабли которых бороздили почти все океаны и моря в то время. Разумеется, индийцы многое слышали и знали о Рассении, но не о Московии. Это сейчас абсолютно ясно. Но тогда у купца А. Никитина, Рассея ассоциировалась и отождествлялась с московским великим княжеством. После возвращения из многолетнего и многотрудного путешествия А. Никитин написал книгу «Хождение за три моря» (www.rutraditions.ru/news/kazanskoe‑khanstvo‑moskovskoe‑knyazhestv o-i-bolshaya-tyurkskaya-orda). Вполне вероятно, что А. Никитин был цыганских кровей. Цыгане в средневековый период проявляли высокую миграционную активность. Они также, как и иные кочевые племена, выполняли в то время и купеческие функции. Вследствие чего А. Никитину и были близки некоторые языки жителей Индостана. Как всякий житель Татарии/Tartaria (зарождавшейся в средние века России/Рассеи) он обладал двуязычием, т.е. мог изъясняться на тюрко-татарском языке и славянских диалектах. Такое языковое построение в Великой Татарии и предопределило появление русского языка, в качестве усредненной модели общения, своего рода татарско-славянского эсперанто, который в течение веков трансформировался в современный русский язык, впитавший в себя словарный запас, топонимику, синтаксис, морфологию и т. п. трех основных групп населения татарской части Евразии, — тюрков, татар и финно-угорских народностей с терминами и лексическими формами языков других народов Евразии /Татария — англ. Tartaria — лат. Tartariae/.

Примечателен также тот факт, что недавно российское и европейское культурные сообщества отметили две незаметные, но весьма интересные даты: 500-летие цыган в России и 600-летие цыган в Европе, а по некоторым источникам и более. Встает вполне естественный вопрос: почему в Европу цыгане мигрировали в более ранний период? Во-первых, — это климатические условия. Климат в Европе всегда был мягче. Во-вторых. Европа раньше наладила транспортные коммуникации, дороги, постоялые дворы вдоль транспортных артерий и т. д. и т.п., где можно было закрепиться кочевым цыганам. В-третьих. В европейской части Евразии раньше наступил относительный покой без глобальных войн того времени, зачаточные формы толерантного отношения к мигрантам. В-четвертых. Надвигалась эпоха Возрождения. В-пятых. Также и множество малых разнородных факторов локального значения.

Все эти факторы вкупе и предопределили более чем 100-летнее запаздывание в появлении цыганских племенных образований (таборов) на территории Великой Татарии (зарождающейся России).

В России по переписи 2002 года проживало примерно 183 тысяч цыган. По словам цыганских активистов — до миллиона. Цыгане в России живут почти 500 лет, и все это время шел процесс изучения цыганами русской культуры и русского языка. За последние 50 лет в их жизни произошли два немаловажных события — появление национальной интеллигенции и переход к оседлости, сообщает mirdat.ru.

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.

В честь Первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган (ru.wikipedia.org).

Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».

Миграция южных народов, как предмет изучения экономической географии, дисциплин, связанных с демографией, долгое время был уделом узких специалистов-ученых. Однако, сама по себе миграции южных народов на север, их смешение с северными народами, традиционно населявшими Великую Татарию (Tartaria), обогатило северян ведическими и иными знаниями, терминологией и географическими понятиями. И вполне вероятно, что А. Никитин «сходил за три моря» к своим бывшим соплеменникам, сам будучи представителем, потомком, кого-то из предыдущего поколения переселенцев с юга Евразии, смешавшегося с местным населением из среды Великих Татар, либо имел в проводниках, помощниках, подобного человека, из числа людей цыганского происхождения. Евразия не имела внутренних морских границ между Великой Татарией и другими ее частями, и вполне естественным образом люди из других частей континента мигрировали на территорию Татарии (Tartaria) и перемешивались с татарами, служилыми татарами, московитами и др., привнося свою лепту в культуру Великой Татарии и будущей повременной и современной России. Вольно или невольно, но купец-разведчик (как и Марко Поло), открыл глаза северному обществу, и долгое время передовая часть населения Великой Татарии, а равно и ее последовательницы — России, смотрели на дальних южных соседей по континенту глазами автора книги «Хождение за три моря».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я