Экономика предприятия (фирмы)

Раиса Каманина, 2015

В работе (конспект лекций) в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования 3 поколения рассмотрены вопросы экономики, планирования, организации процессов производства и управления на предприятии. В своей профессиональной деятельности каждый экономист решает вопросы, связанные с деятельностью какой-либо фирмы, будь то торговая компания, производственные предприятия, проектная контора, сервисная организация и т. д. Знание курса «Экономика предприятия» позволит студентам, бакалаврам и руководителям, независимо от рода их деятельности, получить четкое представление о социально-экономических функциях, месте и роли предприятия в формировании отраслевых и территориальных комплексов, развитии национальной экономики в целом. Получая представление о функциях, правилах и задачах предприятия, бакалавр может подготовить правильные решения о своей профессиональной работе, только увязав их с другими сторонами деятельности предприятия. «Экономика предприятия» рассматривает хозяйственную деятельность коммерческих организаций как единый бизнес-процесс, отдельные направления которого более глубоко изучаются в других учебных курсах экономических специальностей. Издание содержит теоретический материал и практикум. Приведены задачи с расчетами, а также задачи для самостоятельной проработки. Для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы» и другим экономическим специальностям, а также руководителей производства, предпринимателей, инженеров производственного сектора и всех интересующихся проблемами экономики предприятия.

Оглавление

  • Предисловие[1]
  • Раздел I. Предпринимательство и ресурсы предприятия (фирмы)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика предприятия (фирмы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I

Предпринимательство и ресурсы предприятия (фирмы)

Тема 1. Введение в дисциплину

1.1. Сущностные понятия терминов «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», «бизнес», «предприятие», «фирма», «организация»

1.2. Функции и важнейшие признаки предпринимательской деятельности

1.3. Нормативно-законодательные источники предпринимательской деятельности

1.4. Классификация предпринимательской деятельности

1.1. Сущностные понятия терминов «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», «бизнес», «предприятие», «фирма», «организация»

Экономика представляет собой фундамент, на котором зиждутся все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения людей. Ее ядром является производство материальных благ, включая предметы потребления и средства производства.

Экономика или хозяйствование — это решение вопросов по поводу удовлетворения неограниченных потребностей человека при ограниченных ресурсах. Потребности человека — движущая сила экономики.

Основные вопросы экономики:

● что производить (какие товары и сколько);

● как производить (какими ресурсами и технологиями);

● для кого производить (кто должен получать продукцию).

Недостаточность ресурсов обуславливают следующие принципы (целевые установки) экономики:

● обеспечение механизма производства благ при заданных ресурсах (принцип максимизации);

● производство заданного количества благ при минимуме затрат ресурсов (принцип минимизации);

● достижение благоприятного соотношения между результатами и затратами (принцип оптимальности).

Приведенные формулировки выражают принцип экономики, причем первая и вторая из них — частные случаи третьей общей целевой установки.

В чем состоит сущность определений «предприниматель», «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», «бизнес»?

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» тесно связаны между собой». Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять» — сделать что-либо, создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и прочее.

С точки зрения экономиста, предприниматель — это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и многое другое таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок.

С точки зрения психолога, предприниматель — это человек, которым движут определенные мотивы, например, желание добиться, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность. В этом случае предпринимательство — особое внутреннее свойство, связанное с умением рисковать, брать на себя ответственность и рационально, прибыльно хозяйствовать на основе постоянного поиска новых идей. Следует учесть, что таким свойством наделены далеко не все люди. Согласно исследованиям фирмы «Бизнес-консалтинг групп» (Бостон, США), предпринимательскими способностями наделены 5–6 % людей. Без таких врожденных способностей предпринимательская деятельность успешной, скорее всего, не будет. В то же время любые способности нуждаются в развитии.

С точки зрения политэконома, предприниматель — это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, который находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.

С точки зрения самих предпринимателей, предприниматель может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем, или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги.

Каждое из этих определений рассматривает предпринимателя под разными углами зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать.

На вопрос, «какой совокупностью личных качеств должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предпринимателем?», нельзя ответить однозначно. Однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения. Цивилизованные и преуспевающие предприниматели должны обладать следующими чертами: быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными, проявлять лидерство, уважать мнение других, позитивно относиться к людям, постоянно учиться, быть готовыми к риску, уметь преодолевать сопротивление окружающей среды, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, обладать чувством ответственности, упорством, большой силой воли, иметь творческое начало, коммерческий и финансовый склад ума, высокую работоспособность, быть трудолюбивыми, уметь привлекать необходимых партнеров, а также законным путем получать причитающееся ему и другие качества.

Со всех рассмотренных точек зрения предпринимательство — это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом и карьерой, не жалеет времени на создание собственного дела, предлагает покупателям новый товар или услугу.

В развитых странах государственные органы дают свои рекомендации по данной проблеме. Так, Администрация малого бизнеса США (малого предпринимательства) считает, что предпринимателю должны быть присущи следующие пять наиважнейших характерных черт, гарантирующих ему успех в самом рискованном предприятии:

а) энергия, умение заставить работать;

б) умение думать;

в) умение строить взаимоотношения с людьми;

г) коммуникабельность;

д) знание техники и технологии.

Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение от достигнутого.

Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.

Предпринимательство — это свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности.

Предпринимательство — это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма и постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.

Предпринимательство, с точки зрения российского ученого-экономиста А. В. Бусыгина, — это стремление и действие к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. А. В. Бусыгин считает, что предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования.

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных).

Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, то есть готовность рисковать. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы.

Содержание предпринимательства тесно связано с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главные сферы предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности (например, инновационная, маркетинговая) включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Сущностное понятие предпринимательской деятельности комплексно дано в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Понятие «бизнес» равноценно определению предпринимательской деятельности. Бизнес (со староангл. bising — активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Бизнес — это совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, используемых в целях производства товаров (услуг), предназначенных для продажи другим экономическим агентам — предприятиям (организациям).

Основной целью бизнеса является максимилизация прибыли, то есть получение экономического эффекта.

Вся история развития человеческого общества, так или иначе, связана с бизнесом. Существует три концепции бизнеса: критическая, позитивная, прагматическая.

Критическая концепция бизнеса исходит из категоричной позиции, что «бизнес» имеет одинаковую направленность на обогащение одних людей за счет других.

Позитивная концепция бизнеса — полная противоположность критической. Ее суть состоит в том, что бизнес понимают и оценивают как общественно полезную деятельность, которая осуществляется в порядке личной инициативы с целью производства товаров и услуг для людей. Согласно позитивной концепции бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также как их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей форме.

Обе рассмотренные концепции являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как явления.

Сущность прагматической концепции заключается в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что ее обострение до разумных пределов стимулирует развитие экономики. Можно выделить следующие основы прагматической концепции: бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой — желание некоторых людей удовлетворить свои потребности в товарах, работе и услугах. Бизнес базируется на таких отношениях между людьми, в которых преследуются, прежде всего, личные интересы. С одной стороны, естественная конкуренция провоцирует конфликт интересов, поскольку навязывание интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемленными, действительно может привести к непредсказуемым последствиям; с другой — в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а, напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей. Бизнес — это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

Таблица 1.1

Особенности позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса

Итак, в позитивной и критической концепциях бизнеса явно преувеличивается значение соответственно общественных и эгоистических интересов субъектов бизнеса. Между тем лишь в рамках прагматической концепции можно избежать идеализации настоящего и прошлого равным образом, как и уничтожением рыночного настоящего в пользу нерыночного, так и коммунистического будущего с его принципом распределения «от каждого по способностям — каждому по потребностям» (табл. 1.1).

Предприятие — основное звено экономики.

Перед экономикой как наукой стоит задача, связанная с эффективным использованием ограниченных ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов экономическая проблема, как удовлетворить постоянно растущие потребности общества, трансформируется в проблему осуществления выбора по следующим направлениям:

● что производить и в каком объеме;

● каким образом производить выбранные виды продукции;

● какие ресурсы использовать и по какой цене их покупать;

● где и по какой цене реализовывать свою продукцию, как реагировать на поведение других субъектов рынка;

● как распределять доход: какую его часть использовать для текущего потребления, а какую — для накопления.

В рыночной системе через спрос и предложение определяется, что и в каком количестве производить, как производить, как будет распределяться созданная продукция. Решение основной экономической проблемы происходит на уровне предприятия в форме создания конкретных видов товаров.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект с неопределенным сроком существования, включающий обособленный имущественный комплекс, на базе которого профессионально организованный трудовой коллектив осуществляет постоянную совместную деятельность по удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах с целью получения прибыли.

Предприятие должно быть официально зарегистрировано, иметь индивидуальное наименование, устав или учредительный договор (документ, определяющий цели, задачи, местоположение, структуру и особенности функционирования предприятия). При регистрации в органах статистики предприятию присваивается код, отражающий территориальную и отраслевую принадлежность. Общие черты, свойственные всем предприятиям:

1) организационное единство, т. е. объединенный общим процессом труда организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

2) определенный комплекс средств производства, для каждого предприятия имеющий свои особенности;

3) обособленное имущество, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;

4) имущественная ответственность, т. е. предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

5) единоначалие, основанное на прямых административных формах управления;

6) выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;

7) экономическая самостоятельность, т. е. предприятие осуществляет оперативную хозяйственную деятельность, сделки и операции, обеспечивает самоокупаемость (возмещение затрат на производство продукции) и самофинансирование развития производства.

Совокупность и единство признаков придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Фирма — юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий.

Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Понятия «предприятие» и «фирма» имеют общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий.

Во-первых, предприятие — субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или коллективного), в то время как фирма — субъект экономических отношений между различными «автономными» капиталами (предприятий, фирм, концернов и т. д.). Поэтому с точки зрения концентрации капитала фирма — корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

Во-вторых, появление термина «фирма» обусловлено широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования — акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия. Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, так как позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому следующая особенность крупной фирмы — ее многоотраслевая структура. Сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация», что является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм. Поэтому с точки зрения концентрации производства фирма — это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. Имеются и другие различия между понятиями «предприятие» и «фирма».

Фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Организация (как субъект) — это объединение группы людей с осознанными общими целями, с определенной структурой и обеспечением материалами, оборудованием, денежными средствами.

Организация (как функция) — это процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации.

Организация (как деятельность) — это деятельность по созданию, объединению, поддержанию и контролю процессов, необходимых для подготовки и создания объекта.

Организация (как процесс) — это деятельность по созданию и совершенствованию структуры и правил функционирования ее элементов.

1.2. Функции и важнейшие признаки предпринимательской деятельности

Функции предпринимательской деятельности:

● новаторская — содействие процессу продуцирования новых идей, осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров, предоставление новых услуг и т. п.;

● организационная — внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальная интеграция с традиционными; рациональное объединение форм единичного разделения труда и основных элементов производственной системы, контроль за ними;

● хозяйственная — наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;

● социальная — изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, в соответствии с главной целью, требованиями основного экономического закона;

● личностная — самореализация предпринимателя как личности через достижение собственной цели, получение удовлетворения от своей работы.

Важнейшие признаки (черты) предпринимательской деятельности:

1. Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность — это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей.

2. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Этим предпринимательство коренным образом отличается от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики, допускавшей существование заведомо убыточных предприятий, которые при плохих результатах хозяйствования могли обратиться за поддержкой к государству. Вполне объяснимо в связи с этим, что такой чисто рыночный институт, как институт несостоятельности (банкротства) возрождается в нашей стране только с переходом к рынку. Предпринимательский риск — мощный стимул к усиленной работе.

3. Предпринимательская деятельность направлена на системное получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в том случае, если в результате получена не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера.

4. Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Буквальное толкование законодательной нормы приводит к выводу, что, если деятельность осуществляется лицами незарегистрированными, она не является предпринимательской. Такой вывод представляется неверным. Действительно, как же в таком случае применить ст. 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ, как взыскивать в судебном порядке доходы, полученные от такой деятельности, в доход бюджета?

Такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном порядке, — это формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус.

1.3. Нормативно-законодательные источники предпринимательской деятельности

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в основном законе страны закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

2. Далее в структуре источников права называем кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, об административных правонарушениях, Уголовный и другие. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых норм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров.

3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:

а) законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка, например, закон РФ «О рынке ценных бумаг»;

б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах» и др.;

в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например, закон РФ «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей групп, т. е. устанавливающие правовые положения субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития, Министерство промышленности и торговли и др.

5. Опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты.

6. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является приказ об учетной политике организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.

7. Составной частью правовой системы РФ выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как двусторонние (о торговле), так и многосторонние (например, Евразийская патентная конвенция).

1.4. Классификация предпринимательской деятельности

Слово «классифицировать» означает распределять что-то по группам, разрядам, классам, признакам. В табл. 1.2 приведена условная классификация предпринимательской деятельности.

Таблица 1.2

Условная классификация предпринимательской деятельности

Окончание Таблицы 1.2

Все разнообразие предпринимательской деятельности можно классифицировать по основным признакам:

1) виду, названию или направлению деятельности (производственная, коммерческая, финансовая, консультативная, некоммерческая);

2) отраслевой принадлежности;

3) видам выпускаемой продукции;

4) формам собственности (частная, государственная, муниципальная, смешанная или совместная, собственность иностранных инвесторов (100 %-ная). Частная собственность проявляется единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской). В России государственная собственность существует в двух видах — федеральной и субъектов РФ;

5) количеству собственников (индивидуальная или коллективная). В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское);

6) организационно-правовым формам (товарищества, общества, кооперативы);

7) организационно-экономическим формам (концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы);

8) распространению деятельности на различных территориях (местное, региональное, национальное, международное и мировое);

9) формам ответственности (полной, солидарной, субсидиарной);

10) статусу в зависимости от законодательно установленных критериев (крупная, средняя, малая);

11) срокам существования (постоянно действующая, временная);

12) признакам законности (законная, незаконная, лжепредпринимательство);

13) составу учредителей (участников) собственного дела (женская, молодежная). Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития (например, у нас в стране создана Ассоциация женщин-предпринимателей России);

14) темпам развития, уровню прибыльности и доходности (быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, высокоприбыльные и низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса, а следовательно, и соответствующие фирмы, хотя нельзя непосредственно поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку имеется целая совокупность факторов, влияющих на уровень конечных результатов деятельности фирмы);

15) использованию в процессе своей деятельности инноваций, нововведений, новых технологий, постоянного поиска ранее неизвестных возможностей для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования спроса и предложения на основе нового комбинирования факторов производства, применения инновационного менеджмента, прогрессивного маркетинга предпринимательская деятельность (творческо-поисковая, продуктивная, революционизирующая экономику в противоположность рутинной, шаблонной, репродуктивной, направленной на воспроизводство известных продуктов труда известными методами, посредством устаревших технологий).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение предпринимательской деятельности.

2. Назовите законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

3. Раскройте содержание стратегических, тактических и оперативных целей предпринимательства.

4. Какова роль предпринимательства в экономике России и Москвы?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Этапы развития предпринимательской деятельности, их взаимосвязь с эволюцией общества.

2. Проведите анализ современного состояния предпринимательства в Российской Федерации. Сделайте Ваши выводы относительно тенденций и перспектив развития предпринимательства в России.

3. Изучите требования нормативно-правовых документов по организации работы предпринимательских структур.

Тема 2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

2.1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

2.2. Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

2.3. Сущность и роль малого предпринимательства в экономике страны

2.4. Оптимальная организационная структура предприятия: основы построения и типы

2.1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

В зависимости от субъекта права (физическое или юридическое лицо) все формы предпринимательской деятельности подразделяются на две группы: предпринимательская деятельность граждан (индивидуальное предпринимательство) и предпринимательская деятельность юридических лиц.

Физическое лицо — это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статуса юридического лица. Статья 60 Конституции РФ гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности только с 18 лет.

Таким образом, физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке — индивидуально или создавать юридическое лицо.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, должны исполнять обязательства и обязанности как индивидуальные предприниматели.

К индивидуальным предпринимателям относятся:

● индивидуальное предприятие, основанное на частной собственности физического лица и исключительно на его труде;

● семейное предприятие, основанное на собственности и труде граждан — членов одной семьи, которые живут вместе;

● частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;

● глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, — фермер.

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно решают вопрос о производстве и реализации своей продукции (услуг). Источниками имущества, необходимого для начала своей деятельности, могут быть собственные накопления, помощь друзей или родственников, кредиты в банках.

В соответствии с гражданским законодательством отдельные категории дееспособных граждан не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, например, государственные служащие, военнослужащие, работники милиции, работники налоговых органов и другие категории граждан.

В ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Главными признаками юридического лица являются:

1) имущественная обособленность — имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей и членов. Кроме того, каждое юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо смету (некоммерческая организация). Это означает, что исключается возможность функционирования юридического лица исключительно на базе имущества, принадлежащего по договору аренды, либо имущественного найма, либо на основе заемных средств при отсутствии вкладов учредителей и уставного капитала. Это обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов по гражданско-правовым обязательствам;

2) самостоятельная имущественная ответственность — участники юридического лица не отвечают по долгам учредителей (участников);

3) самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени — юридическое лицо может без доверенности, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это означает также, что юридическое лицо вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права или нести обязанности. Эти права подлежат защите путем признания прав; восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспариваемой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; принуждения исполнения обязанности в натуре; возмещения убытков и другими способами (ст. 12);

4) организационное единство — обладая соответствующей устойчивой структурой, юридическое лицо выступает как единое целое, имеет орган управления. Каждый работник организации знает, в чем состоят его обязанности, кто и как управляет им, что представляет собой имущество, как его лучше использовать и т. п. Иными словами, всякая организация, помимо формальных критериев (самостоятельный баланс, обязательная регистрация учредительных документов, расчетный счет), должна обладать в совокупности этими четырьмя признаками.

Следует иметь в виду, что ко всем юридическим лицам предъявляются единые требования, в частности:

● их регистрация (ст. 51). Все организации должны быть зарегистрированы в органах юстиции, внесены в единый Российский государственный реестр юридических лиц;

● наличие учредительных документов (ст. 52). При этом юридические лица могут действовать на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо одного только учредительного договора. Уставы утверждаются учредителями (участниками), а учредительный договор заключается и подписывается всеми учредителями;

● органы управления юридического лица (ст. 53). С необходимой степенью детализации в зависимости от избранной формы;

● наименование и место нахождения юридического лица (ст. 54);

● наличие представительств и филиалов (ст. 55);

● реорганизация и ликвидация юридического лица (ст. 57 и 61).

Положение юридического лица существенно отличается от положения других предприятий, не обладающих статусом юридического лица, например, филиалов и представительств. Их создает юридическое лицо, которое должно быть расположено вне места нахождения создаваемых организаций. Они действуют на основании положения, которое утверждается их создавшим предприятием. Оно же наделяет их имуществом и утверждает руководителя. Хотя филиалы и представительства имеют самостоятельный баланс и субсчет в банке, они не вправе заключать договоры от своего имени. Руководители филиалов и представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц. Если руководитель филиала или представительства подписывает договор, то только от имени юридического лица. Такой договор порождает права и обязанности для юридического лица, а не для его филиала, представительства.

Между филиалом и представительством имеются различия: представительство полностью представляет и защищает интересы юридического лица, его создавшего, а филиал может представлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства.

В соответствии с ГК (ст. 50) все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организации, не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими. При этом ГК допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. К коммерческим юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а к некоммерческим — потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, а также некоторые другие организации, обладающие признаками юридического лица. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если эта деятельность служит достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру она соответствует этим целям.

В п. 2 ст. 48 принята следующая классификация юридических лиц (рис. 2.1). В ней основным признаком классификации является соотношение прав учредителей (участников) и самого юридического лица. Это позволило выделить три вида юридических лиц: во-первых, учредители (участники) передают юридическому лицу соответствующее имущество и полностью утрачивают свои вещные права на него. Точно так же они не имеют прав в отношении имущества, приобретенного в результате производственно-хозяйственной деятельности. Взамен учредители (участники) приобретают права требования к юридическому лицу, т. е. они могут участвовать в управлении организацией через общее собрание, совет директоров, получать дивиденды, претендовать на ликвидационную квоту и т. п.

Рис. 2.1. Организационно-правовые формы юридических лиц

Во-вторых, учредители (участники), передав юридическому лицу право на владение, пользование и распоряжение соответствующим имуществом, продолжают оставаться его собственником. Они же признаются собственниками и всего того, что юридическое лицо приобретает в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Иными словами, вещными правами на одно и то же имущество обладают учредитель-собственник и само юридическое лицо. К такому виду юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения, в частности министерства, ведомства, школы, институты, больницы и т. п., которые финансируются, как правило, за счет федеральных, региональных и местных бюджетов.

В-третьих, имеются юридические лица, которые становятся собственником всего принадлежащего им имущества. К числу таких юридических лиц относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Учредители (участники) ни имущественными правами в отношении юридического лица, ни правом требования, ни вещными правами не обладают.

В соответствии с ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (п. 2 ст. 50), могут быть созданы в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества бывают двух типов: полные и на вере (коммандитные).

Полное товарищество

Основным источником правового регулирования полного товарищества в Российской Федерации является ГК РФ (ст. 69–81).

Полное товарищество представляет собой договорное объединение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и несущих неограниченную ответственность по обязательствам товарищества в солидарном порядке.

Участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Большое значение в полном товариществе придается личным отношениям между его участниками. Подобные отношения обусловлены необходимостью полного доверия между товарищами, каждый из которых вправе вести дела от имени товарищества в целом. Поэтому не исключена ситуация, когда сделку совершил один из товарищей, а отвечать по обязательствам приходится всем остальным. Не случайно товарищества развивались как форма семейного предпринимательства.

Полное товарищество является юридическим лицом, следовательно, необходимо урегулирование внутренних отношений между его участниками, что происходит путем подписания всеми участниками учредительного договора — единственного учредительного документа полного товарищества.

В соответствии с п. 2 ст. 70 ГК РФ в учредительном документе должны быть отражены условия о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов участниками; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале.

Несмотря на то, что управление делами товарищества осуществляется посредством личного участия любого из товарищей, учредительным договором может быть предусмотрен иной порядок ведения дел. Так, возможно совместное ведение дел (тогда для совершения сделки требуется согласие всех участников товарищества), или управление деятельностью полного товарищества может быть поручено одному либо нескольким участникам. В последнем случае остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которых возложено ведение дел (п. 1 ст. 72 ГК РФ).

Полное товарищество создается в целях извлечения прибыли, поэтому важным представляется вопрос о распределении прибыли и убытков между участниками. Законодательством закреплено общее правило, согласно которому прибыль должна распределяться пропорционально вкладам участников. На тех же началах должны распределяться и убытки (ст. 74 ГК РФ). Однако допускается возможность иного решения путем закрепления другого положения в учредительном договоре или соглашении участников.

Поскольку товарищество является юридическим лицом, то оно несет самостоятельную имущественную ответственность перед кредиторами по своим обязательствам.

Если имущества товарищества не хватает для удовлетворения требований кредиторов, то дополнительная (субсидиарная) ответственность возлагается на имущество участников полного товарищества, при этом ответственность носит солидарный характер (ст. 75 ГК РФ). Солидарная ответственность означает, что кредитор вправе требовать исполнения обязательства как от всех полных товарищей, так и от любого из них в отдельности. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного полного товарища, имеет право требовать недополученное от остальных полных товарищей.

Неограниченный характер ответственности участников полного товарищества обусловливает необходимость включения в фирменное наименование полного товарищества имен (наименований) всех его участников и слов «полное товарищество» либо имени (наименования) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество» (п. 3 ст. 69 ГК РФ). Данное правило предусмотрено для защиты интересов кредиторов, которые по фирменному наименованию могут определить, кто будет отвечать по обязательствам, если имущества полного товарищества недостаточно для удовлетворения их требований. Законом также устанавливается положение, согласно которому лицо может быть участником только одного полного товарищества, так как поручиться несколько раз одним и тем же имуществом не представляется возможным.

Законодательство предусматривает специальные правила, применяемые при изменении состава участников. Так, в случае смерти одного из участников наследник может вступить в полное товарищество лишь с согласия других участников. Такое же правило действует и в отношении юридического лица, ставшего правопреемником реорганизованного юридического лица — бывшего участника товарищества (п. 2 ст. 78 ГК РФ). Если же участник выбывает из товарищества, то доли оставшихся участников в складочном капитале соответственно увеличиваются, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением сторон.

Полное товарищество может быть образовано как на определенный срок, так и без указания срока. В первом случае выход из него возможен лишь по уважительной причине. Если же товарищество учреждено без указания срока, то отказ от участия в полном товариществе должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества (ст. 77 ГК РФ). Выход участника возможен при вынесении единогласного решения участников об его исключении. Однако для этого должны быть серьезные основания, например, грубое нарушение участником своих обязанностей или обнаружившаяся неспособность к разумному ведению дел. При этом подобное исключение возможно только в судебном порядке (п. 2 ст. 76 ГК РФ).

Выход из товарищества не влечет автоматического освобождения выбывшего участника от обязательств. Законодательством закреплено положение, согласно которому выбывший участник отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества (п. 2 ст. 75 ГК РФ).

При выбытии участника полного товарищества ему выплачивается балансовая стоимость части имущества, соответствующая доле этого участника в складочном капитале на момент выбытия (п. 1 ст. 78 ГК РФ).

Товарищество на вере (коммандитное)

Источником правового регулирования товарищества на вере (коммандитного товарищества) являются положения статей 82–86 ГК РФ.

Товарищество на вере отличается от полного товарищества тем, что состоит из двух групп участников:

● полных товарищей, которые осуществляют управление предпринимательской деятельностью;

● вкладчиков (коммандитистов), которые вносят вклады в имущество товарищества, но, в отличие от полных товарищей, не отвечают своим личным имуществом по обязательствам коммандитного товарищества при недостаточности его имущества; при этом они имеют право на получение части прибыли товарищества, причитающейся на их долю в складочном капитале.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел коммандитного товарищества, могут выступать от его имени не иначе как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Наименование данной организационно-правовой формы должно содержать имена полных товарищей с добавлением слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

Хозяйственные общества — коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей (участников). Уставный капитал — это сумма денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия; является первоначальным, исходным капиталом предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется в учредительных документах при государственной регистрации предприятия. Размер уставного капитала может изменяться по решению общего собрания участников общества в связи с изменением размера имущества предприятия, с переоценкой имущества (основных средств) предприятия в связи с инфляцией.

Хозяйственные общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества (открытые и закрытые).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) предполагает лишь сложение капиталов, но не деятельность вкладчиков. Учреждается одним или несколькими лицами (физическими и юридическими). Не может быть учреждено другим обществом, состоящим из одного лица. Максимальное число участников — 50. Минимальный размер уставного капитала — 100 МРОТ (10 тыс. руб.). Его уставный капитал разделен на доли, которыми владеют участники. Ответственность участников ООО ограничивается этими долями. Учредительными документами ООО служат учредительный договор и устав общества.

Прибыль ООО облагается налогом. Затем часть ее направляется на развитие общества и материальное поощрение сотрудников. Прибыль, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в ООО, если уставом не установлен другой порядок ее распределения между участниками.

В обществе с дополнительной ответственностью (ОДО) помимо вклада его участники несут дополнительную ответственность своим имуществом (частью своей личной собственности) по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере (определяется учредительным документом) к стоимости их вклада в уставный капитал (например, трехкратный по отношению к своим вкладам).

Так, ОДО занимает промежуточное положение между товариществами с их неограниченной ответственностью участников и обществами, вообще исключающими такую ответственность.

В акционерном обществе (АО) уставный капитал образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами и удостоверяющих права этих акционеров. Договор о создании АО не относится к учредительным документам; единственным учредительным документом служит устав.

Открытое акционерное общество (ОАО) вправе проводить открытую подписку на свои акции; эти акции могут свободно продаваться и покупаться. Минимальный размер уставного капитала для открытого акционерного общества — 1 000 МРОТ (100 тыс. руб.).

Акции закрытого акционерного общества (ЗАО) должны распределяться только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Минимальный размер уставного капитала для ЗАО — 101 МРОТ. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников ЗАО не должно превышать 50 акционеров-участников. В противном случае оно подлежит преобразованию в ОАО в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Закрытое общество не может быть преобразовано в открытое, если размер его уставного капитала ниже минимального уровня, установленного для открытых обществ.

В акционерном обществе порядок распределения прибыли отражен в уставе общества. Из чистой прибыли в акционерном обществе формируется резервный фонд (не менее 10 и не более 25 % оплаченного уставного капитала; отчисления из прибыли в фонд — не более 50 % налогооблагаемой прибыли), который предназначен для покрытия убытков. Далее прибыль распределяется на развитие и потребление (дивиденды по акциям, проценты по облигациям, на социальные нужды). Политика распределения прибыли вырабатывается советом директоров и утверждается на общем собрании акционеров.

Унитарные предприятия. Таким предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за этой организацией его собственником, которым выступает, например, государство. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с ГК РФ имущество, передаваемое такому предприятию, может принадлежать ему на праве, во-первых, хозяйственного ведения, а во-вторых, оперативного управления. Непосредственными собственниками имущества унитарных предприятий являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

В соответствии с этим «Закон о государственных и муниципальных предприятиях» устанавливает следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие; государственное предприятие (государственное предприятие субъекта РФ); муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие; казенное предприятие (казенное предприятие субъекта РФ); муниципальное казенное предприятие.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, создаются по решению Правительства РФ, правительств субъектов РФ или органом самоуправления. Учредительным документом казенных предприятий является устав, утверждаемый соответствующим органом управления. Собственник имущества унитарного казенного предприятия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, использования и распоряжения им в пределах, установленных соответствующим законом, а также в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника.

Казенное предприятие вправе отчуждать закрепленное за ним имущество или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника этого имущества. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Производственные кооперативы (артели) — это добровольные объединения граждан для ведения совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на базе имущественных паевых взносов (минимальный размер взносов не определяется). Паевой фонд — совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенного и созданного в процессе деятельности. Членов кооператива должно быть не менее пяти. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере и в порядке, установленном уставом кооператива. Учредительным документом производственного кооператива служит его устав, утвержденный общим собранием его членов. Всем участникам предоставляются равные права в управлении, независимо от размера имущественного взноса. Каждый член кооператива имеет только один голос, прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием его членов и не зависит от размера пая. Учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Хозяйственные партнерства. Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О хозяйственных партнерствах» определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение хозяйственного партнерства, порядок его создания, реорганизации и ликвидации.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Фирменное наименование партнерства должно содержать его наименование и слова «хозяйственное партнерство».

Правительством Российской Федерации могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит реорганизации в соответствии с настоящим Федеральным законом или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного настоящей частью предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

2.2. Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Рыночная экономика требует координации и объединения предпринимателей в разных формах и по различным направлениям. В одних случаях объединение происходит путем слияния двух или нескольких организаций и образования нового юридического лица, в других — путем присоединения одной организации к другой, в третьих — организации, сохраняя статус юридических лиц (с той или иной степенью самостоятельности), создают особые формы предпринимательства — объединения юридических лиц. Образование этих объединений происходит по схемам горизонтальной (по выпуску однородной продукции), вертикальной (по стадиям продвижения продукции от сырья до реализации конечного товара) или смешанной интеграции предприятий.

При объединении преследуют многие цели: увеличения и более эффективного использования капитала; улучшения управления организацией; расширения рынка реализации продукции (услуг); объединения средств и усилий для проведения научно-исследовательских работ, приобретения ценных патентов, повышения репутации торговой марки и др.

В странах с развитой рыночной экономикой давно сложились, а в отечественной практике осваиваются различные организационно-экономические формы объединений. Они могут быть коммерческими и некоммерческими.

Коммерческие объединения — это концерны, холдинговые компании, консорциумы, финансово-промышленные (или финансово-агропромышленные) группы, картели, синдикаты, тресты.

Некоммерческие объединения юридических лиц в отечественном законодательстве представлены ассоциациями или союзами, между которыми нет строгого разграничения.

1. Холдинг (англ. «владение») — юридическое лицо, акционерная компания, создаваемая крупными предприятиями с целью управления дочерними предприятиями через систему участия, владения контрольным пакетом акций.

Различают чистый холдинг (специально для контроля и выполнения) и смешанный холдинг (для управления и ПД).

Иными словами, холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Чистый холдинг представляет собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), а более сложные смешанные холдинговые структуры — это когда дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Характерные черты холдинга:

1) Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах;

2) Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Часто холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности;

3) Централизация управления в рамках группы путем выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

● выработка тактики и стратегии в глобальном масштабе;

● реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

● осуществление межфирменных связей;

● финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

● предоставление консультационных и технических услуг.

2. Концерн (нем. — der Konzem) — форма объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Является более «жесткой» по сравнению с другими формами объединения, поскольку часть прав членов концерна делегируется коллегиальному органу управления. Предприятия связаны между собой договорами и капиталом. Каждый из участников номинально сохраняет статус юридического лица, при этом может являться дочерней компанией или филиалом главного предприятия. Концерны, как правило, создаются в отраслях машиностроения, тяжелой промышленности, автомобилестроения и т. д.

Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участков, но с учетом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Различают вертикальные, горизонтальные и смешанные концерны (также называемые конгломератами). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающих весь цикл: от закупки материалов через производство до сбыта одного определенного вида продукции; например, концерн, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой; например, объединение пивоварен с различным вкусом пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х гг., с типично перемежающимися спадами и подъемами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заемы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать еще большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский General Electric, немецкий Siemens, японская Mitsubishi.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Siemens, Volkswagen, тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляются термины «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

3. Консорциум — временное или постоянное образование, возникшее в результате соглашения между несколькими банками или промышленными предприятиями и объединениями для проведения определенных финансовых операций по размещению займов или акций либо осуществления единого проекта с целью получения прибылей. При этом все предприятия и объединения, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую самостоятельность, но подчиняются единому руководству для осуществления поставленной задачи. При таком объединении консорциум несет солидарную ответственность по долгам перед своими заказчиками. Консорциумы обычно создаются для производства технически сложной инновационной продукции.

Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложения на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

4. Картель — форма объединения, основывающаяся на соглашении регулирования вопросов производства и сбыта товаров, найма рабочей силы, образования цен и др. Предприятия, входящие в картель, сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, что не мешает им принимать картельные соглашения по общим принципам деятельности (ценам, условиям поставок, квотам, объемам производства, рынкам сбыта и т. д.). Примером международного картеля является ОПЕК (организация стран — экспортеров нефти).

Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие[1]
  • Раздел I. Предпринимательство и ресурсы предприятия (фирмы)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика предприятия (фирмы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я