Управление образовательным учреждением

Р. Р. Байтасов

Учебное пособие представляет собой достаточно компактное, но в тоже время целостное и логичное изложение основ управления образовательным учреждением. Предназначается для слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Может быть полезным для студентов экономических специальностей, руководителей и специалистов сферы образования

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление образовательным учреждением предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 2. Система образования Республики Беларусь

2.1. Образование, его цели, содержание, направления

В ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании образование определяется как «обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [6].

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования».

Образование как специально организованная деятельность отличается от естественных природных процессов тем, что представляет собой изменение (развитие) природных задатков и возможностей человека. Это обусловлено тем, что данного человеку от природы, недостаточно для его осознанной и продуктивной жизни в обществе.

Образование — общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, приводящий к становлению личности.

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность — это тот же человек, но рассматриваемый с точки зрения его общественной значимости и общественной деятельности. Человек не рождается личностью, а становится ею. Становление личности состоит в прогрессивном изменении механизмов психики, сознания и качеств личности. Оно происходит в результате обучения или усвоения опыта личности, развития функциональных механизмов психики, воспитания типологических свойств личности, т.е. в результате развития всех компонентов личности.

Основная цель образования — всестороннее гармоничное развитие личности. Понятие «личность» нужно также отличать от понятия «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других).

Личности свойственные следующие особенности:

— функциональные механизмы психики: активное восприятие информации; мышление, преобразующее информацию на нескольких уровнях; память; психомоторика; высший уровень саморегуляции («я»), обеспечивающий управление психическими процессами и поведением человека;

— опыт личности (жизненный опыт), включающий две группы компонентов: знания, навыки, привычки; социально значимая направленность личности, познавательные, эстетические и другие качества;

— типологические свойства личности: характер, темперамент, способности, индивидуальные особенности развития.

Данные стороны личности не являются независимыми, они взаимосвязаны, пересекаются, взаимно обогащаются.

Важным фактором становления личности являются деятельность и развитие человека.

Выделяют два вида деятельности:

— стандартную, которая осуществляется в результате включения человека в надстроечные общественные отношения, например, в качестве члена семьи, производственного коллектива, гражданина государства и представителя всего человечества;

— творческую, обеспечивающую эффективность действий в интеллектуальной сфере (нравственная, умственная).

Образование ставит перед собой три подцели: познание, обеспечивающее усвоение опыта; воспитание типологических свойств личности; физическое и умственное развитие.

Таким образом, образование включает процессы усвоения опыта, воспитания и развития. На основе усвоения опыта предшествующих поколений и личного опыта осуществляются развитие и воспитание человека.

Содержание образования определяется требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях, где оно тесно связано с воспитанием. Большое значение в образовании имеет самообразование, культурно-просветительские учреждения, участие в общественно-трудовой деятельности.

В структуре образования специфические роли выполняют общее, специальное и политехническое образование. Под общим образованием понимается процесс и результат овладения основами наук, необходимыми человеку для понимания явлений природы и общества, выполнения его общекультурных, общечеловеческих функций и участия в трудовой деятельности. Специальное или профессиональное образование обеспечивает подготовку к профессиональным видам деятельности, политехническое даёт общетехническую подготовку.

Основной путь получения образования — обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, наставников, мастеров и т. д.

Принципы обучения:

1. Принцип познаваемости — процесс познания идёт от незнания к знанию, от познания явлений к познанию их сущности.

2. Принцип объективности — воздействие на обучаемого предметов и явлений, что позволяет изучать их свойства, пути и формы развития. Объективное — то, что принадлежит самому объекту, не зависит от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека.

3. Принцип единства теории и практики предполагает неразрывность теоретических принципов и практики обучения.

4. Принцип определённости выражает определённость, однозначность исходных положений, используемых при обучении, и обоснованность всех изменений при построении теории обучения.

5. Принцип историзма и развития связывает этапы и последовательность формирования научных систем (любой объект нужно рассматривать в развитии), в т.ч. теории обучения.

6. Принцип научности означает, что в процессе обучения человек познаёт закономерности окружающего мира.

7. Принцип системности подразумевает, что все знания должны передаваться ученику и усваиваться им в определённой последовательности.

8. Принцип сознательности и самостоятельности требует, чтобы у каждого учащегося было сформировано личное убеждение в необходимости приобретения знаний, навыков, умений. Этот принцип реализуется путём проявления учениками активности, самостоятельности, личной заинтересованности в обучении, увлекательности и требовательности к себе.

9. Принцип связи индивидуального с коллективным предполагает, что ученики в ходе обучения взаимно активизируют друг друга, сравнивают результаты приобретения знаний.

10. Принцип единства конкретного и абстрактного или установление связи абстрактного мышления с конкретными результатами познания позволяет связать теорию с практикой, науку с жизнью.

11. Принцип доступности требует соответствия методов обучения возможностям усвоения новых знаний учащимися с учётом их возраста, умственных способностей, уровня развития.

12. Принцип прочности знаний основан на необходимости запоминания информации для использования её в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Первичным в теории обучения является закон единства учебной (деятельность обучаемого) и обучающей (деятельность преподавателя) сфер деятельности. Это предполагает постановку учебного процесса как взаимосвязанную деятельность преподавателей и обучаемых.

Преподаватель определяет пути, формы и методы передачи знаний, осуществляет контроль за усвоением знаний учащимися, оценивает результаты обучения. Учащиеся усваивают новые знания, приобретают навыки и умения.

Второй закон теории обучения — закон единства обучения и воспитания. Обучение и воспитание — единый учебный процесс, способствующий формированию личности обучаемых, их знаний, умений, миропонимания, морали.

Третий закон теории обучения — закон преемственности знаний и последовательности научного развития означает, что каждое предлагаемое учащемуся новое знание всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. На основании этого обеспечивается непрерывность и ступенчатость образование (начальная, средняя школа, специальное, высшее образование и т.д.).

Можно выделить следующие уровни обучения:

— идентификация — опознавание, различение объектов, признание их тождественности в ряду других подобных объектов;

— репродукция — запоминание и воспроизведение удержанного в памяти;

— умение применять усвоенное знание на практике;

— трансформация — умение ориентироваться в новых ситуациях, вырабатывая новую принципиально отличную от прежних программу действий.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2.2. Образование и современная социокультурная ситуация

В Беларуси осуществляется формирование новой национальной саморазвивающейся аутентичной системы образования. Оно происходит с учётом отечественных достижений, мирового опыта и требований времени, связанных с вступлением человечества в постиндустриальную, информационную эпоху, сопровождающуюся к тому же сменой парадигмы образования.

Решение этой задачи во многом определяется сложившейся в республике социокультурной ситуацией, которая находится под воздействием глобальных (общемировых) и региональных (белорусских) факторов.

Глобальные факторы:

1) Новая научная картина мира, которая базируется на представлении о Вселенной как о саморегулирующейся открытой макросистеме, где сосуществуют противоположные, взаимоисключающие способы бытия и познания (например, случайность и необходимость, порядок и хаотическая неустойчивость). Она охватывает и социальные формы жизни, т.е. в понятие «природа» теперь включаются органические взаимодействия всех материальных, энергетических и информационных процессов, в т.ч. и субъект — субъектные (человеческие) отношения.

2) Необходимость формирования у людей позиции планетарного субъекта, возникновение новых типов хозяйствования, социальных связей и сотрудничества.

3) Изменение типа научности. Исследовательская деятельность заменяется практикоориентированной, что усиливает взаимосвязь между управленческой, научно-исследовательской и инженерно-проектной деятельностью.

4) Сдвиг власти. Отказ от реализации власти через её силовые формы и формы, основанные на материальном богатстве, переход к власти знаний, интеллекта, к власти, базирующейся на современных способах обработки информации и синтезе знаний.

5) Формирование и становление нового профессионализма, в котором возрастает роль и значение социальной квалификации (по отношению к специальной квалификации). Понимание нового профессионализма как умения жить и творить в определённом профессиональном поле (культурно-технологическом пространстве), выстраивать в нём новые способы деятельности и коммуникативные связи.

6) Замена в образовании передачи информационных (накопленных, устаревших) знаний развитием универсальных, интеллигибельных качеств личности, способов мышления и деятельности, обеспечивающих импровизированное порождение новых знаний, умений и их нестандартное использование в разнообразных ситуациях и т. д.

Региональные факторы:

1) Обретение посткоммунистическими странами, включая Беларусь, национально-государственной независимости, что обусловливает потребность в построении самостоятельной и саморазвивающейся национальной системы образования и подготовки кадров.

2) Технико-технологическое и социокультурное положение посткоммунистических стран в рамках «догоняющей модернизации», требующее огромных усилий, в т.ч. и по развитию образования, для выхода на уровень мышления и технологий развитых стран.

3) Деидеологизация общественного сознания, демократизация социальных отношений, формирование структур гражданского общества, что требует усиления этической и гуманитарной компоненты образования.

4) Утверждение ценностей частной жизни (предпринимательства, свободы, самореализации, личной ответственности).

Эти и другие особенности современного человеческого развития ведут к формированию в XXI веке антропогенной (ноосферной) цивилизации, преодолевающей технократическое мировоззрение индустриальной эпохи. Формируется запрос на личность, способную к культурно-историческому самоопределению и творчеству. Возрастает значение межличностного общения и коммуникации; нравственность другого человека (партнёра, соседа) становится условием личной свободы и личностного успеха. Приобретает первостепенное значение этика ненасилия как принцип выживания не за счёт других, а посредством сотрудничества и договора с ними, нахождения компромиссов.

От образования в этих условиях потребуется смена:

— предметной организации содержания обучения: переход от научных дисциплин к междисциплинарным проблемам;

— методов образования: переход от созерцательных методов к активным (автодидактизму и самообразованию);

— целей образования: переход от приобретения знаний, умений, навыков к личностному развитию;

— механизмов образования: переход от социализации к личностному развитию;

— средств образования: переход от наук как основы содержания образования к культуре в целом.

2.3. Место и роль образования в системе отраслей экономики. Принципы и основные направления государственной политики Республики Беларусь в сфере образования. Структура национальной системы образования. Уровни образования

Образование — крупнейшая отрасль непроизводственной сферы народнохозяйственного комплекса, представляющая собой систему организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Образование, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной отраслью. Главная особенность образования в том, что основной целью работы учебных заведений является выполнение социального заказа (подготовка квалифицированных кадров), а получение доходов от внебюджетной деятельности выступает вспомогательной функцией, позволяющей им в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных, образовательных задач.

Основным типом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является учреждение. Оно считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся, воспитанников.

К учреждениям образования относятся (ст. 19 Кодекса РБ об образовании [6]):

1. учреждения дошкольного образования;

2. учреждения общего среднего образования;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление образовательным учреждением предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я