Лидерство и командная работа

Р. Ильин, 2021

Феномен лидерства со стороны психологического и профессионального анализа, основанный на изучении вопроса психологами и социологами с начала прошлого века. Вкратце раскрыты вопросы межличностного общения и возможных возникающих внутри рабочей группы проблем, мешающих как функционированию отдельно взятого представителя, так и функционированию группы в общем.

Оглавление

I. Основные теоретические подходы к анализу лидерства

В изучении теории лидерства и выявлении личностных характеристичеких черт человека, претендующего или являющегося лидером группы людей обычно выделяют несколько периодов:

Изучение природы человека, обладающего качествами направления деятельностью коллектива — первый период — связано с работами Плутарха, Аристотеля, Макивелли и обозначен как период до ХХ века;

Второй период — период зарождения научного подхода к изучению феномена лидерcтва — 1-я половина ХХ века — Фрейд, Вебер и тд.;

Третий период — формирование первого научного подхода — «Теории черт». Богадрус, Хантерс, Ньюкомю;

Четвертый период — 3-я четверть ХХ века — формирование трех основных опорных подходов к изучению теории лидерства — ситуационного, личностного, интеракционистского.

Формирование дополнительных подходов к изучению феномена — “Вероятностная модель” Фидлера, “Мотивационно-целевые теории” (Университет Огайо), Гуманисстический подход (Макгрегор, Лайкер, Блейк).

Для первого и второго периодов характерна начальная постановка вопроса о разграничении ролей в структуре общения и деятельности как малого общества (первобытная община и далее), так и в иерархичекой структуре подчиненности внутри государств и более крупных объединений людей, имеющих общие цели.

Изначально изучая личности, качества и действия средневековых монархов и прочих выдающихся людей (труды Аристотеля, Монтескье и пр.) наука о теории лидерства, к середине XIX века, переходит к общим понятиям успешного и имеющего по определенным причинам власть над людьми человека (Гальтон, Жоли), Важную роль в трудах исследователей данного периода имеет введенный образ «Героя» и противопоставление его качеств остальным, ведомым им представителям общества — «толпы».

Начало XX века обознаяено трудами философов Левина, Фрейда, Зимера, описывающих лидера с эмоциональной стороны и со стороны его личных качеств. Так же зарождается первая категоризация черт лидеров: по времени влияния, по способам влияния и по типу влияния.

1930-е. «Теория черт»

Разработанная многими учеными, такими как Вебер, Богаус, Хантер и другими, теория описывает лидерство как сочетание личных черт лидера, своей одаренностью зарабатвающего себе центральную позицию в коллективе.

К 1940 г. Берд выявил 74 черты человека, имеющего возможность стать лидером или им являющегося. В дальнейшем проводится категоризация и обобщение (Стогдилл) этих черт и выделяются индивидуальные качества лидера (возраст, рост, телосложение, внешность, властность, агрессивность), Интеллектуальные качества лидера (Рассудительность, эрудиция, интуиция, проницательность, адаптивность), речевые характеристики лидера, Коммуникативные качества лиде (экстраверсия/интроверсия, общительность, дипломатичность), энергетический потенциал лидера (оптимизм, бодрость, умение скрывать свою тревогу, сила духа, сила убеждений, уверенность в себе, активность, склонность к риску), мотивационные характеристики лидера (мотивация к лидерству, инициатива, желание трудится), успешность лидера (социально-экономический статус, популярность, самобытность), альтруистический потенциал (кооперативность, социальная ответственность, надежность).

1950-е. Cитуационный подход

В отличие от Теории черт и Лидер-концепции, разработчики ситуационного подхода рассматривали лидерство как качество, меняющееся от ситуации с ситуации, которая сама представляла собой совокупность меняющихся элементов и факторов (структура группы, характеристики группы, тип задач, культура в группе). Разработчиками и сторонниками данной концепции являлись Хейнелл. Джибб, Френч и другие. Можно выделить две основные концепции в рамках ситуационного подхода:

Функциональная теория, или теория выделяющейся роли последователей;

В основу понимания лидера ставилось восприятие его роли и личность с позиции последователей или подчиненных. Сторонники концепции — Стенфорд, Холландер;

Континуумная модель лидерства. Лидеры рассматривались как последовательность лидеров — всех членов группы, в большей или меньшей степени обладающих возможностями лидерства и сменяющих друг друга.

1950-е. Личностный подход

С 1970 г, как результат работы Манна и других ученых происходит дифференциация лидеров по личностным качествам и из всех лидерских качеств выделяются только те, с помощью которых осуществляется непосредственное влияние на подчиненных. Были выделены эффективные и неэффективные лидеры, различные уровни управления, типы лидеров, стили управления и лидеры разных групп. Для каждой категории были указаны основные характеристики лидера: эффективность лидера, отличие от подчиненных, разделение эффективных и неэффективных лидеров и разделение лидеров различных уровней.

1950-е. Интеракционистский подход

Подход основан на объединении ситуационного проявления лидерства и его личностной стороны. Концепции, возникшие в рамках подхода:

Концепция Герца и Миллза включала пять элементов лидерства: манеры, имидж, роли лидера, мотивы последователей и характеристика ситуации;

Интегральная модель Шутца. Основана на сравнении «Эго» лидера с функционированием малой или большей группы и имеет подобные законы фцнкционирования;

Модель Басса (1960 г.), выделяющего цель группы, лидера и факторы изменения поведения группы;

Беннис (1961 г.) пересматривает теорию лидерства и выделяет рациональные измерения, межличностные отношения, центрирование на сотруднике, благожелательную автократию, участие подчиненных в менеджменте.

Данные концепции широкого распространния не получили.

«Вероятностная модель лидерской эффективности» Фидлера

Популярная теория американского лидеролога, сочетающая в себе и ситуационные, и личностные характеристики лидера. Основные положения заключаются в следующем:

Показатель успешности — групповая эффективность;

Зависимость стиля отношения и управления сотрудниками от семантической модели, построенной на оценочной базе;

Введена ситуативная переменная и разработана система оценки лидера от складывающихся условий.

«Мотивационно-целевые теории», «подход Университета Огайо»

Отличительная черта — взаимодействие целей лидера и потребностей подчиненных/исполнителей, облегчение лидером выбора и достижения групповых целей.

Университето Огайо был разработан Классификационный способ определения лидерского поведения (шкалы LOQ, SBQD и прочие), выделены две главные переменные поведения: внимательность и инициативная структура.

Гуманистический подход

Разрабатывался разными учеными как основывающийся на централизации интересов и потребностей сотрудника подход. В него входят различные теории, предложенные МакГрегором, Эрджирисом и другими учеными:

Интеграция сотрудника и организации Эрджириса;

«Теория X» и «Теория Y» Мак-Грегора. В случае первой теории процесс лидерства рассматривается с позиции авторитарного менеджмента. Во втором случае — со стороны интересов и потребностей сотрудников;

Результаты исследования Мичиганского универитета, опубликованные в книге Лайкерта «Человеческая организация», разрабатывающего идею участия сотрудников в процессе менеджмента;

Концепция «Решетка» Моутона и Блейка. Представляет собой совмещение степени заботы о сотруднике и степени заботы о предприятии. и имеет балльную характеристику;

Теория обмена Джекобса — предоставление сотруднику статуса лидера в обмен на его выдающиеся достижения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я