Предпринимательство как просветление

Пюрвя Мендяев

Дорогие друзья!Представляю вам книгу Пюрви Мендяева «Предпринимательство как просветление».Пюрвю Николаевича я знаю с детства, как башковитого пацана, мы вместе играли в шахматы, футбол, хоккей, настольный теннис. На улице мы его называли «Буржуем». Настоящим Буржуем Пюрвя пока так и не стал. Но книгу о буржуях уже написал. И это немало. Я желаю книге моего друга детства оглушительного успеха у читателей!Кирсан Илюмжинов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство как просветление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. «12 стульев» и «Золотой теленок»

Разобравшись со значением предпринимателя для рыночной экономики можно теперь приступить к тому, чтобы попытаться более наглядно на примерах раскрыть понятие «дух предпринимательства». А для этого я считаю нам необходимо проанализировать, на мой взгляд, самую главную книгу, посвященную описанию «духа предпринимательства», в нашей отечественной литературе. Точнее речь идет о двух произведениях. Это классические советские романы «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова.

Но прежде, чем приступить к разбору данных произведений мне хотелось бы сказать о том, что мой отец был человеком, в ком «дух предпринимательства» был очень силен. Он много лет работал руководителем ряда предприятий в городе Элисте. У него был, по признанию многих авторитетных людей, большой организаторский талант. И к тому же постоянно в голову к нему приходили разные идеи. То подсобное хозяйство организует и займется разведением домашних животных, то выбьет новую технику для предприятия в Москве. То обменяет свою служебную машину на мусороуборочный автомобиль. Это то, что касалось работы. Дома тоже постоянно моего отца осеняли разные идеи. То одно сделать, то другое ему приходило в голову, и он реализовывал свои планы, прикладывая к этому все свои силы. Чтобы он просто отдавался лени и безделью я такого не вспомню. Пришла идея, и он тут же начинал её претворять в жизнь. Долгие философские рассуждения ему были не присущи. Постоянно он был чем-то занят. Всё пытался что-то сделать в доме лучше. И сам работал и нам всем, членам семьи бездельничать не позволял по мере возможности.

Раньше, к примеру, было сложно с обеспечением картофелем в зимнее время. В государственной торговле картофель был всегда некачественный. Приходилось людям самим отправляться на поиски возможности приобрести картофель в других регионах страны. В Калмыкии картофель тогда не сажали. Да и сейчас особо не сажают, климат неподходящий. Так вот отец грузил в автомобиль арбузы и дыни, которых было много и стоили они копейки, и вез их на север и там обменивал их на картофель. Всю зиму мы ели её. Мужчина был мой отец очень хозяйственный и практичный. Он, хоть, возможно, и не был мастером золотые руки, но постоянно что-то мастерил. Да и у него было много друзей, которые всегда были готовы ему помочь. Причем друзей у него было много не только в Калмыкии, а по всей стране. А где не было у него друзей, он их быстро заводил. Был это общительный, обаятельный человек, умевший быстро найти общий язык с людьми. Таких людей было раньше при социалистической системе явно больше, чем сейчас, при «рыночной экономике», так мне видится. О таких людях, как мой отец, и рассказывали в своей дилогии «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильф и Петров.

Действительно, если мы присмотримся внимательно к персонажам этих двух книг, то увидим, что практически все они либо предприниматели, или же в них явственно живет «дух предпринимательства». Возьмем главного героя — Остап Бендер, «великий комбинатор» «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способа отъёма денег» — это фактически символ предпринимательства, он является живым воплощением «духа предпринимательства». «Энергия и веселость его были неисчерпаемы. Надежда ни на минуту не покидала его». В ранней молодости Бендер «кормился тем, что показывал на херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой — необъяснимый феномен природы». Упоминается в романах, что Бендер не раз выступал перед публикой в качестве индийского брамина и йога, любимца Рабиндраната Тагора, заслуженного артиста союзных республик Иоканаана Марусидзе: «Индийский факир. Курочка-невидимка. Номера по опыту Шерлока Холмса. Материализация духов и раздача слонов».

Об этом персонаже хорошо написал в статье «Был ли Остап Бендер эффективным лидером?» Станислав Шекшня. «Бендер обладает важнейшей лидерской компетенцией — эмпатией, то есть способностью понимать внутреннее состояние своих контрагентов и искусством устанавливать и поддерживать отношения с ними. Неотразимость мужских достоинств великого комбинатора с атлетическим телосложением и «медальным профилем» для представительниц прекрасного пола — от вдовы Грицацуевой до Зоcи Синицкой — не нуждается в комментариях. Но он без труда добивался доверия и завоевывал симпатии в самых разных с точки зрения пола, возраста, интеллектуального и культурного уровня, социального положения или профессии кругах. Ключом, открывающим перед ним двери и сердца людей, было умение безошибочно оценивать их кредо и быстро находить с собеседниками общий язык, говоря им именно то, что они хотели бы услышать.

Остап всегда учитывает склонности и эмоциональное состояние своих контрагентов, виртуозно используя их для достижения своих целей. Вспомним учредительное собрание «Союза меча и орала» или визит к васюкинским шахматистам. Престарелому монархисту на пенсии Хворобьеву Остап рассказывает тут же сочиненный сон о визите в город Кострому государя-императора, рядом с которым стояли министр двора граф Фредерикс и полицмейстер. В результате сарай для перекраски «Антилопы» был охотно предоставлен благодарным владельцем симпатичному молодому человеку, полностью разделяющему его взгляды, а писатель Ухудшанский охотно приобретает у него Торжественный комплект — незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей».

Киса Воробьянинов. Бывший уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов хоть и был в романе «12 стульев» лишь бледной тенью Остапа Бендера, но и он так же является человеком, в котором живет дух предпринимательства. Иначе бы он не решился бы отправиться в погоню за наследством своей тещи. Отец Фёдор. О нём авторы прямо написали — «всегда, во всех этапах духовной и гражданской карьеры, отец Федор оставался стяжателем». Мадам Грицацуева. Прототипом мадам Грицацуевой была тучная женщина, на которой женился прототип Остапа Бендера — Осип Беньяминович Шор. Эта женщина держала лавку, и женитьба на ней была выгодна Осипу Шору в голодные времена. Члены «Союза меча и орала». Практически все являются предпринимателями. Владелец бубличной артели «Московские баранки» Кислярский. Хозяин «Быстроупака» Дядьев. Инженер Полесов, владелец собственной мастерской. Архивариус Коробейников. Тоже создал свой собственный небольшой бизнес. И сумел неплохо нажиться на отце Федоре. Ну и естественно нельзя не вспомнить Александра Ивановича Корейко. Корейко сколотил немалое по тем временам состояние — 10 миллионов рублей. Можно еще много перечислять персонажей и практически все они действительно будут либо предпринимателями, либо людьми в ком жив предпринимательский дух. И это не удивительно. Романы были написаны во времена НЭПа.

Новая экономическая политика была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП (б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами. Насколько я понимаю, это было удивительное время для предпринимательской деятельности. В подтверждение этого предположения вспомним слова одного из персонажей «Золотого теленка»:

— Я — зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором «Освободителе», при Александре Третьем «Миротворце», при Николае Втором «Кровавом». При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при нэпе! Как я сидел при нэпе! Это были лучшие дни моей жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство как просветление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я