Предпринимательство как просветление

Пюрвя Мендяев

Дорогие друзья!Представляю вам книгу Пюрви Мендяева «Предпринимательство как просветление».Пюрвю Николаевича я знаю с детства, как башковитого пацана, мы вместе играли в шахматы, футбол, хоккей, настольный теннис. На улице мы его называли «Буржуем». Настоящим Буржуем Пюрвя пока так и не стал. Но книгу о буржуях уже написал. И это немало. Я желаю книге моего друга детства оглушительного успеха у читателей!Кирсан Илюмжинов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство как просветление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Предприниматель и книги

Теперь, зададим вопрос, который часто звучит: можно ли вообще научиться правильно идти по «срединному пути»? Можно ли научиться избавляться от иллюзий? Можно ли стать просветленным предпринимателем? Ведь распространено мнение, что проблема состоит в том, что научиться правильному мировосприятию невозможно. Поскольку это слишком индивидуально. Мало кто готов слушать, еще меньше — слышать, и практически никто не хочет ничего делать для того чтобы овладеть искусством избавления от иллюзий и понимания «срединного пути». Пустые же размышления сами по себе ничего не дают. А заставить действовать может либо какое-то реальное жизненное потрясение либо длительные собственные размышления. Самое большее, что могут чужие мысли — дать пищу для собственных размышлений. Поэтому и нет интереса к поискам правильного мировосприятия.

Хочу сказать, что на самом деле всё совсем не так. Люди сейчас как никогда раньше понимают ценность знаний и тратят много времени на поиск необходимых для их работы и повседневной жизни сведений в сети и в книжных магазинах. Но часто найти полезную информацию в огромной массе источников не удается. У нас сейчас ощущается практически везде острый дефицит хороших книг. Нет книг, по которым можно было бы научиться не только правильному мировосприятию, но и вообще хороших книг мало. Особенно мало хороших книг в отечественной литературе о бизнесе. Полки книжных магазинов заставлены книгами о предпринимательстве, люди разбирают их, как горячие пирожки, но чаще всего не находят того, что их интересует. Реальную проблему можно обозначить так. Желание правильно думать и правильно принимать решения огромное, а нужных книг нет или очень мало.

Сам бывало часами в период занятия мной предпринимательской деятельностью, искал понимание того, что происходит в моем бизнесе в моменты кризисов везде, где только возможно. В частности покупал и читал массу книг по бизнесу. Всех названий прочитанных мною книг и не вспомню сейчас. Что-то было очень полезно, что-то не очень понравилось, но постоянно получать пищу для ума было просто необходимо. Иначе нельзя. Есть в чтении бизнес литературы, еще один важный аспект. Читая новинки, ты следишь за тем, как изменяются представления о бизнесе, то есть находишься в тренде. В любом случае, предприниматель вынужден постоянно пополнять свои знания. Поскольку в жизни чаще всего получается так, как сказал когда-то великий физик Эйнштейн. «Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!».

Очень часто всё так и обстоит. Беремся за новое дело теоретически кажущееся нам выгодным. Всё вроде бы понятно. Потом начинается практика — то есть период, когда всё работает, но, как и почему не всегда понятно. А потом приходится сталкиваться с ситуацией, «когда ничего не работает, и никто не знает почему». Вот тут-то и начинаются страдания отсутствия соответствующих знаний. Всё же прекрасно работало вчера, но почему сейчас ничего не работает? Это часто очень сложно понять. Но ответ всё равно приходится искать и находить, так как предприятие должно работать, бизнес должен продолжаться. Потому и много книг, посвященных бизнесу. И почти все они находят своего читателя, поскольку кризисы локальные и глобальные периодически происходят и так будет всегда.

И опять же хочу отметить. Источников информации много сейчас, как что-то правильно куда-нибудь прикрутить или как сготовить вкусное блюдо, можно узнать в интернете, и это огромный прогресс и великое благо. Но это всё достаточно простые материи. А вот если мы коснемся вопросов развития предпринимательства, то нужно признать, что качественная специализированная литература, особенно отечественная, часто отсутствует. А вопросов между тем у российского предпринимателя огромное количество, на которые ему постоянно нужно получать ответы.

К примеру. Как найти правильное решение в сложной обстановке, когда нет ясности, потому что на ситуацию воздействуют разнонаправленные факторы? Как определить источник проблем твоего предприятия в ситуации недостатка информации о реальном положении дел в нем? Как правильно определить тактику и стратегию развития предприятия в условиях нестабильности на рынках? Как разрешить бизнес конфликт с конкурентами? Как разрешить конфликт внутри предприятия? Как правильно реагировать на кризисные ситуации? Как и когда правильно принять решение о закрытии своего бизнеса? И так далее.

Вопросов много у предпринимателей и вроде бы нельзя сказать, что нет книг, пытающихся дать ответы на все эти вопросы. Они есть и часто они очень полезны. Но нужно здесь понять то, что ответ самый главный на все эти вопросы предпринимателей один. Для того чтобы быть успешным необходимо находиться здесь и сейчас и уметь видеть реальность, таковой, как она есть, без иллюзий и свободной от концепций в каждой конкретной ситуации. Еще раз повторяю — истина всегда конкретна. Она существует только здесь и сейчас. Каждая ситуация уникальна и она требует адекватного именно ей решения и именно в данный конкретный момент. Завтра сегодняшнее правильное решение перестанет быть адекватным ситуации и принесет вред, если его применить к разрешению завтрашних проблем. Невозможно найти какое-то универсальное решение для всех проблем на все времена. Каждый раз нужно будет искать новое уникальное решение. А это означает, что поиск информации является перманентной потребностью предпринимателя. И что главное качество, которое должен развивать у себя предприниматель, это способность видеть настоящее положение дел, подлинную природу вещей, и уметь их отличать от концепции, заменяющие подлинную реальность.

В бизнес литературе, которая, по сути, и должна помогать предпринимателю, принимать правильные решения, существует масса подходов к трактовке понятия и смысла деятельности предпринимателя. Попробую охарактеризовать основные трактовки. Их можно подразделить на две основные группы. Монетаристские и духовно ориентированные. Сначала рассмотрим первую группу.

Как сказал кто-то из известных японских предпринимателей, фамилию которого я не запомнил — «бизнес это постоянное ощущение того что твоему бизнесу что-то угрожает». Фамилию я не запомнил, но вот слова эти я запомнил навсегда. Поскольку попались они мне в момент тяжелой конкурентной войны, что вела моя компания. Есть весьма распространенное мнение, что бизнес — это война. В бизнесе, как на войне, морали не существует. Бизнес, как и война — путь обмана. Раз это война, то вести бизнес нужно с помощью стратегических и тактических приемов, которые по своей сути является мирным аналогом военных сражений. И так как против тебя и твоего бизнеса будут применять не всегда честные приемы, то и ты должен сам быть готовым дать отпор соперникам и уметь пользоваться всем арсеналом возможностей защиты и нападения для того чтобы твой бизнес развивался.

Безусловно, в этом подходе к пониманию сути бизнеса действительно есть смысл. Конкуренция существует, желающих отобрать деньги предпринимателя всегда полно, так что действительно нужно уметь постоять за себя и за свой бизнес. Это верно. Но есть и минус в таком видении бизнеса и предпринимательства. Вечная война кого угодно истощит морально и физически. Очень много знаю предпринимателей, настолько подорвавших себя в этой бесконечной битве, что у них навсегда пропало всякое желание заниматься любым бизнесом. Таких людей не мало, еще молодых и полных сил, но безмерно уставших от бизнеса.

Есть так же мнение, что предпринимательство и бизнес это в первую очередь огромная и неутолимая жажда денег. В бизнесе на первом месте — личная выгода, все остальное — на втором. Почему жадность основная движущая сила бизнеса? Потому что она безразмерна и ненасытна по природе своей, и поэтому и может использоваться в качестве вечного двигателя для развития.

И совершенно противоположное представление, что любые эмоции, включая и жадность, ставят крест на большой прибыли. Тот, кто излишне привязан к извлечению прибыли, слишком сильно в него эмоционально вовлечен, он упускает финансовые потоки и не всегда верно оценивает риски. Жадность фраера сгубила, очень часто говорят люди о прогоревших предпринимателях.

Консультанты часто учат, что люди ищут дело по душе, а потом стараются его монетизировать. Настоящий бизнесмен думает иначе: он сначала ищет финансовые потоки, а только потом думает, как и какое дело развивать, для того чтобы прибрать денежный поток себе. Помните, утверждают консультанты, что если вы сильно любите свое дело, то вы очень сильно отличаетесь от тех, кто занимается бизнесом ради зарабатывания денег. Вы заведомо в слабой позиции, потому что деньги для вас не на первом месте. Есть так же мнение, что самая большая возможная ошибка — начинать бизнес ради помощи другим, ради партнерства и сотрудничества. Если вы что-то хорошо делаете и хотите помочь людям, знайте, если человек действительно создал бизнес для помощи другим, ему нужно срочно посетить психотерапевта. Это значит, что у человека что-то не так с миропониманием, поскольку сначала ты должен думать о себе, чтобы выжить, а потом уже о других. Бизнес и предпринимательство при таком подходе являются исключительно только личностными концепциями. Я — концепциями. «Боливар не вынесет двоих». «Умри ты сегодня, а я завтра». И так далее.

Безусловно, нужно уметь видеть денежные потоки, то есть уметь видеть реальный мир, потенциальный спрос или точку, с которой можно получить доход. Поскольку именно спрос рождает предложение, а не наоборот. Но опять же, как увидеть этот потенциальный денежный поток здесь и сейчас? Как смочь увидеть реальность без иллюзий? Вопросов много. Ответы же не всегда очевидны. Кто-то хорошо пошутил, найти свое место в жизни не сложно, сложно его занять. Существующие денежные потоки искать не нужно, они известны, но всегда уже находятся под чужим контролем. Чтобы заработать нужно либо создать новый поток, либо как-то перераспределить в свою пользу тот, что уже существует.

Есть же совершенно другой подход к пониманию бизнеса и предпринимательства. Духовно ориентированный.

Буддистские источники считают, что материалист в основном думает о товарах, буддист заботится об освобождении души. Однако не зря буддизм еще называют «Срединным путем»: действительно, он никоим образом не отрицает материальное благополучие. Не богатство само по себе, но привязанность к богатству, не радость от материальных благ, но страстное желание владеть ими, стоят на пути освобождения. Таким образом, основной принцип буддийской экономики — простота и ненасилие. С точки зрения экономики, буддийский образ жизни удивительно разумен: самых скромных средств достаточно для достижения полного благополучия. Но западному экономисту понять это очень трудно. Он привык мерить уровень жизни количеством потребленных за год товаров и услуг, полагая, что человек, потребляющий больше, живет лучше того, кто потребляет меньше. Для буддийского экономиста такой подход абсурден: потребление — не цель, а средство, а показателем уровня жизни является максимальное благополучие при минимальном потреблении.

Мне это напомнило стихи Омара Хаяма — «Немного хлеба, свежая вода И тень… Скажи, но для чего тогда блистательные, гордые султаны? Зачем рабы и нищие тогда?».

«Экономический кризис легко можно понять через буддийскую парадигму. Бизнес-учреждения воспринимали мир как „Я“ и другие „Я“. Они видели, и видят его как нечто, что нужно „победить“. Они сосредоточились на прибыли и теории экономики по выкачиванию прибыли. Буддизм учит не про „Я“ и других „Я“. Он учит, что „Я“, которое мы воспринимаем, не реально. Это открывает нам мир связей и взаимозависимости. Мы находимся в этом экономическом хаосе из-за нехватки внимательности на эти более глубокие взаимосвязи. Мы ни на микро-уровне, ни на макро-уровне не обращали никакого внимания на экономические решения», — так писал о буддийской экономике известный ученый Стив Кенд.

Существует значительный интерес экономистов и мыслителей к буддийской экономике, разработанной кандидатом 1998 года на получение «Нобелевской Премии Мира» от Таиланда, Достопочтенным Праюдхом Паютто (Prayudh Payutto). Паютто принимает учение Будды как основу истины, относительной истины или абсолютной, которые связаны с добром и злом. В этом смысле Дхарма используется для описания закона причины и следствия, в соответствии с которым существуют и функционируют все явления. «В обычной экономике, стоимость товаров и услуг определяется потребителем на основе того удовлетворяет товар или услуга его желание. В буддийской экономике определены два вида желаний или два вида стоимости: истинная стоимость и искусственная стоимость. Истинная стоимость выражается термином „chanda“ (хорошее желание). Другими словами, истинная стоимость товара определятся способностью удовлетворить потребность в благосостоянии. Наоборот, искусственная стоимость „tanha“ (плохо желание) — это — когда товар удовлетворяет потребность в удовольствиях», — говорит Паютто.

«Из этого следует, что товары и услуги в буддийском обществе потребляются только, чтобы поддержать благосостояние, а не служить бесцельным плотским удовольствиям. Духовное просветление — конечная цель буддийского общества, тогда как в капиталистическом обществе — более высокий уровень жизни, материальное имущество или большее богатство». Паютто так же утверждает, что производство, фактически, просто преобразование одного вещества в другое. «Эти преобразования влекут за собой создание нового состояния при разрушении старого. Таким образом, производство всегда сопровождается разрушением. В некоторых случаях разрушение приемлемо, в других, нет».

И еще масса различных представлений. Все не перечислишь. Какие из трактовок верные, а какие ложные? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Так как истина всегда конкретна, то здесь и сейчас, вполне возможно, какая-то трактовка окажется соответствующей ситуации и будет полезной конкретно для вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство как просветление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я