Трактат «Тридцать шесть стратагем» повествует о 36 стратегических и тактических приемах военного искусства Древнего Китая. В книге, которую вы держите в руках, дано толкование каждой стратагемы, приведено описание интересных случаев, ситуаций, когда был применен тот или иной прием: перед читателем предстают яркие события из жизни древнего и современного Китая, а также события всемирной истории. Для широкого круга читателей. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тридцать шесть стратагем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Воспользовавшись чужим ножом, убить человека
Разгром У Цзысюя ваном царства Юэ Гоуцзянем
В период Весен и Осеней[17] в царстве У жил мудрый государственный деятель У Цзысюй. Он был дальновидным политиком и выдающимся военным стратегом. В те времена царство У воевало с царством Юэ. В одном из сражений правитель царства У Хэлюй-ван был разбит, получил серьезные ранения и умер. Его сын Фучай-ван поклялся отомстить за смерть отца. Узнав об этом, ван царства Юэ Гоуцзянь решил нанести удар первым, направив войско в царство У но потерпел поражение у Фуцзяо. Оставшись с пятитысячным войском неподалеку от города Гуй-цзи[18] он направился к Фучай-вану просить мира. Вместе со своим советником Вэнь Чжао он отправил богатые подарки вану царства У. Он также тайно подкупил тайцзая Пи — главного чиновника, отвечавшего за дела в государстве, заверив, что хочет оставить свое царство и стать вассалом Фучай-вана.
Получив взятку, тайцзай Пи замолвил слово за Гоуцзяня перед У-ваном. Но мудрый У Цзысюй на аудиенции у правителя заявил: «Ван царства Юэ видел много горя, но если вы, правитель, не предадите его смерти сейчас, то потом очень пожалеете!»
Однако У-ван пренебрег советом и согласился с тайцзаем Пи. Вскоре был заключен мир с ваном Юэ, а через три года У-ван отпустил всех гоуцзяньских чиновников.
Пять лет спустя умер циский правитель Цзин-гун. Тогда У-ван решил воспользоваться смутой в царстве Ци и начать против него военный поход. Мудрый У Цзысюй снова заявил: «Гоу-цзянь — наша внутренняя угроза. И если вы, правитель, атакуете царство Ци, а не царство Юэ, то совершите большую ошибку!» Но и на этот раз У-ван его не послушал. Он отправился со своей армией в Ци и разгромил его, принеся ужас и смерть в те земли. Со временем У-ван совсем перестал прислушиваться к советам У Цзысюя.
Прошло еще четыре года, и У-ван задумал совершить новый поход против царства Ци. Гоуцзянь привел ему на помощь своих солдат, продемонстрировав свою преданность и уважение. Вместе с тем он вновь отправил тайцзаю Пи много дорогих подарков. И на этот раз алчный тайцзай замолвил словечко за вана Юэ.
В то же время У-ван направил У Цзысюя послом в Ци. У Цзысюй был уверен, что если У-ван продолжит доверять Юэ, то будет вскоре уничтожен. Мудрец оставил в царстве Ци своего сына, а сам вернулся обратно в У
Тайцзай Пи, исполняя просьбу Гоуцзяня избавиться от У Цзысюя, оклеветал советника перед У-ваном: «У Цзысюй жестокий и безжалостный. Он винит вас, правитель, в том, что придуманные им стратегии и планы не помогали. Я также слышал, что он оставил своего сына в Ци. Боюсь, что рано или поздно ваш советник вступит в сговор с цискими чиновниками и предаст царство У Правитель, заклинаю вас принять меры как можно раньше, чтобы избежать дурных последствий». Невежественный У-ван, выслушав мздоимца, ответил: «Ты лишь подтвердил мои давние подозрения».
Ван царства У даровал У Цзянсяю резной меч и велел покончить с собой. В ответ на это старый мудрец глубоко вздохнул и сказал: «Когда-то я жертвовал собой ради спасения У! А теперь ты, правитель, поверив подлецу, повелеваешь мне убить себя. Кто бы мог подумать, что я так кончу! О горе!»
Вернувшись домой, У Цзянсюй с горечью сказал своей жене: «После того как я умру, сделай в память обо мне две вещи: посади на моей могиле катальпу[19], когда дерево вырастет, из него можно будет изготовить много полезных орудий; вынь мои глаза и помести их на восточных воротах столицы У чтобы я мог видеть, как ее возьмут войска Юэ!» После этих слов У Цзянсяй бросился на меч.
Чтобы возродить свое царство, Гоуцзянь действовал чужими руками — подкупил фаворита правителя царства У тайцзая Пи. По его наветам У-ван избавился от ненавистного Гоуцзяню У Цзысюя. Как и предсказывал мудрый советник, Гоуцзянь уничтожил царство У убил Фучай-вана, тайцзая Пи и всех инакомыслящих. Так он стал владыкой нескольких государств.
Как Абахай решил избавиться от Юань Чунхуаня
На шестой год правления императора Тяньци[20] династии Мин Нурхаци[21] во главе трехсоттысячного войска выступил в поход на крепость Нинъюань[22]. В гарнизоне крепости было всего десять тысяч человек, но среди них — один выдающийся воин, Юань Чунхуань[23]. Он всегда шел в бой в первых рядах и мужественно сражался с противником, за годы службы участвовал в отражении трех масштабных атак маньчжурской армии. Вышел Юань
Чунхуань победителем и при контрнаступлении на маньчжурское войско. Он смертельно ранил Нурхаци и обратил в бегство его армию.
У Цзысюй. Картина из старинной книги
На следующий год на престол вступил Абахай, продолживший дело своего отца Нурхаци. Его многочисленное войско снова атаковало Нинъюань, но и на этот раз было отброшено Юань Чунхуанем. Спустя несколько лет подготовки Абахай предпринял очередную попытку покорить династию Мин. Он извлек уроки из былых поражений и на этот раз не стал вступать в прямое противоборство с Юань Чунхуанем. Обойдя оборонительные укрепления противника, армия Абахая переправилась через Великую Китайскую стену со стороны Внутренней Монголии и атаковала заставу Шаньхайгуань с тыла. Узнав об этом, Юань Чунхуань незамедлительно ринулся в столицу Мин для спасения императорского трона. Его армия шла без устали днем и ночью, добралась до столицы на три дня раньше армии маньчжуров и успела подготовиться к обороне.
Юань Чунхуань атаковал маньчжуров как только они оказались на подступах к городу, и те были вынуждены отступить. Только тогда Абахай увидел в Юань Чунхуане настоящую угрозу и, чтобы избавиться от него, прибегнул к стратагеме «Воспользовавшись чужим ножом, убить человека».
Абахай прекрасно знал, что минский император Чунчжэнь был человеком недоверчивым и осторожным, а потому он тайно направил во дворец надежного человека, чтобы тот подкупил императорского евнуха[24]. Он должен был оклеветать Юань
Чунхуаня перед Чунчжэнем, обвинив его в заключении тайного соглашения с маньчжурами, согласно которому тот обязался пропустить неприятельское войско на территорию империи. Император Чунчжэнь пришел в ярость от услышанного и, несмотря на просьбы всех солдат и офицеров, публично казнил Юань Чунхуаня.
Так Абахай избавился от сильного противника Юань Чунхуаня руками императора Чунчжэня и вскоре уничтожил династию Мин.
Как Ло Жунхуань уничтожил шпионов
В 1942 году в Цзиннане разведывательное подразделение японской армии[25] «освободило» несколько военнопленных с целью получить информацию о местонахождении Новой Четвертой армии[26]. План японцев был такой: караульные должны сделать вид, что отвлеклись, а пленные воспользуются этим и сбегут. Среди беглецов были завербованный боец Четвертой армии и настоящий лазутчик, притворившийся пленным солдатом. Именно он должен был добыть нужные сведения.
Очень скоро солдаты Новой Четвертой армии поймали и допросили этих пятерых, бежавших с оккупированной врагом территории, чтобы выяснить, кто они и откуда взялись. В ходе допроса двое из сбежавших признали, что являются шпионами, в то время как оставшиеся трое это отрицали.
В действительности следователь уже знал, что эти трое — шпионы, и даже псевдоним одного из них — Губитель. Раньше он был тайным агентом армии Гоминьдана.
Начальник отдела допросов представил командующему Новой Четвертой армии Ло Жунхуаню отчет по этому делу и спросил, как ему узнать о том, кто из этих пятерых говорит правду, а кто — лжет. Тогда Ло Жунхуань задал начальнику встречный вопрос: «Как бы вы поступили, если бы сами принимали решение?» Тот ответил: «Я бы отпустил тех двоих, которые признались. Губителя и упорствующих — расстрелять, и дело с концом!» Ло Жунхуань неспешно закурил папиросу, подумал и сказал: «По-моему, нужно отпустить всех пятерых». Начальник отдела допросов был в недоумении. Тогда Ло Жунхуань поведал ему о своем плане, хитрость которого привела начальника в восхищение.
К вечеру того же дня следователь сообщил двум сознавшимся беглецам о решении их освободить и дал им четыре секретных задания. Затем он сообщил об этом решении Губителю и упорствующим, но никаких заданий они не получили. Всем пятерым следователь выделил сопровождающих, чтобы те вывели беглецов с базы.
Попав на вражескую территорию, они были немедленно задержаны и допрошены. Сначала все до единого утверждали, что им удалось бежать из плена Новой Четвертой армии. Но пытки японцев были слишком жестоки, и двое, ранее признавшихся в шпионаже, сознались, что китайцы поручили им выполнить несколько заданий. Остальные признались, что их отпустили, но при этом никаких заданий они не получали.
У японских следователей сразу возникли подозрения: почему этим двоим дали задания, а оставшимся — нет? Те трое, которые все отрицали, непременно что-то скрывают, думали японцы. Беглецов снова подвергли жестоким пыткам; им ничего не осталось, кроме как начать обманывать и изворачиваться, что вызвало у японских военных еще большие подозрения. В итоге было принято решение расстрелять всех задержанных.
Так Ло Жунхуань уничтожил шпионов руками подославших их японцев. Он дезориентировал врага и избавился от лазутчиков, которые могли быть угрозой для всей армии, а потому стратагему «Воспользовавшись чужим ножом, убить человека» можно считать очень продуманным планом.
Стратагема 3. Воспользовавшись чужим ножом, убить человека
Источник этой стратагемы — произведение «Три причины пожеланий счастья» Ван Тиннэ, автора эпохи Мин. Смысл изречения «Воспользовавшись чужим ножом, убить человека» заключается в том, что не нужно идти напролом, лучше избавиться от врага, используя третью силу, и таким образом незаметно достичь своей цели. Под «ножом» может подразумеваться человек, событие, закон.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тридцать шесть стратагем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
17
Период Весен и Осеней (Чуньцю, 722–481 год до н. э.) — период в китайской истории, описанный в летописи философом Конфуцием. Характеризуется политической раздробленностью, многочисленными войнами между царствами и княжествами. Тем не менее сохранился очень большой культурный пласт данного периода: литературные, художественные и археологические памятники.
19
Катальпа — широко распространенное в Китае цветоносное дерево. Может достигать шестнадцати метров в высоту.
20
Тяньци (Чжу Юцяо) — пятнадцатый император Китая (правил с 1620 по 1627 год) из династии Мин. Вступил на престол в юном возрасте. Не имел желания управлять страной и препоручил бразды правления фаворитам.
24
Императорский евнух — слуга при гареме правителя. В средневековом Китае (в отличие от арабских стран) роль евнухов при дворе была очень важна: нередко они занимались не только делами гарема, но и административной деятельностью, достигая большого влияния в системе управления государством и иных властных сферах. Часто были доверенными советниками правителей.