Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4. Приходы Америки

Сборник, 2016

В сборнике представлены интервью со священниками, кейсы, аналитические статьи, переводы, авторские материалы исследователей из России, США, Германии и Греции, публикующиеся в рамках международного исследовательского проекта «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом» информационно-аналитического центра Факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы сборника дают определенный срез современной Православной приходской жизни за рубежом, главным образом приходов Америки; Православных приходов, существующих в условиях иноконфессиональной, поликонфессиональной и православной среды (на примере США, Германии и Греции). Книга адресована социологам, ученым смежных научных направлений, церковной общественности и широкому кругу читателей.

Оглавление

Из серии: Социология православия

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4. Приходы Америки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Рязанцев И. П., предисловие, 2016

© Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2016

Предисловие

Четвертый выпуск сборника «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом» Факультета социальных наук ПСТГУ продолжает серию публикаций интервью и аналитических материалов по приходской жизни Церкви, начатую в первых трех выпусках 2011, 2013 и 2015 годов. За это время уже сформировалась определенная исследовательская перспектива, методологические основы изучения приходов, построенные на принципах невмешательства и максимального раскрытия точек зрения участников событий и процессов. В центре внимания — сами социальные акторы, священнослужители и прихожане, интервью с которыми позволяют раскрывать не только социальное, но и личностное измерение церковной жизни.

Четвертый сборник посвящен приходским материалам, собранным в Соединенных Штатах Америки, и тесно связан с именем Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) — небесного покровителя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Именно в США, в далеком 1898 году, будущий патриарх начинал свое служение в качестве епископа Аляскинско-Алеутского, возглавляя кафедру вплоть до 1907 года, и оставил о себе память «благостного святительствования».

Свято-Николаевский патриарший собор в Нью-Йорке

Пребывая на американской земле, мы особым образом воспринимали благословение Святейшего Патриарха Тихона, оказываясь в тех местах, где бывал и трудился он сам. Мы — в Нью-Йорке, в городе, где святитель Тихон начал свое служение в Америке. Здесь принималось решение по реорганизации кафедры — сюда из отдаленного Сан-Франциско святитель Тихон переносит архиерейскую кафедру, здесь 22 мая 1901 года он собственноручно закладывает первый камень Свято-Николаевского собора. В настоящее время этот собор — один из красивейших православных храмов города Нью-Йорка. В Свято-Николаевском храме мы берем интервью у клириков и прихожан, фотографируем то материальное, что осталось по следам неугасаемого Духа в память о патриархе.

Одно из таких интервью — беседа с иеромонахом Никодимом (Балясниковым), посвященное патриаршим приходам в Америке, — по сути тем приходам, основание которым положил Святейший Патриарх Тихон.

Именно с этого рассказа начинается первая глава четвертого сборника «Православие в США: многообразие как особенность американской культуры».

Свято-Николаевский патриарший собор в Нью-Йорке (интерьер храма)

Приходам Русской Православной Церкви Заграницей посвящено интервью клирика Синодального собора Знамения Божией Матери в Нью-Йорке (Русская Православная Церковь Заграницей), иеромонаха Евтихия (Довганя). Его повествование раскрывает еще одну страницу церковной истории и современности — рождение так называемой «белой церкви», «церкви русских эмигрантов» в Америке, трагичность судеб которых, находясь в Советской России, разделил и сам патриарх.

В ноябре 1899 года святитель Тихон обращается в Святейший Синод с просьбой об изменении названия епархии, и с февраля 1900 года начинает существовать «Алеутская и Северо-Американская епархия», призванная окормлять большое количество православных эмигрантов, осевших в северной части Америки. В мае 1905 года святитель Тихон приобретает титул архиепископа Алеутского и Северо-Американского. Упорядоченное управление, ясное видение ситуации приводят к росту приходов в восточной части Америки, вблизи таких городов, как Нью-Йорк, Питтсбург и Бостон.

Мы направляемся в Питтсбург, чтобы собственными глазами увидеть то, что осталось здесь после служения святителя Тихона. Как отмечают историки его биографии, святитель много внимания уделял содружеству с другими поместными церквями, в частности поддерживал отношения с сирийскими и сербскими православными общинами, часто служил у них, помогал, как мог, в обустройстве их жизни в Америке. Окормлял и поддерживал греческие православные приходы, особенно в западной части США. Неоднократно совершал богослужения на греческом в православном храме в Чикаго, что вызывало восхищение и благодарность у греков.

Безусловно, святитель Тихон олицетворял собой некий центр Православия в Америке в тот период, вокруг которого объединялись представители самых разных народов.

Пребывая в Питтсбурге, мы встречаемся и берем интервью у священников и прихожан Антиохийской и Греческой Православных Церквей. С одной стороны, пытаемся оглянуться назад, в прошлое, с другой — внимательно всматриваемся в день сегодняшний: что же изменилось с тех пор, как живут наши православные братья поместных церквей в Америке сегодня? Пытаясь ощутить преемственность истории, а также обнаружить новые сюжеты в судьбе антиохийских и греческих православных общин, берем интервью у настоятеля Антиохийского православного кафедрального собора святого Георгия в Питтсбурге, священника Димитрия Мэкоула, настоятеля греческого православного собора святого Николая в Питтсбурге (Американская архиепископия Константинопольского Патриархата), священника Кристофера Бендера. В сборнике эти материалы также представлены в первом разделе: «Православие в США: многообразие как особенность американской культуры».

Миролюбие святителя Тихона, его миротворческое служение приводят к осознанию необходимости возведения Северо-Американской епархии в ранг экзархата с большими автономными правами. С этой просьбой он обращается в 1905 году в Святейший Синод. Более того, видя сложность проповеди Православия в многоконфессиональной Америке, святитель говорит о возможной автокефалии Американской Православной Церкви в будущем, ставит перед священноначалием вопрос о необходимости подготовки пастырей Церкви из числа американских граждан. В результате миссионерская школа в Миннеаполисе преобразуется в Духовную семинарию. Со временем проблема подготовки и обучения священников полностью исчезает, а необходимость присылать пастырей из России, не знакомых с реалиями американской жизни, отпадает.

Святейший Патриарх всея России Тихон и священномученик Александр Хотовицкий. Икона Свято-Николаевского патриаршего собора в Нью-Йорке

Все эти решения и преобразования святителя удивительным образом имеют свое продолжение и сегодня — Православная Церковь в Америке играет все более заметную и самостоятельную роль в христианизации США. Еще один срез Православия в США демонстрируют интервью с епископом Православной Церкви в Америке — епископом Толедским и Болгарским Александром (Голицыным) — с настоятельницей православного монастыря Румынской епархии игуменьей Христофорой (Матичак), интервью с настоятелем храма свт. Николая в МакКиз-Рокс о. Фомой Сорокой.

Вторая часть сборника — «Приходы Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке. Воспоминания о прошлом, оценка настоящего, прогноз на будущее в интервью клириков и прихожан» — представляет собой серию интервью, в которых собран опыт прихожан различных волн русскоязычной эмиграции XX века. В интервью содержатся воспоминания не только о том, как развивалась приходская жизнь двух основных православных храмов Нью-Йорка (Свято-Николаевского собора и Знаменского синодального собора), но и само американское общество. В этом смысле весьма интересны интервью митрофорного протоиерея Александра Голубова, клирика Свято-Николаевского патриаршего собора в Нью-Йорке, Надежды Моховой, казначея сестричества Знаменского синодального собора в Нью-Йорке, и Евгении Темидис, регента будничного хора Знаменского синодального собора в Нью-Йорке. Наши собеседники ретроспективно, начиная с середины прошлого века, смогли дать портреты прихожан этих храмов, описать реалии приходской жизни той эпохи. Еще два интервью — с Сергеем Якушиным, старостой Знаменского синодального собора, и протодиаконом Игорем Паначевым, клириком Свято-Николаевского патриаршего собора, акцентируют внимание на дне сегодняшнем: каков современный прихожанин, как складывается его повседневная жизнь, с какими трудностями приходится сталкиваться, какое место в жизни прихожанина занимает храм.

В третьей части сборника — «Два среза приходской жизни. Православный приход в инославной и православной среде» — представлены интервью двух священников. Анатолий Шефер, клирик храма Воскресения Христова в Мюнхене, и Лев Ефремидис, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Салониках подробно рассказывают о приходских буднях и практиках в условиях иноконфессиональной Германии и православной Греции, обозначают сходства и различия, особенности влияния окружающей действительности, местных сообществ. Подобные материалы дают уникальную возможность познакомиться с положением русскоязычных православных приходов в странах как православной, так и протестантской, католической традиций. Отметим, что интервью о. Льва Ефремидиса является своеобразным прологом к пятому сборнику данной серии, который посвящен русскоязычным православным приходам Кипра и Греции.

Завершающую, четвертую, часть сборника — «Приход и православный мигрант в научных исследованиях» — составляют работы следующих авторов:

— А. Криндач, известный своими фундаментальными исследованиями Православия в Америке;

— С. В. Рязанцев, А. А. Гребенюк, многолетние труды которых посвящены изучению жизни наших соотечественников за рубежом, в том числе русскоязычных общин в США;

— H. С. Ерохова, статья которой посвящена анализу христианских общин города Питтбсурга по результатам социологического исследования, проведенного Факультетом социальных наук в рамках сотрудничества ПСТГУ и Питтсбургской теологической семинарии.

Еще одна статья — М. А. Подлесной и H. Н. Харчевкиной — основана на переводе еще не изданной в России книги П. Бергера, в которой подробным образом рассматривается феномен религиозности Америки в сравнении с секуляризмом Европы.

Все эти работы, призванные дать научное обоснование приходским исследованиям, являются своеобразным «ключом» к материалам других частей сборника; позволяют, по прочтении всего материала, осмыслить и понять, что представляет собой Православие в США, православные общины сегодня.

Одним из последних в деятельности святителя Тихона на Алеутской и Северо-Американской кафедре были организация и проведение в 1907 году в Майфильде (штат Пенсильвания) Первого Православного Собора Северо-Американской епархии. На нем святитель Тихон поставил ряд весьма серьезных и актуальных до сих пор вопросов: расширение миссии в Америке, необходимость выработки Устава миссии, преодоление разобщенности, оказание помощи бедным приходам, стремление к объединению между собой переселенцев из разных стран, несмотря на различия в совершении обрядов и служб, если они не затрагивают сути веры. Так святитель Тихон подчеркивал важность проявления заботы и любви к каждому прихожанину, оказавшемуся на этой земле: был единый пастырь и единое стадо.

Официальное прощание американской паствы со святителем Тихоном состоялось 17 марта 1907 года в Прощеное воскресенье. Свое последнее богослужение на американской земле святитель совершил 24 марта в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке, а 26 марта он отбыл в Россию. В своем последнем слове святитель Тихон напутствовал собравшихся на дальнейшее распространение Православия среди необращенных. Надеемся, что данный сборник будет небольшим вкладом в дело, начатое когда-то святителем Тихоном.

В заключение хотелось бы поблагодарить руководство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета за оказываемую финансовую и моральную поддержку, всех координаторов данного проекта, живущих и служащих в самых разных странах мира, тепло встречавших нас во время исследовательских командировок.

Отдельной строкой хотелось бы отметить действенное участие иеромонаха Никодима (Балясникова), клирика Свято-Николаевского патриаршего собора в Нью-Йорке, особенно в организации полевой работы в приходе собора. Выражаем благодарность иеромонаху Евтихию (Довганю), клирику Знаменского синодального собора (США, Нью-Йорк), который радушно встретил нас и помог с размещением в Нью-Йорке. Спасибо Джону Бёрджессу, профессору Питтсбургской теологической семинарии, взявшему на себя все хлопоты с организацией нашего пребывания в Питтсбурге. Наконец, особую благодарность мы выражаем О. В. Трофимовой — нашему критику и редактору текстов, работающему с нами уже не первый год, Л. В. Рассохиной, а также всем студентам Факультета социальных наук, принявшим участие в расшифровке интервью и обработке материалов исследования.

Д-р экон. наук, проф. И. П. Рязанцев

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 4. Приходы Америки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я