Как смотреть как художник

Петля

«Как смотреть как художник» – книга о том, как сделать свое зрительное восприятие мира более тонким, чутким и глубоким, посмотрев на мир глазами художника, для которого все вокруг – источник идей и вдохновения. Эта книга будет интересна всем, кто хочет развить способности к творчеству и сделать искусство частью своей жизни. Пользуйтесь идеями из этой книги для обогащения своего понимания мира, превращения разглядывания в увлекательное путешествие и знакомства с новыми смыслами и представлениями.

Оглавление

3. Откажитесь от ярлыков

Смысл приходит позже.

— Жоан Миро-и-Ферра

Мы повсюду развешиваем ярлыки. Определив, например, как выглядит яблоко, мы впредь называем яблоком все, что имеет соответствующий вид.

Ярлыки экономят уйму сил и времени. Не надо каждый раз выяснять, как выглядит яблоко; достаточно единожды определить его отличительные черты и далее классифицировать все объекты как «яблоко» или «не яблоко», исходя из соответствия или несоответствия заданным критериям. Одним словом, ярлыки помогают нам всякий раз не изобретать велосипед.

Однако, мышление ярлыками — нечто большее, нежели желание разобраться в окружающем мире и способ высвободить время и силы на изучение нового.

Мышление ярлыками определяет, как мы смотрим.

Ярлыки не только подсказки, но и шоры.

Ярлыки не только шпаргалки, но и заглушки.

Ярлыки не только помощники, но и ограничители.

Наблюдая за объектом, мы окидываем его взглядом и, если он знаком, наклеиваем на него ярлык. При этом мы не разбираемся, как устроен объект и чем он примечателен; вся ключевая информация об объекте уже «зашита» в его ярлык и не нуждается в переосмыслении.

Но стоит нам столкнуться с объектом, к которому не подходит ни один из известных ярлыков, как мы смотрим на него по-другому.

Мы изучаем цвет, положение, форму, структуру, текстуру, размер объекта.

Мы проверяем, как объект перемещается, трансформируется, преобразуется.

Мы исследуем, как объект соотноситься с другими объектами и как располагается в пространстве и времени по отношению к ним.

Художники воспринимают мир именно так — свободным от ярлыков.

В мире без ярлыков каждый объект уникален и достоин пристального внимания.

В мире без ярлыков каждый объект больше любой категории объектов и имеет свое уникальное место.

В мире без ярлыков каждый объект нужно изучать всесторонне, глубоко и бесконечно много раз.

Проявите любопытство — сделайте открытие там, где (якобы) все уже открыто.

Избавьтесь от предубеждения — дайте шанс объекту заявить о себе и произвести впечатление.

Выберите долгое созерцание и рассматривание — не сокращайте путь к формированию знания об объекте путем навешивания ярлыков.

Описывайте объекты окружающего мира, не используя их названий. Прежде чем навесить ярлык, опишите объект, как если бы вы видели его в первый раз и ничего про него не знали. Смотрите на мир с подлинным любопытством и будьте готовы совершать открытия на каждом шагу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я