Как смотреть как художник

Петля

«Как смотреть как художник» – книга о том, как сделать свое зрительное восприятие мира более тонким, чутким и глубоким, посмотрев на мир глазами художника, для которого все вокруг – источник идей и вдохновения. Эта книга будет интересна всем, кто хочет развить способности к творчеству и сделать искусство частью своей жизни. Пользуйтесь идеями из этой книги для обогащения своего понимания мира, превращения разглядывания в увлекательное путешествие и знакомства с новыми смыслами и представлениями.

Оглавление

4. Смотрите на пустоту

«Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства и пустотный канон в русском искусстве XIX — XX веков»

— название выставки

Раз вы читаете эту книгу, перед вами наверняка лист бумаги либо экран телефона, планшета или компьютера. Что вы видите?

Только текст?

Или что-то еще?

Помимо самого текста, вы видите пространство, свободное от него. Такое пространство еще называют негативным или пустым.

У пустого пространства три важных качества:

1) пустое пространство так же важно для художника, как объекты

2) пустое пространство такой же проводник смыслов и эмоций, как объекты

3) пустое пространство такой же герой произведения или изображения, как объекты.

Уменьшить или увеличить, сжать или расширить, раздробить или разъединить — с пустым пространством можно работать как с пластилином.

Пустое пространство скрывается за фигурами, силуэтами, текстурами, предметами, мыслями. Но как бы успешно оно не скрывалось, стоит приложить усилия, чтобы обнаружить его и разобраться в его значении.

Пустое пространство никогда не бывает просто так: его наличие или отсутствие всегда что-то значит. Напряжение, баланс, отчаяние, асимметрия, опустошение, молчание, тревога, ослепление, прозрение — вот лишь несколько примеров, чем может быть пустое пространство.

Пустое пространство служит проводником смыслов и идей от художника к зрителю. По аналогии пустое пространство служит проводником смыслов и идей от наблюдаемого объекта к наблюдателю.

Найдите пустое пространство.

Отметьте, что позволило вам обнаружить пустое пространство.

Оцените конфигурацию пустого пространства, его расположение между объектами.

Подойдите к анализу пустого пространство исходя из утверждения, что ничего не бывает просто так и у всего есть своя роль и функция.

Кстати, пустота — один из самых интересных объектов для анализа окружающего мира.

Какого цвета пустота?

Есть ли у пустоты форма?

Наконец, в принципе существует ли пустота? Есть мнение, что пространство всегда чем-то заполнено, а значит не может быть пустым.

Обратите внимание на то, чего нет; помните про пустое пространство — оно может не бросаться в глаза, но быть красноречивее слов. Смотря вокруг, отмечайте не только объекты, но и то, что находится между ними. Пустое пространство всегда имеет смысл, функцию и назначение.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я