Лиана Колло д΄Эрбуа и Ита Вегман

Петер Зельг

Настоящее издание представляет перевод книги Петера Зельга «Лиана Колло д΄ Эрбуа и Ита Вегман», которая была опубликована в 2008 году в издательстве Гётеанума (Дорнах, Швейцария). На основе архивных сведений и информации из специальной литературы автор нарисовал захватывающую картину общения двух индивидуальностей, без которых в антропософии не мыслится терапевтическое направление.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лиана Колло д΄Эрбуа и Ита Вегман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Переводчик Глеб Пудов

© Петер Зельг, 2023

© Глеб Пудов, перевод, 2023

ISBN 978-5-0060-5540-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Перевод с немецкого

Г. А. Пудов

*

Голландским друзьям и столетнему юбилею со дня рождения Лианы Колло д΄ Эрбуа (17.12.2007) посвящается

Предисловие

Ита Вегман отличалась от всех людей, которые её окружали. Ни один не был похож на неё. Она в своём мировоззрении и своей работе всегда опережала других людей, потому что всегда работала для будущего. Если бы вы встретили её сейчас, вы были бы поражены теми вещами, над которыми она будет думать в течение следующих 20 или 30 лет. Во всем антропософском сообществе не было никого, кто в такой же степени жил бы для будущего. Она никогда не цеплялась за прошлое. Для нее всё было работой, всё было будущим. […] Она жила только для будущего.

Лиана Колло д΄ Эрбуа1

Живописец и художественный терапевт Лиана Колло д΄ Эрбуа (1907 — 1999) написала в преклонном возрасте воспоминания об Ите Вегман — о встречах с ней, беседах, а также о своих впечатлениях от мировоззрения фрау Вегман2. Эти свидетельства относятся к интереснейшим мемуарам о том враче, которому Рудольф Штайнер доверил Медицинскую секцию Гётеанума (и лечебное отделение нового Института Духовной науки). Воспоминания Лианы Колло д΄ Эрбуа об Ите Вегман — выражения острой наблюдательности и утончённого восприятия художницы, а также её способности передавать происходящее в образах. Существенные аспекты биографии Иты Вегман, особенно касающиеся последних трёх лет её жизни, были бы неизвестны без воспоминаний Лианы Колло д΄ Эрбуа; к тому же Лиана Колло порой объясняла духовную суть событий из жизни Вегман как анекдотические истории, что приближало к пониманию мировоззрения Иты Вегман. Лиана Колло д΄ Эрбуа писала свои заметки на основе глубокой и продолжительной дружбы с Итой Вегман. Она, Лиана Колло, была той [художницей — Г.П.], которая расписала фресками стены погребальной капеллы Иты Вегман; она сделала это так, как хотела сама Ита Вегман — под знаком духовного мировоззрения, основанного на соединении Света христианского учения и антропософии.

Воспоминания об Ите Вегман воплотились для Лианы Колло д΄ Эрбуа не только в виде рукописи. Лиана Колло пережила Иту Вегман более, чем на 50 лет, однако она считала этого человека важнейшей и значительнейшей частью жизни, потому что между ними существовала тесная связь — Лиана Колло была ученицей и молодой подругой Иты Вегман. Родившись на тридцать один год позже фрау Вегман и встретив её на своём двадцать четвёртом году жизни, Лиана с самого начала осознавала соответствующую разницу. Она познакомилась с Итой Вегман как с одним из ближайших соратников Рудольфа Штайнера, как с «эффективным» антропософским врачом и руководителем клиники — и с блистательной личностью, имеющей большой жизненный опыт. Тем не менее, почти сразу во встрече этих двух людей совершенно очевидно возник взаимный интерес — Ита Вегман скоро ощутила гениальность Лианы Колло как художницы и останавливалась, удивлённая, перед её работами с их собственной образностью и духовностью. По устному свидетельству, Ита Вегман увидела полотно корнуолской художницы до их непосредственной встречи, — она как бы заранее приближалась к Лиане Колло в поиске той индивидуальности, которая позволила создать упомянутое полотно. Некоторые факты свидетельствуют о том, что Ита Вегман не могла находиться в рамках простого общения «учитель — ученик», хотя и могла разными способами поддерживать, укреплять и наставлять Лиану Колло на её пути.

Лиана Колло д΄ Эрбуа познакомилась в Итой Вегман в Институте лечебной педагогики в Англии. Там она начала работать в инициативной подготовительной группе, когда ей исполнился двадцать один год. Затем в двадцать восемь лет по приглашению Иты Вегман Лиана Колло приехала в клинику в Арлесхайме. По совету фрау Вегман она съездила в 1937 году в Париж и в 1940 году приехала в Аскону, где жила последние три года жизни Иты Вегман. После того, как фрау Вегман по истечению двух семилетий после их первой встречи умерла, Лиане Колло было 35 лет.

*

Отношение Иты Вегман к изобразительному искусству неизвестно, но оно должно восприниматься в упомянутом ракурсе её мировоззрения. Если перечитать доклад Иты Вегман к открытию второго Гётеанума, в котором искусство и новое Здание3 рассматриваются исключительно в эзотерическом ключе, или рассмотреть, как Ита Вегман преподносила лечение искусством в «Терапевтической школе» в Арлесхайме4, то сложится очень односторонняя картина её мировоззрения. Фактически у доктора Вегман было довольно определённое понимание мистических источников художественной деятельности. Она хотела её использовать во благо всем больным людям как «жертвующее искусство» (термин Иты Вегман) в его тесной связи с христианством («Все мы в некоторой степени больны», по словам Лианы Колло). Рудольф Штайнер говорил о том, что в эфесских мистериях должна была быть преимущественно «внутренняя жизнь цвета и света», внутренняя «радость художественного переживания»5. Именно с ними связывала себя Ита Вегман, именно их она пыталась распространять в Арлесхайме, а также в других терапевтических центрах. Доктор Вегман поддерживала разными способами людей, работавших в художественной сфере; она понимала ценность искусства для жизни и человеческой цивилизации; она осознавала, что искусство — неотъемлемая часть учения Рудольфа Штайнера и культуры грядущего времени. Связь человека с духовными силами, его возврат к духовному миру — откуда человек происходит и который его всегда окружает — а также, по возможности, одухотворение цивилизации были главными аспектами жизни и деятельности фрау Вегман. Она воспринимала искусство Лианы Колло д΄ Эрбуа как существенную помощь на своём пути, притом помощь не только себе, но и другим людям. А Лиана Колло, в свою очередь, которая приехала из Тинтагеля [местность в Корнуоле — Г.П.], и обладавшая духовно высокоодарённой душой, восприняла этот аспект деятельности Иты Вегман особенным образом.

Предлагаемая книга рассказывает о встречах Лианы Колло д΄ Эрбуа с Итой Вегман. Их общение в общих чертах восстанавливается на основе документов из архива доктора Вегман, а также скудных сведений об её ранней биографии, которые приводила Лиана Колло. О частоте их встреч, содержании бесед и духовном опыте, которым они обменивались, не всегда можно судить определённо, поскольку от них почти не осталось материальных свидетельств, кроме картин Лианы. Она создавала их в годы общения с Итой Вегман, около них они нередко встречались. Из-за скудости архивных материалов появилось свободное пространство для «додумывания» деталей — и всё же было бы прекрасно и важно знать гораздо больше реальных и конкретных фактов об их общении, о жизненном пути этих двух людей, об их прикосновении к сфере «целительного искусства», которое они обе воспринимали на фоне духовной науки. Всё что можно было найти в их письмах и прочих документах, было использовано в этой книге; но этого, если рассматривать в более широком контексте, не так уж много — и всё же гораздо больше, чем было до этого известно о жизни Лианы Колло д΄ Эрбуа по разным источникам. Эту книгу надо рассматривать лишь как эскиз, как первый и поверхностный контур. Несмотря на свою недостаточность, она задаёт направление, обеспечивает возможность приблизиться к жизни Лианы Колло и Иты Вегман, и по этой причине открыта для дополнений и изменений. Я не ощущал себя вправе писать о дальнейшей жизни Лианы Колло после смерти фрау Вегман. Об её плодотворной работе свидетельствуют художественные произведения, интересные наблюдения о цветах и об их терапевтическом применении6. В последние годы также опубликованы биографические сведения7 и воспоминания её учеников8. Общая оценка её жизненного пути ещё не сделана, она остаётся трудной и деликатной задачей. Это объясняется отсутствием биографических и автобиографических сведений, а также [трудно воспринимаемым — Г.П.] «внутренним» характером её жизни («В жизни надо выбирать между работой и друзьями. Я выбрала работу и осознавала это»9). Не поддаются внешнему наблюдению духовные переживания, связанные с её деятельностью и мировоззрением. «Лиана Колло д΄ Эрбуа обладала качествами, какими она, как звезда, могла светить в далёкие дали» (Йост Ласель10).

Я приношу благодарность за появление этой книги, в первую очередь, Жозин и Полу Хатчисон (фонд Эмеральд), организаторам незабываемого празднования в Гааге столетнего юбилея со дня рождения Лианы Колло д΄ Эрбуа, а также многим голландским друзьям, которых я обрёл на этом мероприятии и на выставке художественных работ. Многое, что связано с Лианой Колло и Итой Вегман, пережито на этих встречах, особенно тот аспект, который можно обозначить как «всепроникающий голландский гений антропософии» — как свободное, дышащее богатство, как радостное единение и общая задача. Согласно устным сообщениям, голландка Ита Вегман незадолго перед смертью сказала Лиане Колло: «Хорошо бы тебе съездить в Нидерланды. Там много работы»11. Потому я и посвятил эту маленькую книгу Лиане Колло д΄ Эрбуа и голландским друзьям.

Институт Иты Вегман

Арлесхайм, адвент [предрождественское время — Г.П.] 2007

Петер Зельг

Приветствия Иде Вегман от сотрудников клиники в Кленте (с. 2 из письма Фрида Гойтера).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лиана Колло д΄Эрбуа и Ита Вегман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

D΄ Herbois L.K. A lighter Aspect of the Personality of Ita Wegman// Hefte des Ita Wegman-Fonds für soziale und therapeutische Hilfstätigkeiten. Michaeli, 1989, S. 17.

2

Воспоминания Лианы Колло д΄ Эрбуа об Ите Вегман были на английском языке опубликованы в издании «Hefte des Ita Wegman-Fonds für soziale und therapeutische Hilfstätigkeiten» за 1989 (D΄ Herbois L.K. A lighter Aspect of the Personality of Ita Wegman// Hefte des Ita Wegman-Fonds für soziale und therapeutische Hilfstätigkeiten. Michaeli, 1989) и 1990 годы (D΄ Herbois L.K. The Chapel of La Motta// Hefte des Ita Wegman-Fonds für soziale und therapeutische Hilfstätigkeiten. Michaeli, 1990). Кроме того, в книге воспоминаний «Ita Wegmans Erdenwirken aus heutiger Sicht», изданной в Арлесхайме в 1976 году, есть статья на английском языке «Ita Wegman», написанная Лианой Колло. Переведенные Томасом Мейером воспоминания Лианы Колло об Ите Вегман вышли в 1990 году в издании «Mitteilungen aus der anthroposophischen Arbeit in Deutschland» (№171 — 173), а также в «Hefte des Ita Wegman-Fonds für soziale und therapeutische Hilfstätigkeiten» в 1993 году («Erinnerungen an Ita Wegman»). Цитаты из воспоминаний Лианы Колло приведены далее в соответствии с первоначальной английской версией.

3

См.: Wegman I. Ein Stück griechischer Müsteriengeschichte vor Plato und Aristoteles (Дорнах, 2.10.1928) // Selg P. Ita Wegman und Arlesheim. Dornach, 2006, S. 59—90.

4

См. также: Emmichoven van E. Z. Wer war Ita Wegman. Eine Dokumentation. Band 2. Dornach, 2000, S. 64 и далее (подробнее о художественной терапии — с.77 и далее).

5

Steiner R. Mysterienstätten des Mittelalters// GA. 233a. Dornach, 1991, S. 160 и далее.

6

См. работы Лианы Колло: «Colour» I/II, изданную в городе Зейст в 1979/81 годах (на немецком языке: «Farbensphären», издана в городах Owingen (1983) и Dürnau (2005), а также «Light, Darkness and Colour in Painting Therapy», напечатанную в Зейсте в 1988 году (на немецком языке: D΄ Herbois L.K Licht, Finsternis und Farbe in der Maltherapie. Dornach, 1993).

7

См.: Métrailler E. Zur Autorin. В кн.: D΄ Herbois L.K Licht, Finsternis und Farbe in der Maltherapie. Dornach, 1993, S. 293 — 296; Steen van der. B. H.W. Liane Collot d΄ Herbois// Mitteilungen aus der anthroposophischen Arbeit in Deutschland. 2000, №14, S. 312 — 321, и особенно — исключительно тщательное исследование, которое провел Мауриц Интвельд: In΄t Veld M. Kleur als pad naar de moederlijke duisternis. Liane Collot d΄ Herbois 1907 — 1999// In΄t Veld M. Kiemen voor een spirituelle cultuur. Biografische schetsen van twaalf antroposofen in de 20e eeuw. Zutphen, 2006, S. 252 — 278.

8

Hambrecht E. L. Liane Collot d΄ Herbois: Erinnerungen von Freunden und Schülern. Dürnau, 2003.

9

Цит. по: Laceulle J. Von Liane Collot d΄ Herbois// Hambrecht E. L. Liane Collot d΄ Herbois: Erinnerungen von Freunden und Schülern. Dürnau, 2003, S. 65.

10

Там же.

11

Цит. по: Buys H.B. Ita Wegman und Liane Collot d΄ Herbois (подготовленное, но не принятое к печати сообщение для еженедельника «Das Goetheanum» о гаагских мероприятиях по празднованию столетнего юбилея со дня рождения Лианы Колло д΄Эрбуа; фонд Эмеральд 26./27.10.2007).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я