История Афганистана. С древнейших времен до учреждения королевской монархии

Перси Сайкс, 2021

Книга британского историка и дипломата Перси Сайкса наиболее полно и достоверно воспроизводит историю Афганистана – государства, которое долгое время было центром борьбы за власть ввиду своего географического и стратегического положения. Автор описывает важнейшие исторические и политические события, происходившие на Среднем Востоке с древнейших времен до осады Герата в 1833 г., а также историю Афганистана с Первой англо-афганской войны, закончившейся оккупацией Кабула, до убийства короля Надир-шаха и восшествия на престол Захир-шаха в 1933 г. Раздел «Приложения» включает ряд важнейших документов – договоры, письма и соглашения, – в том числе Симлский манифест (1938 г.). В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Великие империи мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Афганистана. С древнейших времен до учреждения королевской монархии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Оформление художника Е.Ю. Шурлаповой

© Перевод и издание на русском языке, ЗАО «Центрполиграф», 2021

© Художественное оформление, ЗАО «Центрполиграф», 2021

Глава 1

Доисторические времена

И сказал Бог: «Пусть воды под небесами соберутся в одном месте, и появится суша; и стало так».

Книга Бытия

Пыль города Шушан, города Мадакту и остальных городов — всю ее я забрал в страну Ашшур. За один месяц и один день я прошел страну Элам вдоль и поперек. Я лишил эту страну крупного рогатого скота, овец и звуков веселой музыки. Я позволил диким зверям, змеям, животным пустыни и газелям занять ее.

Надпись Ашшурбанипала

«Весь Ближний Восток, его равнины и горы, — пишет Херцфельд, — были заселены человеком начиная с каменного века, и по сравнению с европейскими стоянками древнего человека того же века восточные стоянки демонстрируют высокую степень культуры. С началом медного века начинается разделение. Горные земли, занятые человеком со времен палеолита и поэтому более развитые, остаются позади. На таких аллювиальных землях, как в Египте, Вавилонии, Ассирии, были более благоприятные условия для создания поселений — деревень и городов».

Взяв эту содержательную цитату в качестве предисловия к главе, я хочу сделать краткий обзор доисторических времен и древней истории тех регионов, которые прямо или косвенно оказали влияние на Афганистан.

Доисторический Египет

Сначала несколько слов о долине Нила. Уже на протяжении пяти тысяч лет у нас есть письменная история, подтверждающая существование там хорошо организованного управления и письменности. В этой древней цивилизации, развитию которой не мешали чужеземные захватчики, письменные документы датируют археологические памятники начиная приблизительно с 3000 г. до н. э. При этом можно считать, что введение Сотического цикла, который упорядочил дату начала ежегодного разлива Нила в верхней точке его дельты, произошло в 4236 г. до н. э. — и это поистине удивительная дата. Если добавить к этому недавнее открытие неолитической цивилизации полукочевых тасийцев — самых древних из известных землепашцев, то это подкрепляет бесспорные притязания Египта на лидирующее положение среди старейших цивилизаций Древнего мира.

Происхождение землепашества на Иранском нагорье

И снова цитата из Херцфельда: «При переходе от существования к цивилизации можно выделить три этапа, имеющие решающее значение: появление сельского хозяйства, открытие возможности использовать металлы и дальнейшее развитие, обусловленное первыми двумя пунктами, и организация жизни в городах».

В отношении сельского хозяйства считается, что его происхождение следует искать не в долинах Нила или Евфрата — Тигра, как предполагалось до недавнего времени, а на высокогорном плато, известном как Иранское нагорье, которое включало современные Армению, Иран и Афганистан. Убедительной причиной принять эту точку зрения является то, что первые попытки обрабатывать почву, вероятно, были предприняты в регионе, где в природе встречались растения, от которых произошли пшеница и ячмень. Нет прямого доказательства того, что сельскохозяйственные знания распространились с Иранского нагорья в долины Нила, Евфрата — Тигра и Яксарта — Окса[1], но есть веское косвенное доказательство в поддержку гипотезы о том, что около 5000 лет до н. э. сельское хозяйство появилось на Иранском нагорье, где оно медленно развивалось и достигло продвинутого уровня в последнем периоде каменного века — на заре медного века, что подтверждают древнейшие артефакты, обнаруженные в окрестностях Персеполя.

Доисторическая деревня, обнаруженная вблизи Персеполя

Эта стоянка древнего человека, раскопанная Херцфельдом, находится в середине плодородной равнины близко к источнику воды. Эта деревня описана как «скопление помещений и двориков, а не отдельных домов. Этот тип жилья, совершенно отличный от чего-либо известного в Европе, наводит на мысль о том, что люди жили родовой общиной не в отдельных домах. Это предполагает не моногамное или полигамное понятие семьи, а необычные традиции группового брака и даже полиандрию». Особенно интересно узнать, что в этой деревне было найдено очень большое количество знаков собственности, которые существовали гораздо раньше возникновения письменности.

Основатели государства Элам

Херцфельд называет жителей Иранского нагорья доарийских времен каспийской расой и считает, что эламиты были ветвью этой древней расы, которая заполнила данный регион. Первая культура — Сузы I, которая датируется началом медного века, таким образом, была делом рук этих захватчиков с нагорья.

География Элама

В период своего величия Элам включал современные Хузестан, Лурестан и Бахтиарские горы и простирался на юг вдоль Персидского залива. Таким образом, Элам включал в свою территорию обширный горный регион на севере и востоке (его столица — город Мадакту был расположен в верховьях реки Керхе), а также очень плодородный низменный регион с одним из древнейших городов мира под названием Шушан, или Сузы, который стоял в долине рек Карун и Керхе. С точки зрения удобства коммуникаций равнина Суз была прекрасно расположена, давая легкий доступ к Иранскому нагорью, Вавилонии и Персидскому заливу.

Доисторический период в Месопотамии

Долину Тигра — Евфрата можно разделить на две части. В нижнем течении ниже Багдада оседлая жизнь зависит от рек: либо от их естественного разлива, либо от орошения. Севернее есть другие реки, каждая из которых составляет независимую речную систему; при этом благодаря более обильным осадкам сельскохозяйственные культуры можно выращивать без орошения. Продолжим сравнение: в южной части климат жаркий, и здесь прекрасно растут финиковые пальмы, тогда как на севере с его холодными зимами их место занимают фруктовые деревья и виноградники.

Месопотамия в сравнении с Египтом была гораздо больше открыта для вторжения. К северу от нее располагались плодородные горные регионы — Армения и Курдистан, а к востоку — горы Загрос, Иранское нагорье и Элам. На западе бродили воинственные кочевники-арабы, которые периодически покидали пустыню и наводняли окультуренные земли, и, вероятно, это именно они основали царство Аккад. Как следствие, существует точка зрения, что история Месопотамии состояла в основном из рассказов о вторжениях или периодах господства Элама, гутиев, хеттов или касситов.

Продвижение береговой линии на юг

В очень древние времена, с которых начинается наш обзор, Евфрат и Тигр имели раздельные устья и впадали в ряд приливных лагун Персидского залива, который назывался Горьким морем. Так возник Шумер на болотистых землях, которые в настоящее время высохли и простираются гораздо дальше, так как, наступая, береговая линия отняла у залива по крайней мере сто миль. Следует отметить, что отчасти из-за более быстрого течения реки Тигр и, возможно, его близости к совершающим свои набеги эламитам древние шумеры селились исключительно на берегах Евфрата.

Приход шумеров

По уже указанным причинам, к которым можно прибавить обычай строить зиккураты, или высокие ступенчатые пирамиды для поклонения своим богам, считается, что шумеры переселились из Элама, будучи сородичами его жителей. Вот что написано в Книге Бытия: «И случилось так, что они отправились в путь с востока и нашли равнину в стране Сеннаар и стали жить там».

Эти предки шумеров, у которых уже была собственная культура и которые сеяли злаки, буквально создали землю, на которой поселились, осушив ее. Между полами их тростниковых хижин и болотистой почвой была устроена платформа, состоявшая из слоев тростника, положенных крест-накрест. Хижины, построенные из тростниковых циновок, обмазанных глиной или навозом, подвешивали между изогнутых аркой вязанок тростника и на основе каркаса из циновок возводили стены из утрамбованной глины, которую вскоре сменили высушенные на солнце кирпичи. Финиковые пальмы давали самый ценный компонент пищи. Их древесину использовали для изготовления дверей, вращавшихся на каменных петлях, образцы которых были обнаружены Вулли в древнем культурном слое города Ур. В добавление к зерновым культурам и финикам эти древние землепашцы, вероятно, имели крупный рогатый скот, овец и свиней. Рыбу, которая, похоже, водилась в изобилии, ловили сетями и на крючки, а на дичь охотились с пращой. Лодки, похожие на те, которые они делали, используются до наших дней.

Эанатум — царь Лагаша, ок. 2400 г. до н. э.

Самым древним правителем шумеров, даты царствования которого приблизительно известны, был Эанатум, Patesi[2] Лагаша «по наследству от его предков». Главным врагом Лагаша был Элам — «гора, которая вселяет ужас», и его успешное отражение вторжения эламитов продемонстрировано в следующей записи: «Эанатум нанес Эламу удар в голову, Элам был отброшен в свои земли». Здесь речь шла не о завоевании, а, скорее, об успешной защите от врага.

Аккадское царство

К северу от шумеров жили аккадские семиты. Их первый великий правитель Саргон основал империю приблизительно в 2316 г. до н. э. и хвастался, что Западная страна (Сирия) и Восточное море (Персидский залив) являются ее границами. Его преемнику Римушу пришлось подавлять восстания, но он тоже был завоевателем, и Сузы пали под натиском его воинов.

Следующий правитель Маништушу был достаточно могущественным, чтобы разделить свои силы. Одна его армия действовала в горах к северу от Элама, в то время как другая опустошала побережье Персидского залива и открыла путь для перевозки диорита и ценных руд.

Наверное, благодаря его прославленной стеле — одному из самых великолепных трофеев великого археолога де Моргана нам так глубоко интересен аккадский царь Нарам-Син. Этот памятник был воздвигнут по его приказу в ознаменование побед над луллубеями и другими племенами Центрального Загросского хребта.

Вторжение гутиев

Преемницей Аккадской династии на короткое время стала Урукская династия. Затем последовало вторжение горцев-гутиев — северных соседей луллубеев, которые завоевали Вавилонию, Шумер, Аккад и Элам. Успех гутиев был временным: их разгромил царь Урука, который захватил в плен их монарха.

Гудеа — правитель Лагаша, ок. 2142 г. до н. э.

Через несколько поколений мы видим возвышение государства Лагаш под властью прославленного Гудеа, которого помнят в основном благодаря его постройкам, для которых везли материалы из далеких Сирии и Аравии, а медь — из Элама. В то же время он был известен своей приверженностью к справедливости, став одним из первых правителей, обладавших этим качеством.

Династия Ура, ок. 2111 г. до н. э.

Теперь мы подошли к возвышению Ура, которое означало возрождение власти шумеров. Его династия властвовала и в Шумере, и в Аккаде, а при втором правителе Дунгае были завоеваны Элам и страна луллубеев, где было установлено заботливое правление, как явствует из найденных глиняных табличек. Однако нагрузка на ресурсы Ура или неспособность его правителей удержать власть привели к свержению династии вторгшимися эламитами.

Разграбление Урука Кудуром-Нанхунди ок. 2280 г. до н. э.

С падением Ура связано разграбление эламитами Урука. В связи с этим событием до нас самым удивительным образом дошла одна очень важная дата. Когда царь Ассирии Ашшурбанипал, как мы увидим дальше, захватил Сузы в 647 г. до н. э., он возвратил в Урук статую богини Инанны, которую эламский царь Кудур-Нанхунди увез в Сузы около 1635 лет тому назад. Это поразительное историческое событие, которое также будет упомянуто далее в этой главе, считается реально имевшим место, и его важность едва ли можно переоценить.

Династия Исина, ок. 2003–1813 гг. до н. э.

После падения Ура семитская династия, получившая название Исин, сначала сплотила шумеров против эламитов, а затем правила ими около трех веков. Мало что известно о ее шестнадцати правителях; и в конечном счете ее власть была свергнута царем Ларсы Рим-Сином в 1794 г. до н. э.

Царь Ларсы Рим-Син

Разгром и захват Исина со стороны Ларсы повлек за собой важные последствия — переезд патриарха Авраама из Ура в Харан, а оттуда в Палестину, который, по мнению некоторых экспертов, был вызван этим вторжением.

Рим-Син постоянно выходил победителем во всех захватнических предприятиях, пока не сошелся на поле боя с великим Хаммурапи, разгромившим его. Это поражение стало причиной свержения Рим-Сина. В результате Ларса перестала быть значимым государством в течение последующих семидесяти лет.

Царь Вавилона Хаммурапи

Первая династия Вавилона была основана в 2225 г. до н. э. и достигла зенита своей власти при Хаммурапи — великом завоевателе и законодателе, правившем с 1793 по 1750 г. до н. э. Его победа и успешные завоевания соседних государств Рим-Сина хоть и были поразительными, но все же уступают по важности его законодательной деятельности. Его знаменитый свод законов является древнейшим из всех существующих, хотя до нас дошли фрагменты шумерского кодекса, на котором он был основан. Составленный пятью веками раньше законов Моисея, его кодекс поражает своим высоким нравственным характером и включает, помимо многих других тем, статьи, связанные со статусом судей, ирригацией, покупкой рабов и их отношениями с хозяевами, браком, положением женщин и наследством. И пока существовало Вавилонское царство, его цивилизация основывалась на этих замечательных законах.

Вторая Вавилонская династия — I династия Страны Моря, последняя треть XVIII в. до н. э.

Первая Вавилонская династия была свергнута вторгшимися хеттами — одним из северных племен, которое теперь напало на более древнюю цивилизацию. Однако хетты не сумели удержать свою власть над Вавилоном и проложили дорогу для правителей Страны Моря — династии, державшей под контролем самые отдаленные южные земли Вавилонии. Ее шумер-основатель Илиман добился независимости во время правления сына Хаммурапи.

Последний представитель Вавилонской династии Эйягамиль вторгся в Элам, но потерпел сокрушительное поражение от сына эламского царя, который был родственником вождя касситов. После этой победы, которая положила конец власти шумеров, касситы постепенно завладели Вавилонией.

Влияние шумеров на цивилизацию

Прежде чем закончить с шумерами, следует отдать должное их поразительным достижениям, которыми мы спустя около четырех тысяч лет продолжаем пользоваться. Самым главным и величайшим из них было изобретение клинописи (одно из величайших достижений Древнего мира), которую сначала использовали только для ведения храмовой бухгалтерии. Можно также упомянуть законы, которые легли в основу знаменитого кодекса Хаммурапи. Более того, мы обязаны шумерам азами астрономии, а на циферблатах наших часов мы видим прямую репродукцию двенадцати двойных часов шумеров с подразделением каждого часа на шестьдесят минут, а каждой минуты на шестьдесят секунд. Вот что пишет Чайлд: «На протяжении долгого времени после того, как шумеры утратили свою национальную идентичность, а их язык стал мертвым, культурное здание, возведенное ими, использовали и перенимали завоеватели и соседи на Ближнем Востоке».

Доисторические времена в Индии

Прежде чем перейти к тому, что получило название «касситская интерлюдия», хочется упомянуть третий центр доисторической цивилизации, а именно долину реки Инд.

Чайлд подчеркивает, что в этот далекий период в 3-м тысячелетии до н. э. провинция Синд также была «Месопотамией, омываемой водами Великого Михрана [реки Сарасвати] на востоке в добавление к Инду на западе». Этот край представлен как покрытая джунглями местность, где обитают тигры, слоны и носороги в противоположность полупустынным животным Шумера, в то время как создание упорядоченной цивилизации происходило здесь с гораздо большим размахом, чем на Ниле или Евфрате. Были исследованы лишь два разрушенных города — Мохенджо-Даро на Инде и Хараппа, что в 400 милях от реки Рави; цивилизации в обоих практически идентичны.

В Мохенджо-Даро не найдено ни одного большого храма, как в Шумере, где храмы были памятниками теократического правления в его городах-государствах. Фактически самым значимым обнаруженным пока зданием является большая общественная баня, и нет никаких признаков существования дворца. Скорее, создается впечатление, что это был торговый город, хорошо организованный и демократичный, построенный по тщательно разработанному плану, со сложной канализационной системой.

Орошаемое земледелие, как и в Египте, и Вавилоне, составляло основу экономики этого города. Здесь выращивали пшеницу, ячмень и финики, одомашнивали слонов, разводили крупный рогатый скот, овец и буйволов, а также ловили и сушили рыбу.

Торговлю осуществляли на лодках и двухколесных тележках — точно таких же, какими мы пользуемся в настоящее время. Предметами широкой торговли были: древесина с Гималаев, металл из Белуджистана, лазурит из Северного Афганистана и яшма из Хотана или Бирмы.

Население было смешанным. Внизу социальной лестницы мы видим примитивных людей, схожих с племенами аборигенов, сохранившимися в Южной Индии. Более высокоразвитый тип людей с выбритой верхней губой и длинными волосами, собранными в пучок на шумерский манер, чем-то внешне похож на королевских пингвинов и явно напоминает шумеров. Мы также находим здесь представителей альпийской подрасы и, безусловно, монгольского типа (здесь датированы самые древние представители этой расы).

Вопрос огромной важности представляет собой связь между городом на реке Инд и городами на реке Евфрат, расположенными от него на расстоянии 1400 миль. Оказывается, что индийские печати и даже гончарные изделия достигали Вавилона в течение первой половины 3-го тысячелетия до н. э., а шумерские цилиндрические печати копировали в Индии. Более того, доктор Маккей раскопал бронзовую секиру, похожую на секиру времен Хисара III в СевероВосточной Персии.

В заключение следует сказать, что цивилизация Мохенджо-Даро глубоко укоренилась на индийской почве и составляет основу современной индийской культуры. Она была доарийской и неарийской. Остается добавить, что, пока неисследованным остается промежуточный регион между Индом и Евфратом, особенно Белуджистан, мы не можем быть уверенными в том, что обладаем полными знаниями по этим интересным темам.

Касситская династия Вавилона, ок. 1749–1171 гг. до н. э.

Благодаря расширению наших знаний об их лингвистических связях выяснилось, что у касситов, название которых произошло от имени божества Кашшу, была правящая каста, которая привела группу в основном кавказских народов в горы к востоку от долины Тигра — Евфрата.

Мы читаем, что в 1796 г. до н. э. царь Вавилона Самсу-Илуна отразил вторжение этих орд в свое царство. После этого они появились в Вавилоне как жнецы, работники и наемники, пока, набрав силу, наконец не спустились с гор Лурестана как завоеватели; они правили в Вавилоне около шести веков.

В Вавилоне они ввели в обиход лошадей, которых считали божественным символом; здесь лошадь получила название «горный осел». Вероятно, они также укрепили военную мощь в этот период благодаря появлению конницы.

Их первым царем был Гандаш, который правил шестнадцать лет и величал себя «царем четырех регионов мира, Шумера, Аккада и Вавилона», тем самым претендуя на то, что он является преемником предыдущей династии. Мы узнаем о том, что при Каштилиаше II (1683–1674 до н. э.) царь Эйягамиль — последний правитель династии Страны Моря, был побежден Уламом-Буриашем — братом касситского монарха, который стал его преемником. С его восшествием на престол касситские правители, которые ассимилировали более высокую культуру своих подданных, стали настоящей вавилонской династией.

В период господства касситов Ассирия, о приходе к власти которой будет рассказано чуть позже в этой главе, заключила договор с монархом касситов в XV в. до н. э., а в 1275 г. до н. э. эта северная держава подчинила себе Вавилон, а затем снова поработила его в 1248 г. до н. э., но в каждом случае оккупация была недолгой и навлекла несчастья на захватчиков.

Особый интерес представляет факт, доказывающий связь касситов с другими захватчиками, такими как хетты: среди их божеств был Шуриаш, приравниваемый к греческому богу солнца Гелиосу, а их бога грозы Буриаша можно приравнять к греческому Борею.

Элам свергает Касситскую династию

В течение этого долгого периода мало что известно об Эламе, но во время правления касситского царя Куригальзу II (1346–1324 до н. э.) царь Элама Хурбатила вызвал его помериться силами в сражении, в ходе которого эламиты бежали, город Сузы был взят, что доказывает обнаруженный скипетр, посвященный завоевателем богу Энлилю. Однако благодаря военным действиям ассирийцев против отдаленных провинций касситов Элам вскоре возвратил себе независимость и снова стал могущественным государством.

Спустя века во время своего правления в Эламе воинственный царь Шутрук-Наххунте нанес поражение касситскому монарху, и в 1171 г. до н. э. эта династия закончилась. Однако название этого народа дожило до классических времен и продолжало существовать в горах к востоку и северо-востоку от Вавилона как «киссейцы».

Элам как великая держава

При Шилхак-Иншушинаке — племяннике Шутрук-Наххунте, правившем приблизительно в 1150–1120 гг. до н. э., Элам достиг зенита политической и торговой значимости. На стеле этот монарх повелел сделать надписи о плодах своих восьми военных походов, которые подтверждают, как далеко уходили его войска и, если судить по результатам, добились поразительных успехов. Территория его владений простиралась далеко вглубь материка, доказательством чего являются кирпичи, надписанные его именем, найденные в регионе между Рам-Хормузом и Ширазом. На севере он дошел до места, которое находилось всего в 70 милях восточнее Ашшура; при этом он также правил Лияном на берегу Персидского залива — современным Буширом. При этом великом правителе столица государства Сузы была украшена великолепными храмами и статуями, обнаружением которых мы обязаны Моргану.

Возвышение Ассирии — Старой империи

«Земля Ашшур» изначально была городом-государством под управлением патеси, которые, как и в более древних государствах, превратились в могущественных монархов, правивших империями. Первое упоминание об Ашшуре относится к временам Хаммурапи, когда Ашшур находился, очевидно, под его властью. В какой-то момент между 1800 и 1500 гг. до н. э. Ассирия стала независимым государством и по мере своего расширения перенесла свою столицу из Ашшура (позже Кала-Шергат) выше по течению Тигра; третьей и последней столицей стала Ниневия, расположенная напротив современного города Мосул.

Рост могущества молодого ассирийского государства был таким быстрым, что, как уже было сказано, Ассирия дважды захватывала Вавилон, но каждый раз ее выдворяли, и она возвращалась к своему изначальному положению, подчиненному этому «материнскому» городу.

Завоевание Тиглатпаласара I, ок. 1100 г. до н. э.

Под командованием Тиглатпаласара ассирийские войска ходили к истоку Тигра, к Средиземному морю и воевали с мидянами и родственными арийскими племенами. В конечном счете он напал на Вавилон, захватил его, но, как и после предыдущего завоевания, ассирийцы были изгнаны и снова стали платить ему дань.

Вторжение арамейцев

Событием огромной важности в этот период было вторжение в Ассирию и Вавилон арамейских племен, пришедших из аравийских пустынь и завоевавших Старую Ассирийскую империю, что обернулось катастрофой. Арамейцы, научившиеся письменности у финикийцев, стали великими торговцами, и к 1000 г. до н. э. их письменность, распространившаяся за пределы Ближнего и Среднего Востока, медленно, но верно вытеснила сложные клинописные значки.

Ассирийское Среднее царство, ок. 900–745 гг. до н. э.

Когда пришло время, Ассирия подчинила себе арамейские племена, а затем повела свои войска от истока Тигра к реке Нахр-аль-Кальб в окрестностях Бейрута, где и по сей день стоят ассирийские скульптуры. При царе Адад-Нирари II, который правил с 912 по 891 г. до н. э., в 893 г. до н. э. началась точно датированная история в виде непрерываемой записи событий. В этот период Ассирия снова стала грозной силой, но, главным образом из-за возвышения царства Урарту (Арарат), она не смогла удержать свои завоевания, и династия пала под натиском мятежа.

Новоассирийское царство, 745–606 гг. до н. э.

При Тиглатпаласаре IV — основателе Нового царства — Ассирия на протяжении более века сохраняла власть на территории от Иранского нагорья до Средиземного моря. Правитель Вавилонии признал его своим сюзереном, и в конечном счете он «взял руки Бела» как царь Шумера, Аккада и Вавилона.

Саргон II, 722–705 гг. до н. э.

При Саргоне II Ассирия впервые воевала с Эламом, который с древнейших времен был государством-захватчиком, и продвижение Ассирии в южном направлении создавало серьезную угрозу его существованию. Эламиты, естественно, стали вести переговоры о союзе с вавилонянами, оказавшимися под такой же угрозой.

Сражение у Дера

Саргон был опытным полководцем и, узнав о том, что войско эламитов перешло границу и ожидает подхода вавилонского войска, решил напасть на эламитов до их соединения с союзниками. В последовавшем сражении, хотя ассирийцы и были лучше вооружены и экипированы, чем их противники, они отступили с поля боя, хоть и заявили о своей победе.

Морская экспедиция Синахериба против побережья Элама

До нас дошел чрезвычайно ценный отчет о морской экспедиции, предпринятой в 694 г. до н. э. ассирийским монархом против халдеев, которые нашли пристанище в приморских городах Элама. Флотилия кораблей, которые были специально построены для этой экспедиции, собралась на Евфрате и поплыла вниз по течению реки в порт Баб-Салимети. Оттуда она направилась в долину реки Керхе, так как эта река в те времена впадала прямо в Персидский залив. Халдеи были полностью застигнуты врасплох; разные города были разграблены, а их жители перебиты. После этой успешной операции ассирийцы разорили страну до дельты реки Тигр и в конце концов возвратились с победой к Синахерибу в Баб-Салименти.

Войны Синахериба против Элама и Вавилонии, 692–689 гг. до н. э.

Воспользовавшись сменой правителей Элама, Синахериб принял решение напасть на эту страну с севера. Сначала он добился успеха, и Мадакту подвергся опасности, но спасся благодаря необыкновенно сильному дождю, который вынудил ассирийскую армию отступить.

Вскоре после этого при новом монархе сильное эламитское войско, в которое входили полки из города Анзана или Аншана и Парсумаша, соединилось с вавилонскими войсками и сошлось в жестокой битве с ассирийцами у Халула на Тигре.

Захват и разграбление Вавилона

В 689 г. до н. э. Синахериб снова пошел войной на Вавилон. В этом случае никакой помощи от Элама не было, так как его царя разбил паралич. Как следствие, Вавилон был захвачен, его жители отданы солдатам, храмы разрушены, а на руины города были повернуты воды канала, чтобы сровнять великолепный город с землей.

Асархаддон, 680–669 гг. до н. э.

При Асархаддоне, завоевавшем Египет, могущество и авторитет Ассирии достигли зенита. Царь Элама воспользовался отсутствием своего врага, ушедшего завоевывать Египет, и напал на Вавилонию, но его брат и преемник пришел к соглашению с Асархаддоном, который присылал ему продовольствие, когда в Эламе был голод.

Ашшурбанапал вторгается в Элам, ок. 659 г. до н. э.

После смерти Асархаддона Ашшурбанапал стал преемником-властелином его империи, а его брат — царем Вавилона. Пока его войско было занято подавлением восстания в Египте, поднятым царем Эфиопии, эламиты в 665 г. до н. э. снова воспользовались этой ситуацией и вторглись в Вавилонское царство. Его столица была слишком сильна, чтобы пытаться ее захватить, но налетчики вернулись в Сузы, нагруженные трофеями. За смертью царя Уртаки последовала попытка его преемника Теумана перебить своих родственников мужского пола, которые в количестве 60 человек стали искать защиты у Ашшурбанапала. Эти семейные междоусобицы в конечном счете привели к краху Элама.

Во время первой войны Ашшурбанапал полностью разгромил эламитов, левый фланг которых защищала река Элеус (Карун); эта сцена живо изображена на барельефах, находящихся в Британском музее. Победа была полной, но Ашшурбанапал воздержался от каких-либо действий, когда Сузы оказались в его власти. Очевидно, не чувствуя себя достаточно сильным, чтобы оккупировать столицу, он посадил на трон эламитского принца, сделав его своим данником, казнил предводителей эламитов, заживо содрав с них кожу, а затем с триумфом возвратился в Ниневию.

Вторая война с Эламом, 651 г. до н. э.

Ашшурбанапал отдалился от своего брата — правителя Вавилона из-за заносчивого и презрительного отношения брата к нему. Этот брат вступил в тайный сговор против монарха, к которому присоединились главные вассалы. Элам хотел остаться верным Ассирии, но требование Ашшурбанапала вернуть статую богини Инанны в Урук, если бы оно было выполнено, вызвало бы восстание, а так как правитель Вавилона предложил храмовые богатства, Элам вступил в заговор.

И снова Ашшурбанапал воспользовался распрями в царской семье, и благодаря убийству и вмешательству одного из главных вассалов Элама по имени Индабугаш эламское войско отступило с поля боя и предоставило Вавилон его судьбе. После долгой осады город был взят в 648 г., а его жители, как и в прошлый раз, перебиты.

Третья война с Эламом, ок. 647 г. до н. э.

Индабигаш, захвативший трон, был убит. Ассирийское войско, действуя от имени эламского принца царской крови, вступило в Сузы и короновало его царем. Едва закончилась церемония, как этот ассирийский ставленник попытался перебить своих союзников. Этот заговор провалился, но ассирийская армия, не чувствуя себя достаточно сильной, чтобы удержать Сузы, ушла назад в Ниневию, опустошая по пути территорию Элама, насколько это было возможно.

Падение Эламского царства, ок. 645 г. до н. э.

Неудовлетворенный результатами своего военного похода, Ашшурбанапал снова потребовал выдать ему статую богини Инанны, а также некоторых халдейских беженцев. Понимая, что согласиться удовлетворить эти требования — означает погубить себя, эламский царь решил сопротивляться до конца.

На этот раз ассирийцы, которые обладали огромным численным преимуществом, разрушили четырнадцать городов царства и с триумфом вступили в Сузы. Ассирийское войско уже дважды входило в Сузы как союзник и воздерживалось в городе от враждебных действий, но на этот раз воинам дали волю, и они могли удовлетворить свою ненависть и жажду добычи. Были разграблены богатые храмовые сокровищницы, а статуи богов — увезены в Ниневию, чтобы украсить собой празднование победы, как о том свидетельствуют барельефы; сами здания были уничтожены, а жители Суз — перебиты или угнаны в рабство.

Победа Ашшурбанапала

Ашшурбанапал достиг зенита своей славы, когда два царя Элама вместе с двумя другими плененными царями были запряжены в колесницу, в которой ехал Великий Завоеватель, чтобы воздать молитвы в храмах Ашшура и Иштар.

Исчезновение Элама

Эламское царство погибло, и его название было забыто настолько, что, согласно Страбону, Кир сделал своей столицей Сузы из-за их географического положения и потому, что «сам этот город никогда не был инициатором никаких великих дел и всегда находился в подчинении у кого-то».

Рассказом об этой ошеломляющей трагедии я заканчиваю свой краткий обзор. Он демонстрирует полное превосходство семитов, но в следующей главе мы увидим, как возвышаются к власти арии, которые завоевали семитский мир и оставались его владыками до тех пор, пока не были свергнуты арабами спустя более тысячи лет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Афганистана. С древнейших времен до учреждения королевской монархии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Старые названия рек Сырдарьи и Амударьи соответственно. (Здесь и далее примеч. авт., если не указано иного.)

2

Patesi теоретически был просто человек, представитель Бога, и его действия всецело зависели от приказов его божественного владыки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я