В книге представлены диагностические методики по основным направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на пороге школы, адаптированные для использования в массовой педагогической практике. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, школьным психологам, студентам педагогических колледжей и вузов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Образовательная область «Физическая культура»
Диагностика физического развития
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных, средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков.
Результаты диагностики физической подготовленности позволяют:
• установить причины отставания или опережения в освоении детьми образовательной программы;
• определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия (кроме основных форм физического воспитания дополнительные формы: секции — для физически развитых и физически подготовленных ребят, дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);
• индивидуализировать нагрузку, физические упражнения и закаливающие процедуры в соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (повышенного или пониженного питания, небольшой рост, нарушение осанки, плоскостопие), уровнем сформированности двигательной активности (высокий — гиперактивные дети; средний, низкий — малоподвижные дети);
• определить технику владения основными двигательными умениями;
• развивать интерес детей к занятиям физической культурой.
Представленный в данном разделе материал поможет инструкторам по физической культуре осуществлять диагностику физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Перечислим основные цели и задачи физического воспитания детей 6–7 лет.
Цели физического воспитания: укрепление здоровья детей, обеспечение физического развития, осуществление физической подготовки, формирование привычки вести здоровый образ жизни.
Задачи физического воспитания:
• охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путем использования соответствующих возрасту оздоровительных средств и методов их применения (лечебно-профилактические и закаливающие мероприятия, корригирующая гимнастика);
• обеспечение полноценного и гармоничного психофизического развития;
• развитие и совершенствование функций всех органов и систем организма;
• формирование опорно-двигательного аппарата (правильная осанка, свод стопы), развитие и укрепление различных групп мышц (лица, глаз, шеи, туловища, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, ног, внутренних органов).
• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в основных видах движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание) и упражнениях спортивного характера (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде);
• развитие психофизических качеств: выносливости, ловкости, быстроты, силы, гибкости, двигательных способностей (удержание равновесия, координация движений);
• формирование системы элементарных знаний: о пользе физических упражнений; о технике выполнения упражнений; о пространственной терминологии (вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, круг, шеренга и т. д.); о назначении спортивного и физкультурного инвентаря; о здоровом образе жизни; о собственном организме;
• формирование навыка простейшего самоконтроля за техникой выполнений упражнений и за самочувствием;
• развитие творчества детей в использовании физических упражнений и в подвижных играх;
• индивидуализация физической нагрузки в соответствии с возможностями и способностями детей;
• воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
• развитие красоты и выразительности движений.
Физическая подготовленность дошкольников определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координация) и степенью сформированности двигательных навыков.
Обследование физической подготовленности детей и обработку данных проводит инструктор по физической культуре. Активное участие в обследовании принимают воспитатели и медицинская сестра.
Врач заранее определяет детей, которые будут отстранены от выполнения тех или иных тестовых заданий по состоянию здоровья. Инструктор по физической культуре в процессе диагностики заполняет протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели, характеризующие уровень сформированности физических качеств, и качественные показатели, характеризующие степень сформированности двигательных навыков (таблица 1).
В содержание вводной части и в разминку включаются физические упражнения, которые максимально подготовят ребенка к выполнению тестового задания. В основной части проводятся 2 или 3 теста (в зависимости от количества детей в группе), в заключительной части проводится малоподвижная игра или игровое упражнение, направленное на релаксацию.
Результаты тестирования выражаются в количественных показателях, характеризующих уровень сформированности физических качеств, и в качественных показателях, характеризующих степень сформированности техники движения у ребенка. Количественные показатели выражаются количественными характеристиками — временем (секунды, минуты), расстоянием (сантиметры, метры), количеством упражнений. Эта количественные показатели инструктор по физической культуре фиксирует в протоколе (таблица 2), а затем сравнивает со стандартными средними показателями физической подготовленности дошкольников 6–7 лет (нормативы были определены исследователями: К. Н. Вавиловым (1955 г.); Г. П. Юрко, В. Г. Фроловым (1983 г.)) (таблица 3).
Важно отметить, что исследователи предлагают разные количественные показатели, что приводит практических работников в затруднительное положение. Поскольку на сегодняшний день не существует единых, современных количественных показателей физической подготовленности, мы предлагаем в процессе диагностики сделать акцент на качественные показатели, характеризующие двигательные умения детей.
Контроль за качественными характеристиками осуществляется по трехбалльной системе:
3 балла — ребенок правильно выполняет все технические элементы (отличная техника движения);
2 балла — ребенок справляется с большим количеством технических элементов (средний уровень овладения техникой движения);
1 балл — наличие значительных ошибок (несформированная техника движения).
Таблица 1
Протокол тестирования физической подготовленности детей старшей группы ДОУ №
Общий балл свидетельствует об уровне сформированности физической подготовленности каждого ребенка.
Таблица 2
Количественные показатели физической подготовленности детей старшей группы ДОУ №
Таблица 3
Показатели физического развития детей 6–7 лет
Бег на дистанцию 30 метров
Оборудование. На беговой дорожке (ширина 3 м, длина 30 м) хорошо видимой линией отмечается линия старта. За линией финиша на расстоянии 3 м устанавливается яркий ориентир (игрушка, стойка), для того чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовятся флажок, секундомер.
Методика обследования
Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног, голеностопный, тазобедренный и плечевой суставы.
Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары».
Инструктор обращается к детям: «Хотите порисовать? Но у вас нет ни мела, ни кистей. Вам помогут рисовать ваши части тела».
1. «Рисуем головой».
И. п. (исходное положение)[2] — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой 4 раза в одну сторону и 4 раза в другую.
2. «Рисуем локтями».
И. п. — ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 — круговые движения локтями вперед (4 раза); 2–4 — круговые движения назад (4 раза).
3. «Рисуем туловищем».
И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3 раза), в правую сторону (3 раза).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других