Практическая магия

Папюс, 2015

Знаменитая книга великого мага и оккультиста конца XIX – начала XX века Папюса «Практическая магия» – это классический учебник по магическому искусству. Овладеть им под силу каждому, если он будет следовать принципам, изложенным на страницах книги. В ней содержится исчерпывающая информация, которой должен обладать человек, твердо решивший встать на путь изучения магии. Некоторые из тем: строение человека – анатомическое, физиологическое и психологическое; влияние пищи и различных возбуждающих веществ на состояние организма и разума; важность развития памяти, интеллектуального образования; различные психические упражнения – психометрия, управление мыслями; основы астрономической астрологии; магические соотношения между травами, животными и минералами – с одной стороны, и небесными телами (планетами и звездами зодиака) – с другой. Большой интерес вызовет раздел, посвященный взаимодействию мага и общества. Автор дает рекомендации касательно распорядка дня мага, проведения ритуалов, чтения магических молитв, выполнения заклинаний. В последней части представлен полный обзор талисманов на все случаи жизни. Подробно рассказывается об изготовлении, освящении и выборе материалов для работы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическая магия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Человек. Обзор его строения анатомического, физиологического и психологического

Настоящая основа практической магии есть, как мы уже сказали, человеческое существо. Действительно, человек есть производитель воли, без которой невозможно сознательно влиять на что бы то ни было.

Нам нужно сделать по возможности ясный и краткий обзор сущности человека. Цель этого обзора — подготовить нас к дальнейшему изучению магии, и при этом нам придется иногда делать экскурсы в область психологии и физиологии.

Первая трудность, встречающаяся на нашем пути, заключается не в том, чтобы точно определить, что такое человек, а как раз наоборот: в определении того, что прикрывается именем человека, не будучи им на самом деле.

Так, по поводу сна мы можем сделать очень важное замечание. Во время сна от человека остается как бы часть его. Сердце его бьется, легкие дышат, кровь циркулирует, между тем как он сам в этом состоянии не способен ни любить, ни ненавидеть, ни сердиться, ни желать, так как то, что является носителем этих чувств и страстей, существо разумное, отдыхает, спит, как бы не существует.

Одна часть организма продолжает функционировать, а другая бездействует. В которой из этих частей заключается собственно человек — в спящей или в бодрствующей? Здравый смысл говорит нам, что в данном случае спит настоящий человек, следовательно, не он исполнитель этих органических функций.

То, что называется человеком, обладает способностью чувствовать, думать и желать, а эта часть человека как раз и не функционирует в нашем примере. Бодрствует же нечто другое, что независимо от сознания поддерживает органические функции тела. Медики называют это нечто растительной или органической жизнью, а философы — бессознательным. Это автоматическая, почти механическая часть человеческого существа. Назовем его «человек-машина», но это не настоящий человек, одаренный сознанием и свободной волей. Впоследствии мы вернемся к этому предмету, теперь же заметим только коренное различие между той частью человеческого существа, которая способна спать и бодрствовать, и другой, всегда деятельной до самой смерти. Эти части тесно между собой связаны в течение жизни, и от этого союза происходят те явления, которые необходимо отметить.

По пробуждении человек представляет нам целый ряд новых явлений. Оставим пока в стороне чисто органическую, автоматическую часть его существа и займемся так называемым разумным человеком.

Пытались ли вы когда-нибудь ответить на вопрос: почему дитя человека в период развития колотит кулаками стол, о который он только что ушибся?

Заметили ли вы, с другой стороны, что первое побуждение человека, которого ударили, возвратить удар?

Вот, например, немецкий солдат. Подходит офицер и дает ему пощечину, первым движением солдата будет возвратить удар, рука его получит сильный импульс, стремящийся привести ее в движение. Это движение почти невольно, и оно произошло бы роковым образом, если бы рассудок его не сдержал.

Действительно, в тот момент, когда рука подчиняется инстинктивному импульсу, в сознании солдата вихрем проносятся идеи о дисциплине, о военном суде и смерти, и новый импульс, на этот раз сознательный, разом останавливает первое необдуманное движение.

Итак, действие можно совершить необдуманно или обдуманно, подчиняясь инстинктивному импульсу, или сознательно.

Из всего этого следует, что, кроме сознательного, разумного существа человека, обдумывающего свои решения, в нас есть еще нечто другое, проявляющее свою деятельность резкими и грубыми порывами.

Это приводит к заключению, что рядом с сознанием и волей существует еще какое-то активное проявление.

Теперь остается лишь ответить на вопрос, соответствует ли это проявление какой-либо реальной сущности.

Ясно, что не один и тот же принцип побуждает отплатить за удар пощечиной и, наоборот, обдумать последствия поступка раньше, чем его совершить.

Мужик, существо чисто импульсивное, при малейшем недоразумении лезет в драку раньше, чем что-либо сообразит, между тем как человек воспитанный подаст свою визитную карточку и пригласит секундантов.

В настоящее время мы не будем входить в дальнейшие подробности, а заметим для начала, что спящего человека можно подразделить на две части:

• часть механическую, действующую в данный момент,

и

• часть разумную, в настоящем случае спящую.

Если мы начнем рассматривать человека бодрствующего, то вынуждены будем внести еще одно новое подразделение, сообразно роду производимых им действий, и определить два новых вида человеческого существа:

а) импульсивный человек, подчиняющийся первому побуждению,

б) разумный человек, размышляющий, прежде чем действовать, и все действия которого представляются проявлениями не чувств и страстей, а мыслей и суждений.

Таким образом, мы можем подразделить человеческое существо на три начала:

• человек-машина;

• импульсивный человек;

• разумный человек.

Все усилия магии сводятся к изысканию способов, позволяющих разумному человеку везде замещать импульсивного.

Однако все вышесказанное дало нам лишь весьма общее, чисто метафизическое понятие о человеке, теперь мы рассмотрим подробнее каждое из трех вышеупомянутых начал в отдельности.

Человек-машина

Видя машину, прежде всего стараешься определить цель, для которой она служит, а затем уже начинаешь рассматривать детали ее действия и устройства. В таком же порядке приведем мы описание и человека-машины.

Истинный человек, носитель воли, воздействует, с одной стороны, на свой организм, а с другой — на видимый мир при посредстве вырабатываемых этим организмом сил.

Человек-машина отличается от всех машин, созданных человеком, тем, что не только вырабатывает необходимые организму силы, но и восстанавливает постоянно изнашивающиеся части.

Чтобы составить себе понятие об организме человека, представьте себе три фабрики, расположенные одна над другой и соединенные множеством труб и электрических проводов.

Нижняя фабрика называется животом, средняя — грудью и верхняя — головой.

Материалы, необходимые для этих фабрик, вводятся с фасада верхней фабрики, называемого лицом, где помещается вход в живот, называемый ртом.

Выше находится дверь груди — нос, куда входит воздух, перерабатываемый затем легкими. Над ним расположены глаза, передающие изображения внешних предметов, изменяющиеся таинственным образом во впечатлении.

Продолжая эту аналогию, можно назвать живот турбинной станцией с весьма грубыми машинами, грудь — насосной станцией с более нежными машинами и массой труб, и, наконец, голова соответствует электрической станции с ее динамо-машинами, аккумуляторами, трансформаторами, коммутаторами и громадным количеством проволок. В подвалах помещаются приспособления, предназначенные для удаления фабричных отбросов. В совокупности эти три фабрики и образуют человека-машину. Рассмотрим теперь подробнее каждую из фабрик.

Нижняя фабрика — живот — производит материю, из которой строится организм. Она получает извне пищу, перерабатывает ее в млечный сок хилус и фабрикует части для машины двух других фабрик.

Во многих местах организма размещены склады материала — лимфатические железы, соединенные лимфатическими сосудами как с животом, так и с местами потребления материалов.

Средняя фабрика — грудь — получает из нижней фабрики материалы и динамизирует их при посредстве вдыхаемого воздуха. Кроме того, она вырабатывает жизненную силу, разносимую потом кровью по всему организму.

Верхняя фабрика — голова — перерабатывает переносимую кровью жизненную силу посредством специального органа — мозжечка — и производит новую силу — нервную, распределяемую затем по всему организму.

Узлы большого симпатического нерва, управляющего всеми движениями организма, служат аккумуляторами для сохранения запаса этой силы.

Рассмотрим теперь взаимодействие трех наших фабрик. Живот перерабатывает пищу, но он был бы бессилен что-либо сделать, не имея получаемой из груди крови, необходимой ему для приведения в движение его аппаратов, и нервной силы, доставляемой ему головой и необходимой для регулирования этих движений.

Таким образом, грудь и голова играют важную роль в отправлениях живота, и кроме того, как мы сказали, в животе же помещаются органы для удаления отбросов всех трех фабрик, между тем на лице размещен вход для нужных им материалов.

Главная задача груди — динамизировать органические элементы, для чего живот доставляет ей хилус, а голова — нервный ток, приводящий в движение ее аппараты. Наконец, голова (точнее нижняя, задняя часть мозга) управляет движениями организма благодаря тому, что грудь доставляет ей кровь — материал для выработки нервной силы.

Состав крови в значительной степени зависит от качества хилуса, а нервной силы — от качества крови, вот почему соответствующее питание изменяет качество нервной силы, а с ней и отношение человека к внешнему миру. Этим обстоятельством широко пользуются в практической магии.

Импульсивный человек

В примере с немецким солдатом мы выяснили различие между импульсивным и разумным человеком, которое весьма важно как для магических целей, так и для понимания психических явлений, наблюдаемых в гипнозе, при алкоголизме и умопомешательстве.

Основной характер всякого импульсивного действия заключается в том, что оно непосредственно следует за вызвавшим его впечатлением.

Это то, что современные физиологи называют рефлексом. Чтобы понять, что называется рефлексом, надо рассмотреть строение нервной системы человека.

Как мы сказали, человек-машина состоит из трех фабрик, движением аппаратов которых управляет специальная (симпатическая) нервная система. Она состоит из мозжечка и ряда аккумуляторов — нервных узлов, расположенных частью по одному, а иногда большими скоплениями. Такие массы нервных узлов (ганглий) называются нервными сплетениями (плексусами). Все они служат резервуарами силы, собирающими и регулирующими ее течение.

Рядом с симпатической нервной системой существует еще и другая.

Позвоночный столб человеческого тела служит исходным пунктом всех телеграфных проволок фабрик и центрального бюро, находящегося в голове. Эти проволоки — нервные нити (нервы), исходя из того, несут ли они импульсы с периферии тела в центральное бюро или наоборот, называются чувствительными или двигательными нервами.

Заметим мимоходом, что чувствительные нервы выходят из задней части позвоночного столба, а двигательные — из передней. Все эти нервы белого цвета и симметрично расположены. Если мы разрежем спинной мозг, заключенный внутри позвоночного столба, то увидим, что внешняя часть его состоит из такого же белого вещества, как и нервы, внутри же мы найдем другое вещество, серого цвета, окружающее узенький канал, проходящий в середине мозга. Роль этого серого вещества по отношению к белому такая же, как и роль центра по отношению к проводнику — вокзал и рельсы, телеграфная станция и проволока.

Теперь мы можем нарисовать полную картину устройства спинного мозга. Он весь окружен телеграфными проволоками. С передней стороны расположены те, по которым направляются депеши из центрального бюро (двигательные нервы), с задней стороны те, по которым приходят депеши в бюро (чувствительные нервы). Посередине расположен длинный ряд второстепенных станций. Каждая станция разделяется на две комнаты: в задней комнате получают депеши, а из передней комнаты их отправляют, эти две комнаты соединены проводниками как между собой, так и с другими станциями.

Цель всех этих многочисленных станций — замещать, когда возможно, центральное бюро — голову.

Чтобы уяснить себе взаимодействия такого множества станций, вспомним наше изображение человеческого организма. Эти фабрики, снабженные всем необходимым для действия, сообщаются непосредственно лишь с симпатической нервной системой. Вот почему голова не может управлять работой сердца или печени. Каждая фабрика снабжена парой особых органов: живот — ногами, грудь — руками, а голова — челюстями.

Парные органы приводятся в движение иными нервами, нежели аппараты, действующие внутри фабрик. Правда, симпатическая система заведует внутренним движением крови в этих органах и дыханием кожи, но она не имеет никакого влияния на движение этих органов: ими заведует спинной мозг — если они автоматичны, головной — если сознательны.

В пределах каждой из трех фабрик замечаются в спинном мозгу характерные утолщения, к коим примыкают все нервы, идущие из соответствующих им членов. Точно таким же образом примыкают к спинному мозгу нервы, идущие от всех чувствительных точек внешней поверхности тела.

Таким образом, в каждой фабрике четко выделяются две части.

Во-первых — центральная машинная часть, состоящая в исключительном ведении симпатического нерва, и во-вторых — периферическая часть: кожа и члены, которыми заведуют другие нервы.

Но возвратимся к нервной системе, именуемой сознательной, в отличие от симпатической. Областью ее действия является периферическая часть организма, но это действие может быть двух родов: рефлективное и сознательное.

Прилагаемая схема на с. 36 поможет нам понять это. Она изображает среднюю фабрику — грудь.

Посредине рисунка намечены сердце и легкие, приводимые в действие сердечным сплетением (плексус кардиальный РО) большого симпатического нерва ПСН, он сообщается с передней частью спинного мозга.

Внешний контур рисунка составляют два пучка различных нервов, идущих в руку, некоторые из этих пучков (ДГ) идут из головного мозга, другие же (ДС) — из спинного мозга, эти нервы передают импульсы из центра на периферию — это двигательные нервы; как это указывают стрелки, пучки же ЧГ и ЧС передают импульсы с периферии к центру — это чувствительные нервы. ПГМ — двигающий головной мозг (передний), ЗГМ — чувствующий головной мозг (задний), ПСМ — двигающий спинной мозг (передний), ЗСМ — чувствующий (задний) спинной мозг. Двигательные и чувствительные нервы, дойдя до руки Р, сплетаются в один пучок.

Схема нервной системы руки

А — передняя сторона спинного мозга (ПСМ).

РР — задняя сторона спинного мозга (3СМ).

NM — двигательные нервы, идущие из спинного мозга в руку (ДНСМ).

NS — чувствующие нервы, идущие из руки в спинной мозг (ЧНСМ).

G — нервные узлы (ганглии) спинного мозга (Г).

СА — передняя часть головного мозга (ПГМ).

СР — задняя часть головного мозга (3ГМ).

CM — двигательные нервы головного мозга (ДНГМ).

CS — чувствительные нервы — от руки к мозгу (ЧНГМ).

РО — нервное сплетение большого симпатического нерва (ПСН).

В — рука (Р)

Рассмотрим теперь путь ощущения и движения.

Я уколол себе палец. Полученное в нем ощущение направляется по пучкам ЧГ и ЧС. Займемся сначала последним.

По ЧС ощущение, прежде всего, проходит узел Г, потом поступает в заднюю часть спинного мозга (серый центр), то есть на одну из второстепенных телеграфных станций. Телеграфист (нервная клеточка) сейчас же передает депешу своему товарищу (передней части спинного мозга). Этот последний действует, посредством проводника ДС, на мускулы руки таким образом, что она быстро отдергивается назад.

Таков механизм первого движения рефлективного действия. Но обычно дело этим не ограничивается.

Ощущение, полученное в пальце, направляется не только по пути ЧС в спинной мозг, но и по пути ЧГ в головной мозг, где оно воспринимается в виде боли, то есть ощущение переходит в идею, а не в нервный импульс, как это имело место в спинном мозгу.

Под влиянием этой идеи приходит в действие воля, и из ПГМ отправляется импульс в руку по проводнику ДГ, в силу чего рука поднимается высоко в воздух, таким образом сознательное действие воли значительно усиливает эффект первого движения.

В этом случае воля действует в том же направлении, что и спинной мозг.

Рассмотрим еще раз наш пример пощечины, чтобы еще лучше разобраться в данном явлении.

Немецкий офицер ударяет по точке А. Тотчас же происходят оба только что описанных нами явления. Ощущение приходит в серый центр ЗС спинного мозга, где и возбуждает рефлективный импульс.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическая магия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я