Церемониальная магия в 21 веке

Алексей Игнатов

Эта книга – руководство для тех, кто ищет свой путь в дебрях современной магии. Вас ждут базовые принципы классической магической работы, основанные на опыте многих веков и поколений, символические системы, инструменты, способы создания собственных символов, разработка и освящение талисманов, инвокация божественной силы, подготовка к ритуалу его проведение – словом, теория и практика церемониальной магии в 21 веке.

Оглавление

  • Оккультизм сегодня и вчера
  • Теория

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Церемониальная магия в 21 веке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дизайнер обложки Алексей Игнатов

© Алексей Игнатов, 2020

© Алексей Игнатов, дизайн обложки, 2020

ISBN 978-5-0051-0638-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Оккультизм сегодня и вчера

Слово «оккультный», по своей сути, должно бы означать что-то вроде «скрытый». Должно означать, и означало довольно долго, буквально следуя значению слова. Оккультные знания сохранялись в секрете, маскировались, а то, что было доступно широкой публике, часто состояло из суеверий, ловушек и намеренно искаженной информации. Так было веками — до недавнего времени, когда западный мир шагнул в новую эпоху. Среди прочих перемен, которые несла миру эта новая эпоха, изменилось и отношение к оккультным знаниям. То, что считалось некой сокровенной тайной, охранялось, оберегалось, внезапно стало чем-то открытым и доступным широкому кругу любопытных. Начало 20 века стало стартовой точкой, за которой скрытые знания вдруг обрели широкую известность.

И в мир хлынул поток откровений от высших сил, описаний ритуалов, учебников по магии, прорицаниям, астральным путешествиям, медитациям, обретению просветления, могущества, нирваны, высшей мудрости без усилий и вложений. Самые экзотические традиции и системы магии оказались описаны на страницах книг и сайтов. На тысячах страниц сотен книг и сайтов!

Конец девятнадцатого века, начало двадцатого, стали эпохой глобальных изменений в мире, когда за очень короткий (с исторической точки зрения) период времени произошли перемены, затмевающие все то, как менялся мира за прошлые века. Эти перемены кто-то назовет научно-технической революцией, кто-то — эпохой Водолея, а кто-то — эоном Гора. Но никто не сможет отрицать то, как сильно и быстро начал тогда меняться мир, и продолжает меняться до сих пор.

Перемены затрагивают все стороны жизни, и для одних они выглядят как разрушение традиций, потеря корней и упадок, а для других — как прогресс, скачек вперед и выход на принципиально иной уровень цивилизации. Третьим просто все равно.

Перемены эти затронули и оккультную сторону жизни. Затронули очень сильно и изменили само отношение к оккультному. Знания, которые бы тайнами, хранимыми в обрывках старых книг неизвестных авторов, передавались из уст в уста, преследовались, стали вдруг новой областью познания. Их извлекли из старых книг на полках забытых библиотек, вытащили из легенд и учений тайных обществ, привели в систему, упорядочили и сложили в одном месте.

Чем занимался и возникший в конце 19 века Орден Золотой Зари, одна из самых прославленных оккультных организаций современности. Орден, прежде всего, работал именно над систематизацией западного оккультизма, до этого включавшего в себя порой совершенно изолированные, а местами и почти забытые, системы, идеи и ритуалы. Адепты переводили книги, изучали самые различные учения и приложили массу усилий, что бы сделать из них цельную и гармоничную систему магической практики.

Однако, Золотая Заря вовсе не спешила делиться своими знаниями с миром, и тщательно охраняла свои тайны, как в старые времена, раскрывая свою систему только своим посвященным. Своим посвященным, разумеется, и лишь в том объеме, который предусмотрен текущим уровнем посвящения, положением в иерархии Ордена. Каждый адепт клялся хранить в тайне все, что узнал в Заре — то, что происходит в тайном обществе, остается в тайном обществе!

Но время шло, и появлялись те, кто не одобрял секретов. Такие люди как Алистер Кроули, Израэль Регарди, Дион Фортун начали совершенно открыто говорить о том, что поколениями хранилось в тайне. Причинило ли это вред мир? Нет, судя по тому, что мир так и не погрузился в пучину всеобщей магической войны, и не был сожжен демонами, выпущенными из глубин ада. Похоже, нарушение тайн никому не повредило, разве что лишило кого-то власти и положения в иерархии тайного общества.

Нет смысла скрывать что-то от того, кто не в силах это понять. Если ребенок увидел чертежи атомной бомбы, то, что он с ними сделает, что поймет в них? Очевидно — ничего. Так и большая часть оккультных знаний — они бесполезны для человека, не обладающего подготовкой. Тот, кто не готов их воспринять, просто не сможет понять их или использовать. А то, кто готов — тот уже их достоин. Тайна оккультных знаний состоит не в том, что про них нельзя рассказывать, тайна состоит в том, что их не понять тому, кто к ним не готов.

Так началось новое оккультное возрождение Запада. Новая эра, в которой почти (именно «почти») не осталось секретов, а древние тайны стали доступны миру. Значит ли это, что теперь вокруг нас действительно толпы мудрецов, искушенных в ранее недоступных тайных науках? Очевидно, нет. И это не говоря о риске похоронить знания под сплошным потоком минутных сенсаций, профанаций и свеженьких, только что придуманных, традиций и ритуалов, создаваемых в наши дни в огромном количестве под видом Древней и Несомненной Традиции.

И на место одного древнего трактата неизвестного автора, хранимого в секретном месте, пришли буквально тысячи книг — почти столь же неизвестных авторов. Кто они? Что знают, чему могут научить, знают ли вообще — или просто выдумывают, выдавая свои фантазии за высшие тайны? Как понять, что стоит, а что не стоит читать? Прочесть все — не хватит жизни! А нужно еще и набираться опыта на практике.

Мало того, в изменившемся мире и сама оккультная система изрядно изменилась, а написанное в древней книге, в расчете на людей прошлых веков, их мышление и образ жизни, может просто не подойти для современного человека. Но и написанное в новой книге может оказаться пустой выдумкой, нужной с одной целью — позволить ее автору немного подзаработать.

И это значит, что главная проблема теперь состоит не в том, что бы что-то узнать, а в том, что бы узнать именно нужное, достоверное, найти это под грудами информационного мусора, изучить и понять. Что, в свою очередь, означает, что нужно еще и четко понимать, что именно нужно найти. Что бы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос, а он потребует какого-то начального уровня понимания, что бы вы могли понять, о чем вообще стоит спрашивать и зачем.

А потому предлагаю начать путь с более-менее систематизированного источника, дающего общий обзор всего, что предстоит изучить. На роль такого источника и претендует эта книга — общее изложение элементарных основ современно церемониальной магии, с упором на самую традиционную практику такого рода — создание талисманов. Никаких откровений, никакого «впервые будет раскрыта страшная тайна!». Только наиболее важные основы современной магической системы Запада.

Нужно пояснить слова «церемониальной магии». Это не значит, как часто понимают (из-за не слишком удачного термина), что в нее включены любые «церемонии», то есть ритуалы и все, где есть ритуал — церемониальная магия. Самым простым способом объяснить, что такое церемониальная магия, было бы сказать: «Это то, что будет описано ниже, в этой книге!». Но не всегда простой путь — лучший, так что придется внести некоторую ясность заранее.

У каждого народа свои традиции, свои ритуалы и своя магия. У всех систем, при их внешнем разнообразии, есть вполне четкие общие моменты, общие принципы, которые будут рассмотрены, но конкретная форма, в которую облачены эти принципы, будет очень разной. Западная магия построена на ритуалах и использовании набора символических систем, которые будут описаны.

Но и в этих ритуалах есть свои течения и особенности. Работа ведьмы в русской деревне 17 века, современной викканки в США, и священника — экзорциста, изгоняющего демона, будет вестись через ритуалы — но совершенно разные, не только по форме, но и по лежащей в их основе теоретической базе. Конкретно то, что мы отнесем к европейской церемониальной магии (включающей в себя такие прославленные системы, как Гоэтия, Енохианская магия, а так же систему Золотой Зари, телему, и прочее) восходит своими корнями к двум источникам.

Первый — это античная (а так же местами египетская и вообще — языческая) цивилизация, давшая нам исключительно важных божеств греко-римского пантеона, астрологию, Стихии и многое другое. Второй — каббала, изначально, разумеется, иудейская и чисто религиозная, но в западном оккультизме быстро утратившая всякую связь с иудаизмом, а потом и с традиционными религиями вообще. От нее идет Древо Жизни, божественные имена, разнообразные манипуляции с буквами иврита и многое другое. И все это изрядно смешано с влиянием христианства, и, с недавних пор, с восточными учениями, прежде всего — йогой.

На этой основе строится сама система западного оккультизма, основанная на представлении о существовании нематериальных духовных разумов, духов. Все в мире может быть представлено как некий дух, ангел, демон, как существо, с которым можно вступить в контакт, не смотря на то, что оно не имеет буквального, физического существования. Эти духовные разумы тщательно систематизируются, выстраиваются в иерархии, где они подчинены один другому. Они могут быть призваны и изгнаны, использованы для достижения неких целей мага, их именами совершаются ритуалы, освящаются предметы и творится магия. Они связаны с какими природными силами, которые воплощают. По сути, они и есть эти силы природы, классифицированные в виде символических категорий — Стихий, Планет, Знаков Зодиака, Сефирот и так далее.

Управляя нужными символами, используя строго подобранные (по вполне четким, хотя и символическим, законам) слова, жесты, запахи, числа, геометрические фигуры, цвета, мы обращаемся к этим силам и производим изменения в себе и в окружающем мире, чаще всего — освящая талисман, который сохраняет часть призванной вами в ритуале силы. Поэтому важными до крайности становятся сами символы, их системы, равно как умение создавать свои собственные знаки и символы, и умение обращаться с их помощью к духовным разумам. Добавьте к этому набор традиционных прорицаний, астрологию, геомантию, карты Таро, и вы получите вполне завершенную картину.

Обычно в оккультных вопросах приятно напирать на древность, слово «древнее» равнозначно «привальному». Это далеко не всегда оправдывается, и старое вовсе не обязательно окажется лучше нового, но, с учетом самых отдаленных предков, западный оккультизм окажется и правда очень древним.

Стихии обсуждали еще античные философы, решая, какая была первой и как одна возникла из другой. Система Планет и Знаков Зодиака возникли еще раньше, до античной цивилизации. Сами Планеты названы в честь римских богов и наделены их качествами, например, Марс — это, в магии и астрологии, «малое несчастье», предвестник конфликтов, бед, несчастных случаев, но так же это и римский бог Марс, бог войны и насилия. Именно его качествами и наделена планета Марс. Римские боги, в свою очередь, во многом скопированы с греческих, но и они не первые в этой цепочке.

Магия выжила в эпоху гонений на ереси и колдовство, и уже в 18 веке пережила очередной бум интереса ко всему тайному. В Европе впервые столкнулись с китайскими системами, увидели И Цзин, потом в моду вошел Древний Египет, и началась волна египтомании, когда все непонятное стали считать египетским.

Египетскими объявили карты Таро (хотя самая старая колода, какая только существует, издана в Европе, в 15 веке, и карты Таро долгое время использовались для игр). Масонство, как раз возникшее и стремительно набиравшее силу, тоже обзавелось своей египетской ветвью. 18 век — это время грандиозных теорий, новых учений, время появления открытых школ, в которых обучают магии, первых оккультных журналов, первых широко известных гадательных салонов, а так же превращения магии в бизнес, с рекламой, привлечением клиентов и борьбой за захват рынка. Торговец талисманами порой мог распространить рекламу, согласно которой только его талисманы имеют силу, поскольку он, своими ритуалами, лишим силы всех других магов и их талисманы ни на что больше не годны!

Чуть меньше внимания досталось тем, кто действительно хранил знания. Прежде всего — это общества масонов и розенкрейцеров. Розенкрейцеры — члены оккультного братства Розы и Креста. Сами Роза и Крест, соединенные вместе, образуют важный оккультный символ, но его описание тут будет не уместным. Легенда приписывает создание братства великому посвященному мудрецу Христиану Розенкрейцу, который родился в 14 веке, прожил 106 лет и был похоронен в гробнице вместе с книгами и магическими предметами. Эти сокровища были найдены при вскрытии его гробницы и, собственно, дали начало Братству Розенкрейцеров, его духовных последователей.

В более достоверной версии этой истории, первые документ розенкрейцеров появились в поле зрения широкий общественности в 17 веке. Розенкрейцеры заложили основу для будущей системы иерархических обществ, где посвященному открываются оккультные тайны, по мере того, как он поучает все новые степени посвящения.

К концу 19 века в Великобритании начинает действовать Орден Золотой Зари, основанный тремя розенкрейцерами и, одновременно, масонами. Его создали Уильям Роберт Вудман, Уильям Уэсткотт и Сэмуэль Лиддел Макгрегор Мазерс. Именно Мазер и стал основным персонажем дальнейшей истории и ключевой фигурой еще одного оккультного возрождения Запада. История Ордена оказалась яркая, но короткая, с двусмысленным началом и не самым лучшим концом.

Начало — это некие документы, зашифрованные, и (теоретически) содержание тайны магии, полученные от Анны Шпренгель, еще одного розенкрейцера, имеющей высокое посвящение, давшей основателям Золотой Зари посвящение в нужные степени и право на создание своего течения розенкрейцерства. Двусмысленность же этой истории состоит в том, что, возможно, никакой Анны Шпренгель никогда не существовало, а ее шифрованные документы были написаны основателями Золотой Зари, что бы придать значимость и ореол древних загадок их работе. Что, кстати, часто делалось по всему миру, автор нового учения, системы, делает вид, что она не новая, да и он вовсе не автор, а лишь тот, кто записал ее со слов великих древних мудрецов, и его система — это ничто иное, как овеянная веками тайная традиция. Люди любят тайны, особенно если они древние!

Концом Ордена стала серия конфликтов, которая привела к его распаду на несколько самостоятельных организаций, существующих до сих пор, и продолжающих работу в традиции Золотой Зари. И под словом «конфликты» тут понимается не бурное обсуждение вопросов строения астрального плана или тонкостей чтения на енохианском языке, а захват собственности, драки, судебные иски и полномасштабные магические войны, ставящие целью полное уничтожение недругов.

И не смотря на это все, за десятилетия своей истории Орден сделал очень важную работу — систематизировал знания. В нем изучались многие системы, разрозненные, порой забытые, ставшие частью лишь гримуаров на редких языках, переводились книги, разрабатывались ритуалы — до тех пор, пока оккультная система не стала единым монолитом, где согласовано все и со всем, насколько это вообще возможно.

В Ордене прошли свою подготовку Артур Уайт, Дион Фортун, Алистер Кроули и многие другие значимые фигуры современной оккультной истории, еще до того, как внутренние конфликты сгубили сам Орден. В том числе, конфликты, спровоцированные Кроули, который начал открыто публиковать материалы и документы, которые хранились в секрете.

Кроули покинул Золотую Зарю и, после многих событий жизни, основал собственное магическое учение — телему, ставшую еще одним важным элементом современной магии. Кроули возглавил Орден Восточных Тамплиеров, изначально создававшийся как масонская организация, и основал Орден Argentum Astrum, в котором отказался от любых явных иерархий и коллективной работы, что бы не повторить судьбу Золотой Зари, разорванной на куски конфликтами и борьбой за власть, которую провоцирует традиционная иерархическая система. Оба Ордена существуют до сих пор и практикуют магию телемы.

В это время, в начале 20 века, мир увлекся магией ничуть не меньше, чем в 18 веке. Теософия, антропософия, телема, волна увлечения йогой, открытие восточных религий, возрождение интереса к язычеству, викканское колдовство, парапсихология — все это множится и приумножается, смешиваться и дробится на более мелкие течения. Наступает эпоха Нью Эйдж, когда полная открытость и доступность знаний повернулась своей обратной стороной — в избытке знаний оказалось сложно сориентироваться. И теперь приходится тратить силы не только не то, что бы изучить что-то, но и на то, что бы просто понять, что именно стоит изучить и в каком порядке.

Поэтому начнем с начала. С общих принципов ритуала, которые почти не зависят от того, о каком именно ритуале и какой традиции идет речь.

Оглавление

  • Оккультизм сегодня и вчера
  • Теория

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Церемониальная магия в 21 веке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я