Из прошлого – в будущее

Павел Черкасский, 2023

Новая книга Краснодарского автора Павла Черкасского – глубокое исследование корней семьи Черкасских, ее истории, прошлого и настоящего.

Оглавление

Львовское

Давно, ещё в семидесятые годы прошлого столетия я побывал в селе Львовском проездом. В те годы меня особенно ничего не интересовало. Единственное, что я знал от отца, что в этом селе проживают наши родственники по линии дедушки, Павла Евдокимовича Черкасского. Таким образом, о существовании родственников я знал, а вот познакомиться мне довелось с ними, а точнее — с семьёй Владимира Васильевича Черкасского, когда я уже жил в Краснодаре. Поездки часто откладывались, переносились, по разным причинам. Наконец всё было обговорено по телефону — эта связь у нас поддерживалась последние годы постоянно, и я выехал в село Львовское. Расположено оно в Северском районе, недалеко от краевого центра — города Краснодара, в часе езды на общественном транспорте.

Встретили меня очень хорошо. Пробыл я в гостях два неполных дня, но впечатлений получил, как говорится, «целое море». Владимир мне доводится братом, так как наши прадеды, мой, Евдоким Фёдорович и его, Иван Фёдорович были родными братьями, а их отец Черкасский Фёдор уже наш общий родоначальник.

Весь наш род от Фёдора Черкасского — выходцы из Украины, с Кировоградской области, Червонокамского района, села Приютовка. Только переезжали они на Кубань в разные годы. Мой дед, Павел Евдокимович — с матерью в 1918 году, его отец Евдоким Фёдорович к тому времени уже умер. А дети и внуки Ивана Фёдоровича — речь прежде всего идёт о его сыне Максиме Ивановиче и его семье, жена во втором браке, три сына и две дочери — уже в 1936 году.

Впервые годы становления на Кубани им помогал мой дед, Павел Евдокимович, которому к тому времени было уже 30 лет. Он был женат и имел в те годы двух детей: старший сын Владимир (мой отец) и дочь Людмила.

В семье Максима Ивановича один из сыновей Василий был ровесником моего отца, поэтому они самого детства знали друг друга, а после Великой Отечественной войны они часто встречались, хотя и жили в разных населённых пунктах на Кубани. Василий Максимович женился, жена — Елена Степановна, у них двое детей. Старший сын Владимир родился в посёлке Стрелка Темрюкского района, а после переезда в село Львовское у них родилась дочь Наталья. Василий Максимович и Елена Степановна работали в школе учителями, он — преподаватель физкультуры, а она — математики.

Приехав в гости к Владимиру Васильевичу, в первую очередь меня интересовала наша с ним родословная, и конкретно история села. В Доме культуры села Львовское создан музей истории этого села. Владимир по моей просьбе отвёз меня туда, где я с огромным интересом ознакомился с экспонатами музея, становления поселения. Создатель этого уникального музея, она же директор Дома культуры — Головко Нина Валерьевна. Экскурсию по музею проводила работник Дома культуры Гониволи Елена Александровна. Так получилось, что в момент нашего посещения, в музей пришли дети — группа школьников младших классов местной школы. Они с большим интересом слушали экскурсовода и задавали вопросы.

Официально село Львовское было образовано в 1906 году, однако история села начинается намного раньше, и это видно из имеющихся экспонатов в музее, а он затрагивает ещё скифско-сарматский период, быт и культуру самых первых старожилов-основателей.

Год 1884 принято считать годом начала истории села Львовское. Название получило село по собственнику земель в 1881 году, перешедшему в наследство от генерал-майора Тихацкого к гвардии поручику Николаю Александровичу Львову.

История нынешнего села интересна ещё тем, что оно было образовано из территорий нескольких хуторов. В 1917 году Львовское является Львовско-Товарищеской волостью, в состав которой входили окрестные хутора Покровский, Тарабановский, Акимовский, Тарановский, Миансаровский, Бибиков, Стефановский, ну и конечно же сама волость Товарищество Львовское.

Приведу интересный исторический факт того времени, описанный известным кубанским этнографом О. Бежковичем в своих дневниках за 1923-1924 годы. Он пишет, что «отношение к священнику было хуже, чем раньше. Посещаемость церкви пала до 50%, но население защищает священника от власти. Был такой случай: власти хотели отобрать дом у священника под приют, население на сборе воспротивилось этому, говорят, мы уже у него одну комнату отобрали, да ещё будем отбирать? Когда власти им напомнили о содержании церкви за счёт верующих, то во всём хуторе нашлось 35 человек, а теперь все защищаете батюшку. Собрание ответило, что они все верующие, потому и защищают священника. Квартиру священника отстояли. Священник ходит с молитвой, и во всех домах его принимают.

Платят за это, кто что может: 50-150 млн.денег, паляныцы, а некоторые ещё что-нибудь дают. Население по-старому приглашает священника на дом, если кто сильно болен, чтобы отслужить молебен, поисповедаться и приобщиться к Святым Тайнам. Жёны коммунистов сами ходят в церковь и детей водят. Родившихся крестят, а умерших отпевают. Как и все.

Даже есть семья, где глава коммунист, а все члены семьи очень часто ходят в церковь, и у них в доме бывает священник.

За венчание священник берёт по состоянию от 5 до 15 пудов пшеницы. Пост соблюдают только те семьи, где есть старики и те, кто имеет фрукты сушёные, овощи, заготовленные впрок, или постное масло. Кто же не имеет этих продуктов, то ест, что у него найдётся. Говеют старики, а молодёжь — по принуждению старших.

Часто население вместо врача за помощью обращается к священнику с тем, что просит его отслужить молебен».

Я включил эту историческую справку с одной целью — показать, что не всё так мрачно было, как это пытаются сегодня представить либералы с правыми убеждениями, что Советская власть всё крушила и уничтожала. Как видим, часто всё делалось демократичным путём, собирались собрания жителей и на нём решались многие вопросы, да и с церковью не всё однозначно.

В музее есть стенд, посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны, с них смотрят фотографии фронтовиков-односельчан. Первым на стенде размещено фото Черкасского Максима Васильевича. Есть в селе рядом с Домом культуры памятник воинам Красной Армии — односельчанам, погибшим при защите Социалистического Отечества за независимость нашей Родины (1941 — 1945 г.) в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны.

Не мог я проехать мимо памятника участникам Таманского похода, на котором размещена карта похода, где обозначены основные пункты движения Таманской Армии от Тамани до Армавира, через Новороссийск и Туапсе, а также села Львовское и станицы Северская.

Чем замечателен для меня этот памятник? В этом походе, который описал в книге «Железный поток» писатель Серафимович, принимали участие мой прадед Прокофий Спиридонович и его старший брат, комиссар Яков Спиридонович Осипов — который погиб в гражданскую войну, защищая Советскую власть, а также мой дед — отец моей матери, Степан Иосифович Козинец.

Фото слева часть памятника участникам Таманского похода. Фото справа из музея села Львовское

В общем, моё двухдневное пребывание на земле села Львовское обогатилось знаниями истории земли кубанской. Я понял, как неразрывно связаны мы со своим прошлым, где жили, трудились и защищали своё Отечество близкие нам люди. И хорошо, что мы все предыдущие и настоящие поколения чтили, чтят и будем чтить память своих потомков-героев, надеюсь, что и будущие поколения тоже.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я