Преступление Галилея, или Оболганный Аристотель

Павел Айдаров

В книге, на основе анализа многочисленного материала, представлен новый взгляд на роль Галилея в истории науки. Вопреки традиционному представлению, эта роль оценивается больше отрицательно, чем положительно, а путь Галилея к отречению – вовсе не как путь борца за истину, пострадавшего во имя науки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преступление Галилея, или Оболганный Аристотель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Популярность и оппоненты

В «Звёздном вестнике» Галилей особо не выступает с критикой прежних теорий, а большей частью просто излагает результаты своих наблюдений, лишь изредка отмечая их противоречие сложившимся представлениям. Однако некоторые изложенные там результаты, помимо всего прочего, вроде бы можно было использовать и как аргумент в пользу коперниковской системы мироустройства. Тем не менее, данного вопроса Галилей здесь касается лишь мельком, анонсируя свою так и не вышедшую книгу «О системе мира», про которую в привычной для него дерзкой манере говорит:

«Там мы многочисленными рассуждениями и экспериментами докажем существование сильного отражения солнечного света от Земли. Это будет для тех, кто болтает, что ее должно устранить из хореи светил, главным образом по той причине, что она лишена и движения, и света; шестьюстами доказательствами и натурфилософскими рассуждениями мы подтвердим, что она движется и своим светом превосходит Луну, а не является местом, где скопляется грязь и подонки всего мира» (2, с. 35).

Одна эта фраза создала целый взрыв споров по поводу движения Земли. У Галилея появилось большое множество противников, для которых движение Земли было крахом их мировоззрения. Вместе с тем Галилей к тому времени уже заслужил дурную репутацию из-за своего задиристого характера, и его очередное новшество многие воспринимали как очередную «задиру». А потому было немало тех, кто вообще всерьёз не воспринимал изложенное в «Звёздном вестнике». К таковым относился и профессор Кремонини, которого историки науки сделают чуть ли не символом перипатетической глупости — только из-за того, что тот отказывался смотреть в галилеев телескоп. Кремонини, бывший друг Галилея, говорил, что хорошо его знает, а потому всерьёз к нему и не относится. А вот, к примеру, что писал один из представителей знаменитого в то время семейства Фуггеров:

«Что касается Галилеева эфирного вестника, то он уже давно попал мне в руки, и, так как он представляется чистейшей болтовнёй для людей, сведущих в математике, или бахвальством, явно лишённым каких-либо философских познаний, я не посмел направить его Вашему королевскому величеству. Этот человек сие понимает и наряжается, подобно ворону у Эзопа, в чужие перья, которые он заимствует тут и там, чтобы себя украсить…» (цит. по: 6, с. 46).

Галилей же объяснял неисчислимое множество противников исключительно завистью. Спустя тринадцать лет он напишет:

«В моем „Звездном вестнике“ было приведено множество удивительнейших открытий на небе. Казалось бы, они должны были бы обрадовать всех любителей истинной философии. Но едва лишь „Звездный вестник“ вышел из печати, как со всех сторон стали появляться люди, обуреваемые завистью к тем похвалам, которые снискали мои открытия» (3, с. 15).

Однако списать на зависть все причины ненависти к Галилею отнюдь нельзя. Помимо недоверия к самому Галилею, доминировали ещё две причины, становившиеся основой критики: с одной стороны утверждалось, что оптические линзы не заслуживают доверия, а с другой — возник вопрос о противоречии коперниковской системы Священному Писанию, и этот вопрос, главным образом, поднял Лудовико делле Коломбе в своём трактате «Против движения Земли»13, где, впрочем, имя Галилея не упоминалось.

Чтобы иметь более наглядное представление о развернувшейся полемике, посмотрим сначала на те основные аргументы, которые имелись у Галилея, и которые вроде бы можно было истолковывать в пользу коперниковской системы. Галилей увидел в телескоп, что поверхность Луны имеет неровную, гористую поверхность, в то время как многие считали, что она совершенно гладкая. Это было лишь одно из господствующих мнений. Его раскритиковывал ещё Леонардо да Винчи, у которого мы находим и другие распространённые в его время представления о поверхности Луны: что Луна состоит из частей более или менее прозрачных, что она имеет разнообразие плотности и редкости. Сам же он ошибочно считал, что Луна состоит, подобно Земле, из суши и воды, при этом светит отражённым светом вода, а суша свет не отражает, чем и объясняется наличие на Луне тёмных пятен (4, 536—539). Вопрос о структуре поверхности Луны тесно связан с вопросом её свечения, отражения солнечного света. Сторонники представления о гладкой поверхности Луны были убеждены, что именно по этой причине она и светит, отражая свет от Солнца. Шероховатая же поверхность, с их точки зрения, не могла это делать. Позже значительная часть первого дня «Диалога…» у Галилея будет посвящена доказательству того, что шероховатая поверхность также отражает свет, но только более всесторонне. Однако принадлежность Галилею авторства данной мысли можно поставить под сомнение, ибо ещё тот же Леонардо да Винчи писал о необходимости неровной поверхности для получения такого отражённого света, каким светит Луна. Поскольку же он считал, что свет отражает вода, то предполагал, что на ней имеются такие же волны, как и на земных морях, которые и обеспечивают необходимую неровность. А если бы Луна имела совершенно гладкую сферическую поверхность, то её блеск был бы шаровидным, т.е. та часть, которая ближе к светилу, отражала бы свет значительно сильнее, что мы и наблюдаем на золотых куполах. В целом, в «Диалоге…» у Галилея даётся примерно то же доказательство, что и у Леонардо да Винчи, только оно там имеет намного более развёрнутый вид.

Вместе с тем в «Диалоге…» Галилей говорит о позиции перипатетиков, согласно которой Земля, поставленная в центр мироустройства, противопоставлялась другим планетам, и небесные тела, в отличие от неё, считались совершенными, а это в свою очередь означало, что их форма также должна быть совершенной. В модели же Коперника нет противопоставления земного и небесного как несовершенного и совершенного, Земля — это лишь одна из планет, и осуществляет вместе с ними одно и то же движение вокруг Солнца. Таким образом, с открытием неровности Луны рушилось представление о совершенности небесных тел.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преступление Галилея, или Оболганный Аристотель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

13

Трактат не был официально опубликован и распространялся в виде рукописи.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я