Баку – память, запечатленная в камнях

Орхан Ализаде

Книга знакомит читателя с самыми примечательными архитектурными памятниками Баку и Апшерона. Автор на основе анализа большого числа научной литературы старается дать оценку исторической значимости памятников. Описание объектов содержит характеристику планировочной структуры и декоративного убранства, а иллюстрированный текст дает наглядное представление об их архитектуре. Главная цель книги – дать читателю представление о неповторимом своеобразии Азербайджанской архитектуры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Баку – память, запечатленная в камнях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фотограф Орхан Ализаде

© Орхан Ализаде, 2021

© Орхан Ализаде, фотографии, 2021

ISBN 978-5-0053-6783-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Древние поселения на Апшероне

Город Баку, расположенный на Апшеронском полуострове, является одним из древних городов Азербайджана. Но, тем не менее, трудно установить дату, когда небольшое поселение, возникшее на южном побережье Каспия, около хорошо защищенной естественной бухты, превратился в феодальный город в полном смысле этого понятия. Еще труднее определить время возникновения самого поселения. Каких-либо точных сведений по этим вопросам, по-прежнему продолжающим привлекать внимание большого круга ученых, нет. Выдающийся историк-востоковед И. Березин писал: «об основании города Баку можно сказать то же самое, что и о большей части городов на белом свете: время построения точным образом не известно…».1 Однако палеонтологические, археологические, нумизматические и письменные источники, убедительно свидетельствуют о ранних следах человека на этой территории и о том, что поселение на месте нынешнего Баку возникло в глубокой древности.

По мнению выдающегося ученого-путешественника Тура Хейердала, окрестности Баку, где в древности процветал культ зороастризма (огнепоклонников), можно отнести к феномену зарождения одного из очагов мировой цивилизации.2

Для исследования вопроса о возникновении Баку, необходимо изучить жизнь и население Апшеронского полуострова, так как история Баку неотделима от истории, тяготеющей к нему окрестностей, и связан с ними теснейшим образом с древних времен.

Уникальным памятником, охватывающим исторический период от эпохи мезолита, неолита, бронзы, железа и до позднего средневековья является Гобустан — гористый участок на юго-востоке Большого Кавказского хребта, расположенный в 60 км юго-западнее города Баку. Хаотическое нагромождение огромных глыб известняка, по-видимому, издревле служило местом обитания племен, занимавшихся охотой и скотоводством. Наскальные изображения Гобустана занимают значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях мира. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Пиренеев и Африки.

С. Велиев отмечает, что этот район среди местного населения назывался также «Габристан» и как будто соответствовал ему. По азербайджанский «габир» — «могила», «стан» — обычное окончание, означающее «страна». Местность действительно была мертвой и название «страна могил», то есть «кладбище» ей подходило.

Но когда эта местность стала известной, то это название сочли неуместным, тем более, что и наскальные рисунки, и археологические раскопки показали, что раньше здесь было довольно плотное население. И тогда этот район переименовали в Гобустан. Правда и оно не очень удачное. «Гобу» — по-азербайджански обозначает «овраг» или «балка», то есть «Гобустан» значит всего на всего «Страна оврагов или балок».

Далее С. Велиев пишет: «однако стыдиться названия Габристан никакого основания не было, так как к слову «кладбище» оно не имеет никакого отношения. Как обратил внимание археолог Г. Асланов, от азербайджанского слова «габир» происходит слово «габирсанлыг», а не «габристан». И именно первое слово означает кладбище, а не второе. «Габр» или «гебр» означает в мусульманском мире «неверный», так до сих пор именуют в Иране зороастрийцев. Габристан, как доказывает Г. Асланов, означало вовсе не «кладбище», а «Страна неверных».3

Р.А.Бабаханов в своей статье, посвященной Гобустану, приводит еще одно название этой местности — «Гявистан». Слово «Гяв» в переводе с персидского означает «бык, корова», а слово «стан» — край, страна. Местность получила название «страна быков» не случайно, так как эти края когда-то были заселены стадами степных быков.4

Слово «Гобустан» имеет также и другое значение. Это одно из названий божества у древних тюрков, и у этого имени много разных диалектических видоизменений. Например, у алтайцев его называют Кубустан-Ака, Хан Курбустан Тенгри, Уч Курбустан, у бурят и монголов — Хормуста, Хормуста-Тенгри, Хурмаст, у тюрков Сибири — бог огня Хан Курбустан, у Саха Якутов — Уот Курбустан (огонь Кобустана), а также — Урмаиста, Хурмаст, Хан Хюрмас и т. д. У ираноязычных народов его имя звучало в форме Хормузд или Ормузд, он же авестийское Ахура-Мазда (Мудрый Господин).

О существовании наскальных изображений в Гобустане впервые стало известно в 1939 году археологу И. Джафарзаде. К исследованию этих древних рисунков он приступил лишь только после Великой Отечественной Войны в 1947 году и в течение почти 20 лет им были зафиксированны и изучены около 4000 древних рисунков, надписей, знаков и т. д. Начиная с 1965 г., изучение наскальных изображений и раскопки археологических памятников в Гобустане, проходили под руководством Дж.Н.Рустамова с участием Мурадовой Ф. М.5

В результате исследований последних лет на горе Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг-язылытепе, а также Шыхгая и Шонгардаг на более 1000 камней зафиксированы и изучены более 6000 древних наскальных рисунков, и других археологических памятников.6 Усилиями И. Джафарзаде, Дж.Рустамова, Ф. Мурадовой и других археологов было обнаружено также древние жилища — пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации.

Наскальные изображения Гобустана, датируемые X—VIII тысячелетиями до н.э. до средних веков, рассказывают о хозяйстве, быте, искусстве древних людей, о которых нельзя получить представление по другим источникам. Выявленные здесь наскальные изображения являются ценными источниками для изучения древнейшего периода истории азербайджанского народа.

По охвату столь большого исторического периода они занимают высокое место среди других наскальных коллекций мира. Этапы развития наскальных изображений Гобустана ясно прослеживаются в многообразии тем, стилей, строениий, технике исполнения рисунков, а также в том, что они с самых древних времен вплоть до последних веков изображались друг на друге. Здесь на поверхности известковых скал сохранились высеченные рисунки с изображением людей, достигающих иногда натуральной величины, животных — коз, диких быков, лошадей, баранов, козлов, собак. Встречаются изображения хищников — львов и волков, нападающих на оленей и коз. Богато представлены сцены охоты на оленей, козлов и других животных, а также рисунки процесса жертвоприношения, ритуальных танцев.

Гобустанские рисунки не являются простыми забавами первобытных художников, более того они насыщены глубокими пластами образных символических восприятий, так как наши предки совсем по-иному воспринимали мир окружающей реальности. Чтобы рассказать о своем опыте, они оставили знаки и символы, вырезанные на камне, как информацию, которую они считали важной для передачи.

В своей книге «Гобустан» И. Джафарзаде, основываясь на фактах, утверждает, что зона Гобустана до XX века имела культовое значение, свидетельством которого являются рисунки звезд, знаки свастики, небесных светил, сцены жертвоприношений, изображения людей с поднятыми вверх руками в молитвенной позе. Основная масса рисунков высекалась жрецами в качестве первобытных магических приемов для обеспечения удачной охоты. Не случайно в этих краях зарегистрировано 6 святилищ — пиров.7

Большинство рисунков имеет сложный изобразительный сюжет, содержит повествовательный характер передачи информации — мифа, ритуала и обряда. Значение подобного материала наиболее важно не только для изучения духовной культуры и религии древних племен Апшерона, но и в целом Кавказа. В этих наскальных рисунках чувствуется влияние Месопотамской цивилизации. В настоящее время Апшерон является единственным регионом Кавказа, где выявлены сюжетные изображения со своеобразным художественным стилем и техникой исполнения.

Здесь сохранились рисунки одиночных и групповых ритуально-обрядовых танцев, далекого прообраза народных танцев типа яллы. Видимо эти обряды совершались также под звуки, издаваемые необычным музыкальным инструментом каменного века, который назывался «Гавал-даш». Он состоит из известняка и лежит на трех каменных опорах. При ударе в разные точки этого каменного валуна можно получить различные звуковые тона и сыграть разнообразные мелодии.

Среди наскальных рисунков Гобустана также встречаются мужские и женские изображения. Силуэтные рисунки людей почти натуральной величины относятся к наиболее древним и датируются ранним периодом неолита — VIII тысячелетием до нашей эры. В женских изображениях особенно выпукло переданы бюсты и бедра. Здесь женщина подразумевается, как символ добра и благополучия, как продолжательница рода. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами и с развитой мускулатурой. Мужские фигуры в основном в набедренниках, а некоторые фигуры женщин украшены татуировкой. Подобные изображения людей характерны для тропических стран и Океании, а в пределах Европы и стран СНГ подобные изображения не зарегистрированы.8

После силуэтных изображений людей последовали контурные рисунки диких быков, выполненные в натуральную величину. Крупные, а также несколько уменьшенные контурные рисунки диких быков и небольшие изображения вооруженных луками людей датируются периодом VII — IV тысячелетия до н. э. Многочисленные рисунки джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и других животных относятся к более поздним периодам.9 Эти изображения привлекают внимание своими пропорциями и динамизмом.

Большой интерес представляют изображения рыб. Наскальные изображения ловли рыбы сетями в Гобустане, наличие костных остатков рыб и тюленей в слоях мезолита Гобустана, датируются X — XI тысячелетием до н.э. и являются бесспорным свидетельством наиболее раннего развитого морского промысла для всей территории Кавказа.10 Близость моря и богатство рыбных ресурсов позволяют предположить оседлый характер поселений племен, проживающих в зоне Гобустана в период мезолита.

Любопытной находкой являются также кости тюленя. Вряд ли мясо тюленя употреблялось в пищу. Возможно, тюлений жир употреблялся для освещения, а шкура служила одеждой. Говоря о массагетах, Страбон сообщал: «Болотные жители питаются рыбой и одеваются в шкуру тюленей, заходящих сюда с моря». По-видимому, древние жители Гобустана шкуру тюленя употребляли как одежду.11

Среди множества рисунков этого периода привлекают внимание изображения лодок с гребцами, которые впервые были обнаружены палеонтологами Н.К.Верещагиным и Н.О.Бурчаком в 30-40-х. годах XX века.12 В Гобустане встречается большое количество изображений лодок. Здесь встречаются три типа лодок: линейные, силуэтные и плетеные. Лодки первого типа — самые древние. Они появились в конце VIII — в начале VII тысячелетия до н. э. Материалы, найденные в результате археологических раскопок, доказывают это. Лодки второго типа датированы VI — V тысячелетием до н.э., а лодки третьего типа относятся к античному периоду. На некоторых лодках первого и второго типа, в носовой части есть изображение солнца. Очевидно, у древних гобустанцев это связано с почитанием солнца, со стремлением плыть в его сторону.13

Археолог А. А. Формозов также связывает эти изображения с почитанием солнца. Но в то же время А.А.Формозов сомневается в том, что в Гобустане был распространен культ солнца и утверждает, что изображения лодок с солнцем в носовой части не местного происхождения и являются сюжетом, привезенным из других стран.14

По мнению Н. Рзаева, утверждение археолога не имеет под собой научного основания. Как известно в Гобустане есть множество рисунков, связанных с культом поклонения солнцу: изображения людей с солнцем в руках, козлы с изображением солнца и т. д.15

В науке существует также мнение о ритуальном предназначении подобных рисунков. Изображение лодок с символом солнца в передней части являлись частью обряда погребения, скорее всего для перевозки покойников в потусторонний мир. Согласно ряду исследователей, эта традиция перешла от шумеров. Так, по их представлениям, бог солнца Утту выходил по ночам в путешествие, используя при этом луну в качестве лодки. В этом путешествии принимали участие и цари, при погребении которых клали изображения кораблей в форме полумесяца для того, чтобы облегчить им переход из одного мира в другой.16

Н. Рзаев также считает, что существенная особенность гобустанских лодок, выражающаяся в солярном знаке, указывает на их связь с верованием в бога солнца. Изображения лодок с солнцем появились как результат верований жителей Гобустана. По религиозным представлениям периода бронзы в Азербайджане, бог солнца считался также покровителем мира мертвых, потустороннего мира. Поэтому при захоронении покойника рядом с ним клали керамические изделия с солярными символами, металлические изделия, изображающие солнце.17

Такого же мнения придерживается и Ф. Мурадова. В книге «Гобустан в эпоху бронзы» автор, в результате исследований археологических материалов и наскальных изображений, выдвигает мнение, что гобустанцы в эпоху бронзы поклонялись солнцу и огню. В отдельных трудах Ф. Мурадова описывает изображения солнца, звезд, знаков свастики на камнях, обнаруженных в районах Азербайджана, и связывает их с религиозными убеждениями древних азербайджанцев.18

Существуют также и другие предположения. По мнению С. Ашурбейли эти изображения указывают на то, что древние поселенцы были хорошими мореходами. Эти изображения неоспоримо свидетельствует о мореплавании на западном берегу Каспия в эпоху бронзы и в более ранний период (VI — III тысячелетие до н.э.), а солнце на носу лодок, вероятно, показывает направление морского пути — на восток, к восходу солнца.19

Дж. Рустамова, в некотором смысле, подтверждает эту гипотезу. Автор утверждает, что изображение солнца на носу лодок, характерное для Гобустана, связано с условиями жизни насельников края. Так, его расположение на берегу Каспийского моря обусловило превращение рыболовства в одну из важных сфер хозяйственной деятельности. Как правило, солярные символы встречаются на изображениях лодок большого размера, что отождествляется исследователем с кораблями — теми, которые могли выходить в открытое море.20

Но авторы статьи, посвященной рисункам в Гобустане, Н.О.Бурчак-Абрамович и Н.К.Верещагин выдвигают другое предположение. По их мнению, изображения лодок могут являться следом пребывания каких-то пришельцев мореплавателей.21

Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз побывал здесь. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию с берегов Каспия.22 Тур Хейердал высказывал также мнение о сходстве изображения лодок с шумерскими изображениями лодок. Исследователь обосновывает это сходство тем, что и Гобустанские и Шумерские изображения лодок имеет форму полумесяца, плетенная из тростника и использование их в религиозных целях.23

Наряду с наскальными изображениями на территории Гобустана были обнаружены также стоянки каменного века, относящиеся к III-му тысячелетию до н. э. и курганы эпохи бронзы.24 Культурные слои курганов содержали богатые археологические материалы: большое количество керамики, черепков от лепных сосудов, орудия труда — каменные зернотерки, мотыги, вкладыши составных серпов и т.д., оружия — наконечники стрел и копий, булавы, кинжальные клинки.25 Все эти предметы доказывают, что уже с III тысячелетия до н.э. население Азербайджана было уже знакомо с металлом, земледелием, скотоводством. Экономическую основу хозяйства наряду с развитием металлургии, составляло животноводство, разведение как крупного, так и мелкого рогатого скота.

В культурных слоях курганов Гобустана наряду с керамикой, орудиями труда и оружия были обнаружены украшения — бронзовые браслеты, большое количество бус и различные полудрагоценные камни. Указанные привозные украшения, находимые при раскопках в Азербайджане, являются ценными источниками, свидетельствующими о древнейших связях нашей страны со странами Древнего Востока — Сирией, Финикией, Египтом и Индией. Связи древних племен Кавказа и Азербайджана со странами древневосточных цивилизаций осуществлялись не только морским путем через Ассирию, Месопотамию, Египет и Индию, но и сухопутной караванной дорогой на севере, через Дербент и на юге, через Нахичевань.26

О сухопутных караванных путях, связывающих Гобустан с соседними странами, говорят рисунки двухколесной арбы, относящейся к концу II тысячелетия до н.э.,27 а также рисунки верблюжьих караванов.28

Кроме древних рисунков примечательна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш в Гобустане. Она относится к I веку нашей эры, между 84 и 96-м годами, и свидетельствует о пребывании римских войск близ Баку.29 В надписи говорится: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного».30 Автор II века н. э. Гай Светоний (75—160 г.н.э.) сообщает, что Домициан совершил четыре похода — один против хеттов (германское племя), которое Домициан предпринял по своей инициативе, а остальные были совершены по необходимости. Из них два против даков, один против сарматов.31 Однако он потерпел немало несчастий в этих войнах. В Сарматии был истреблен его легион.

Следует отметить, что Сарматией римские географы называли обширную территорию, восточная часть которой простиралась до Каспийского моря, не имея точно определенных границ. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями.

Значение этого важного, хотя и лаконичного, документального источника трудно недооценить не только потому, что он сохранился полностью, являясь самой крайней восточной латинской надписью, но и связи с тем, что он приходится на самый темный и почти неосвещенный письменными источниками период истории Албании. На этой надписи сохранилось также имя императора Домициана, память о котором постановлением Римского сената была предана забвению.32

Многообразие тематики и сюжетов, а также хронологические напластования гобустанских наскальных изображений, вместе с обнаруженными археологическими материалами, говорят о длительном пребывании древнего человека в этой местности, где он имел стоянки и поселение.

Расположенный рядом с Гобустаном Апшеронский полуостров, с центром в Баку, также является территорией, где обитал древний человек. Палеонтологические и археологические исследования показали, что Апшерон около 100 тысяч лет тому назад был населен различными видами ископаемых животных. Выявлено большое количество костей животных, которые принадлежат к давно вымершим на земле видам, а также птиц, насекомых и растений.

Важным источником в познании древней фауны и флоры Апшерона и всего Кавказа стали палеонтологические находки близ селения Бинагады, находящиеся на расстоянии 7—8 км от Баку. В 1938 г. здесь аспирантом А. Мастанзаде была открыта известная теперь всему научному миру бинагадинская плейстоценовая флора и фауна. Из пластов, пропитанных нефтью были обнаружены более сотни видов жуков, собрали десятки тысяч костей 97 видов перелетных и оседлых птиц, 40 видов крупных зверей и мелких зверушек.33 Были определены кости пещерного льва, волка, лисицы, пещерного медведя, носорога, лошади, первобытного быка и благородного оленя. По мнению Б.Б.Пиотровского, находка большого количества костей в одном месте объясняется, видимо, тем, что в древности, на месте села Бинагады, существовало пресноводное озеро, к которому на водопой собирались различные животные. Берега озера широкой полосой были заилены, и топкий грунт был залит еще нефтью. Молодые и обессиленные животные увязали в этом топком грунте и гибли. В Бинагадах были обнаружены также и остатки растительности: плоды иволистной груши, можжевельника, фисташкового дерева, кустарничковой вишни, цветы и ветви гранатника, а также ствол виноградной лозы.34

Абсолютный возраст остатков бинагадинских растений и животных по комплексу признаков датируется в пределах 130—70 тысячелетий до наших дней.35 А обнаруженные в Бинагади в двух местах небольшие скопления древесного угля в растительном слое могут свидетельствовать о том, что это остатки костров доисторического человека.36

К периоду палеолита относятся несколько находок, похожих на орудия палеолитического человека. Первая находка — небольшое кремневое ядро, обнаруженное в 1936 г. геологом Я.Д.Козиным у берега Зыхского озера в 10 километрах от Баку. Эта находка была исследована и опубликована Е.А.Пахомовым. Ядро было найдено на поверхности земли и имеет форму неправильно усеченной многогранной пирамиды.37 Имеется еще вторая находка маленького кремневого скребка, найденного в 2—3 км от села Гюздек на Апшероне.38

Следы мезолита прослеживаются в древнем поселении Келезага, расположенным у основания скального выступа восточнее Шувелянского каменного карьера, между мысом Шувелян и дамбой, в 1,5 км от берега, где в результате археологических работ выявлен кремневый скребок, датированный мезолитом и другие материалы.39

В этих местностях встречаются также и наскальные изображения, подобные гобустанским. Изображения прослеживаются, начиная от Гобустана на север по побережью Каспийского моря до Баку и далее на Апшероне. Такие изображения выявлены в ряде пунктов на Апшеронском полуострове в зоне поселков Мардакян, Шувелян, Туркян, Нардаран, Бильгя, Зиря, Сураханы, Рамана и др. В настоящее время количество их превышает 500.40

Близ поселка Гала на восточном склоне Дюбендинской возвышенности в 150—200 метрах от берега моря расположен грот, образованный большой скальной плитой. Она нависла над скалой, и под ней образовалось небольшое пространство. Грот был выявлен в конце 1960-х годов и исследован азербайджанскими археологами Г. Аслановым, а затем И. Алиевым, которые обнаружили здесь стоянку древнего человека и наскальные рисунки. Высеченные на северных плитах грота различные рисунки, представляют собой изображения пляшущих человеческих фигур и вокруг различных животных — быка, козы, оленя и ряд других рисунков. Обнаруженные рисунки свидетельствуют о скотоводстве и охоте древнего человека, обитавшего здесь.41

А в конце 1998 года в юго-восточной части села, среди развалин старых строений на небольшом пустыре было выявлено древнее поселение, северная часть которого обстроена каменной стеной, южная часть сильно повреждена, верхние слои срыты. Площадь поселения около 300 кв. м. Здесь были зафиксированы рисунки на каменных плитах строения, а также собраны фрагменты древней керамики. Исходя из указанных находок, памятник датируется эпохой бронзы, возраст которого не менее 4000 лет.42

Рисунки подобные гобустанским наскальным изображениям были обнаружены археологом Г. Аслановым также и близ Баку, на скалистом берегу пляжа Шихово и в районе между Биби-Эйбатом и Баиловым.43 Здесь выявлены изображения быков.

А у начала дамбы, соединяющей материк с островом Пир-Аллахи, была вскрыта каменная плита из апшеронского известняка, на которой контурными линиями были высечены изображения саблерогих козлов. Эти рисунки датируются концом II и началом I тысячелетия до н. э. Во время археологических раскопок были выявлены также и другие находки, свидетельствующие о существовании населенных пунктов на Апшероне в I тысячелетии до н.э. и раньше. Так, во время работ по сооружению вышеуказанной дамбы, было обнаружено ряд археологических объектов. Там было вскрыто могильное поле, с многочисленными погребениями типа каменных ящиков. Могильное поле расположено между развалинами древнего поселения, называемого местным населением «Гюргян» или «Эфшэран», и Апшеронским маяком у спуска к морю, на высоте 12—15 м. от уровня моря. Размер площади, занимаемой могильным полем, составлял более одного гектара. Здесь шоссейная дорога пересекает могильное поле поперек и направляется через дамбу на остров Пир-Аллахи. Большинство разрушенных могил расположено к северо-западу от дороги в сторону Апшеронского маяка и отстоит от него на расстоянии около 1 км. Все полуразрушенные могилы — каменные ящики, сохранили свои очертания, боковые плиты, а некоторые из них сохранили даже одну или две верхних плиты перекрытия. Почти все каменные ящики по форме представляют прямоугольные четырехугольники различных размеров, со всех сторон огражденные вертикально поставленными большими каменными плитами. Плиты подобраны из песчаника или известняка, который встречается в этом районе в достаточном количестве. Направление больших осей могил по странам света не имело никакой закономерности. Таким образом, можно предположить, что при захоронении покойника на направление могил не обращалось серьезного внимания, и оно всецело зависело от условий рельефа местности, пригодной для устройства погребений между скал. Во время археологических работ в могилах были обнаружены различные сосуды, бусы, бронзовые наконечники стрел и многое другое. Сосуды по форме подобны сосудам, встречающимся среди памятников кедабеко-ходжалинской археологической культуры, датируемой III—I тысячелетиями до н. э. В основном, среди указанных археологических материалов преобладают предметы, датируемые VII—VI вв. до н.э.44

Другое древнее захоронение было обнаружено недалеко от круглой башни в селении Мардакян в 1919 году. Здесь на глубине 2,25 м под каменной плитой были найдены человеческие кости и инвентарь: бронзовый кинжал, различные бусы и черноглиняные сосуды. Можно полагать, что погребение относится к эпохе бронзы.45

А во время строительства дамбы, под морскими водами были также обнаружены несколько могил. Г. А. Разумов и М. Ф. Хасин в своей книге «Тонущие города» пишут, что: «в Апшеронском проливе в предвоенные 1939—1940 гг. при строительстве Артемовской дамбы на глубине 1,5 м от уровня моря было найдено скифское кладбище. Из илистого песка со дна моря было извлечено девять каменных гробниц длиной по 2,4 м со скелетами скифских воинов».46

О проникновении на Апшерон скифских кочевников подтверждает и обнаруженная при хозяйственных работах во дворе дома в селе Амирджан часть обломанной терракотовой статуэтки. Статуэтка высотой 4,5 см. и шириной 2,5 см. довольно реалистично изображает немолодого мужчину. Черты его лица очень напоминают изображения скифов на золотых изделиях Причерноморья. Это позволяет датировать находку V—IV вв. до н.э.47

Недалеко от острова Пир-Аллахи при исследовании территории на восточных склонах Апшеронской горы в 200 метрах от берега Каспия были также собраны фрагменты керамических сосудов красного и черного цвета. Наиболее интересным оказался фрагмент красного сосуда, поверхность которого украшала лепная свастика.

Свастика это один из наиболее архаичных сакральных символов — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Он рассматривается и как символ плодородия земли. Считалось, что свастика приносит счастье, когда ее концы загнуты по часовой стрелке. Если концы загнуты против часовой стрелки, то она оказывает негативное влияние.

Говоря о происхождении слова «свастика» главный жрец огнепоклонников Тегерана Ростам Анджиман указывал на то, что термин состоит из слова «су», означающее «хорошое», «благое» и из слова «астика» — «основа», «существование», «смысл жизни». Таким образом, «суастика» означает «хорошая жизнь».48

Свастика встречалась в древности у многих народов мира — в Индии, Китае, Египте, древней Руси, центральной Америке и др. Символами свастики обозначали календарные знаки во времена Скифского царства. На Кавказе оно встречается со II — I тысячелетия до нашей эры.49

Несмотря на широкомасштабные темпы освоения и хозяйственной деятельности, на территории между поселками Тюркян и Говсаны также сохранились памятники, могущие представлять значительный интерес для изучения и исследования культуры племен Апшеронского полуострова. Древнее поселение, расположенное в 6—7 км южнее Тюркян, в основном хорошо сохранился, строительные остатки просматриваются по всей площади. Здесь также с северной стороны по всему периметру, с востока на запад сохранилась каменная ограда, на отдельно выступающих плитах которого зафиксированы петроглифы. Предварительное исследование этого памятника позволяет определить его хронологию в пределах второй половины III — середины II тысячелетия до н. э. Вокруг поселения, южнее, отмечены небольшие каменные выкладки диаметром 1,5—2 м., являющиеся, по-видимому, рядовыми погребениями.50

Не менее важный интерес представляет древние каменные сооружения или мегалиты (от греч. megas — большой и lithos — камень) — доисторические памятники, предположительно культового характера, представляющие собой постройки из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Мегалитические сооружения относятся к разным эпохам. Загадка происхождения мегалитов уже давно волнует человечество. Кто был первым строителем, и с какой целью создавались эти каменные конструкции, пока неясно.

На территории Азербайджана, и в частности на Апшероне, также встречаются каменные сооружения, построенные древними обитателями этих мест. Жилые и ритуальные сооружения на Апшеронском полуострове являются образцами мегалитической архитектуры эпохи энеолита и древней бронзы. Остатки почти круглых в плане построек, предположительно ритуальных сооружений в виде площадки, огороженной крупными камнями и с нанесенными на них рисунками были обнаружены в селении Мардакян, Зиря, Тюркан, Шувелян и в Гобустане.

Впервые отдельные камни с изображениями коз на Апшероне, около поселка Зиря, обнаружил в 1948 году И.М.Джафарзаде.51 Один из обнаруженных камней сейчас находится в Музее истории Азербайджана.

В 1963 г. во время археологических раскопок в зоне поселка Мардакян и Шувелян был выявлен ряд таких древних памятников. В местности Бендусту, на небольшом песчаном холме, диаметром 70 м и высотой около 2 м, были вскрыты различные каменные постройки и сооружения неодинаковые по размерам и планам. Раскопками установлено, что это древнее поселение с различными хозяйственными и культовыми сооружениями, стены которых были воздвигнуты на сухой кладке из необработанных известняковых плит. Здесь обнаружены более десяти небольших строений круглой формы, возведенных из вертикально поставленных каменных плит. Диаметр их не превышает 3 м. Одно из них было перекрыто большой каменной плитой треугольной формы. В центре сооружения находились каменная тумба высотой 60 см, служившая подпоркой перекрытия. Внутри сооружения разбросано небольшое количество фрагментов керамических сосудов серого и красного обжига и кости животных. Простота и добротность кладки сооружений показывают, что древние племена, населявшие полуостров, обладали определенными, хотя и примитивными, строительными навыками.52

Интересно и сооружение, расположенное на южной стороне Бендусту. Для постройки его были использованы большие каменные плиты с зубчатыми завершениями.53 На каменных плитах обнаружен ряд наскальных рисунков: оленей, козлов и др. Видимо, образцом для оформления этих каменных плит были наскальные изображения в Гобустане. Большой интерес представляют изображения людей, выбитые на камнях, из которых сложены стены построек. Мужчины и женщины показаны обнаженными, в молитвенной позе.54

На камнях Бендусту археологом Г. Аслановым был обнаружен также петроглиф, посвященный ритуалу человеческих жертвоприношений, существовавший на Апшероне еще в I тыс. до н. э. Как указывает Г. Асланов, это — изображение людей, прыгающих через жертву с целью очищения. Неподалеку от прыгающих стоят те, кто уже совершили данный обряд. В верхней части петроглифа — жрец-шаман в окружении символических знаков солнца. Он изображен с поднятыми вверх руками.55 Археолог предполагает, что изображение было выполнено в соответствии с назначением данного сооружения, видимо, древнего святилища.

В этом холме обнаружено множество очагов, большое количество золы, следы костров, фрагменты керамических сосудов. Раскопки на этой территории выявили ряд предметов — каменные ступки, кремневые наконечники стрел, глиняные пряслица, железный меч и нож, а также большое количество костей различных животных: лошади, осла, быка, коровы, барана, козы, собаки, джейрана, волка, зайца, черепахи, тюленя и т. д. Указанные материалы свидетельствует о том, что на этой территории существовало древнее поселение, датируемое концом II и до половины I тысячелетия до н. э. Находки костей домашних животных свидетельствуют о том, что на Апшероне в древности обитало скотоводческое племя. Здесь жили также племена, занимающиеся земледелием, охотой, рыболовством, ткачеством, гончарным и строительным ремеслом, искусством.56

Второе поселение «Агдаш дюзи» находится на расстоянии одного километра от поселения Бендусту и представляет собой большое сооружение круглой формы, периметром более 100 м. Она состоит из вертикально и горизонтально стоящих больших каменных плит на сухой кладке. В некоторых местах имеются каменные перегородки. У южной стены сооружения открыты почти прямоугольные постройки, по-видимому, древние мастерские для изготовления каменных орудий труда, о чем свидетельствуют многочисленные каменные поделки, отщепи и осколки.57 В результате исследований было обнаружено 100 каменных глыб с рисунками и зарегистрировано более 200 изображений.58

Одним из замечательных памятников древности является изображение астрономических тел на вершине скалы в местности Умид Гайа, между поселками Бильгя и Нардаран. Эта древнейшая обсерватория на скале по богатству наскальных рисунков, изображающих солнце и различные знаки зодиака — Большую Медведицу, Змею и т.д., превосходит другие известные изображения созвездий. Наряду с указанными рисунками на скале высечена астрономическая вычислительная таблица. Наскальные изображения Умид Гайа относятся к началу эпохи бронзы.59

Недалеко от Умид Гайа, в районе мыса Амбуран (Бильгях) были обнаружены также и другие древние памятники. Здесь, под водой, на глубине 10 м были обнаружены остатки, очевидно, порта, который по сообщению средневековых путешественников, существовал здесь с XI по XVI век. Здесь между мысами под водой имеется ровно уложенная каменная гряда, бывшая, вероятно, древним молом. Возле нее были найдены три больших кованых железных якоря, а также несколько наборных каменных якорей, похожих на античные, которые обычно встречаются в Средиземном море. Со дна были также подняты черепки фаянсовой посуды, расписанной кобальтом, глазурованное блюдо, селадоновая чаша и другие древние предметы домашнего обихода.60

Другим замечательным памятником древности являются чашечные углубления. Известные науке чашечные углубления, являясь распространенной особенностью в наскальном искусстве мира, выполнены в разные времена. Они обнаружены на всех обитаемых человеком континентах и большинство их датированы средним и даже нижним палеолитом. Вблизи пещер в Гобустане находится большое количество таких углублений. В настоящее время здесь обнаружено и зарегистрировано 152 камня с 436 чашечными углублениями.61 Часто соединенные между собой желобками углубления, имеют диаметр 15—30 и глубину 6—15 см.62 Гобустанские углубления датируются, по мнению С. Ашурбейли, концом неолита до начала бронзы (т.е. в V — III тысячелетиях до нашей эры и позже).63

Аналогичные углубления выявлены и в других местах Апшерона, в частности на территории старой крепости Баку, и в окрестностях селений Гюздек, Тюркан, Нардаран и Биби-Эйбат. Путешественник Лерх в 30-х гг. XVIII века зафиксировал на острове Беюк Зиря (бывший Наргин) подобные чашечные углубления, имеющие круглую и четырехугольную формы.64

Ввиду большого разнообразия их форм, размеров и расположения существуют самые различные версии по поводу того, с какой целью они были созданы. Многими авторами они расшифровываются как астральные карты созвездий, хранилища даров для богов, как знаки направления или течения воды, как символы женского пола и т. д.

По предположениям М. Фараджева, они являлись неподвижными сосудами для сбора и хранения дождевой воды и сбора жертвенной крови животных, емкостью для приготовления ритуальной пищи, символами созвездий и т. д.65 Хотя эти версии не применимы ко всем чашечным углублениям.

Небольшие размеры некоторых чаш (вместимостью всего 1—1,5 литра) и тот факт, что отходящие от них желобки не охватывают водосборную поверхность камня, свидетельствуют о том, что данный тип «чашечных углублений» вряд ли назначался для сбора дождевой воды. На то, что эти углубления выполняли другую роль, указывает и наличие истинных ёмкостей для сбора дождевой воды, способных вместить десятки, а то и сотни литров воды и которые можно встретить на этих же участках.

Интересно отметить, что, как правило, чашечные углубления можно встретить в непосредственной близости от старинных поселений. Это особенность позволяет предположить, что чашечные углубления являются следами некоей традиции.

Чашечные углубления имеют такое же важное значение для изучения истории, как и другие археологические материалы. Возможно, они не так заметны и привлекательны, как развалины древних храмов, но они доносят до нас информацию о духовной жизни и верованиях наших далеких предков.

Следы деятельности древнего человека проявляются также и в форме чашечных знаков — полусферические выемки диаметром 2—10 см и глубиной 3 см, встречающиеся на поверхности мегалитов и отдельно стоящих каменных глыб. Они располагаются группами — на отдельном камне может быть до сотни таких чашечных выемок, и относятся к неолиту или бронзовому веку. Встречаются чашечные знаки в различных частях света. Но они еще полностью не изучены и хранят в себе множество тайн. В частности, до сих пор неизвестны цель их создания и назначение. Существующие теории не дают ясного ответа на эти вопросы, хотя отмечены некоторые общие черты каменных знаков.

Чашечные знаки можно встретить в окрестностях Баку — на Апшероне и в Гобустане. Недалеко от селения Тюркан близ Баку были обнаружены интересные чашечные знаки, высеченные на камнях. Они представляют собой группы по 9—14 чашечных выемок. Выемки расположены по кругу. Внутри круга находятся еще 2 выемки. Учитывая расположенные рядом курганы, эти знаки можно датировать II—III тысячелетиями до н. э. Аналогичные знаки были обнаружены в 1991 году в Шотландии близ города Эдинбург. Они представляют собой 9 выемок по кругу и 2 выемки внутри. Удивительно как поразительно похожи шотландские чашечные знаки со знаками, обнаруженными за тысячи километров на Апшероне.66

До сегодняшнего дня остается неясным для чего были предназначены эти знаки и частью какого ритуала они были.

Свидетельством существования древних поселений на территории, окутанной тайнами, Апшерона являются также древние захоронения, обнаруженные здесь во время этнографических и археологических обследований. Среди обнаруженных находок большой интерес вызывает, конечно же, курганные поля, выявленные в разных частях Апшерона.

Курганы являются одним из широко распространенных видов древних сооружений Азербайджана, связанные с погребальным культом местных племен. Хронологический диапазон древних курганов, обнаруженных на территории Апшеронского полуострова, колеблется от второй середины III тысячелетия до первой середины II тысячелетия до н. э. Курганы Апшерона являются не только памятниками захоронений, но и богатым источником для изучения материальной и духовной культуры древних племен Азербайджана.

Следует отметить, что курганы Апшерона имеют свои особенности. Характерным признаком является большое количество рисунков на камнях насыпей и конструкций курганов. В юго-западной части более ранних курганов располагались жертвенные камеры, встроенные в кромлех. Алтарные плиты в них порой имеют антропоморфные (человекоподобные) признаки.67 Антропоморфные стелы в конструкциях курганов говорят о существовании религиозных представлений у жителей древнего Апшерона. По предположениям, антропоморфные памятники, находящиеся в кургане, отождествляются с Богом смерти, который отправляет души умерших в потусторонний мир.

Одно из таких курганных полей был недавно обнаружен около селения Тюркан близ Баку. Здесь решено было начать раскопки. В 2003—2004 годах на этом участке были исследованы 4 кургана. Курганы расположены компактно. Камеры их вскрыты. При этом следует отметить хорошую сохранность конструкции насыпей, высота которых не более 150 см. Диаметр самого большого кургана достигает 22 метра. Вторая группа курганов расположена в 2-х км. южнее. Они имеют небольшую высоту от 40 до 60 см. и диаметр от 4 до 10 метров. На этом участке было выявлено 12 курганов. Большой интерес представляет один из курганов, имеющий форму восьмерки. Во время раскопок вначале был обнаружен кромлех — идеальный круг диаметром 9 метров, выложенный из обтесанных и плотно подогнанных камней. Вскоре у южного полюса большого круга был выявлен еще один примыкающий кромлех. Диаметр этого каменного круга около 3—5 метров [23, с. 108].68

Наконец, была раскопана большая часть холма. Курган представляет собой два каменных кромлеха, выложенных в виде восьмерки. Внутри большого круга выложен еще один кромлех, в центре которого расположены 2 антропоморфные глыбы. В верхней части одной из фигур четко просматривается голова и грудь. У изголовья каждой из фигур был установлен вертикальный камень.69 По предварительной оценке конструкция сходна с Майкопскими курганами и датируется II — III тысячелетиями до н.э.

На территории около селения Тюркан был обнаружен также курган иного типа. Обнаруженный А. Исламовым этот курган в 2003 году был частично расчищен и исследован. Он представляет собой каменный круг, в центре которого расположена каменная камера. Пространство между камерой и кругом заполнено булыжником. Центральная камера размером 1.2х0.8 м была пуста. Видимо она была разграблена ранее.70

Кроме Тюрканских были относительно изучены также курганы в селении Дюбенди. Они представляют собой группу каменных и каменно-песчаных курганов, обнаруженных в конце 1980-годов. Основу этих курганов, как и в Тюрканских, составляет круглая каменная конструкция — кромлех. В центре одного из курганов расположена погребальная комната, которая направлена по линии юг-запад — север-восток. В юго-западной части, в каменной конструкции кромлеха сооружена жертвенная камера, одна сторона которой в форме антропоморфной стелы. В жертвенной камере были обнаружены фаянсовая посуда, кости барана, каменные орудия и пепел.71 Скорее всего, здесь проводился специальный ритуал после похоронной церемонии. Исследованные захоронения позволяют датировать эти курганы III — II тысячелетием до н.э.

На Апшероне встречаются и другие типы древних захоронений. Не менее важный интерес представляет древние захоронения в виде больших тендиров. В 1946 г. сотрудник Института истории И.А.Меджидова в процессе этнографического обследования апшеронских сел встретилась со старожилами и собрала достаточное количество сведений о наличие древних могил, имеющих форму тендира. Так, например, ею, со слов местного жителя, 75-летнего Мамед Гасана Гасанова зафиксированы сведения о наличие древнего погребения в селении Маштаги. Он рассказал, что во время полевых работ в окрестностях села раскопал яму, похожую на тендир большого диаметра, на дне ямы находились человеческие кости, а рядом с ними лежало несколько глиняных кувшинов красного цвета.

Такие же сведения были получены в сел. Бузовны от 86-летнего Худабахша Ханифа оглы. Он рассказал, что в детстве он ходил к своему отцу, который в то время работал на строительстве сельской бани и рыл котлован для ее фундамента. Здесь он видел яму в форме большого тендира, которая была раскопана отцом. Внутри ямы он видел человеческий скелет. Около него стояли 2—3 глиняных красных кувшина. Было также несколько штук разноцветных бус и металлических колечек.72

Подобные архаические захоронения были обнаружены также и в самом Баку, между улицами Зяргярпалан и Муртуза Мухтарова, на месте нынешних средних школ №189 и 190. В 1888 г. при рытье котлована для фундамента Александро-Невского собора в Баку, на месте старого мусульманского кладбища были найдены древние погребения в виде каменных ящиков. Оказалось, что помимо мусульманского кладбища на этом месте было древнейшее архаическое захоронение периода родоплеменной общинной организации.

В журнале «Этнографическое обозрение» за 1904-й год говорится: «По-видимому, здесь были два кладбища, относящиеся к двум различным эпохам, так как кладбища эти расположены одно над другим; об этом можно судить по двум рядам могил, заметных на разрезе пластов и обнаженных при рытье выемки под постройку».73

В одном таком гробу даже оказался костяк женщины с длинными волосами. К сожалению, обнаруженное новое кладбище также было снесено, как и первое мусульманское. Но когда рабочие в одном месте продолжали рыть еще глубже обнаружилась подземная пещера, по форме похожая на обыкновенный тендир большого диаметра. Внутри этого «тендира», кругом у стенок были обнаружены 5—6 скелетов в полусидящем положении и перед ними небольшие глиняные горшки.74 Эта была родовая могила, дошедшая до нас из глубины веков со времен родоплеменной организация общества. Как вспоминает очевидец, «каменные гробы» представляли собой выдолбленные из целой глыбы известняка полые параллелепипеды, в которых находились кости скелета. Несколько штук их долгое время лежали в углу строительной площадки Александро-Невского собора.75

Об обнаруженной здесь могиле позже рассказывал также житель поселка Баладжары Машади Худаверди Ибрагимов, который во время строительства Александро-Невского собора в качестве рабочего участвовал в рытье котлованов. В 1946 г., во время беседы с сотрудником Института истории И.А.Меджидовой, он рассказал, что: «Здесь в процессе работ была обнаружена могила наподобие тендира. Внутри ее сохранились 6—7 человеческих скелетов. Кости лежали так, будто покойника похоронили в сидячем положении. Кости нескольких скелетов лежали по кругу около стенок могилы. Некоторые из них почти рассыпались. Перед каждым скелетом стоял небольшой чашеподобный желтовато-красный глиняный сосуд. На полу в центре могильной ямы был поставлен небольшой шероховатый камень, почти плоской формы с округленными краями. На этом камне стоял другой камень с чашеобразным углублением. Около него лежал удлиненный камень, напоминающий по своей форме пестик».76

Помимо этого, получены и другие сведения, подтверждающие наличие древних могил на месте бывшего Александро-Невского собора. М.Э.Эфенди, являвшийся одним из руководителей строительства двух школьных зданий на месте разобранного собора, в своем отчете, составленном в 1936 г., писал: «При углублении шурфа на глубине 5 м. у восточной стенки шурфа было также обнаружено древнее погребение, в котором сохранились остатки скелета человека. Кроме того, в этой могиле был обнаружен глиняный кувшин округлой форм, высотою около 15 см., в котором была земля с органическими остатками».77

Рассказывая об этих погребениях, С. Ашурбейли утверждает, что эта могила, также, как и могилы в селении Маштаги и Бузовны относятся к более раннему периоду, так как обряд погребения не укладывается в нормы мусульманской и христианской религии. По-видимому, на холме, где впоследствии вырос город Баку, было расположено древнее поселение, а отмеченное место погребений в 150—200 м. от холма было кладбищем.78

Архитектор Д. Ахундов же считает, что апшеронские «священные» огни были популярны и вполне возможно, что большое количество паломников из стран Средней Азии хоронило на этом месте своих земляков, соблюдая древний ритуал захоронения. Относились ли каменные ящики к маздаизскому периоду или к эпохе ранних огнепоклонников, все равно они были захоронены в очень отдаленный период истории.79

Рассматривая все эти вышеуказанные материалы, свидетельствующие о жизни, быте, материальной и духовной культуре древнейшего человека, жившего в эпоху каменного века на территории Апшерона, можно с уверенностью сказать, что территория старой крепости Баку была также обитаема за много веков до нашей эры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Баку – память, запечатленная в камнях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850, с.5

2

Щеблыкин И. П. Памятники Азербайджанского зодчества эпохи Низами. Баку, АзФАН СССР, 1943

3

Велиев С. Древний, древний Азербайджан. Баку, 1987

4

Babaxanov R.Ə. Qobustanı gəzərkən. // «Azərbaycan abidələri» elmi-kütləvi məcmuə, Bakı, 1984, №1, с.51—52

5

Рустамов Д., Мурадова Ф. Памятники Гобустана. Б., 1986, с.7—8

6

Рустамов Д., Мурадова Ф. Наскальные изображения Гобустана. // Журнал «Археология и этнография Азербайджана», 2003, №2, с.25

7

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.99

8

Дубровский Д. К., Грачев В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2011, с.97

9

Дубровский Д. К., Грачев В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2011, с.97

10

Гаджиев Д. В., Рустамов Д. Н. Рисунки рыб в наскальных изображениях Гобустана. Баку, 1987, с. 35—44

11

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.16

12

Бурчак-Абрамович Н.О, Верещагин Н. К. Рисунки на скалах гор Кызыл-кум и Кичик-даг в Кабристане. // Доклады Академии Наук Азербайджанской ССР, 1947, №5

13

Рустамов Д., Мурадова Ф. Памятники Гобустана. Б., 1986, с.14

14

Rzayev N.İ. Əcdadların izi ilə. Bakı,1992, с.82

15

Rzayev N.İ. Əcdadların izi ilə. Bakı,1992, с.82

16

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.22

17

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.22

18

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.190

19

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.19

20

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.21

21

Бурчак-Абрамович Н.О, Верещагин Н. К. Рисунки на скалах гор Кызыл-кум и Кичик-даг в Кабристане. // Доклады Академии Наук Азербайджанской ССР, 1947, №5, с.229

22

Дубровский Д. К., Грачев В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2011, с.97—98

23

Rasim Əfəndi. Azərbaycan incəsənəti. Bakı, 2007, с.12

24

Джафарзаде И. М., Наскальные изображения Кобустана (Азербайджанская ССР). // В сб.: Археологические исследования в Азербайджане, Баку, 1965, с.35

25

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.17

26

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.18

27

Джафарзаде И. М. Гобустан. Наскальные изображения. Баку, 1973, с.53

28

Джафарзаде И. М. Об археологических работах Института истории им. А. Бакиханова АН АзССР. // Известия Академии Наук АрмССР. Серия общественные науки, 1950, №12, с.100

29

Cəfərzadə İ.M. Qobıstan qayalarında təsvirlər. Azərbaycan tarixinə dair materiallar. // Azərbaycan Tarixi muzeyinin əsərləri. Bakı, 1957, cild 2, с.101

30

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.30

31

Тумбиль П. Х. Римская надпись I века н. э., обнаруженная в пределах Азербайджана (Кабристан). // Доклады АН АзССР, 1948, т. IV, №7, с.313

32

Исмаилзаде Г., Расулова М. Латинская надпись из Гобустана: отражение международных отношений и роли Баку на «Дербентском пути». // «Роль Баку в международных многосторонних взаимосвязях Азербайджана» Третий Бакинский международный симпозиум. Баку, 1997, с.147

33

Верещагин Н. К. Записки палеонтолога. Петроглифы и животный мир Гобустана в начале нашей эры. Ленинград, 1981

34

Пиотровский Б. Б. Археология Закавказья (с древнейших времен до I тысячелетия до н. э.). Ленинград, 1949, Курс лекций. лекция вторая: палеолит.

35

Верещагин Н. К. Записки палеонтолога. Петроглифы и животный мир Гобустана в начале нашей эры. Ленинград, 1981

36

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.21

37

Пахомов Е. А. Об осмотре места находки кремневого ядра у зыхского озера. // Известия АзФАН СССР, №2. Баку, 1938, с.39—40

38

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.22

39

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.22

40

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.73

41

Насибов Ф. Наскальные рисунки Апшерона.

42

Алиев И. Из истории селения Гала Абшерона. // журнал «Археология Азербайджана», 1999, №1—2, с.39

43

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.25

44

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.90—92

45

Ашурбейли С. Б. О датировке возникновения города Баку. // Доклады Академии Наук АзССР, том XVII, №3, 1961, с.254

46

Разумов Г. А., Хасин М. Ф. Тонущие города. Москва, 1991

47

Каджар Ч. Старый Баку. Баку, 2007, с.12

48

Rzayev N.İ. Əcdadların izi ilə. Bakı, 1992, с.80

49

Насибов Ф. Свастика как символ Солнца.

50

Алиев И. Н. Итоги полевых работ на Апшероне в 2004 году. // Материалы научной сессии, посвященной археологическим и этнографическим исследованиям, проведенных в 2003—04 гг. Баку, 2005, с.108

51

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.190

52

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.70—72

53

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.72

54

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.24

55

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.23

56

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.24—25

57

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.70

58

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.191

59

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.24

60

Разумов Г. А., Хасин М. Ф. Тонущие города. Москва, 1991

61

Фараджева М. Чашечные углубления Гобустана. Баку, 2007, с.101

62

Джафарзаде И. М. Древне-латинская надпись у подошвы горы Беюкдаш. // Доклады АН АзССР, 1948, т. IV, №7, с.304

63

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.23

64

Фараджева М. Чашечные углубления Гобустана. Баку, 2007, с.102

65

Фараджева М. Чашечные углубления Гобустана. Баку, 2007, с.102—106

66

Насибов Ф. Чашечные знаки (cup-marks).

67

Алиев И. О связях древних племен Апшерона. // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). М., 1996

68

Алиев И. Н. Итоги полевых работ на Апшероне в 2004 году. // Материалы научной сессии, посвященной археологическим и этнографическим исследованиям, проведенных в 2003—04 гг. Баку, 2005, с.108

69

Насибов Ф. Курганы Апшерона.

70

Насибов Ф. Курганы Апшерона.

71

Ибрагимов К. Археолого-этнографический музейный комплекс Гала. // Журнал «İRS-Наследие», 2012, №58, с.35

72

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.92

73

Археологические раскопки в Баку. // Журнал «Этнографическое обозрение», 1904, №2, с.226

74

Тер-григорьян Т. И. Из далекого прошлого г. Баку. // Известия АзФАН СССР, Баку, 1943, №7, с.81

75

Пашазаде Э. М. Мечети и церкви старого Баку. В 2-х частях, часть 1—2, Баку, 1997, с.14

76

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.92

77

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.93

78

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.29

79

Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекогого Азербайджана. Баку, 1986, с.33

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я